Интегрированный урок по русскому языку в 7 классе по теме «Деепричастие»


Пряхина Наталья Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Тольятти 2011Интегрированный урок по русскому языку в 7 классе
Тема: Повторение изученного о деепричастии. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».

Цели:повторить и систематизировать знания уч-ся о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при деепричастиях и д/о; развивать умение уч-ся понимать авторскую позицию в художественном произведении; развивать умение отбирать материал по теме сочинения; воспитывать чувство патриотизма на примере героического образа Тараса Бульбы.
Ход урока
I.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие»
– Какую часть речи вы изучили?

– Что обозначает деепричастие?

– Как и от чего образуется?

– Какие морфемы могут помочь нам в определении этой части речи?

– Какие признаки глагола есть у деепричастия?

– Чем оно похоже на наречие?

– Что такое деепричастный оборот?

– Как он выделятся на письме?
II. Проверка д/з
- Записать на доске деепричастия и д/о, найденные вами в указанных эпизодах повести Гоголя «Тарас Бульба». Выделите в них суффиксы, определите время и вид.

(стр. 147, последний абзац – увидевши

стр. 150, 1й абзац –сидя, услыша

стр. 155, 1й абзац – отодравши

стр. 158, 2й абзац – вытянув свои шеи, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву)

- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (увидевши, услыша, отодравши…)
III. Работа с учебником
- Выпишите из упражнения № 169 (стр. 82) деепричастия (д/о, выделите в них суффиксы, определите время и вид.

1. потупив голову и в то же время приподняв очи (пр.в., сов.в.)

2. смотря прямо ему в очи, утупивши в землю очи (н.в., несов.в.)

3. встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой (пр.в., сов.в.)

4. ударив острыми шпорами коня, не глядя назад, не видя (пр.в., сов.в.)

- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (утупивши…)

- Как вы написали деепричастия с частицей НЕ?
IV. Тестирование

Тест №14 №Деепричастие»

I вариант II вариант

1 – в 1 - б

3 – а 3 – в, д

7 – а, в, г, д 7 – б, г, д, ж
V. Работа с текстом

(1)Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным.

(2)И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. (3) Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» (4) Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою.
Задания.

В1 - определите стиль текста и тип речи в нем (худ., повеств.)

В2 – сколько грамматических основ в 1 предложении? (2)

В3 – укажите номера предложений с дееприч. оборотами (2, 3)

В4 – выпишите из текста слово с чередованием в корне (расстилалось)

В5 – выпишите из текста любое словосочетание со связью согласование (1 вар.), управление (2 вар.) из предложения 2 (I - морской берег , II - положив ружьё, полный тоски, садился на берег)

В6 – из предложения 4 выпишите имя сущ., в котором не совпадает количество звуков и букв (тростник)

В7 – выпишите слово с двумя приставками (невыстреленным)

В8 - какое художественное средство использовано автором в предложении 4? (метафора)
- Проверьте себя и оцените свою работу.

-Подчеркните д/о как члены предложения. Определите вид и время деепричастий.

Выделите суффиксы каждого из них.
VI. Подготовка к сочинению


  1. Беседа по теме урока




- Вы узнали героя текста?

- Расскажите о Тарасе Бульбе то, что кажется вам самым важным.

- Как вы относитесь к этому герою?

- Что повлияло на ваше отношение?

- Какие события привели Тараса к этой трагедии?




  1. Слово учителя


То время, в которое жил Гоголь, казалось его современникам каким-то потускневшим, застывшим - ведь после войны с Наполеоном и восстания декабристов ничего значительного не происходило в русской истории 30х годов XIX века.

Гоголь мечтал о сильном героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. И это, конечно же, в первую очередь образ Тараса Бульбы. Вот что говорит сам писатель: "Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы..." Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами.

Это могучий образ, по выражению Гоголя, "необыкновенное явление русской силы".

Наша с вами задача, доказать в сочинении по повести, что автор сумел показать в образе Тараса Бульбы героический характер.


  1. Работа над планом и содержанием сочинения


- Назовите основные эпизоды, в которых раскрывается героический характер Бульбы.

Все эти эпизоды можно использовать в сочинении, не забывая, что у вас должен получиться не пересказ, а рассуждение. Помогут нам в этом деепричастия и деепричастные обороты.

- Разделите страницу на два столбика – в первом записываем пункты плана, во втором – материал к сочинению.


План

Материал к сочинению

1.Мечта Гоголя о героическом характере.


Работая над повестью…, Гоголь мечтал…

Таким героем стал …

2.Как в образе Тараса автор раскрывает героический характер?

Сражаясь в бою под Дубно, Тарас проявил себя…

Тарас любил своих сыновей и гордился ими, но, узнав о предательстве Андрия, он …

Желая узнать о судьбе Остапа, Тарас …

Рискуя жизнью, он…

Особенно ярко героическая натура Бульбы проявляется в сцене гибели:…

3.Моё отношение к герою.

Гоголь сумел показать в повести…

Мне понравилось это произведение…

Повесть «Тарас Бульба» учит нас…







Вывод: Гоголь сумел показать, что суровые условия, в которых Бульбе приходилось жить и защищать веру и Отечество, сформировали героический характер Тараса, развили в нем чувство товарищества и патриотизма.


  1. Упражнения по культуре речи


- Чтобы не допустить речевых ошибок в своём сочинении, исправьте их в данных примерах.

Подсказка. И главное, и добавочное действие должно совершать одно и то же лицо.

Сражаясь за веру, казаков убивают (… казаки погибают)

Потеряв сыновей, на Тараса обрушивается отчаяние (…Тарас погружается в отчаяние)

Работая над повестью, у Гоголя была мечта о героическом характере (…Гоголь мечтал о героическом характере)
V. Д/З Написать сочинение по теме: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы»
VI. Рефлексия.

- Чем сегодняшний урок отличался от других уроков?

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким настроением (мыслями) вы уходите с урока?


страница 1


скачать

Другие похожие работы: