Вопросы к зачету по дисциплине «Медицинская экология»:


  1. Определение науки «экология». Определение предмета и задач экологии. Исторические этапы развития экологии как науки. Динамика накопления экологических проблем при развитии общества.

  2. Место медицинской экологии, ее определение, предмет и задачи.

  3. Основные понятия экологии: биоценоз, биогеоценоз, биосфера, экологическая ниша, ноосфера

  4. Определение понятия «экологический метод исследования». Характеристика методов.

  5. Основные законы экологии: биогенной миграции атомов, незаменимости биосферы, однонаправленности потока энергии, закон минимума Либиха, закон генетического разнообразия.

  6. Закон толерантности (закон Шелфорда).

  7. Определение понятия «биосфера». Учение В.И Вернадского о биосфере. Иерархия уровней организации биосферы (террабиосфера, гидробиосфера, аэробиосфера, литобиосфера). Границы биосферы. Понятие об экосистемах и их основных компонентах – абиотическом и биотическом. Биогеоценотические комплексы. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

  8. Определение понятия «гидросфера». Возникновение гидросферы. Классификация водных объектов. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Структурная и функциональная организация гидросферы. Роль гидросферы в народном хозяйстве и жизнедеятельности человека.

  9. Загрязнение питьевой воды. Состояние систем питьевого водоснабжения в России и Карелии. Качество воды.

  10. Загрязнение воды и здоровье населения.

  11. Методы изучения влияния химического состава питьевой воды на здоровье населения. Специальные методы улучшения качества воды.

  12. Определение понятия «атмосфера», ее газовый состав. Строение атмосферы и ее роль в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

  13. Регулирование качества атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ в России.

  14. Канцерогенные вещества в составе атмосферного воздуха (на примере бенз(а)пирена).

  15. Тяжелые металлы в составе атмосферного воздуха (на примере свинца).

  16. Основные поллютанты атмосферы (оксиды азота, серы, углерода, углеводороды, твердые частицы). Показатели для нормирования загрязнителей в атмосфере: предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны, максимальная разовая и среднесуточная; ориентировочно-безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Классы опасности загрязняющих веществ.

  17. Понятие «смог» и его виды.

  18. Определение понятия «мониторинг». Характеристика существующих видов мониторинга и организаций, занимающихся его проведением.

  19. Определение понятия «литосфера», ее строение. Землетрясения, вулканы. Формирование почвы.

  20. Загрязнение почвы и здоровье населения.

  21. Химическое загрязнение продуктов питания.

  22. Влияние средств химизации сельского хозяйства на качество продуктов питания.

  23. Генетически модифицированные организмы.

  24. Круговорот веществ в природе (воды, кислорода, углерода, азота и минеральных веществ).

  25. Понятие «климат» и его классификация. Понятие «погода» и ее типы.

  26. Особенности климата Карелии.

  27. Метеочувствительность, метеорезистентность и метеопатия.

  28. Понятие «экологически опасные факторы» и их классификация.

  29. Понятие «тяжелые металлы» и представители группы (кадмий, хром, ртуть, свинец, кобальт). Пути попадания в организм человека. Механизмы токсичности. Кумулятивные эффекты. Период полувыведения из организма человека. Накопление в пищевой цепи.

  30. Основные источники загрязнения металлами гидросферы, атмосферы и литосферы. Классификация металлов по их биологическому действию на организм человека. Механизмы защиты организма человека от действия тяжелых металлов.

  31. Определение понятия «пестициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа пестицидов.

  32. Источники загрязнения окружающей среды соединениями азота. Оксиды азота, нитраты, нитриты, нитрозамины. Их превращения и накопления в окружающей среде. Действие на человека и окружающую среду. Образование нитрозаминов в организме человека. Методы анализа соединений азота.

  33. Определение понятия «гербициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа гербицидов.

  34. Основные источники полициклических ароматических углеводородов (ПАУ): природные и антропогенные. Канцерогенный эффект ПАУ. Основные источники диоксинов. Воздействие диоксинов на репродуктивную, иммунную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы. Канцерогенный эффект. Галогенированные углеводороды: источники образования. Основные негативные эффекты: канцерогенный, мутагенный и тератогенный.

  35. Влияние асбеста на здоровье населения.

  36. Влияние ртути на здоровье населения.

  37. Табакокурение – понятие, индексы оценки, последствия для здоровья активных и пассивных курильщиков.

  38. Ионизирующее излучение, его виды и источники. Источники радиоактивного загрязнения: природные и антропогенные. Радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы, почвы и водных систем.

  39. Источники радона и пути его поступления в организм человека.

  40. Дозы излучения, единицы измерения радиоактивности. Воздействие радиоактивного излучения на окружающую природную среду и организм человека. Миграция радионуклидов по пищевым цепям. Радиоактивные отходы и их захоронение.

  41. Неионизирующее излучение и его биологическое действие на организм человека.

  42. Магнитное поле, его источники. Электромагнитное поле Земли. Характер воздействия магнитного поля на организм человека и млекопитающих.

  43. Источники и уровни шума в населенных пунктах.

  44. Воздействие шума на здоровье населения.

  45. Типы и источники загрязнения воздуха в помещении.

  46. Влияние нагревающего микроклимата на организм человека.

  47. Влияние охлаждающего микроклимата на организм человека.

  48. Экологические проблемы мегаполисов.

  49. Вклад транспорта в загрязнение окружающей среды.

  50. Солнечная радиация, ее экологическое и гигиеническое значение. Световой климат. Фотопериодизм.

  51. Биологическое действие инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения.

  52. Общестимулирующее действие ультрафиолетового излучения. Действие ультрафиолетового излучения на кожу. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика.

  53. Увеличение количества паров воды, оксидов углерода, азота и серы в атмосфере. Кислотные дожди и закисление почв.

  54. Озон. Понятие. Классификация. Механизмы действия.

  55. Опасность разрушения озонового слоя. Роль фреонов и солнечной активности. Влияние на здоровье человека.

  56. Парниковый эффект: механизмы развития, влияние на климат.

  57. Определение понятия «Северные территории». Основные факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера: низкая температура окружающей среды, фотопериодизм, резкие непериодические колебания геомагнитного и статического электрического полей и их негативное влияние на сердечно-сосудистую, респираторную, иммунную, пищеварительную, репродуктивную, эндокринную, кроветворную системы и опорно-двигательный аппарат.

  58. Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, репродуктивной, эндокринной патологии человека на Севере.

  59. Характеристика экологической ситуации в Республике Карелия: маломинерализованные питьевые воды, загрязнение вод соединениями фтора, загрязнение атмосферы продуктами работы целлюлозо-бумажного производства (метилмеркаптаны, оксиды серы и др.).

  60. Загрязняющие вещества и нарушения репродуктивного здоровья.

  61. Гиперчувствительность детей к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

  62. Возможности выхода из экологического кризиса (безотходные производства, энергосберегающие технологии, роль природоохранных организаций, формирование экологического менталитета населения)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: