Необходимость изменения закона о защите конкуренции

Российская антимонопольная политика находится в глубоком кризисе. Федеральная антимонопольная служба возбуждает ежегодно 10 тыс. дел – больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Огромный вал дел либо не улучшает конкуренцию, либо даже ухудшает ее, поскольку до 80% дел возбуждается против малого и среднего бизнеса (за исключением дел против органов власти). Таким образом, российское антимонопольное законодательство нуждается в коренной модернизации.

Четвертый антимонопольный пакет грозил еще большими проблемами для среднего бизнеса, особенно инновационного – ФАС хотела отменить иммунитеты от антимонопольного преследования для обладателей правами на интеллектуальную собственность, что делало бы любого изобретателя монополистом и нарушителем, вводилось регулирование торговых практик – а по сути избирательное регулирование ФАС коммерческой деятельности бизнеса, еще более размывалось понятие картеля.

В пятом антимонопольном пакете, размещенном для оценки регулирующего воздействия 25 декабря 2012 г., ФАС России отказалась от идеи регулировать торговые практики и от функции ведения реестра компаний, имеющих долю на рынке свыше 35% (почти 2/3 этого Реестра – опять же МСП).

Однако этих изменений недостаточно для преодоления кризиса российской антимонопольной политики. Если пятый антимонопольный пакет будет принят в представленной 27.02.2014 ФАС России редакции, то антимонопольная политика по-прежнему будет работать против, а не за конкуренцию: преследование малого и среднего бизнеса сохранится

Для этого необходимо:

1. Дополнить пятый антимонопольный пакет пунктами, направленными на выполнение поручения Правительства ДМ-П13-4698 от 4 июля 2013 г. и рекомендаций ОЭСР, которые ФАС пока почти полностью игнорирует, в том числе:

  • ввести общепринятые в мире «иммунитеты» (де минимусы) от антимонопольного преследования для малого и среднего бизнеса

  • признать допустимыми все виды соглашений (за исключением ценовых картелей и сговоров на торгах) для компаний с небольшой долей рынка;

  • отменить возможность возбуждения дел по злоупотреблению доминирующим положением в виде ущемления интересов отдельных юридических лиц − ФАС должна защищать конкуренцию, а не отдельных конкурентов;

  • законодательно закрепить необходимость экономического анализа в каждом решении ФАС и его обязательной публикации. Сейчас анализ присутствует лишь в 2% решений, а размещаются на сайте не более трети решений ФАС;

  • отказаться от предварительного контроля за сделками экономической концентрации, не ограничивающими конкуренцию (приобретение активов свыше 1 млрд руб., все без исключения сделки внутри группы лиц и т.д.);

  • дать в ст. 4 Закона № 135-ФЗ четкие и недвусмысленные понятия «картель», отделив его от понятия «горизонтальные соглашения» - не все горизонтальные соглашения должны быть уголовно наказуемыми деяниями;

  • законодательно установить, что внеплановые проверки проводятся только после возбуждения дела, повысить права юридических лиц при проверках.

2. Исключить из пятого антимонопольного пакета новации, не имеющие отношения к «дорожной карте», рекомендациям ОЭСР и поручению Правительства ДМ-П13-4698 от 4 июля 2013 г., в том числе:

• не отменять «иммунитеты» от антимонопольного преследования для интеллектуальной собственности;

• не распространять на компании-доминанты регулирование естественных монополий в виде установления для них правил недискриминационного доступа;

• не вводить контроль за соглашениями о совместной деятельности аналогично контролю слияний;

• не лишать возможности получения государственных преференций (субсидий) мультипродуктовые компании.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: