Название ресурса

Описание ресурса

Классы, темы занятий

Состояние

Уроки




Русский музей и его коллекции





100 лет Русскому музею

Ресурс состоит из четырех частей:

  1. Шедевры Русского музея.

(выбор произведения для его последующего изучения возможно осуществить по изображению [икона, живопись, скульптура, народное искусство], по автору [выбирается художник из предложенного списка для работы с его биографией] или по эпохе (четыре раздела: древнерусское искусство XVIII века, первая половина XIX века, вторая половина XIX века и XX век])

  1. Дворцы Русского музея.

(Михайловский замок, Михайловский дворец, Мраморный дворец и Строгановский дворец). Про каждый дворец можно узнать его историю, владельцев, посмотреть что он представляет собой сегодня (включая небольшой видеофрагмент), его местоположение на карте города.

  1. История музея в фотографиях

  • Основание музея (представлен документ – «указ правительствующему сенату» 1895 года).

  • Из истории формирования коллекций (фотографии выставок древнерусской живописи и ДПИ, искусства XVIII – первой половины XIX, живописи второй половины XIX – XX века, графики XVII – XX века, скульптуры XVII – XX века, ДПИ XVIII – XX века, народного искусства XVII – XX века и новейших течений второй половины XX века. Каждый иллюстративный материал сопровождается текстовыми комментариями).

  • Из истории экспозиций (фото интерьера музея и комментарий о размещении картин)

  • Экскурсионная работа (работы из фото архива, сопровождающиеся комментарием о первой проведенной в истории Русского музея экскурсии)

  • Выставочная работа (одна из первых юбилейных выставок, посвященная 80-летию И. Е. Репина)

  • Музей и время (работы из фото архива с комментариями, рассказывающие о жизни музея во время революции, Первой Мировой войны и Великой Отечественной войны).

  1. Юбилейные торжества

  • Торжество в музее (фото архив)

  • Гости праздника (известные люди, поздравляющие музей с юбилеем)

  • Поздравления (можно посмотреть театрализованные представления, посвященные юбилею музея)

  • Открытие выставок (фото архив)

  • Видеосюжеты (в залах музея рассказывают писатели)

Помимо информации, находящейся в настоящих ресурсах необходимы обязательные экскурсии по всему комплексу залов и дворцов Русского музея




МХК, история, история Санкт-Петербурга




Государственный Русский музей: к 300-летию Санкт-Петербурга

  1. Коллекция (обзорная презентация коллекции Русского музея)

  2. Дворцы (видео экскурсия по дворцам и залам Русского музея)

  3. Выставки (обзорная презентация по выставкам музея)

  4. Проекты XXI века (реконструкционные и реставрационные проекты с графической презентацией)







МХК, история, история Санкт-Петербурга




Русский музей. Электронный альбом




Не работает (проблемы с отображением текста)

МХК, история, история Санкт-Петербурга




Дворцы Русского музея







МХК, история, история Санкт-Петербурга




Виртуальный мир Русского музея

Программа работает на четырех языках: английском, русском, немецком и французском. Ресурс позволяет провести виртуальную экскурсию по залам Русского музея, обойти его снаружи. Предлагается 4 варианта тура. Также возможно посмотреть весь музейный комплекс, состоящий из Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Кордегардии, Мраморного дворца и Михайловского замка. Одна из возможностей ресурса – посетить картину В. Д. Поленова «Бабушкин сад» и оказаться в условном пространстве Москвы конца девятнадцатого века. По такому же принципу можно «войти» в пейзажи Федора Алексеева и изучить внутреннее пространство Петербурга, которое зритель увидит от стен Петропавловской крепости. Поскольку пейзажи были сделаны примерно в одно время на рубеже XVIII – XIXвеков, учащиеся попадают в единое виртуальное пространство и совершает небольшое путешествие во времени.




МХК, история, история Санкт-Петербурга




Виртуальная экскурсия. Михайловский дворец.

Ресурс позволяет провести виртуальную экскурсию по залам Михайловского дворца, не покидая при этом пространства школы. Мы попадаем в залы и можем посмотреть произведения искусства в прекрасном качестве. Также иллюстративный материал не лишен информационной составляющей – про каждое полотно можно прочитать историю его создания и элементы биографии художника.

4-7

Ресурс не может заменить настоящую прогулку по дворцу, но может быть использован в качестве дополнения при работе в классе после проведенной «настоящей» экскурсии в Русском музее.




МХК, история, история Санкт-Петербурга
















Искусство и религия





Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV – XX веках




8-11

Не работает (проблемы с отображением текста и иллюстративного материала)

МХК, история, литература

Русское монастырское искусство и традиции

История русской монастырской традиции, духовная роль монастырей.

Ресурс включает карту западной части России со всеми имеющимися на ее территории крупными и особо почитаемыми монастырями, их фотографиями, описанием, информацией о святых и чудотворцах. Также имеются изображения и описания монастырских икон, истории их создания и перемещения.


8-11





МХК, история, история

Санкт-Петербурга, литература

Религиозный Петербург

  1. Храмы Петербурга (в хронологическом порядке: Петра I, Екатерины II, Петра II; Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны; Елизаветы Петровны, Петра III; Екатерины II; Павла I; Александра I; Николая I; Александра II; Александра III; Николая II; Старообрядческие церкви и моленные).

  2. Святейший Правительствующий Синод («О Святейшем Правительствующем Синоде»; «Иерархи» - раздел с иллюстрациями гравюр и живописных изображений, биографий иерархов Петербурга разного времени (Феофан Прокопович, Феодосий Янковский и др.); На странице также представлены изображения Духовного регламента (1720 год), кресла (из ансамбля мебели для заседаний1833 года), Портфеля обер-прокурора Синода (конец XIX – начала XX веков).

  3. Утраченные святыни (Фотографии, либо рисунки, соборов и церквей конца XIX - начала XX веков, описание их исторического значения, как то: Немецкая реформаторская церковь (фото 1910-х годов), перестроенная в 1932-1939 годах, на месте которой ныне находится Дом культуры работников связи (фото 2004 года)

  4. Икона в Санкт-Петербурге (иллюстрации, история и значение различных икон Санкт-Петербурга)



5-11

Каждый раздел богато иллюстрирован, представлены карты, чертежи соборов конца XIX – начала XX веков (как в настоящее время существующих, так и разрушенных), планы и старые фотографии храмов, закрытых сегодня для посетителей (как то: Церковь Милующей Божией Матери).

Настоящую информацию и иллюстративный материал можно использовать в разговоре об обстановке времени. На примере портрета обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева (работы А. В. Маковского) можно построить урок, связанный с определением типов русских высокопоставленных чиновников рубежа веков.





МХК, история, история

Санкт-Петербурга, экономика

Образ Николая Мирликийского в произведениях XII – XIX столетий из собрания Русского музея

Фильм – экскурсия по иконографии XII – XIX столетий. Подробно рассматривается и описывается значение образа Николя Мирликийского для русской иконографической традиции.

8-11

Необходимы множественные пояснения и заранее подготовленный материал со сравнительным материалом




История, МХК

Виртуальная экскурсия: «От иконы до авангарда»

Интереснейший материал, проводящий параллели между искусством авангарда XX века и русской иконографической традицией. На примерах произведений В. Кандинского, К. Малевича и др. ведется разговор об истоках русского авангарда, о художественной традиции заимствования, подражания и иносказания в целом.

8-11

Материал может быть использован как на уроках МХК, так и на занятиях по литературе (в разговоре о метафорических переносах и интертекстуальности)





Литература, МХК, история













Художники





Иван Шишкин. Из собрания Русского музея и Третьяковской галереи


Каталог живописи, рисунка, гравюры. Также представлена «Летопись жизни и творчества»

Возможны следующие варианты работы с ресурсами:

  1. (2-6 классы)

Проводится серия уроков, посвященных творчеству того или иного художника, затем организуется экскурсия в ГРМ, после чего, в медиатеке подробно разбираются просмотренные картины, а на последнем занятии цикла, учащиеся рисуют запомнившиеся им произведения искусства.

  1. (1-6 классы)

Занятия посвящаются разбору отдельных самостоятельных видов жанров живописи, графики, скульптуры и т.д. На уроке рассматриваются отдельные элементы подборки картин на какую-либо заданную тему (как пример можно привести «Осенняя тематика в творчестве художников-передвижников»).

  1. (5-11 классы)

Проводятся серии интегрированных уроков, основной тематикой которых является синтез различных видов и форм искусства как между собой (живопись и литература, история), так и с техническими и естественными науками (кубизм и математика, география и живопись и т.д.)






Литература, МХК, история




Архип Куинджи. Из собрания Русского музея


Каталог живописи и графики. Воспоминания учеников А. И. Куинджи, выставка в Русском музее и «Летопись жизни и творчества»




Литература, МХК, история




И. К. Айвазовский


Каталог живописи




Литература, МХК, история




Карл Брюллов





В 5-7 классах возможно соотнесение с ресурсом «Одно произведение» - «К. П. Брюллов «Последний день Помпеи».




Литература, МХК, история





А. К. Саврасов











Литература, МХК, история





Н. Гончарова








Литература, МХК, история





Б. М. Кустодиев








Литература, МХК, история





Каземир Малевич в Русском музее











Литература, МХК, история




Каземир Малевич. Преображение











Литература, МХК, история




Павел Мансуров











Литература, МХК, история





Васнецовы Апполинарий и Виктор











Литература, МХК, история




М. Врубель. Из собрания Русского музея


Наследие М. Врубеля в Русском музее, каталог, «Летопись жизни и творчества».

Также ресурс содержит материалы В. Леняшина:

- «Врубель – «скорбь глубочайшего счастья»
- «Искусство – вот наша религия»
- «Заветы символизма»
- «Заросшая тропинка обратно к себе»
- «Форма, которая создана природой навек»
- «Потрясенный шумом внутренней тревоги»
- «И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь»

9-11

Интегрированный урок (литература) можно составить на сопоставлении творчества А. Блока и М. Врубеля (образах демонического начала, их истоках – у М. Лермонтова, соотношении жизни и творчества, обращении к одним и тем же литературным образцам – как то, к Э. По).





Литература, МХК, история




В. Серов











Литература, МХК, история





Владимир Татлин. Памятник III Интернационалу

Презентация, посвященная созданию проекта памятника III Интернационалу «из железа, текла и революции». Интереснейшие чертежи и описание так и не осуществленного проекта.

7-11

Интересно рассмотрение настоящего материала как на уроках по истории города, так и на занятиях по физике и математике – как нестандартно задуманного архитектурного сооружения. Настоящий пример выводит ход урока на диалог об общих стилевых исканиях эпохи.

Также в разделе «Объединения. Стили. Течения» в фильме «Русский авангард. Роман с революцией» находится видеоматериал по настоящей теме.





История, экономика, МХК, физика, история Санкт-Петербурга




А. Иванов. Живопись




























Объединения. Стили. Течения





«Мир искусства»

Ресурс, включающий информацию по истории направления рубежа XIX - XX веков. Представлены биографии и истории стилевых исканий видных деятелей «Мира Искусства» (Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере и др.). Также некоторые иллюстрации, театральные декорации, немного информации об истории печатного издания и выставках в Париже.


10-11

Требуется обилие подготовленной преподавателем информации, так как содержания ресурса недостаточно отображает картину эпохи. Следует собрать материал по истории создания журнала, литературном и художественном отделах, синтезе искусств, целях и задачах всего направления в целом.




МХК, литература




Русский авангард. Роман с революцией

Фильм Александра Кривоноса (1999г) об огромном социальном эксперименте, который обернулся бедой. Фильм снят по дневникам Николая Пунина - критика и искусствоведа, одного из первых почувствовавшего мощь нового искусства, о его личной судьбе и о судьбе русского авангарда, о судьбах ведущих представителей русского художественного авангарда (Николая Пунина, Казимира Малевича, Павла Филонова, Владимира Татлина) во времена тоталитарного режима советской эпохи.

10-11 (минимум 2-3 урока)

Богатый и прекрасно оформленный материал, фильм, после просмотра которого, можно вести речь об экономической и политической ситуации России с начала XX века вплоть до 1990-х годов, цензуре, художественной ценности «сокрытых шедевров», истории революции и о многом другом.

Также в фильме есть большой объем материала по проекту памятника III Интернационалу (что возможно соотнести с разделом «Художники» - «Владимир Татлин. Памятник III Интернационалу»).





История России, МХК, экономика, политология




Импрессионисты в России

Ресурс, состоящий из двух частей: алфавитного каталога произведений русских художников начиная со второй половины XIX века, и «Линии времени» - своего рода таблицы, состоящей из двух частей. Открывается таблица 1860-м годом. В верхней половине представлены некоторые картины русских художников импрессионистов (начиная с Ф. Васильева), соотнесенные во временном плане с нижней половиной, в которой можно увидеть произведения французских художников-импрессионистов (начиная с Э. Моне, Э. Дега и др.). Заканчивается «Линия времени» 1920-м годом (в России она обрывается на К. Юоне и Н. Фешине, во Франции – на К. Моне и О. Ренуаре).


7-11

Возможно составление в классе некоторой сравнительной характеристики Русского и Западноевропейского искусства второй половины XIX – первой половины XX веков. Несомненно, необходимо ввести в разговор о живописи литературу, как современную форму выражения аналогичных идей иными способами.

Также нелишним будет проведение экскурсий в Русском музее и Эрмитаже.

Занятным может получиться интегрированный урок с преподавателем географии (изучение природных ресурсов и стран сквозь призму видения художников-импрессионистов).




МХК, литература, история искусств, история, география




Русский футуризм и Давид Бурлюк


Собрано большое количество материала об «отце русского футуризма» - Д. Бурлюке. Отражены как его стилевые искания (в разные годы жизни он был современником, с одной стороны, И. Репина и В. И. Сурикова, с другой, А. Бенуа и Л. Бакста, и, наконец, В. Кандинского и М. Шагала), так и описания его путешествий. Подробно расписана его биография и большим количеством иллюстративного материала. Приведен упрощенный искусствоведческий анализ картины «Мост» - «пейзажа с четырех точек зрения». Также есть каталог живописи, рисунка, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства русских футуристов.


10-11

Интересный и насыщенный материал для занятий по истории, истории искусств, МХК.




МХК, история, история искусств




Святые шестидесятые.

Ресурс состоит из двух частей: каталога живописи, рисунка, гравюры, скульптуры и фарфора и «Летописи художественной жизни 1860-х годов», включающей обильный материал, касающийся выставок, журнального движения России, собраний различных художественных обществ, биографии отдельных художников.

9-11

Преподавателю следует подготовить материал о взаимовлиянии и взаимопроникновении различных видов и форм искусства и соотнести материалы настоящего ресурса с более поздним по хронологии временем рубежа веков.

Не работает часть каталога (текст)

МХК, история России, история города
















Одно произведение





М. Ф. Квадаль «Коронация Павла I и Марии Федоровны»








Не работает







К. П. Брюллов «Последний день Помпеи»

Интересная идея «входа в картину». При попадании в «Помпеи», персонажи Брюллова исчезают, и зрители оказываются в современном разрушенном городе. Программа позволяет «открывать» некоторые изображения и узнавать информацию о разного рода составных частях архитектурных элементов.

5-8

Можно спроецировать анализ античных архитектурных образцов на современный образ Петербурга – попытаться отыскать в архитектуре центральной части города заимствованные элементы изучаемой эпохи. Это позволит, во-первых, провести экскурсию по классицизму в архитектуре города, во-вторых, составить дополнительные занятия по изучению стилей и архитектурных канонов разного времени.

Безусловно, разговор о самой картине (в совокупности с другими произведениями искусства) может быть привязан к циклу природоведения.





История Санкт-Петербурга, всемирная история, МХК, природоведение




И. Е. Репин «Торжественное заседание государственного совета»

Ресурс подразумевает подробный разбор картины И. Е. Репина «Торжественное заседание государственного совета» с вычленением отдельных элементов и персонажей.

6-9

Интересный урок можно построить на соотнесении экономической и политической составляющих времени – с внешним видом государственных служащих, их атрибутами (возможно соотнесение с разделом «Искусство и религия» - «Религиозный Петербург» - «Святейший Правительствующий Синод»)





История, экономика, МХК














































































МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КИНОТЕАТР






РУСКИЙ МУЗЕЙ И ЕГО КОЛЛЕКЦИИ





Русский музей. Михайловский дворец.
















100 лет Русскому музею

Ресурс позволяет ознакомиться с шедеврами, хранящимися в Русском музее (программа вводит систему поиска: по изображению, по автору, по эпохе). Икона, живопись, скульптура, народное искусство – каждое произведение имеет аннотацию и содержит информацию об авторе. Подробно описываются обычаи времени написания полотна, его история.

В «народном искусстве» есть информация об утвари, разъяснение символики цвета и орнамента. Представлены фотографии.

По одному произведению можно составить представление о целой парадигме подобных работ.

В разделе «эпоха» можно ознакомиться с древнерусским искусством XVIII века, первой половиной XIX века, второй половиной XIX века и искусством XX века.

У учащегося есть возможность получить информацию о дворцах Русского музея, изучить его историю в фотографиях и просмотреть материалы с юбилейных торжеств Русского музея.


8-9 (исследовательские проекты)

Для преподавателя полезным является материал, касающийся разбора элементов картины – фона, движений и т.п.




МХК, история, история Санкт-Петербурга




Государственный Русский музей: к 300-летию Санкт-Петербурга.







Не работает







Дворцы Русского музея.

В настоящем ресурсе подробно рассматриваются следующие элементы ансамбля Русского музея:

Михайловский дворец (корпус Бенуа, Михайловский сад, экспозиции и выставки, лента времени). Рассказ о тематических экспозициях живописи, скульптуры и графики, постоянной экспозиции, также можно посмотреть фотографии выставок разного времени.

Рассказ о Михайловском саде может быть очень полезен при изучении истории Санкт-Петербурга и прогулках по городу. Эта часть ресурса состоит из подборки текстов и фотографий, литографий, гравюр разного времени.

В «ленте времени» можно просмотреть изменение и развитие комплекса, ознакомиться с фотографиями и гравюрами разного времени (с 1819 по 1999 годы).

Блок «временные выставки» состоит из следующих частей: «время собирать» (собраны вещи, хранящиеся в музейных коллекциях разных стран мира; большинство произведений экспонировалось впервые в России), «Иван Шишкин» (юбилейная выставка произведений – совместный проект с Третьяковской галереей), «Борис Иванович Шаманов» (представлены 14 живописных произведений с 1960 по 1980 год), «собрание княгини М. К. Тенишевой» - (настоящая вкладка посвящена 150-летию со дня рождения княгини и 110-й годовщине со дня открытия Русского Музея; лучшие произведения из собрания Тенишевой – более 100 полотен). К сожалению, сами произведения посмотреть невозможно, есть лишь описание прошедших выставок.

Михайловский замок (Михайловский замок, интерьеры замка, экспозиция и выставки, лента времени).

«Лента времени» с 1796 до 2001; «Интерьеры замка» – подробное описание, также можно пройти по ссылкам, включенным в текст (к примеру – «Александр Павлович») – они содержат подробную информацию и отсылают к иным ресурсам.

Мраморный дворец (исторические интерьеры, экспозиция и выставки, лента времени 1768 - 1992). «Интерьеры» – богатый ресурс с обилием иллюстративного материала, который можно увеличить и детально рассмотреть.

Строгановский дворец (исторические интерьеры, лента времени 1753-1988).

Летний дворец Петра I (летний сад, интерьеры дворца, лента времени 1700 – 2003 – очень подробно составленный блок, обладающий большим количеством иллюстраций разного времени – интересное видение города, нетипичные ракурсы).

Домик Петра I (экспозиция и выставки, лента времени 1703-1999 – с иллюстрациями: позволяет посмотреть первоначальный вид домика, литографии, фотографии начала XX века и фотоснимки 2007).


Настоящий ресурс более пригоден для специалистов. Либо подходит для создания какого-либо проекта в рамках исследовательской деятельности школьников. Они могут самостоятельно ознакомиться с материалом, выбрать нужное и добавить в свою презентацию





МХК, история Санкт-Петербурга, история.




Русский музей. Электронный альбом.

Это своего рода путеводитель по Русскому музею.

Можно посмотреть коллекции Михайловского дворца по периоду, по автору, по темам, по виду искусства. Что удобно – есть система-альбом – при нажатии на «картинку», выходит информация о ней, также прилагается карта-план для удобства поиска ее в залах музея.

Плюс есть функция «автопросмотр», позволяющая изучать произведения искусства без лишнего фона и деталей.


5-11

Ресурс может быть полезен для групп школьников, посетивших музей и желающих закрепить пройденный материал. Удобен в использовании благодаря системе поиска.




МХК, История Санкт-Петербурга, история.




Виртуальный мир Русского музея.

Ресурс позволяет работать на четырех языках – английском, русском, немецком и французском. Учащиеся могут виртуально посетить музей, погулять по его залам, послушать две обзорные экскурсии. Зал работ Поленова позволяет «войти в картину» (для этого из главного меню нужно войти в блок «содержание») – интересная возможность, которая может заинтересовать учащихся 3-6 классов. Подобная форма работы может быть полезна при разговоре о внутреннем наполнении художественного произведения, о явлении «закадровости».

Также можно побывать снаружи – на площади Искусств, изучить ее с разных точек, послушать вводную экскурсию об истории ансамбля дворцов.


3-7

Ресурс полезен как для учащихся начальной школы – формой представления материала, так и для школьников среднего звена – возможностью составления презентаций по данным материалам.




МХК, история Санкт-Петербурга, иностранный язык.




К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи».

Мы виртуально посещаем зал Блюллова в Русском музее. Зрителю предлагается прослушать экскурсию об интерьере зала и о коллекции произведений художника, которой обладает Русский музей. Затем следует рассказ о картине «Последний день Помпеи». Постепенно с полотна исчезают действующие лица, и мы можем увидеть разрушенный город таким, каким он предстал самому художнику во время его путешествия. Мы можем выбрать объект, о котором хотели бы узнать подробнее – элемент ансамбля.


5-9

Ресурс вполне пригоден для индивидуального пользования школьником.

Учащиеся начальной школы также могут быть заинтересованы формой представления материала.




МХК, история Санкт-Петербурга, история.






















ПЕТЕРБУРГ – ГОРОД МУЗЕЕВ





Санкт-Петербург. Вымышленный и реальный.







По настоящему ресурсу в медиатеке есть готовый урок.







Живописный Петербург.







Не работает







Дворцы Русского музея: виртуальные прогулки с Александром III.

Фильм о знаменитых петербургских дворцах, объединенных Русским музеем, «путешествие длиной в три столетия». Рассказывается о создателе музея – Александре III.

Зрителю предлагается совершить виртуальную прогулку сквозь пространство и время с Александром III: можно отправиться в домик Петра, Летний дворец, Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский замок и Михайловский дворец.

Во время «путешествия» демонстрируются гравюры и повествуется об истории, причем цитатами Александра III –за основу взяты его воспоминания.


7-10

Ресурс полезен для учащихся, увлекающихся историей и создающих свои научно-исследовательские проекты.




История, история города, литература.




Санкт-Петербург: портрет города и горожан.







Не работает







Петербург в творчестве детей.







Не работает

























МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ





Виртуальная экскурсия: Михайловский дворец.

Экскурсия по залам, история дворца, рассказ о коллекциях.

В «автопросмотре» можно выбрать интересующие залы и просмотреть только их.


5-11

Ресурс может быть полезен для групп школьников, посетивших музей и желающих закрепить пройденный материал. Удобен в использовании благодаря системе поиска.

Программа работает со сбоями.

История города, МХК.






















МИХАЙЛОВСКИЙ (ИНЖЕНЕРНЫЙ) ЗАМОК





История Михайловского замка.

История парадной резиденции императора Павла I.


5-11

Удобно показывать на занятиях по истории города или МХК, истории.

Ресурс удобен наличием озвучки – для восприятия классом на слух и под запись.




МХК, история города.




Внутреннее убранство Михайловского замка.

Рассказ об истории интерьера замка, его прототипах в Европе и заграничных путешествиях Павла в поисках элементов декора.

5-11

Предпочтительна индивидуальная работа, так как звуковое сопровождение отсутствует. Материал представлен в виде презентации.




МХК, история города.




История реставрации Михайловского замка.

Фотографии дворца в различные эпохи и годы.


5-11

Предпочтительна индивидуальная работа, так как звуковое сопровождение отсутствует. Материал представлен в виде презентации.




МХК, история города.




Михайловский замок. Реальный и виртуальный.







Не работает







Архитектурный автопортрет Павла I.

Фильм.

В течение четырехлетнего правления Павел I строил замок и прожил в нем всего 40 дней. С этим местом связаны начало и трагический финал жизни Павла.

Это фильм о судьбе Павла, его стремлениях, о том, как под его руководством перечерчивались резиденции и дворцы европейских монархов. Под впечатлением от средневековой архитектуры создаются планы Михайловского дворца.


5-11

Ресурс удобен для просмотра в классе.




МХК, история города.




Павел I: цареубийство 11 марта 1801 года.







Не работает







После Павла…

Презентация, рассказывающая о судьбе дворца после кончины Павла.

5-11

Предпочтительна индивидуальная работа, так как звуковое сопровождение отсутствует. Материал представлен в виде презентации.




МХК, история Санкт-Петербурга.






















МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ





Мраморный дворец.

Презентация, повествующая об истории, правителях так или иначе связанных с дворцом.

Предпочтительна индивидуальная работа, так как звуковое сопровождение отсутствует. Материал представлен в виде презентации.




МХК, история Санкт-Петербурга.




Знаменитые интерьеры. Белый зал: история и реставрация.


































ЛЕТНИЙ САД





Возрождение Летнего сада.
















Летний сад. От Петра I до наших дней.

Ресурс позволяет виртуально посетить Летний сад различных эпох, изучить моду, развлечения и традиции времени, историю скульптуры сада, структуру садово-паркового строительства и просмотреть планы реконструкции.

7-11

Отдельные элементы ресурса могут быть использованы на занятиях с 5-6 классами, но поскольку он включает в себя достаточно большой объем материала, не смотря на наличие звукового сопровождения, учащимися воспринимается с трудом.




МХК, история Санкт-Петербурга.






















СТРОГНОВСКИЙ ДВОРЕЦ





Империя Строгановых.


































УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ





Народное искусство.

Рассматриваются стихии воды, земли, огня и воздуха в архитектуре деревенского быта. Также росписи интерьеров домов, мебели. В фильме особое место занимает разговор о ткачестве (ковры из старых тряпичных ленточек), самодельных игрушках, изображениях на дереве реалий повседневной действительности. Красота и неповторимость росписи посуды рассматриваются в ключе отражения труда жизни.

Что особенно интересно и важно – в фильме использовано много исторической лексики – агнонимов для современного нам носителя языка («большуха» и т.п.).

Рассказывается о традициях – подготовке приданого, свадебного костюма (передающегося по наследству), символике одежды – к примеру, поясе (оберегающем от нечистой силы). Также не опускается тема гаданий, связанных с элементами одежды.


5-8

Ресурс может быть полезен в рамках уроков истории и литературы – при разговоре о крестьянстве.

Полезные элементы ресурса:

Кузнец – имеет славу колдуна (ему покоряется металл – отсюда любовь к невероятно красивым подставкам, подсвечникам).

Защита дома – солнце (отсюда – целый декоративный ансамбль, подробно расписанный в фильме).

Весь мир – как дом, а дом – как мир. И в этом суть и смысл бытия.

Благодаря этому материалу ресурс можно использовать на занятиях по природоведению, вероятно даже биологии.






Литература, история, география, МХК, природоведение




Рождение картины.

Рассматриваются парадигма картин XVIII – XIX веков.

Проводится этимологический анализ лексики, связанной с живописью на примере «Портрета молодой женщины» Ф. С. Рокотова.

Также описывается процесс создания картины, ее строение (холст) – это помогает учащемуся сформулировать четкие ответы на вопросы «как возникает картина?», «как рождается замысел и как он воплощается на полотне?».

На примере полотна «Переход Суворова через Альпы» Сурикова В. И., ведется рассказ об историческом событии в швейцарских Альпах, истории создания картины и путешествии самого художника.

В фильме повествуется о назначении наброска и эскиза. Примером служит историческая картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Путешествие Брюллова в Помпеи, его изучение места. Подробный разбор картины и сравнение с эскизом – мы прослеживаем путь создания полотна. Духовная красота дополняется красотой физической. Человек – венец творения, он прекрасен, даже в самую трагическую минуту жизни. Мысль художника находит свое оформление в процессе работы.

Жанр пейзажа обозначен произведениями И. Шишкина. С одной стороны уточняется похожесть картин, но в них рассматривается множество различий в деталях. Здесь также идет речь об этимологии искусствоведческого терминологического аппарата.

Раскрывается понятие этюда – одновременно еще и картины – в нем должно быть внутреннее, мысль, художественное содержание. Это представление художника о России.

Описываются приемы пространственно-временных отношений (сосны, верхушки которых обрезаны рамой картины – говорят нам о том, что они невероятно велики – это сделано специально).


6-8

Представленный в фильме этимологический анализ лексики, связанной с живописью позволяет использовать его элементы на уроках русского языка.

Также ресурс может быть полезен в рамках занятий по литературе и развитию речи.




МХК, литература, русский язык


























































страница 1


скачать

Другие похожие работы: