Литературно – историческая композиция,

Посвященная 75-летию ХМАО-Югры

«Земля моя - Югория»
Разработала:

преподаватель истории

Н. И. Гареева
Цель: Воспитание гражданственности и патриотических чувств подрастающего поколения.

Привитие любви к родному городу, к родному краю, к своему Отечеству.
Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей родного края, с людьми издревле проживающими на территории ХМАО-Югры и людьми, которые стояли у истоков освоения севера.

  2. Познакомить учащихся с литературным наследием поэтов земли Югорской, с народными предметами, с внутренним миром хантов и манси.

  3. Показать многообразие природы сурового севера. Всколыхнуть в ребятах желание сохранить природу первозданной (экология природы, «экология души»).


Оформление зала:

  1. Выставка «Одежда хантов и манси»;

  2. Выставка краеведческих материалов о земле Югорской;

  3. Выставка хантыйских изделий из бисера;

  4. Плакаты с высказываниями и афоризмами о любви к Отчеству.


Оборудование:

  1. магнитофон;

  2. видеомагнитофон;

  3. телевизор;

  4. костюмы для танца народного севера;

  5. бубен шамана;

  6. Большая ягода-морошка (рисунок).


Музыкальное оформление:

  1. 2 видеофильма о Еремее Айпине.

  2. Видеофильм о Радужном.

  3. Видеофильм «Малые города России».

  4. Аудиозаписи хантыйских мелодий (для сопровождения легенды о Кукушке; чтения стихов; исполнение танца).

  5. Фонограмма песни о Радужном.



1 ведущий:

Я родины себе не выбирал,

Она как жизнь, дается от рождения,

Мне стала вьюжная суровая Югра

Отечеством, той точкой становления,

Откуда в жизнь шагнул и где иду

У всех, как свечка в юрте, на виду.

Я Родины себе не выбирал …
(включение видеозаписи о Югорской земле)
2 ведущий: 5 тысяч лет назад вблизи того места, где стоят теперь наши дома, пролегала тропа первых людей Западной Сибири. Далекие предки хантов и манси ходили по той тропе, одетые в звериные шкуры, вооруженные палками с костяными наконечниками. К реке они несли рыболовные спасти, сплетенные из корней деревьев и прутьев молодого тальника.
1 ведущий: Они уже знали огонь, умели строить жилища, охотились на мамонтов, питались мясом, рыбой, ягодами, плодами деревьев, знали целебные травы. Они верили в чудеса: по их представлению, человек никогда не исчезает бесследно. Он только может превратиться в птицу, зверя или красивое дерево, а они-то вечны на земле. Потому-то и жили тогда недалеко от наших домов племена, которые именовали себя лебедями, соболями, лисами, ястребами, кедрами, случалось, когда ястребы напали на лебедей, лисы на соболей.
2 ведущий: Они говорили на языке, который теперь никто не знает, объяснялись жестами, звуками. Но они уже умели радоваться, страдать, любить и ненавидеть.
Стихотворение Ювана Шесталова
В долгие зимние ночи дедушка сказывает мне сказки

, обращаясь ко мне, говорит:

- Кайо! Вот пройдет твое беззаботное,

Как у собаки лайки детство.

Встретишься с юностью.

Юность познакомит тебя с грустью.

- А зачем мне грусть?

- О, затем, чтобы твоя душа

Не превратилась в легкое облако,

Которое может развеять любой ветерок…

Она придет затем,

Чтобы показать тебе землю и её печали.

Знай, внучек, - кто не испытывал печали,

Не знает лица радости…

Откроется перед тобой дорога, иди!

В дороге – радость познания.

Увидят глаза красоту – задумайся.

Знай, красота – друг размышляющих.

Слушай пенье малой пташки и титана тайги – глухаря.

Слушай шелест слабой травки и могучего кедра.

Слушай волнение реки.

И свирельное журчанье таежного ручейка.

Слушай: красота принадлежит служащим.

Наблюдай, как рыбак вынимает из сети рыбу,

Как охотник выводит звуки вещих слов:

Красота открывается наблюдающим.

Восславь большое дерево, подарившее тебе орехи.

Воспой большую реку, подарившее тебе большую рыбу:

Красота радует восхваляющим.

Найди во взоре своем теплые струи света.

Взгляни на мир добрым взглядом большого сердца;

Красота награждается жаждущего истиной красотой!

Ликуй, по-человечески ликуй,

Если тебя коснется благословение красоты!

Тогда все твои сомнения, печали уйдут в тень

И в тебе победит Человек.

И ты заново родишься.

Иди по дороге жизни, ищи Человека.

Ищи себя!
1 ведущий: Над землей над нашей Сибирью, пронеслись века и тысячелетия, прежде чем из тех первых людей сформировалась народность, близкая к современным хантам и манси.
2 ведущий: Их называли по-разному. Почти тысячу лет назад новгородские промышленники, проникшие в Сибирь по соболиному следу, именовали местных жителей юграми. Потом так же стала называться огромная территория на севере Уральских гор и в Западной Сибири. «Страна Югория», «Обновленная Югра» - говорим мы сейчас и не подразумеваем, что слову «югра» уже десять веков. Вот какое оно старое. Кстати сказать, и Уральские горы когда-то назывались Югорскими.
1 ведущий: Позже коренных жителей зауральской тайги и лесотундры стали называть остяками и вогулами, а потом, с начала тридцатых годов нашего столетия, они превратились в ханты и манси. Трудно объяснить причину новых и новых названий одного и того же народа, но как бы там ни было, этот народ является первым и древнейшим в Сибири.
2 ведущий: На протяжении веков складывались быт и культура народов Севера, их отношения с окружающей природой…
(включение записи о жизни народов Севера и сибирской тайги).
1 ведущий: Молчалива, сурова и таинственна сибирская тайга, бескрайние болота, бережные водные просторы, полярная ночь, сильнейшие морозы, вьюги, штормы. Уже сама жизнь в таких условиях – настоящий подвиг. А ведь надо было не просто жить, а каждый день добывать себе на пропитание. Смелые и выносливые народы – ханты и манси. Через века и невзгоды они перенесли в своем сердце безграничную любовь к своему краю. Вся жизнь этого народа – яркий пример того, как надо строить человеку свои отношения с окружающим миром. Кто не желает следовать мудрому древнейшему опыту, тот может быть жестоко наказан.
Легенда из книги Еремея Даниловича Айпина «Ханты»
… И настало утро отъезда Вверх. Человек, повернувшись по солнцу и окинув долгим взглядом землю, на которой родился и жил до сегодня, тронул поводок. И караван, ведомый им, неспешно, по наклонной, словно в гору, стал подниматься Вверх.

Накануне он сказал жене, чтобы все, без чего можно обойтись, она отдала людям, остающимся на земле, но та не послушалась и все сложила в последнюю нарту каравана. Когда пришло время отъезда, она тронула своего вожака. Но вдруг все нарты резко дернулись. Последняя нарта, в которую были впряжены два крепких быка, не могла оторваться от земли.

Изогнув мощные спины, быки делали отчаянные прыжки. Медленно тяжело, но они все же поднимали нарту в небо. Скачок, еще один скачок, лопнули постромки – ремни. Нарта с небесной высоты врезалась в мерзлую землю. Небо не могло принять нарту с лишними вещами…
2 ведущий: Ханты-мансийская легенда учит: нельзя в дальний путь, называемой жизнью брать лишнее. Надо, чтобы все дела и помыслы были чистыми и бескорыстными. Чтобы детям своим оставить ничем не запятнанный след.

1 ведущий: Жизнь местных северян всегда интересна. В ней много драматических событий, кровопролитных сражений. На Югорские и остяцкие городки и поселения много раз обрушивались разного рода завоеватели. Доведенные до отчаяния народы не раз брались за оружие и смело выступали против своих эксплуататоров.

2 ведущий: В обстановке безжалостного грабежа, колониальных насилий, произвола купцов, князей, разного рода чиновников, северный народ сохранил свои лучшие традиции, обряды, ритуалы, свои культуру и быт.
(включение видеозаписи о традициях, обрядах, ритуалах северных народов)
1 ведущий: Давным-давно остяки, или. Как теперь мы их называем ханты, жили родами. Каждый такой род состоял из нескольких семей, связанных между собой единством происхождения и родственными связями. Среди семей крепко держалось патриархальное устройство, которое поддерживало в народе согласие, нравственность и чистоту нрава.

2 ведущий: В каждом роду всегда царили дружба и верность обычаям. Сильный всегда помогал слабому, здоровый – больному, молодой старому. Там, где не было нищих, никто не просил милостыни. Ясно, что в таком обществе почти никогда не было преступлений.

1 ведущий: В наше время в Нижневартовском районе регистрировано 19 стойбищ, остальные же существуют нелегально. Резервных земель общего пользования тоже не осталось.
(включение видеозаписи о людях, исконно проживающих на территории округа.)
2 ведущий: А в Варьегане проживают пять народов:

1) АЙПИНЫ – хантыйский род БОБРА (МАХИ). В этот род входят и обские ханты, например, Лисмановы, Канюковы и др.
1 ведущий: 2) САРДАКОВЫ – хантыйский род ЛОСЯ (НЕХ). Он делится на три ветви по месту проживания: на реке Аган; около устья Ягуръяха; на вершине Ягуръяха.
2 ведущий: 3) АЙВАСЕДА – ненецкий народ. Поклоняющийся БОГУ ЩУКИ (пытлянг кахэ). Живущий на реке Варьеган, по – ненецки - ПЯШИТА, что означает «без деревьев». К роду АЙВАСЕДА с 30-х годов примыкает ТЕТ и ВЭЛЛА.
1 ведущий: 4) ИУСИ проживают по реке АМПУТА, на вершине р. Варьеган, тоже относятся к роду БОБРА (МАХИ), как и АЙПИНЫ.
2 ведущий: 5) КАЗАМКИНЫ – хантыйский род МЕДВЕДЯ (ПУПИ). Живут от устья р. Ампута и дальше по правому берегу р. Аган.
1 ведущий: К началу 18-го века было в основном завершено обращение остяков в христианскую веру. На протяжении многих десятилетий в каждом остяцком роду был свой Торум, свой Бог. Про него говорили, что он всюду следит за человеком, от него не укроется ни плохое, ни хорошее, каждому человеку он воздаст по заслугам.
(включение видеозаписи о духовной жизни хантов и манси)
2 ведущий: У Верховного Бога – НУМ ТОРУМ - есть дети, дочери и сыновья. Тоже Боги, ведают разными делами. Есть главные Боги. Есть местные Боги и Богини. Это хозяева и хозяйки рек и озер, урманов и гор. У каждого Бога своя история, своя легенда, своя жизнь. Каждый за что-то отвечает. Разве это плохо, если за жизнью одной реки или одного урмана следят сразу два хозяина – Бог и человек!
1 ведущий: у реки Аган, считают ханты, душа похожа на изгиб реки, она дружит с рекой Тром – Аган. Богиня реки – Аган – Ими. Все люди почитают ее. Хантыйское предание рассказывает, как поучал Обь – Старик еще молоденькую Аган: «Дочь моя, охраняй свои берега. Они существуют для того, чтобы Белый Ягель копил силу для оленьего взгляда, чтобы Красная Белка выкармливала в Кедровом Дупле свой выводок, чтобы Иглою Владеющая Женщина всегда шила для своих дочерей – сыновей Белые Кисы и Белые Рукавицы, чтобы под лыжами Удачливого Юноши всегда было бодрое скольжение … »
Хантыйский танец
2 ведущий: Своеобразны и интересны народные приметы. Если кукушка раньше грома прилетит, то будет рыбный год, если гром раньше – нерыбный. А вы знаете легенду про кукушку? Эту легенду записал Юрий Вэлла от своей бабушки Нэнги. Послушайте…


Легенда о кукушке
Давным-давно, в жаркий день, такой же жаркий, как сегодня, на берегу нашего живуна, только далеко-далеко в верховье, жила в берестяном чуме ленивая девочка с красивой мамой. Девочка качала в берестяной люльке тряпичную куклу и напевала усыпительную песенку. Мать была занята шитьем. На коленях у нее лежал недошитый тянт для дочери, а на тои для дочери, а на том тянту – доска, на которой она осторожным ножичком вырезала из меха нарядный орнамент «заячьи ушки». Умелые ручки женщины работали ловко, а крайний палец прижимал к соседнему проворную иголку с жилкой.

Но вдруг стала распаляться в маме жажда.

- Доченька, во рту пересохло, принеси попить.

- Ага, … - не подняв головы, отозвалась дочь, но продолжала заниматься своим делом.

- Доченька, игла меня не слушается, жажда томит, сбегай за водой.

- Ага, сейчас … - откликнулась ленивая дочь, но опять не сдвинулась с места. И вдруг что-то странное и непонятное стало твориться с мамой.

- Доченька, руки твои проворны, ноги твои быстры, а я не могу отложить, хвоинки к нему пристанут, пылью покроется, принеси речной воды, что-то горло мое сужается, что-то руки мои укорачиваются.

- Погоди, мамочка …

- Доченька, что-то туловище мое сжимается, что-то лицо мое уменьшается, что-то ноги мои тонкими становятся, что-то язык мой колотиться стал, как бы мне в птицу не превратиться, принеси мне любой воды, хоть из речки, хоть из озера.

А непослушная дочка на просьбу матери молча перепеленывала тряпичную куклу, которая не умела плакать, которая не хотела есть, которая никогда не просила пить.

- доченька, что-то руки мои пухом покрываются, что-то тело легким становиться, что-то голос мой по птичьи хочет звучать, а губы мои в клюв превращаются, хкук …, что-то в мыслях я на дерево хочу взлететь, хкук-ку! В последний раз тебя прошу: принеси мне водицы, очень пить хочется.

- Ну погоди, мамочка. Дай в люльке куклу зашнурую.

Не дождалась мама ленивую дочь и взлетела птицей; на нижний сосновый сук, а недошитый тянтку упал на землю, в серую пыль. И запела с дерева уже не красивая женщина, а неприглядная маленькая серая кукушка; «Хкук-ку! Хкук-ку!».
И полетела кукушка.

Оглянулась девочка, вскочила на ноги, отбросила в сторону ненужную тряпичную куклу и побежала следом за мамой; «Мамочка. Мамочка, не улетай, я тебе пить принесу!»

Она схватила берестяное ведерко. Зачерпнула из живуна прохладной воды и, выплескивая ее на свои ноги, побежала в лес за кукушкой. А впереди нее звенело, постепенно удаляясь, жалобное6 «Хкук-ку! Хкук-ку! Хкук-ку!...». Потом это кукование перенеслось на болото и все дальше и дальше. Долго бежала плачущая девочка, перепрыгивая с кочки на кочку. Потом она остановилась, прислушалась, но кукование уже раздавалось во всех сторон, и вдалеке, и вблизи. Села девочка на болотную кочку и горько зарыдала. Туловище ее стало сужаться и превратилось в стебелек; вздрагивающие плечи ее превратились в крупные зеленые листья; голова ее превратилась в тяжелую ягоду, лежащую на лепестках – ладонях. Так стала ленивая девочка болотной морошкой …
1 ведущий: Хант никогда не заблудиться в самой дремучей тайге, не собьется с пути в любую непогоду. Он прекрасно ориентируется по звездам, солнцу; север и юг всегда укажут ему ветви деревьев. Он по-своему определяет расстояние, умеет сократить его, ловко обходя речные излучины и петли. В тайге, на берегу реки, у озера он чувствует себя, как дома.
(включение видеозаписи о хантыйский охотниках)
Стихотворение Ювана Шесталова

«Земля, моя земля!»
… Земля, моя земля!

Тебя увижу я –

И новую струну

Нежданно шевельну,

И в дрожи той струны,

Как в глубине глубин,

Услышу шум волны

Разлившейся Оби.

И, Солнца золотой,

Сверкнет далекий плес!

И лепет лебедей,

И звонкий смех берез!

И этою струной

Звенит весь край родной!
Песня о Радужном
2 ведущий: На севере Нижневартовского р-на находится центр нефтедобычи – г. Радужный (47 тыс. жителей). Он находится в пойме реки Аган. Издавна здесь жили коренные северяне – ханты и ненцы. Здесь были их родные стойбища. Они пригоняли оленей и пасли их на ягельных пастбищах.
1 ведущий: В 1973г. сюда была направлена первая группа строителей из 12-ти человек от треста «Нижневартовскстрой».
(включение видеофильма «Малые города России»)
2 ведущий: вначале поселок называли Ягельный, но затем по результатам проведенного конкурса выбрали название будущего города - Радужный. Разноцветье палаток и частые в том году радуги над Аганом и послужили основанием для рождения такого поэтического названия.
1 ведущий: В этом году мы отметили 20-летие нашего города. Города, который стал нам близким и дорогим, так как многие из нас уже родились здесь.
(включение видеофильма о Радужном)
2 ведущий: и в честь этого, пока еще небольшого юбилея, юная жительница нашего города Ирина Гареева написала такие стихотворные строчки …
Стихотворение о Радужном.

Городу Радужному посвящается …
Раньше были здесь болота

И летали вертолеты.

Человек в зеленой робе

Отдавал приказ:
Надо город здесь построить,

Чтоб красив он был и молод,

Чтобы каждому стал дорог,

Как родной очаг.
Город Ягельный – решили

И на конкурс поспешили.

Но придумал кто-то мудрый

Город Радужным назвать.
Ты растешь, как будто в сказке;

Высятся многоэтажки

Ярким разноцветьем краски,

И цветы вокруг.
Ты мне близок стал и дорог,

И тебя милее нет.

Славься, Радужный, мой город

- Ведь тебе уж 20 лет!
1 ведущий: Мы, живущие на этой земле, должны помнить – великие мастера и неутомимые труженики обживали наш некогда дикий край. И как благодарны мы должны быть за то, что на протяжении веков они хранили для нас эту землю. И делали они это, конечно, не для того, чтобы пришельцы разорили ее за 2-3 десятилетия…
(включение видеозаписи об экологической ситуации, сложившееся в округе)
Стихотворение Ювана Шесталова
Ты – романтик?

Иль пришел

Ради длинного рубля

В заполярный край большой,

Где промерзла вся земля?
В звонком звездном серебре

Плавно кружится тайга…

А сумеешь ты согреть

Эти мерзлые снега?
Эй, пришелец,

Отвечай,

Кто ты, чтоб преобразить

Этот мир и этот край,

Где не всякий может жить!
Если к сердцу не дано

Крикнуть подвигу:

«Даешь!» -

Обходи нас стороной,

Только Север не тревожь!
Той гармонии не тронь

Неба, Солнца и Земли,

Что ласкает мне ладонь

И раскинулась вдали!
Убирай в хлеву навоз

И чужие жри хлеба –

До сиянья светлых звезд

Не поднимается судьба
У того, кто измельчал,

Стал душой, как рыхлый снег,

У того,

Кто по ночам

На копейки мерил век!
Забирайся в самолет,

Улетай к своей судьбе –

Сам хозяина найдет

Север доблестный

Себе!
(включение видеозаписи о красоте Югорской земли)
2 ведущий: хочется, чтобы вы послушали хантыйский эпос – эту народную мудрость – обращение к нам, живущим на этой Югорской земле…
… И теперь наказ хочу людям дать:

Все живое – живущим навек отдать,

Все, что в водах,

Пусть плавает вечно,

Звери, птицы пусть носятся бесконечно.

На земле не тревожьте их, люди,

Сохраните природу навечно.

Да живет и хранится природа!

Не дарите внукам печали,

Подарите потомкам землю,

Непорочную, как вначале.
Песня о Югре

страница 1


скачать

Другие похожие работы: