Тема «Словарное богатство русского языка» (урок русского языка в 7 классе)
Вид урока: урок-путешествие.    

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Применяемые технологии: игровая технология, ИКТ, групповая.

Обучающий аспект – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся об особенности определения их лексического значения.

 Развивающий аспект – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки

 Воспитывающий аспект – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, словари, учебник «Русский язык 7 класс» под ред. М.М.Разумовской.

Для всего в русском языке есть

великое множество хороших слов и названий

К.Г. Паустовский.

Слайд 1

Здравствуйте. Садитесь.

Проверим, все ли принадлежности мы взяли сегодня для урока? Все. А хорошее настроение?
Ход урока
I. Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач (3 мин.)
Учитель: Эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова К.Г. Паустовского.

Давайте сейчас выразительно прочитаем его высказывание.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на нашем уроке?

Ученик: О словарном богатстве русского языка.

Учитель: Действительно, тема нашего урока – словарное богатство русского языка. Запишем число, классная работа, тему урока. И задача, которую нам предстоит решить на ближайших двух уроках – доказать, что наш язык необыкновенно богат, а подтверждение этой мысли мы будем искать в каком разделе языкознания?

Ученик: В лексике.

Учитель: Верно. Сегодня и на следующем уроке нам предстоит совершить путешествие в хорошо известную вам страну Лексика. А цель нашего пути – обобщить и закрепить знания, полученные в 5-6 классах о группах слов в лексике.

Ну, что отправляемся?

II. Игра
Путешествие по стране Лексика
Учитель: При въезде в любую страну люди должны обязательно пройти таможенный досмотр. Путь в страну Лексика открыт только тем, кто хорошо знает язык ее жителей. Наша таможня носит название Терминологическая. Сейчас мы проверим, насколько мы хорошо помним термины.
Задание 1. Терминологический диктант (3 мин.)



Толкование

Термин

1. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.

3. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

4. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

5. Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.


  1. Заимствованные




  1. Антонимы



  1. Диалектные




  1. Устаревшие слова




  1. Профессиональные



Город однозначных и многозначных слов
Задание 2 (3 минуты)

Учитель: Ну, вот мы благополучно прошли таможенный контроль и оказались в первом городе, городе однозначных и многозначных слов.

А скажите, пожалуйста, когда нам непонятно значение того или иного слова, что мы будем делать?

Ученик: Обратимся к толковому словарю.

Учитель: А какие еще виды словарей вы знаете?

Ученик: Словарь синонимов, словарь антонимов, словарь фразеологизмов, словарь омонимов, словарь иностранных слов.

Учитель: Вы очень любознательные ученики.
Задание 3 Индивидуальная работа (3 минуты)
Уровень 1

Учитель: Найдите и выпишите из толкового словаря учебника 1 однозначное слово и одно многозначное

Уровень 2

Учитель: Найдите и выпишите из толкового словаря учебника 1 однозначное слово и одно многозначное. Составьте предложения с многозначным словом, доказывая различность

значения.
Проверка
Задание 4
Учитель: Жители этого города имеют еще одну особенность. Какую, попробуем узнать из следующего задания:
Посмотрите на фотографии и объясните смысл высказывания:
Я мышку не ел
Ученик: Слово мышка употреблено в переносном значении. Здесь – компьютерная мышь.

Учитель: Действительно, в русском языке немало слов, переносное значение которых основано на сходстве одного предмета с другим. Сходство может быть по форме (кисть винограда – кисть руки), по функции (дворники на стекле автомобиля – подметающий улицу дворник), по месту (лисий хвост – хвост поезда)

А как в литературе называется средство выразительности, основанное на сходстве?

Ученик: Метафора.

Учитель: А можете привести примеры из художественной литературы, может, строки стихотворные? (Ель рукавом мне тропинку завесила… или Отговорила роща золотая березовым веселым языком…)

Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения?

Ученик: Употребляя слова в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной.



  1. Город синонимов, антонимов и омонимов


Учитель: А нам пора отправляться дальше. И в следующем городе проживают не менее интересные слова. Посмотрите, кто нас вышел встречать? Да, еще и целыми семьями!
Немалый, большой, значительный, крупный, огромный, колоссальный.

Теплый – прохладный; тяжелый - легкий.

Бокс – бокс, атлас – атлас, побег – побег.
Какие группы слов нам повстречались?
Ученик: Синонимы, антонимы, омонимы.
Задание 5 (2 мин.)
1) Спишите, располагая синонимы в порядке возрастания признака

Певец – легендарный, знаменитый, известный, прославленный.


Учитель: В чем сходство синонимов?

Ученик: В значении.

Учитель: В чем различие?

Ученик: В оттенках значения.

Учитель: Для чего служат в речи синонимы?

Ученик: для более точной передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов.


Задание 6 Групповая (4 человека) (2 мин.)
Учитывая многозначность каждого прилагательного, подберите антонимы к следующим словам.

1 группа Теплый (комната, слово, компания)

2 группа Тупой (угол, взгляд, боль)

3 группа Легкий (ветер, задача, характер)

4 группа Чистый (посуда, произношение, небо)

5 группа Мягкий (хлеб, шаг, ткань)

6 группа Свежий (ветер, хлеб, журнал)

7 группа Мелкий (дождь, ручей, неприятности)
Оценивает учитель

Физкульминутка (1 мин.)
«Театр мимики и жеста». Ученики мимикой и жестами изображают антонимы к словам, названным учителем: высоко, узко, худой, весёлый, добрый, неподвижный, быстрый, причёсанный, весёлый, слабый, жарко, голодный, равнина, сухой.
Продолжение игры
Задание 7 (2 мин)
Учитель: Прежде чем покинуть Город синонимов, антонимов и омонимов и отправиться дальше, мы должны выполнить еще одно задание. Таковы законы в стране Лексика. Но думаю, что с этим заданием вы тоже справитесь успешно

Чтобы продолжить наше путешествие, нам необходимо отгадать загадки:


  1. Какую косу нельзя заплести? (которой косят, песчаную)

  2. Какая норка не может быть уютной? (Животное)

  3. Какие барашки не пасутся в долине? (Морские)

  4. Какой узел не может быть морским? (Узел связи)


На каком явлении построены эти шутливые вопросы?

Ученик: На явлении омонимии.

Учитель: Что это за слова?

Ученики: Омонимы.


  1. Город необщеупотребительных слов



Учитель: А мы движемся в глубь страны и приблизились к городу Необщеупотребительная лексика. Чтобы войти в него нам предстоит выполнить задание
Задание 8 (2 мин)
Учитель. Прочитайте слова. Скажите, что в них общего?
Аллергия, рентген, верстак, миокард, бетон, астма, экскаватор, травматология, унция, бульдозер, рецепт, абсцесс.

Ученик: Это профессионализмы.

Учитель. На какие две группы их можно разделить?

Ученик: В первую группу можно отнести профессиональные слова медицинских работников, во вторую — строителей.

Учитель. Напишите эти группы слов. Если вы правильно распределите слова по группам, то из первых букв специальных медицинских слов вы сможете составить еще одно слово, употребляемое строителями, Какое слово у вас получилось?
Аллергия Верстак

рентген бетон

миокард экскаватор

астма бульдозер

травматология

унция

рецепт

абсцесс

Арматура

Учитель: Скажите, ребята, а профессионализмы ограничены в употреблении?

Ученик: Да.

Учитель: А какие еще группы слов относятся к необщеупотребительной лексике?

Ученик: Диалектные слова. Слова, употребляемые людьми определенной местности.

Учитель: Что такое устаревшие слова?

Ученик: Слова, которые ушли из нашей повседневной речи, потому что исчезли предметы, которые они обозначали, либо появились новые слова.

Задание 9 Творческое (3мин.).

Перед вами текст, в котором много разговорных слов. Замените их устаревшими словами, используя схему. Изменился ли характер текста? Какое звучание он приобрёл?
Напротив меня сидела девчонка. Она зыркала вокруг своими зенками. То прикрывала веки, то оглядывала город, вытягивала шею, правой рукой тёрла щёку. Губы её были плотно сжаты, а пальцы теребили одежду.


Учитель: Где чаще всего можно встретить употребление устаревших слов?

Ученик: В учебниках по истории, в художественных произведениях.

Учитель: Для чего они служат?

Ученик: Для более точного рассказа о жизни людей в прошлом.
III. Итоги

1 Рефлексия

Учитель: Итак, ребята, приближается к концу первый день нашего путешествия по стране Лексика. Как вы думаете, все ли города мы посетили?

Конечно, нет. На следующем уроке мы продолжим повторять группы слов. А мы сейчас, чтобы обобщить то, что повторили сегодня, составим синквейн.

Синквейн, ребята, это стихотворение из 5 строчек.

  1. Сегодня на уроке мы говорили о лексике.

  2. Какие 2 определения мы подберем к слову Лексика (богатая, выразительная)

  3. Действие Лексики: что помогает делать Лексика: точно, образно выражать свои мысли.

  4. Какое действие оказывает на нас: удивляет, поражает

  5. Какое чувство мы испытываем: гордость


Учитель: Какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия?

Что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным?

Оценки

страница 1


скачать

Другие похожие работы: