Викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса

Цель урока:

1. Показать нравоучение, мораль басен Крылова.
2. Проверить знание басен.
3. Учить выразительному чтению басен, инсценированию.

Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.

Ход урока:

I. Оргмомент.


II. Вступительное слово учителя.

Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, 
  Пороки пощипать».

  И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
  И, как считал В.Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.

  - Дети! Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
  - Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.

- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).

III. Проведение викторины. В викторине принимают участие две команды. Участники распределены заранее, определяется жюри.

Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.

Задание 2. Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Влое и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе ( «Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

Задание 3. Чьи это слова:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)
«Все про очки мне лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

«Друзья! К чему весь это шум?

Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне)

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

«Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)

Задание 4. К кому обращены эти слова?

«Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище». (к Соловью, «Осел и Соловей»)

«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Что это там за рожа?» (к Медведю, «Зеркало и обезьяна)

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» (к Стрекозе, «Стрекоза и Муравей»)

«Соседка, перестань срамиться, –

Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?! (к Моське, «Слон и Моська»)

«Соседушка, я сыт по горло». (к Демьяну, «Демьянова уха»)

Задание 5. Вспомните пропущенное слово в названии басни:

«Лягушка и …(Вол)».

«Волк на … (псарне)».

«…(Волк) и ягненок».

«Кот и … (повар)».

«Крестьянин и … (Змея) или (Работник)».

«Свинья под … (дубом)».

«Бумажный … (змей)».

«… (Тришкин) кафтан».

Задание 6. В какой басне:

«К кому-то принесли от мастера ларец…» («Ларчик»).

«Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»)

«Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»)

«Кошка … попалась в когти льву…» (Мышь и крыса»)

«Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград»)

Задание 7. В какой басне была такая мораль?

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»)
«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». (Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)
«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». («Ларчик»)

Задание 8. Пять вопросов – пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу?

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей» ) «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».

«Соседка, перестань срамиться…- тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська») «Не радуйся, мой свет… и не надейся по пустому».

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»(«Любопытный») «Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса») «В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…»

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья») «Я не приметила богатства никакого».

Задание 9. Продолжи строку.

Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.

  • Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела.....

  • По улицам слона водили,
    Как, видно, на показ.......

  • Однажды Лебедь, Рак да Щука,
    Везти с поклажей воз взялись....

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
    На ель Ворона взгромоздясь.....

Задание10. Инсценирование басен. Кто лучше?

1 команда - “Демьянова уха”
2 команда - “Волк и ягненок”

Задание 11.  «Кто лишний?»

Каждая группа получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)

Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)

Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)

Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)

Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

Задание 12. Угадать к какой басне данные иллюстрации и озвучить их

1 команда - иллюстрация: волк показан генералом.
2 команда - иллюстрация: волк сидит в углу.

Подвести итог викторины. За каждый правильный ответ команда получала жетон.

IV. Заключительное слово учителя. Запись в тетради слов Белинского:


“Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

  Хочется закончить нашу викторину стихотворением:

Стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И.А. Крылову:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
  Кн. П. Вяземский.

V. Итог урока, выставление оценок.


Викторина разработана Лапшиной Е.В.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: