Шляхова Ирина Михайловна учитель музыки, I квалификационная категория

МОУ «Корочанская СОШ им. Д.К.Кромского»

Вторая четверть, урок №6

МУЗЫКА РОЖДЕСТВА

Цель: показать роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова.

Задачи: раскрыть смысл слов «Кондак», «Тропарь», «Вертеп», «Ладан», «Коляда»,

«Колядка»;

развивать музыкальный и тембровый слух, логическое мышление;

воспитывать интерес к духовной музыке, эстетический вкус, осознание через

музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений.

Музыкальный материал: Ф. Груббер «Тихая ночь», рассказ « В Храме» (П.Чайковский, М.Плетнев), Кондак Рождеству Христову, Тропарь Рождеству Христову, Н. Римский - Корсаков «Колядные песни», С.Суэтов, Е.Пекки «Рождество».

Оборудование: компьютер, мультимедиа аппарат, аудиокассеты, аудиодиски, MP3-проигрыватель, магнитофон, синтезатор, нотные хрестоматии, портреты композиторов, большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия».
Ход урока.

I. Введение в тему урока.

Беседа о праздновании Рождества Христова.

Учитель:

Наш урок проходит в преддверии большого праздника. 25 декабря вся Европа будет встречать один из замечательных праздников, любимых всеми, - Рождество Христово. В России Рождество отмечают 7 января. И тема нашего урока «Музыка рождества»

( 2 слайд)
II. Проверка домашнего задания.

Кто может рассказать об этом празднике? Кто подготовил домашнее задание?

(дети ,2-3 человека, зачитывают свои сообщения)

Учитель:

Нет такого человека, который не любит дни, когда на елках, украшенных игрушками, зажигают гирлянды огней. Нас ждут подарки, песни и игры под новогодней ёлкой. Новый год - это начало первого месяца года, однако, в зимнее время празднуют еще и Рождество. Первые елки зажигались в России именно в честь рождества.

Аудиозапись.

1. Слушание рассказа «В Храме» (П.Чайковский, М.Плетнёв)

Учитель:

Что означает слово «рождество»? (Рождение.) ( 4 слайд)

Почему «Рождество» стало большим событием?

Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник.

- А почему Царь? Кто знает? Ведь у него не было ни дворца, ни короны, ни трона, ни войска. (ответы детей)

Учитель:

Верно дети! Называют его царем потому, что Иисус Христос открыл нам великие тайны Жизни, Добра и Правды. Через Него - своего Сына - с нами говорит сам таинственный Создатель Вселенной - Бог Отец. ( 5 слайд)

— Если бы Млечный путь (огромное скопление звезд на небе) и муравей имели бы разум, а Млечный путь захотел бы побеседовать с муравьем, что бы он сделал?

Он постарался бы стать маленьким и заговорить на муравьином языке. Когда Творец Вселенной захотел поговорить с человеком, Ему Самому надо было стать человеком, родиться среди людей, разделить с ними жизнь. Это и произошло более двух тысяч лет назад. Для людей рождение Христа было так важно, что народы договорились вести счет годам, начиная с этого события. ( 6,7,8 слайды)
III. Работа по теме урока.

2. Слушание: Кондак Рождеству Христову (Д. Бортнянского); Тропарь Рождеству Христову (С.Дяхтерева). ( 9 слайд)

Учитель:

  • Понравилась вам эта музыка?

  • Какие образы вызывает в вашем представлении эта музыка?

  • Где можно услышать эти произведения?

(в церкви, т.к. эта музыка относится к церковным песнопениям)
3. Объяснение значения терминов.

* Кондак – священная песнь, содержащая похвалу святому или выражающая сущность праздника. ( 10 слайд)

Тропарь (церк.) - песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого

(С. И. Ожегов.) (11 слайд)

- Когда наступает праздник Рождества, во всех странах Европы в домах и церквях зажигают свечи, поют песни, молитвы о родившемся в мир Младенце и Его Матери - Деве Марии. Во многих странах принято устраивать вертепы.

Вертеп (устар.) 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространенный в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания. (С. И. Ожегов.) (13 слайд)

Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Святого Семейства - Девы Марии с маленьким Иисусом в яслях, святой Иосиф. (14 слайд)

Вертеп помещают дома под ёлкой или в церкви. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира. (15 слайд)

- Кто знает, где происходили события? Нам помогут узнать стихи Н. Никольского:

Ученик:

Перед нами страна Палестина,

Этот радостный угол земли.

Перед нами сейчас, как картина,

-Стада с пастухами вдали.

Им ангел Господень явился

И радость большую принес.

Сказавши: «Пойдите, родился

В пещере Спаситель Христос».
4. Слушание песни Ф. Грубера «Тихая ночь».

- Предлагаю вам послушать песню Ф. Грубера «Тихая ночь».

Это произведение стало международным Рождественским гимном и часто звучит во многих кинофильмах.

Учитель:
Издалека, через пустыню, пришли поклониться маленькому Христу-Спасителю восточные мудрецы, волхвы, они высчитали по звездам время рождения Христа и принесли ему дары. (16 слайд)

Ученик:

Ясли тихо светят взору.

Озарен Марии лик;

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ливан.

А. Фет
Дары волхвов: золото, ладан и смирна. Каждый из даров имел определенное каноническое значение и служил знаком признания Христа: золото подарили Христу, признав его Царем над собой; ладан (ливаи) - свидетельствовал его происхождение от Бога, признав его Божественность; смирну волхвы вручили как символ человека, признав в нем человеческое начало. (17 слайд)
6. Объяснение значения терминов.

Ладан (ливан) - душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония); смирна -драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания.

(18,19 слайды)

Учитель:

Все народы поют о Рождестве красивые песни. У славянских народов поздравительные рождественские песни назывались колядки.

Наиболее вероятна латинская основа: словом calendae - календы в древности называли первый день каждого месяца. В эти дни свершались обряды с целью достижения благополучия. А песни, исполняемые в это время, стали называть колядками. Их пели, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривали подарками, угощали. Считалось, чем богаче дары, тем больше богатства будет в доме хозяина.
7.Объяснение значения терминов. (21 слайд)

Коляда - старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся

обходом соседей с обрядовой песней (С. И. Ожегов.)

Колядка - старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня. (С. И. Ожегов.)
8. Разучивание народной колядки «Рождество Христово». (22 слайд)

( Исполнение колядной песни стоя. Можно разделить детей на группы, по рядам.)

Учитель:

Теперь и вы можете петь такие колядки. А, людей, славящих в колядках Христа, называли «христославщиками».

9. Слушание: Колядные песни. Из оперы «Ночь перед Рождеством», муз. Н. Римского – Корсакова. (24 слайд)
- Как вы думаете эта музыка композиторская или народная.

(композиторская, написанная в народном стиле)

- Какими выразительными средствами передано настроение людей в музыке?
Учитель:

- И в заключение урока, давайте, все вместе исполним уже знакомую нам песню

С. Суэтова и Е. Пекки «Рождество». (25,26,27,28 слайды)
IV. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

Рассказывая о музыке Рождества, я познакомила вас с песнопениями. На уроке звучала церковная музыка, народная, композиторская — музыка особая, в которой воплощены высокие мысли и чувства.

- Что для вас явилось новым?

(познакомились с новыми славами и терминами, кондак, тропарь, вертеп, ладан, коляда, колядка, они стали более понятными)

- Что является основой духовной музыки? (основой этой музыки является слово)

- Музыку каких композиторов мы слушали на уроке?( П.Чайковского, Д. Бортнянского,

С. Дяхтерева, Н. Римского – Корсакова)
А теперь мне хочется услышать аплодисменты, передающие ваше настроение:

Моё настроение ухудшилось!

Моё настроение улучшилось!
- Спасибо за активную работу! (29 слайд)

Дома повторите тему урока, новые термины и их значения.

Разгадайте ребус по теме урока, он у каждого на парте.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: