Якимов И.А

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАМЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времён. Без передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, без вовлечения молодёжи в социальные отношения невозможно развитие общества. Воспитание как социальное явление было и остаётся объектом изучения, предметом многих наук.

философия

социология

этнография

психология

теория

изучает онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и ценностях воспитания

изучает социальные проблемы развития личности

рассматривает закономерности воспитания у народов мира

выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей

раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы


Многие современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий детского развития: психоаналитической, когнитивной, поведенческой (бихевиористской (генетической), социоэнергетической (культурно-родовой), гуманистической (Ж.-Ж. Руссо, А. Маслоу, Э. Берн, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили).

В современной педагогике можно выделить два основных подхода к определению понятия "воспитания". Согласно первому ребёнок является объектом педагогического процесса (на первый план выступают внешние воздействия, формирующие личность). Для определения воспитательного процесса здесь фигурируют методики управления и воздействия на личность. Результатом такого воздействия должна стать гармонично и всесторонне развитая личность в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Второй подход отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества. Влияние гуманистических философских учений привели к рождению новой педагогической парадигмы, в которой ребёнок признаётся главной ценностью в педагогическом процессе, осознаются, признаются и получают возможность реализоваться его способности и права на

САМОРАЗВИТИЕ,

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ,

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ,

САМООБРАЗОВАНИЕ,

САМОУПРАВЛЕНИЕ.
При таком подходе источниками воспитания являются:

- культура общества (определяет характер, цели и содержание);

- культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник.

Эти два источника создают насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создаёт условия для её самореализации.

Воспитание творит культуру личности ребёнка. В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслима духовно развитая личность.

Содержание базовой культуры складывается из следующих составляющих:

- культуры жизненного самоопределения,

- интеллектуальной культуры,

- физической культуры,

- культуры общения,

- культуры семейных отношений,

- экономической культуры,

- политической культуры,

- правовой культуры,

- экологической культуры,

- художественной культуры,

- культуры труда и т.д.
При каких же условиях мы можем помочь сформироваться (не сформировать) культуре личности в рамках гуманного учебно-воспитательного процесса? При условиях:

- безоговорочного принятия ребёнка и устойчиво положительного отношения к нему,

- проявления уважения к личности и поддержании чувства

собственного достоинства в каждом,

- осознания и признания права личности быть не похожей на других,

- предоставления права на свободу выбора,

- оценки не личности ребёнка, а его деятельности, поступков, владения способностью чувствовать (эмпатия) каждого ребёнка, смотреть на проблему глазами конкретного ребёнка, с его позиций,

- учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей ребёнка (тип его НС, темперамент, особенности восприятия и памяти, особенности мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д.).
Формы реализации концепции воспитательной модели школь


элемент базовой

кУльтуры

форма работы

интеллектуальное воспитание


- уроки по предметам,

- предметные недели,

- окружные и городские олимпиады,

- интеллектуальные марафоны,

- научно-практические конференции,

- страноведческие проекты,

- интерактивный форум старшеклассников,

- беседы на классных часах,

эстетическое воспитание


- уроки изобразительного и музыкального искусства,

- уроки хореографии,

- занятия в театральной студии,

- театрализованные программы проектов,

- участие в творческих (художественных, музыкальных и

театральных) конкурсах и фестивалях

- посещение театров, художественных музеев, выставок,

- концерты артистов Филармонии,

- музыкальная гостиная,

- театральные салоны,

- "Золотой промофон",

- путешествия,

- беседы на классных часах,

Физическое воспитание


- уроки физической культуры,

- занятия в спортивных секциях (бассейн, аэробика, футбол, спортивные игры),

- походы,

- проведение спортивных марафонов,

- участие в спортивных соревнованиях (округ и город),

- Зимние Олимпийские игры,

трудовое воспитание

-уроки труда,

- занятия в кружках выжигания и мягкой игрушки, практическая работа при подготовке проектных работ (стенды, папки, конструирование)

эколого-валеологическое воспитание

- уроки естественного цикла,

- ежегодная выставка домашних животных,

- ученическая экологическая конференция,

- экологические экскурсии,

- посещение музеев соответствующего профиля,

- участие в конкурсах, проектах и марафонах,

-День Земли,

- Ток-шоу по проблемам здоровья и экологии,

культура общения

- общение с учителями и сотрудниками школы,

- общение внутри ученического коллектива,

- уроки психологии общения,

- ежегодный пикник,

- Клуб выпускников,

- Клуб "Под знаком Зодиака",

- Ток-шоу "Акуна-Матата",

- интерактивный форум старшеклассников,

- День святого Валентина,

- День Благодарения,

- праздник Последнего звонка,

- участие в Благотворительных акциях,

- беседы на классных часах,

патриотическое воспитание

- традиции школы,

- принятие кодекса чести,

- изучение личности ребёнка и его семьи (семейные реликвии, профессии членов семьи, вклад моей семьи в дело победы),

- Деревоград (экологические экскурсии, поэзия на фоне природы),

- "малая Родина" (история Юго-Запада, Тропарёво, история школы),

- изучение жизни знаменитых земляков,

- памятные места ВОВ (экскурсии, Web-сайты,

- "История великой Победы глазами учащихся школы),

- конкурс стихов и инсценированной военной песни,

- беседы на классных часах

культура жизненного самоопределения

- профориентационная работа,

экономическая, политическая и правовая культура

- уроки истории, права


Системообразующим элементом в реализации воспитательной модели является классный руководитель. В силу особенностей нашей школы многие формы деятельности классного руководителя, понимаемые в прежнем смысле не приемлемы у нас и потому подверглись реконструкции. Его функционал можно свести к трём направлениям:

- аналитическое (изучение индивидуальности учащихся, анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности, анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка);

- оранизационно-координационное (организация разнообразной

деятельности детей, информационная связь с родителями, работа с малым

педколлективом, индивидуальная работа с каждым членом своего класса);

- коммуникативная (установление межличностных отношений между детьми и взрослыми, отношений между учителями и учащимися).

Воспитательная система школы проходит три основных этапа развития:

- становление,

- отработка системы,

- окончательное оформление системы.

Направления работы по формированию базовой культуры личности наших воспитанников вырабатывались в течение нескольких лет. Выбор форм работы (мероприятий) для реализации воспитательной программы школы также был процессом длительным. На этапе становления воспитательной системы происходил процесс предложения детям значимых и продуктивных, с точки зрения педагогов, мероприятий, которые традиционно использовались при воспитании. Не все предложенные формы работы были приняты учащимися. Мало востребованными с точки зрения активности самих участников воспитательного процесса оказались лекции, сообщения, рассуждения о правилах поведения. Дети отвергали пассивную форму приобщения к культуре. На данном этапе работы активной формой осуществления обратной связи с учащимися стало анкетирование. Мы предлагали ребятам поделиться с нами своими пожеланиями, предложить свой взгляд на проводимые мероприятия. Общение с воспитанниками позволило нам найти много новых форм работы интересных как для детей, так и для педагогов школы.

В настоящее время в школе ведётся работа по отработке воспитательной системы. Коллектив совершенствует качество мероприятий, которые уже прочно заняли своё место в плане воспитательной работы и стали традиционными. Дети уже не представляют, как можно обойтись без ежегодного шоу "Мой питомец", где каждый имеет возможность показать друзьям своих домашних животных и рассказать им о том, как он заботится о них. Показательно, что победителями последнего конкурса стали два питомца собака Каштан и кошка Душка, которых дети приютили с улицы. Дети с нетерпением ждут вступления в "Музыкальной гостиной", чтобы продемонстрировать свои успехи в игре на фортепьяно, флейте, сольном и хоровом пении.

Интересно происходит вхождение в ученический коллектив новых ребят. На сборе у школы 1 сентября директор представляет новых промовцев и открывает им двери в наш дом. В первые недели сентября в школе проходит пикник, на котором дети и их родители в непринуждённой обстановке могут познакомиться между собой, продемонстрировать свои творческие спортивные умения.

Оригинальной формой социализации учащихся стало ток-шоу "Акуна Матата", на котором происходит откровенный разговор детей и педагогов по проблемам, заинтересованность в понимании которых дети высказывают в своих анкетах. Беседы последних лет затрагивали проблемы ""Легко ли быть молодым?", "Наркотики - что мы о них знаем?", "Здоровый образ жизни", "Формула успеха (взгляд поколений)".

Ежегодный музыкальный конкурс "Золотой промофон" в течение последних трёх лет претерпел изменение в форме его проведения. От подготовки конкурсных выступлений под руководством педагогов мы пришли к выбору, разработке, постановке музыкального номера самими детьми, предоставляя возможность самостоятельно реализовать свои творческие способности.

Мы находимся на пути к содружеству детей и взрослых, объединённых общей целью, общей деятельностью, отношениями Сотрудничества, творчества. К содружеству в котором процесс культурного роста носит двусторонний характер, где креативное педагогическое сообщество творчески взаимодействуют с ученическим коллективом. Уровни дифференциации самостоятельной деятельности.

Опубликовано: Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Четыре года эксперимента. Выпуск 3: из опыта педагогической работы НОУ СОГШ "Промо-М". – М.: Учебный центр "Перспектива", 2004. С. 42-50.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: