ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Ведущий специалист ОО ВО р-на директор ГОУ СОШ № 6

_____________ Шестакова М.Г. ______________Шапошников А.В.

« »__________2011 г. «_____» __________2011 г

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОУ СОШ № 6



на 2010 – 2014 учебные годы


.

АВТОР: Зам. директора по воспитательной

работе Н. Д. КОТОВА
ТЕМА: «Мой мир, моя планета»

Сроки реализации: 2010 – 2014 гг.
Санкт- Петербург

2010год.





frame1


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью образовательного процесса в современной школе является максимальное раскрытие потенциальных способностей каждого школьника, формирование гражданской позиции, ответственности, обеспечение самореализации личности в процессе конструктивной деятельности. Одним из основных условий самореализации каждого ученика является его социальная компетентность, адаптация в социуме, воспитание чувства патриотизма, в противном случае происходит разрушение внутреннего и даже внешнего мира.

Социальная компетентность в значительной степени зависит от поведенческой и социальной структур интеллекта. Развитие поведенческой структуры интеллекта характеризует способность человека правильно понимать потребности других людей, понимать их позиции и интересы и соответственно строить свое поведение. Развитие социальной структуры интеллекта характеризует умение индивида конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Актуальность работы с социальной компетентностью и формирование гражданской позиции учащихся связана с тем, что в школе обучаются дети различного возраста и личностных качеств, интеллектуального развития, социального статуса и национальной принадлежности. Необходимо формировать у всех участников учебного процесса возможность самореализации, формирования адекватной гражданской позиции.

Недостаток знаний о принципах и приемах конструктивного взаимодействия может привести к неадекватным формам функционирования в социуме. Социальные конфликты могут привести к замедлению общего развития школьника, регрессу и разрушению личности.

В течение последних лет социальная адаптация детей постоянно ухудшается. Причин, объясняющих складывающуюся ситуацию несколько: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические перегрузки, несформированность основных принципов жизни. В системе личных ценностей у детей здоровье, ориентация в социуме и самопознание занимает последние места. Поэтому важнейшим условием повышения социальной компетентности является формирование осознания значимости собственного здоровья, умение укреплять его и заботиться о себе, бережно относиться к другим, повышение социального интеллекта, формировать личностные патриотические качества.

В данной программе предполагается формирование у всех участников программы целостного восприятия закономерностей общения и взаимодействия с окружающим миром. Целью занятий является групповое обучение и развитие социальных знаний и умений. Знания и умения, полученные в процессе занятий, могут помочь успешной социальной компетентности в настоящем и будущем, помочь в процессе обучения.

Работа по программе позволяет научить участников программы выражать и осознавать свой собственный индивидуально сложившийся опыт, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека. Воспитательная работа по программе обусловлена такими направлениями как:

  • Гражданско-политическое воспитание

  • Правовое воспитание

  • Патриотическое воспитание

  • Нравственное воспитание

  • Воспитание жизненного самоопределения

  • Валеологическое и экологическое воспитание

  • Физическое воспитание

  • Художественно-эстетическое воспитание

  • Толерантное воспитание

  • Воспитание семейной культуры

Необходимо пробудить в ребенке продуктивные силы, стремление к гармонии тела, души, чувств и ума. Используя индивидуальный опыт каждого, попытаться включить его в общечеловеческие ценности, помочь интегрировать личное знание и социокультурное, обрести целостность и идентичность. Необходимо подготовить ребенка к взрослой жизни. Для этого целесообразно обучать детей успешному функционированию в обществе. Важно обратить внимание на формирование позитивного жизненного тонуса, на психоэмоциональную регуляцию, на предупреждение соматических заболеваний. Необходимо научить ребенка конструктивным способам общения, сделать его компетентным в межличностных отношениях.

Способы трансляции ребенку социокультурного опыта не могут сводиться только к передаче инструкций, норм, правил. Необходимо учитывать личную инициативу, творчество, собственный поиск. При этом акцент необходимо делать на позитивном.

Основанием для разработки программы использовались следующие документы:

Конвенция ООН о правах ребенка от 1989г., вступившая в силу для РФ 15.09.1990г.;

Указ президента РФ от 15.01.98. № 29 «О президентской программе «Дети России»»;

Закон РФ «Об образовании» за № 17 –ФЗ от 09.02.2007г.;

постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. за №196;

Устав ГОУ СОШ № 6.
Принципы построения программы


  1. Позитивность – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества, возможность нахождения конструктивных решений.

  2. Духовность – установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни, формированием гражданской позиции.

  3. Целостность развития – усиление значения прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организация целостности самопознания и личности всех участников учебного процесса, помощь в позитивном построении будущего.

  4. Индивидуальный подход – максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого.

  5. Развитие и саморазвитие личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию.

  6. Опережающий характер – заблаговременная воспитательная работа по формированию гражданской позиции , морально- волевых качеств и уровня самосознания в учащихся.

  7. Комплексность – работа по программе это часть единого воспитательного процесса.


Методы работы


        1. Театрально-постановочные мероприятия

        2. Образовательные тематические недели, олимпиады

        3. Технологические методы: интернет-олимпиады

        4. Конференции, семинары

        5. Спортивные мероприятия

        6. Тренинги

        7. Дискуссии, дебаты

        8. выставки, конкурсы, викторины

        9. изобразительно-эстетические методы

        10. Лекции, беседы, встречи с известными деятелями науки, культуры, государства

        11. Тематические классные часы;

        12. Анкетирование


Содержание программы.


Направления работы

Прогнозируемый результат

Мероприятия

Возраст

Общеинтеллектуальное


Осознание ученика-

ми роли знаний в жизни человека;повы шениеинтеллектуального уровня, фор-мирование всесто- ронне образованной личности.

Предметные декады истори- ческого, филологического, математического и естествен-

ного циклов, входящие в методическую тему: «Изучение в образовательном процессе «первоначал» природы (вода, огонь, воздух, земля) в целях становления единой, личностно воспринимаемой, картины мира»; предметные олимпиады школьного, районного и город- ского уровней. Литературные конкурсы чтецов, познаватель-ные экскурсии по музеям города и местам боевой славы;

7–17 лет.

Социально-нравствен-

ное: гражданско-патри

отическое, самоуправ-

ление, профилактика правонарушений, этическое.

Повышение уровня

самосознания; пони-

мание учащимися

ценности человечес-

кой жизни, справед ливости, активизация

социальной и граж-

данской позиции;

овладение этикой взаимоотношений, уважение друг к дру- гу; улучщение психи ческого климата меж ду учащимися,педа- гогами и родителями; формиование адекват ной самооценки.

Конкурсы «Смотра строя и песни»; уроки «Мужества», «Город-герой – Ленинград», «Подвиг народа», «Чистое небо»; праздники, посвящен- ные «Дню Победы», «Дню снятия блокады»; посещение военных мемориалов и др. Вовлечение в кружки и секции трудных подростков; проведе- ние бесед по профилактике вредных привычек; организация работы Службы сопровождения; работа Совета по профилактике правонарушений. Тематические классные часы: «Мир без войны», «О милосердии», «Привычки, которые не украшают нас», «Общение и уважение»

10–17 лет

Общекультурное

Развитие всесторонне развитой личности;

выработка итереса к мероприятиям куль- туры и спорта; повы-

шение общекультур-

ного качества жизни.

Конкурсы-выставки творческих работ; выставки художественно- го творчества: рисунков, плакатов, фотографий;

декада общей культуры; проведение общешкольных мероприятий: «Новогодний карнавал», «День знаний», «Последний звонок», «Посвящение в1-классники»

«День учителя», «8 марта»

7–17 лет

Работа с родителями

Заинтересованность родителей в совмест-

ном воспитательном

процессе со школой;

компетентное взаимо

сотрудничество роди

тельского комитета школы и педагогичес

кого коллектива.

Работа школы во взаимосот-

рудничестве с родительским комитетом школы; проведение семейных мероприятий:

классные огоньки, «День

открытых дверей», «День Матери», «День 8 Марта»; спортивные соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Женская десятка», «Кросс Наций» и др.; родительские собрания.

7–17 лет

Дополнительное образование

Всестороннее развитие художест-

венного и эстетичес-

кого вкусов; форми-

рование нравственно-

этических качеств.

В школе действуют кружки:

«Флордизайн», «Медицинская экология», «Хоровая студия», студия ВИА «Карусель», «Журналистика»; бальные танцы; спортивные секции: легкая атлетика, карате, волейбол; «Шахматы»; для нач. школы «Развивающие игры»

7–17 лет

Досуговая деятельность

Участие в обществен

ной жизни школы;

занятость во внеуроч

ное время; уменьше-

ние интереса к бесце-

льному времяпровож

дению.


Занятия спортом в городских

спортивных комплексах, худо- жественных, театральных и фотостудиях на платной основе; посещение кружков в Домах творчества; клубная деятельность и др

7–17 лет



Направления воспитательной программы


«Мой мир, моя планета»

  • «Гражданско-политическое воспитание»

  • «Правовое воспитание»

  • «Патриотическое воспитание»

Задачи: воспитать свободную демократичную личность, сформировать правовую культуру учащихся; научить школьников разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях; воспитывать интерес к политике международных отношений; способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей Отечества; формировать гражданскую позицию учащихся; воспитывать способность противостоять идеологическому воздействию.


Мероприятие

Время проведения

Адресность

Место проведения

Ко «Дню народного единства»

тематические кл. часы, конкурс рисунков

Октябрь-ноябрь

1-9 кл.

Школа

«День памяти жертв блокады», «День полного освобождения от блокады»

Сентябрь, январь-

1-9 кл.

Школа


Уроки мужества и экскурсии, посвященные памятным датам

Сентябрь,

январь, май

1-9 кл.

Школа

Участие в районном конкурсе смотра песни и строя.

Февраль

1-9 кл.

По плану ОО

«День солидарности в борьбе с терроризмом»

Сентябрь

1-9 кл.

Школа

Оказание помощи садово-парковому хозяйству (субботники)

Октябрь,

апрель

5-9 кл.

Пришкольная террит-ия

Тематические классные часы по противопожарной безопасности

Январь

1-9 кл.

Школа

Мероприятия, посвященные изучению ПДД: «Дорога и мы», «Внимание, дети!», «Дорожное колесо»,

«Дорожный калейдоскоп»

Ноябрь, март-апрель

1-9 кл.

Школа

Посещение литературных и тематических вечеров в библиотеках района

В течение года

5-9 кл.

Библиотека района

Мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества»

«О доблести, о подвигах, о славе»

Февраль

1-9 кл.

Школа

День самоуправления

05.10.11

8,9 кл

Школа

Мероприятия, посвященные Дню рождения Васильевского острова, Дню рождения города

Октябрь, май

5-9кл

Школа

Тематические классные часы: «Государственные символы России: история и современность»; «Мир памяти, мир сердца, мир души»; «Войны священные страницы», «Чтобы не было войны»,

Сентябрь- май

1-9кл

Школа

Города – герои. Цикл бесед. Уроки Мужества

В теч уч. года

1-9 кл

Школа

Оформление стенда ко «Дню снятия блокады» и ко «Дню Победы» - «Никто не забыт, ничто не забыто»

Январь, май

5-9 кл

Школа

Тематические классные мероприятия о ПДД , участие в акции «Внимание, дети!»

Сентябрь

1-9 кл

Школа

Проведение анкетирования среди учащихся 9 класса «О доверии к современной власти»

1 раз в полугодие

9 кл

Школа

Проведение классных часов на антикоррупционную тему

1 раз в полугодие

8,9 кл

Школа

Дебаты с участием старшеклассников по теме: «Совершенно секретно»

Декабрь, апрель

8,9 кл

Школа

Тематические уроки «Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве», «Антикорруп ционная политика в России».

Согласно учебно- тематическому планированию

8,9 кл

Школа

Мероприятия, посвященные Дню Победы

Май

1-9 кл

Школа, район

Участие в памятных митингах и возложении цветов на Смоленском Мемориальном захоронении

Сентябрь, январь, май

7-9 кл

Школа, район




  • Нравственное воспитание

  • Воспитание жизненного самоопределения

  • Воспитание семейной культуры

Задачи: формировать активную жизненную позицию школьников, их сознательное отношение к общечеловеческому долгу; воспитывать самоуважение и уверенность в себе, честь и достоинство, утверждения единства слова и дела как повседневной нормы поведения, инициативу, энергичность в выполнении любого дела; прививать учащимся навыки планирования и управления временем для достижения поставленной цели; формировать умение устанавливать приоритеты в учебе, работе и досуге; воспитывать чувство ответственности за совершенные действия; способствовать формированию умений школьников находить, понимать и анализировать экономическую информацию, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; воспитывать у учащихся ответственность за своих близких; формировать систему ценностных семейных отношений, формировать разумные отношения в любви, дружбе, семейной жизни.


Праздник «День знаний»

01.09

1 – 9 кл

Школа

«Спасибо, Учитель!» - ко Дню Учителя творч. конкурс: стихи, поздравительные открытки, участие в концерте

30.09-05.10.11

1 – 9 кл

Школа

Новогодние мероприятия «Новогодний серпантин», «Новогодние елки»

27 – 28.12

1 – 9 кл

Школа

Мероприятия, посвященные

Женскому дню «8 марта»

04 – 06.03

1 – 9 кл

Школа

День солидарности трудящихся

30.04

1 – 9 кл

Школа

Праздник «Последний звонок»

25.05

9 кл

Школа

Творческий конкурс посвященный «Дню Матери»

17-26.11

1-9 кл

Школа

Конкурс фотолюбителей «Фотография на стене»

03-17.10.11

5-9 кл

Школа

Участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов в рамках Декады общей культры

17-27.01

1-9 кл

Школа

Декада мероприятий по толерантности

13-23.01.12

1-9 кл

Школа

Конкурс шаржей «Какие мы смешные»

01.04.12

5-9 кл

Школа

Интегрированные уроки в рамках Года Олимпийского огня

В теч. учебн. года

1-9 кл

Школа

Тематич. классные часы, посвящ. воспит. жизненного определения, семейному и нравственно-этическому воспитанию

В теч. учебн. года

1-9 кл

Школа

Учебные мероприятия, в рамках Года Олимпийского огня (направление - эрудиция)

В теч. учебн. года

1-9 кл

Школа

Творческие конкурсы, в рамках Года Олимпийского огня (направление - творчество)

В теч. учебн. года

1-9 кл

Школа




  • Валеологическое и экологическое воспитание

  • Толерантное воспитание

  • Физическое воспитание

  • Художественно-эстетическое воспитание

Задачи: формировать широкое экологическое мировоззрение школьников, воспитывать убежденность в приоритете экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп; просвещать школьников в области физического здоровья, развивать здоровый образ жизни, раскрыть понимание огромного значения семьи в формировании здорового образа жизни, совершенствовать культуру общения; повышать социальную компетентность, уровень психологической грамотности, связанной с различными религиями, конфессиями и национальными традициями; развивать навыки адекватной самооценки; формировать адекватные межэтнические отношения в обществе; изучать способы межличностного взаимодействия для эффективного общения между людьми разных национальностей; формировать художественный и эстетический вкус учащихся;


Мероприятие

Время проведения

Адресность

Место проведения

Дни здоровья, дни семейного отдыха

1 раз в четверть

1-9 кл

Кл.руков, родители

Тематические беседы: «Хочу быть здоровым»; «Стань самим собой»; «Роль питания в ЗОЖ»; «Мода и здоровье» и т.п.

Сентябрь




Школа

Лекции по теме: «Женское здоровье»; «Гигиена подростка»

Октябрь

7-9 кл

Школа, Педиатрич-й институт СПб

Тематические классные часы: «Наркомания – вредная привычка или болезнь», «Жизнь без табака и алкоголя – возможна!», «СПИД - смертельная угроза человечеству»

Сентябрь - май

6-9 кл

Школа

Мероприятия спортивно- оздоровительной деятельности, в рамках Года Олимпийского огня (направление - спорт)

Сентябрь-май

1-9 кл

Школа

Участие в спортивных молодежных акциях «Василеостровские рекорды»

В теч. уч. года

4-9 кл

Школа, ОО

Школьная спартакиада

Ноябрь-апрель

5-9кл

Школа

Творческий конкурс баннеров: « Спорт против наркотиков», «Дети мира против наркотиков»; «СПОРТивные МЫ!», «О спорт! Ты мир!»

Ноябрь

5-9кл

Школа

Участие в акции «Класс, свободный от курения»

Октябрь-апрель

6 кл

Школа, ОО

Оформление стенда «В здоровом теле – здоровый дух»

Апрель

5-9 кл

Школа

районный ОО

«День открытых дверей» в школе; консультации, экскурсии для родителей

13.10.09г

1-9 кл

Школа




Фотоконкурс «Очарование осени»

Сентябрь-октябрь

1-9 кл

Школа

Учебные мероприятия, в рамках Года Олимпийского огня (все направления)

В теч. учебн. года

1- 9 кл

Школа

Участие в неделе защиты окружающей среды от экологической опасности

Апрель

1-9 кл

Школа, ОО

Конкурс плакатов и рисунков «Земля – наш общий дом!»

Январь-март

1-9 кл

Школа, ОО

«Домашний очаг» - ко Дню Матери конкурсы: рассказов, стихотворений, кулинарных рецептов, семейных праздников

Ноябрь

4-5 кл

Школа

Творческая выставка «Золотая осень» - конкурс поделок из природного материала

Октябрь

1-4 кл

Школа

Участие в предметных олимпиадах естественнонаучного цикла

Октябрь-апрель

5-9 кл

Школа

Творческий конкурс-выставка «Новые вещи из ненужных старых»

Март

1-9 кл

Школа

Тематические экскурсии в музеи; в зоны национальных парков Ленинградской обл.

В теч. года

1-9 кл

Школа



Конкурс «Санкт-Петербург сегодня: какие мы?»

В теч.года

1-9кл

Школа

район. ОО

Творческая выставка поделок из природного материала «Золотая осень»

Октябрь

1 -5кл

Школа

Классные часы:«В кругу своих друзей», «Давайте познакомимся!», «Расскажи мне о себе», «Мой сосед по парте», «Национальный вопрос»

В теч. уч. года

5-9 кл

Школа

Семинары, круглые столы, тренинги по теме: «Проблемы формирования межнациональной толерантности»

В теч. уч. года

7-9 кл

Район. ОО

Участие в акции миролюбия «Толерантность – дорога к миру»

В теч. уч. года

1-9 кл

Школа

«Что? Где? Когда?»» интеллектуальная игра

Осень, весна

6,7 кл

Школа

Участие в декаде общей культуры

Январь

1-9 кл

Школа

Участие в районной выставке по декоративно-прикладному искусству

Апрель

1-9 кл

ДЮТЦ,

Школа

Участие в творческих мероприятиях в рамках Года Олимпийского огня (представление команд и континентов, эмблемы, атрибутика)

30.09.11, 26.12.11, 20.04.12.

1-9 кл

Школа

Участие в творческой выставке: «Дружат дети на планете»

Март

1-9 кл

Школа

Участие в творческом конкурсе «Земля- наш общий дом!»

Ноябрь

1-9 кл

Школа



ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом работы по данной программе предполагается повышение уровня самосознания, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, формирование адекватной самооценки, понимание ценности семьи, улучшение психологического климата в образовательном учреждении, овладение этикой взаимоотношений между учащимися, педагогами и родителями, улучшение социальной адаптации всех участников учебного процесса, повышение толерантности, снижение уровня агрессивности, формирование нравственно-духовных ценностей, экологической этики; формирование чувства патриотизма, гордости и ответственности перед своим Отечеством, активизация гражданской и социальной позиции, потребности в самообразовании, воспитании морально-волевых качеств; развитое чувство ответственности за окружающую природу, экологическая этика, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья учащихся, сформированность отношения детей и их родителей к своему здоровью, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни и развития.
СТУРУКТУРА И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на работу с учащимися 1-11 классов, во взаимодействии с родителями и педагогами школы.

Без поддержки и сотрудничества со стороны родителей эффективность работы будет недостаточна. Поэтому планируется организовать работу в этом направлении в сотрудничестве с родительским комитетом школы и классов, ученического актива школы, педагогического коллектива и воспитательной службы школы.

Критерии и способы изучения эффективности реализации программы.
Проведение эффективной работы по формированию гражданской ответственности и правосознания предполагает работу в нескольких направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами. Основными направлениями деятельности по данной воспитательной программе, предусмотренными государственным стандартом образования являются: просвещение, организация социального партнерства, образовательная деятельность, психологическая деятельность и поддержка, индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса. Основными методами изучения эффективности работы по программе является анкетирование и тестирование участников (дети, педагоги, родители), мониторинговые исследования, повышение успеваемости учащихся, увеличение привлекаемости родителей в образовательный процесс, анализ школьной документации.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: