Проект

СТАНДАРТ

деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в

муниципальном образовании

Содержание

Введение 4

I. Формирование системы управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата на муниципальном уровне 7

1. Создание общественного совета по улучшению инвестиционного климата при главе муниципального образования 7

2. Принятие инвестиционной декларации муниципального образования 9

Принятие инвестиционной декларации муниципального образования 9

4. Формирование организационной основы для управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата 12

II. Разработка нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности 14

5. Нормативно-правовая основа инвестиционной деятельности в муниципальном образовании 14

6. Утверждение Программы развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования 16

7. Утверждение документов, определяющих требования к размещению объектов инфраструктуры и объектов, создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов. 18

8. Формирование системы управления земельно-имущественным комплектом, соответствующей инвестиционным приоритетам муниципального образования 20

III. Создание и развитие инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности 23

9. Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров) 23

10. Наличие доступной финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности 25

11. Наличие системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти по работе с инвесторами и привлечению инвестиций 26

IV. Повышение информационной открытости 28

12. Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов 28

13. Разработка и публикация инвестиционного паспорта муниципального образования 29

14. Создание специализированного Интернет-ресурса об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании 30

30

Введение


В настоящий момент тема привлечения инвестиций превращается в одну из наиболее обсуждаемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом необходимо помнить, что когда поднимается вопрос об увеличении объемов инвестиций в экономику какого-либо региона, речь идет о привлечении инвесторов на территорию конкретного муниципального образования.

Практика реализации мер по созданию условий для осуществления инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации показывает необходимость не только привлечения к этой работе муниципальных образований, но и проведения еще более серьезной оптимизации механизмов взаимодействия с инвесторами на местном уровне. Фактический успех в работе с конкретными инвесторами определяется тем, как выстроена система поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций на местах.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на муниципальном уровне был разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (далее – Стандарт).

Стандарт разработан в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, подготовленного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», а также с учетом лучших российских и зарубежных практик привлечения инвестиций на муниципальном уровне.

Для целей реализации Стандарта определен уровень городского округа и (или) муниципального района и предполагается, что данные уровни являются организующими для иных уровней органов местного самоуправления, а также несут ответственность за качество инвестиционного климата на территории муниципального образования.

Стандарт содержит минимально необходимые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании и может быть дополнен положениями, развивающими и (или) дополняющими положения настоящего Стандарта.

Внедрение Стандарта в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства на муниципальном уровне, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов власти и инвесторов, в вопросах привлечения инвестиций.

При разработке Стандарта учитывались следующие принципы:

1) Органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми полномочиями для осуществления политики по привлечению инвестиций и самостоятельных действий в этой сфере. Данные полномочия закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части вопросов местного значения), Федеральным от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части форм и методов регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления), Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части полномочий по формированию и обеспечению деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) и рядом других нормативных правовых актов Российской Федерации.

2) При осуществлении политики по привлечению инвестиций на муниципальном уровне органам местного самоуправления целесообразно выстраивать конструктивное взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В частности, в Стандарте содержатся требования к обязательному участию муниципального образования в региональных инициативах, касающихся формирования инфраструктуры поддержки для осуществления инвестиционной деятельности, повышения информационной открытости, развития кадрового потенциала, а также в продвижении инвестиционных проектов на уровне субъекта Российской Федерации.

Стандарт сфокусирован на следующих направлениях деятельности органов местного самоуправления:

  • формирование системы управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата на муниципальном уровне;

  • разработка нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности;

  • создание и развитие инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности;

  • повышение информационной открытости.

Стандарт в полном объеме рекомендуется для внедрения в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации, иных муниципальных районах и городских округах. Положения Стандарта могут быть также внедрены в городских и сельских поселениях.

I. Формирование системы управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата на муниципальном уровне




1. Создание общественного совета по улучшению инвестиционного климата при главе муниципального образования


В муниципальном образовании должен быть создан открытый совещательный орган, в рамках работы которого регулярно собираются глава муниципального образования, представители органов местного самоуправления, бизнеса. Такой орган (Совет) позволит согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения инвестиционного климата. Совет обеспечивает вовлечение инвесторов в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиций, общественную экспертизу инвестиционных проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.
Требования Стандарта:

Создание общественного Совета по улучшению инвестиционного климата при главе муниципального образования
1. В муниципальном образовании должен функционировать на регулярной основе Совет по улучшению инвестиционного климата. Совет – общественный совещательный координационный орган. Наименование Совета определяется муниципальным образованием. В случае наличия в муниципальном образовании постоянно действующего и регулярно собирающегося координационно-совещательного органа в области развития предпринимательской деятельности полномочиями по рассмотрению вопросов в сфере улучшения инвестиционного климата целесообразно наделить данный орган.

2. К основным задачам деятельности Совета относятся:

  • разработка рекомендаций по муниципальной поддержке инвестиционных проектов и процессов, стимулированию инвестиционной активности на территории муниципального образования;

  • разработка рекомендаций по организации взаимодействия органов местного самоуправления и участников инвестиционного процесса, в том числе рекомендаций по сокращению административных барьеров, препятствующих осуществлению такого взаимодействия;

  • создание условий для рационального размещения производительных сил на территории муниципального образования;

  • разработка предложений по приоритетным направлениям развития муниципального образования;

  • рассмотрение проекта Программы развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, анализ хода и результатов реализации данного документа, подготовка предложений по его корректировке;

  • рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, анализ причин неудач в реализации.

3. Совет возглавляет глава муниципального образования.

4. В состав Совета рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, инвесторов, представителей предпринимательских объединений и экспертов.

5. Положение о Совете, включая порядок его формирования, утверждается главой муниципального образования.

6. Совет собирается на заседание регулярно, но не реже одного раза в два месяца.

7. Заседание Совета проводится публично и открыто. Должна быть обеспечена возможность личного участия в заседаниях инвесторов, не являющихся членами Совета. Осуществляется он-лайн трансляция заседания в сети Интернет. Протоколы заседаний с указанием всех принятых решений размещаются в открытом доступе в сети Интернет и публикуются в СМИ. Ведется контроль исполнения поручений и рекомендаций Совета.

8. В целях осуществления оперативной деятельности при Совете могут быть созданы рабочие группы.

9. Для обеспечения работы Совета определяется структурное подразделение администрации муниципального образования.


2. Принятие инвестиционной декларации муниципального образования


В целях установления принципов взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, определения обязательств должностных лиц органов местного самоуправления и гарантий прав инвесторов в муниципальном образовании может приниматься инвестиционная декларация.
Требования Стандарта:

Принятие инвестиционной декларации муниципального образования



1. Инвестиционная декларация должна устанавливать принципы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, в число которых входят:

  1. принцип равенства – недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности;

  2. принцип вовлеченности – участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия решений органов местного самоуправления и оценки их реализации;

  3. принцип прозрачности – общедоступность документированной информации органов местного самоуправления;

  4. лучшие практики – ориентация административных процедур и регулирования на лучшую с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности практику взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.

2. Содержание инвестиционной декларации должно включать в себя следующие положения:

  1. обязательства органов местного самоуправления по обеспечению и защите прав инвесторов;

  2. обязательства органов местного самоуправления по осуществлению мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации для инвесторов.


3. По решению администрации муниципального образования вместо принятия собственной инвестиционной декларации муниципальное образование присоединяется к выполнению инвестиционной декларации, принятой на уровне субъекта Российской Федерации. Присоединение к инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации оформляется в виде официального документа, утверждаемого представительным органом либо главой муниципального образования. При этом могут предусматриваться дополнительные гарантии и обязательства администрации муниципального образования по проведению мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата на соответствующей территории.

3. Инвестиционное послание главы муниципального образования

Глава муниципального образования должен представлять Ежегодное послание об инвестиционном климате в муниципальном образовании, адресованное исполнительным органам муниципального образования, инвесторам, предпринимателям и лицам, проживающим на территории муниципалитета (далее – Инвестиционное послание). Инвестиционное послание может быть как отдельным документом, так и частью ежегодного послания Главы муниципального образования.
Требования Стандарта:

Инвестиционное послание главы муниципального образования


  1. В рамках Инвестиционного послания должен быть подготовлен публичный отчет о выполнении Плана инвестиционной деятельности за год.

  2. Показателями инвестиционной активности в муниципалитете должны являться:

-объем привлеченных внутренних и внешних инвестиций

-динамика привлечения инвестиций

-создание новых рабочих мест

-динамика оборота организаций

-реализация конкретных инвестиционных объектов

  1. Отдельной главой должны быть озвучены конкретные меры поддержки, которые руководство муниципалитета готово предложить существующим и потенциальным инвесторам для привлечения финансирования в стратегически значимые сферы экономики и отдельные производственные объекты.

  2. Кроме того, здесь должны быть указаны в общем виде и меры поддержки, действующие на региональном уровне.

  3. Вместе с публикацией Инвестиционного послания в СМИ, рекомендуется публичное выступление Главы муниципалитета с частью послания, посвященной инвестициям, перед представителями бизнеса и потенциальными инвесторами.

4. Формирование организационной основы для управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата


В целях повышения эффективности и усиления координации деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов должен быть осуществлен ряд организационных мероприятий. В частности, одно из структурных подразделений администрации муниципального образования должно быть наделено полномочиями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Помимо этого, должно быть организовано эффективное сотрудничество со специализированной организацией (агентством, корпорацией) по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, действующей на территории субъекта Российской Федерации.
Требования Стандарта:

Формирование организационной основы для управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата
1. Полномочиями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами должно быть наделено одно из структурных подразделений администрации муниципального образования. При этом деятельность данного подразделения должна основываться на следующих принципах:

1) Среди сотрудников подразделения могут быть выделены менеджеры по работе с инвесторами. При наделении сотрудника статусом менеджера по работе с инвесторами должны учитываться наличие бизнес- или финансового образования, знание иностранных языков.

2) В деятельность подразделения должна быть внедрена система менеджмента качества (на основе международных стандартов ISO).

3) Устанавливаются показатели эффективности работы структурного подразделения (организации) по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и работы его сотрудников, а также зависимость мер стимулирования сотрудников от степени выполнения данных показателей. Такими показателями эффективности могут являться:

  • объем привлеченных инвестиций;

  • отношение объема привлеченных инвестиций к численности населения муниципального образования;

  • количество созданных высокопроизводительных рабочих мест;

  • число успешно реализованных инвестиционных проектов;

  • опросные показатели (например, уровень удовлетворенности инвесторов оказанной поддержкой).

2. Должно быть обеспечено сотрудничество администрации муниципального образования и специализированной организации (агентства, корпорации) по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, действующей на территории субъекта Российской Федерации (путем заключения соглашений о сотрудничестве) по следующим направлениям:

  • обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления;

  • содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ»;

  • продвижение инвестиционных возможностей и проектов муниципального образования в субъекте Российской Федерации и Российской Федерации (в том числе через конференции, выставки, форумы);

  • обеспечение взаимодействия с инвестиционными венчурными фондами, банками, инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития (путем заключения соглашений о сотрудничестве и /или учреждения инфраструктурных организаций, фондов и т.п., направленных на содействие реализации инвестиционных проектов) с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории муниципального образования;

  • предоставление интересов муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства;

  • регулярный мониторинг условий ведения бизнеса в муниципальном образовании с точки зрения критериев «затраты» и «простота ведения бизнеса».

  1. В структурном подразделении администрации муниципального образования может быть создана автоматизированная информационная система (АИС) для мониторинга и контроля за соблюдением условий и сроков реализации инвестиционных проектов.

  2. Структурное подразделение администрации муниципального образования должно быть наделено полномочиями по созданию и ведению базы данных инвестиционных площадок и проектов, инфраструктуры.



II. Разработка нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности




5. Нормативно-правовая основа инвестиционной деятельности в муниципальном образовании


В муниципальном образовании должна быть создана нормативно-правовая основа для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.
Требования Стандарта:

Нормативно-правовая основа инвестиционной деятельности в муниципальном образовании

1. В муниципальном образовании должны быть приняты нормативные акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности, в том числе:

  • создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

  • установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

  • защиты интересов и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку;

  • определения порядка обращения инвесторов за защитой и помощью, в том числе порядка обжалования неправомерных в отношении инвесторов решений и действий органов местного самоуправления;

  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

  • определения четких критериев и процедур получения поддержки.

  • прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности путем:

  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

  • выделения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

  • проведения экспертизы инвестиционных проектов;

  • выпуска муниципальных займов;

  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

2. В соглашения о реализации инвестиционных проектов, заключаемых между администрацией муниципального образования и инвесторами, включается положение о том, что администрация муниципального образования берет на себя обязательство оказывать инвестору организационное и информационно-консультационной содействие в получении льгот и преференций, предусмотренных на уровне субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации.

6. Утверждение Программы развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования


Программа развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования – основной документ, определяющий цели инвестиционной политики, основные направления и приоритеты в привлечении инвестиций на долгосрочную перспективу.
Требования Стандарта:

Утверждение Программы развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования
1. В муниципальном образовании должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Программа развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования (далее - Инвестиционная программа).

2. Инвестиционная программа должна содержать:

2.1. Видение результата и описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в муниципальное образование;

2.2. Приоритетные направления инвестиционной деятельности, структурные реформы и прочие мероприятия, выполнение которых позволит реализовать поставленные цели;

2.3. Исходные предпосылки формирования политики привлечения инвестиций на территории муниципального образования, в том числе:

- оценку доступных ресурсов развития экономики муниципального образования (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие);

- видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон муниципалитета (относительно других муниципальных образований) с точки зрения инвестиционной привлекательности;

- оценку потенциальных точек роста экономики муниципального образования, в том числе выявление приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
3. Разработка проекта документа и его изменение должны вестись публично. К публичному обсуждению документа привлекаются эксперты, предприниматели и инвесторы. Проект документа размещается в СМИ и на Интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.

4. При реализации Инвестиционной программы должны быть:

- Установлены структура и периодичность подготовки отчетности о реализации мер, значения целевых показателей и их соответствии плановым значениям.

- Установлена личная ответственность руководителей за реализацию конкретных мер и достижение целевых значений плановых показателей.

- Обеспечен учет достижения плановых показателей при оценке деятельности руководителей.

- Обеспечена регулярная публикация отчетов по результатам достижения плановых значений ключевых показателей и реализации ключевых мер.

7. Утверждение документов, определяющих требования к размещению объектов инфраструктуры и объектов, создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов.


Хозяйствующие субъекты принимают решения об участии в инвестиционных проектах на основе требований к размещению объектов и информации об имеющейся в муниципальном образовании инфраструктуре, а также планах по ее созданию (развитию). Доступность документов, определяющих соответствующие требования и планы, их публикация в наглядной форме позволяют хозяйствующим субъектам управлять рисками своих инвестиционных решений, а также принимать обоснованные решения об участии в реализации инвестиционных проектов.
Требования Стандарта:

Утверждение документов, определяющих требования к размещению объектов инфраструктуры и объектов, создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов
1. В муниципальном образовании должна быть проведена инвентаризация и систематизация перечня муниципальных земель и имущества с указанием условий их предоставления инвесторам и наличия инженерных сетей и объектов инфраструктуры.

2. В муниципальном образовании должны быть разработаны и утверждены документы территориального планирования и правила землепользования и застройки территории. При их разработке и утверждении таких документов должны соблюдаться следующие требования:

1) Разработка документов территориального планирования и правил землепользования и застройки территории документов должна носить публичный характер. Проекты документов до их утверждения должны быть рассмотрены на публичных слушаниях в соответствии с требованиями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2) Утвержденные документы размещаются в открытом доступе, в том числе на официальном Интернет-сайте администрации муниципального образования.

3) Документы территориального планирования муниципального образования должны разрабатываться с учетом стратегических документов, принятых на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в том числе с учетом Программы развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, а также быть согласованы с документами территориального планирования соседних муниципальных образований.

В муниципальном образовании должна существовать формализованная процедура актуализации и внесения изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки.

2. В муниципальном образовании должен ежегодно формироваться и обновляться План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры муниципального образования (далее – План).

1) План должен соответствовать Программе развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.

2) План должен представлять свод информации о всех ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих Программах муниципального образования, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. При этом в отношении каждого объекта должны быть указаны источники и размер финансирования (или указание на отсутствие подтверждения в финансировании), планируемые сроки сдачи и фактическое состояние (этап подготовки или исполнения).

3) В Плане также должны быть указаны планируемые к строительству (реконструкции) инвестиционные объекты с указанием требуемых мощностей потребления энергетических ресурсов.

4) План должен публиковаться в открытых источниках в наглядной форме с указанием планируемых объектов на карте муниципального образования.

5) План должен являться источником информации для формирования и ежегодного обновления Инвестиционной карты субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данное муниципальное образование.

8. Формирование системы управления земельно-имущественным комплектом, соответствующей инвестиционным приоритетам муниципального образования


В муниципальном образовании должна быть сформирована (модернизирована) система управления земельно-имущественным комплексом, ориентированная на развитие и улучшение инвестиционного климата в муниципальном образовании.

Требования Стандарта:

Формирование системы управления земельно-имущественным комплектом, соответствующей инвестиционным приоритетам муниципального образования

1. Должно быть создано (уполномочено) специализированное структурное подразделение, отвечающее за весь комплекс вопросов земельно-имущественных отношений, включая вопросы градостроительства и получения разрешительной документации. В случае если вопросы землепользования и градостроительства разделены по разным структурным подразделениям, целесообразно их объединить в одно, или обеспечить решение задач инвестора в режиме «одного окна».

2. Во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов власти, должен быть разработан и принят документ, раскрывающий структуру органов власти и перечень оказываемых государственных и муниципальных услуг, включая административные регламенты (процедуры, ответственные, сроки, контакты, кому жаловаться), на следующие услуги:

- доступ к имущественным и земельным ресурсам;

- получение разрешения на строительство;

- кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности;

- регистрация предприятий;

- получение в собственность объектов недвижимости и заключение договоров аренды на земельные участки и иные объекты недвижимости;

- участие в конкурсах и торгах по реализации имущества;

- защита прав инвесторов и система реагирования на обращения предпринимателей, включая способы обжалования действий должностных лиц.

При этом документ должен быть разработан в простой, доступной и понятной формах для инвестора и иных заинтересованных лиц. При подготовке документа могут быть использованы графические схемы и технологии описания бизнес – процессов. Документ должен в обязательном порядке включать сведения об ответственных лицах и лиц их замещающих – представителях администрации и (или) специализированных организациях, включая фотографии, контактные данные (мобильные телефоны желательны), предельных сроках оказания услуг, их стоимости и условиях и способах оплаты.

3. На специализированном Информационном портале или в соответствующем разделе, на основе геоинформационной системы (при ее наличии), и (или) с использованием других технологий и ресурсов, должны быть раскрыты в публичном доступе, в том числе и в графическом виде:

- сведения о границах муниципальных образований, территориальных, охранных и санитарных зон на территории муниципальных образований, в том числе на основе данных государственного кадастра недвижимости;

- данные о градостроительной документации (СТП, ГП, ПЗЗ, документы Планировки и межевания, ГПЗУ, сельскохозяйственные регламенты), механизмах ее корректировки по инициативе инвестора, сведения о проведении общественных слушаний, способах и условиях участия в них;

- методология и основания расчета имущественных налогов и сборов и их элементов;

- прогнозный план приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося на территории муниципального образования;

- сведения об электронной торговой площадке по реализации государственного и муниципального имущества.

4. В муниципальном образовании должна быть разработана и принята Программа по созданию и развитию информационных ресурсов о территории и объекта недвижимости. При разработке Программы необходимо предусмотреть:

- создание геоинформационной системы муниципального образования и (или) интеграции процессов муниципального образования в геоинформационную систему субъекта Российской Федерации;

- состав сведений, имеющих публичный статус, а также способы получения доступа к ним их копирования и использования;

- разработку и внедрение информационно-аналитических модулей (включая специальное программное обеспечение), обеспечивающих:

- ведение единого реестра объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования;

- расчет, обоснование и отображение элементов всех имущественных налогов и арендной платы (налоговая база, ставки, льготы, вычеты, поступления в бюджет) с целью планирования и мониторинга текущей нагрузки на плательщиков, а также нагрузки возникающей при изменении условий (проведение кадастровой оценки, изменения налоговой системы и др.);

- прогноз последствий принятия инвестиционных и градостроительных решений и их реализации.

5. Разработка и принятие документа (декларации) о правилах установлении на территории муниципального образования на период не менее 5 лет элементов имущественных налогов и сборов (земельных налог, арендная плата за земельные участи и иные объекты недвижимости, налоги на имущество физических лиц и организаций), налог на недвижимость, (база, ставки, льготы, способы оплаты, механизм апелляций и т.д.);

III. Создание и развитие инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности




9. Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров)


Одна из задач администрации муниципального образования – обеспечить системное развитие (девелопмент) территории, учитывающее нужды субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. Создаваемые и действующие в муниципальном образовании промышленные парки, технопарки и иные объекты приоритетного развития территорий, отраслей и технологий должны создать условия для реализации инвестиционных проектов.
Требования Стандарта:

Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров)

1. Администрация муниципального образования принимает участие в проектах по созданию и развитию инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, инициированных на уровне субъекта Российской Федерации в рамках реализации целевых программ (включая региональные целевые программы по развитию малого и среднего предпринимательства и региональные целевые программы по содействию инновационной деятельности).

2. Администрация муниципального образования оказывает содействие в поиске потенциальных резидентов для инфраструктурных объектов, предназначенных для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

3. Для всех объектов инфраструктуры, предназначенных для размещения производственных и иных объектов инвесторов и созданных при поддержке органом местного самоуправления, должны быть разработаны и утверждены критерии и порядки отбора и размещения резидентов, порядки предоставления резидентам поддержки, а также порядки ротации резидентов.

4. Все неиспользуемые объекты промышленного назначения, находящиеся в муниципальной собственности, должны быть рассмотрены на предмет создания в них промышленных площадок, промышленных (индустриальных) парков и иных объектов инфраструктуры.

5. В муниципальном образовании должна быть разработана система льгот для резидентов объектов инфраструктуры, в том числе:

- льготы по подключению к коммунальным сетям и сетям инженерно-технического обеспечения;

- льготы по арендным ставкам;

- налоговые льготы.

10. Наличие доступной финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности


Важное значение для привлечения инвестиций в муниципальное образование имеют вопросы обеспечения субъектов инвестиционной деятельности дополнительными кредитными и иными финансовыми ресурсами.

Требования Стандарта:

Наличие доступной финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности

1. Администрация муниципального образования принимает участие в проектах по созданию и развитию финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности, инициированных на уровне субъекта Российской Федерации в рамках реализации целевых программ (включая региональные целевые программы по развитию малого и среднего предпринимательства и региональные целевые программы по содействию инновационной деятельности).

2. В муниципальном образовании действует не менее одного объекта финансовой инфраструктуры одного из следующих типов:

  • фонд кредитования бизнеса (основная функция – предоставление инвесторам кредитных ресурсов на льготных условиях);

  • гарантийный фонд (фонд поручительств) (основная функция – предоставление инвесторам поручительств для обеспечения их обязательств перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями);

  • центр поддержки лизинга (основная функция – содействие в получении услуг лизинга);

  • фонд прямых инвестиций (основная функция – предоставление прямых инвестиций для реализации инвестиционных проектов);

  • и др.

3. В муниципальном образовании разработана и утверждена программа (программы) развития финансовой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности на долгосрочную перспективу.

11. Наличие системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти по работе с инвесторами и привлечению инвестиций




В муниципальных образованиях должна быть создана система обучения и повышения квалификации специалистов по инвестициям и других сотрудников администрации, участвующих в инвестиционном процессе.
Требования Стандарта:

Наличие системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти по работе с инвесторами и привлечению инвестиций


  1. В муниципалитетах должен быть создан перечень квалификационных требований к должностям, связанным с привлечением инвестиций, который должен быть ориентирован на выполнение инвестиционных задач, стоящих перед муниципальным образованием.

  2. Специалист по инвестициям должен обладать следующими навыками, позволяющими решать текущие и стратегические задачи:

  1. создание исчерпывающего перечня объектов инвестирования в увязке с инвестиционными программами развития региона и естественных монополий;

  2. определение собственных и внешних источников инвестирования;

  3. разработка концепции инвестиционной политики;

  4. осуществление оценки эффективности проектов с коммерческой, социально-экономической и точки зрения оценки рисков;

  5. проведение анализа эффективности реализованных инвестиционных проектов.

  1. В целях недопущения разрыва между знаниями и навыками сотрудников и целями муниципалитета, утверждается документ (включается соответствующий раздел в должностные обязанности), описывающий систему повышения профессиональных компетенций сотрудника путем:

  1. самообразования;

  2. обучения через систему повышения квалификации

  1. Система повышения квалификации должна отвечать следующим требованиям:

  1. носить опережающий характер обучения по отношению к изменениям инвестиционных стратегий и тактических приемов привлечения инвестиций;

  2. ориентироваться не только на обновление профессиональных знаний и навыков, но и на социальное развитие, активизацию творческого потенциала сотрудников;

  3. использовать методы обучения, которые предполагают обучение действием;

  4. носить инновационный характер обучения, связанный поиском решений возникающих перед муниципалитетом проблемных ситуаций.

  1. Основные формы самообразования включают в себя:

  1. стажировки у передовых регионов или их субъектов с целью изучения их методов работы;

  2. инициативное участие в работе семинаров, производственных конференций и других тематических мероприятиях.

  3. изучение специализированной литературы;

  1. Выполнение инвестиционных задач должно быть одним из ключевых показателей деятельности инвестиционного подразделения. Оценка их деятельности должна быть увязана со степенью достижения этих ключевых показателей.

IV. Повышение информационной открытости




12. Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов


Реальная доступность для инвесторов высших должностных лиц муниципального образования – один из основных инструментов формирования уверенности инвесторов в реальности приоритета улучшения инвестиционного климата для высшего руководства муниципального образования.
Требования Стандарта:

Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов
1. Организован и функционирует канал (каналы) прямой связи инвесторов с руководством администрации муниципального образования для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

2. Канал прямой связи должен отвечать требованиям:

      • равного доступа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к разрешению вопросов муниципальными служащими соответствующего уровня;

      • контроля результатов и сроков рассмотрения обозначенных хозяйствующими субъектами вопросов и проблем;

3. Каналами прямой связи, в частности, могут служить:

      • доступные для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности мобильные телефоны руководителей исполнительных органов муниципального образования;

      • официальные блоги руководителей исполнительных органов муниципального образования в общераспространенных социальных сетях;

      • «горячая линия», работающая через Интернет-сайт.

13. Разработка и публикация инвестиционного паспорта муниципального образования


Принятие решения об осуществлении инвестиций во многом зависит от доступа к информации о территории, на которой планируется реализовывать инвестиционный проект. Одним из инструментов создания информационного поля для инвесторов, эффективность применения которого доказана практикой, выступает инвестиционный паспорт.
Требования Стандарта:

Разработка и публикация инвестиционного паспорта муниципального образования
1. В муниципальном образовании должен быть разработан инвестиционный паспорт – комплексный информационный бюллетень, содержащий информацию по следующим вопросам:

1) общие сведения о муниципальном образовании;

2) параметры социально-экономического развития муниципального образования;

3) стратегия развития муниципального образования;

4) нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в муниципальном образовании;

4) инфраструктура для осуществления инвестиционной деятельности;

5) ключевые реализуемые инвестиционные проекты;

6) контактная информация.

2. Инвестиционный паспорт муниципального образования разрабатывается на двух (русском и английском) и более языках.

3. Должна быть обеспечена регулярная (раз в год) актуализация информации, представленной в инвестиционном паспорте муниципального образования

4. Инвестиционный паспорт муниципального образования размещается на Интернет-ресурсе об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.

14. Создание специализированного Интернет-ресурса об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании


Сеть Интернет – основной инструмент обеспечения прямой и обратной связи между властью, бизнесом, инвесторами и жителями муниципального образования, вовлечения всех заинтересованных лиц в реализацию политики по привлечению инвестиций. Создание специализированного Интернет-ресурса, на котором консолидируется информация, полезная для потенциальных инвесторов и способствующая продвижению муниципального образования с точки зрения инвестиционной привлекательности, представляется неотъемлемым элементом деятельности по улучшению инвестиционного климата на определенной территории.
Требования Стандарта:

Создание специализированного Интернет-ресурса об инвестиционной деятельности в муниципальном образовании
1. В муниципальном образовании должен быть создан официальный Интернет-ресурс об инвестиционной деятельности. Интернет-ресурс по решению администрации муниципального образования создается в виде отдельного специализированного Интернет-портала, Интернет-страницы на официальном Интернет-сайте администрации муниципального образования либо Интернет-страницы на Интернет-портале об инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации.

2. Интернет-ресурс должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей муниципального образования, основных направлений привлечения инвестиций в экономику муниципального образования и инфраструктуры, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.

3. Интернет-ресурс должен содержать в наглядной форме:

      • информацию об инвестиционной привлекательности муниципального образования;

      • Программу развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;

      • План создания объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры муниципального образования;

      • порядок взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами местного самоуправления;

      • описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов и порядок обращения для их получения;

      • информацию о планах и результатах заседаний Совета по улучшению инвестиционного климата и видеотрансляции его заседаний;

      • инвестиционный паспорт муниципального образования;

      • отчеты и планы деятельности по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

      • информацию о планируемых и реализуемых на территории соответствующего муниципального образования инвестиционных проектах;

      • информацию о канале (каналах) прямой связи инвесторов и руководства муниципального образования;

      • информацию о доходах и расходах бюджета муниципального образования.

4. Интернет-ресурс содержит сервис «Калькулятор услуг для инвестора», позволяющий инвесторам в режиме он-лайн рассчитать временные и материальные издержки на получение муниципальных услуг (включая услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями), необходимых для реализации инвестиционного проекта.

5. Интернет-ресурс ведется на двух (русском и английском) и более языках.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: