Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения опасностей, защиты от них и ликвидации их последствий.

Медицина катастроф - это отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС); сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Цель изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»: формирование знаний, направленных на безопасное и комфортное взаимодействие человека с окружающей природной, техногенной и биолого-социальной средой, снижение смертности и нарушений состояния здоровья людей от неблагоприятных факторов природного, техногенного и биолого-социального характера.

Задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»:


  • анализ источников и причин возникновения опасностей;

  • прогнозирование и оценка их воздействия  в пространстве и во времени;

  • оценка риска, идентификация опасностей природного, техногенного и социального характера; распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

  • защита от опасностей природного, техногенного и биолого-социального характера;

  • ликвидация отрицательных последствий воздействия на человека опасных и вредных факторов;

  • формирование комфортного взаимодействие человека с окружающей природной, техногенной и социальной средой.

АННОТАЦИЯ

рабочей учебной программы по дисциплине

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

специальность 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:

1.1.Перечень формируемых компетенций

Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, используя методы гуманитарных, медико-биологических наук.


ОК-1

Способность и готовность к анализу политических событий и тенденций; уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям; к оценке политики государства; знание историко-медицинской терминологии.

ОК-3

Способность и готовность к логически аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики; редактированию текстов профессионального содержания.


ОК-5

Способность и готовность использовать современные методы управления и организации работы (применительно к своей профессиональной деятельности); находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различия мнений (в рамках своей профессиональной компетенции)


ОК-7

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законодательные и правовые нормы; соблюдать законодательные и правовые нормы при работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну.


ОК-8

Профессиональные компетенции




1. Общепрофессиональные




Способность и готовность к анализу информации с использованием критериев доказательной медицины; совершенствованию своей профессиональной деятельности


ПК-3

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.


ПК-4

Способность и готовность проводить анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, профилактики среди взрослого населения.

ПК-6

Способность и готовность к работе с медицинской аппаратурой и техникой, использованию её в работе с пациентами; владению компьютерной техникой; получению информации из различных источников, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности информационных технологий для решения профессиональных задач.


ПК-9

2. В профилактической деятельности




Способность и готовность использовать методы оценки влияния природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить коррекцию, профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний; проводить санитарно-просветительскую работу среди взрослого населения и подростков.


ПК-11

Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях

ПК-14

3. В диагностической деятельности




Способность и готовность выявлять основные симптомы и синдромы заболеваний, используя знания медико-биологических и клинических дисциплин,; использовать алгоритмы постановки диагноза с учётом критериев МКБ; выполнять диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.


ПК-17

4. В лечебной деятельности.




Способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при часто встречающихся состояниях и состояниях, способных вызвать тяжёлые осложнения и летальный исход; использовать методы их немедленного устранения; осуществлять противошоковые мероприятия.


ПК-19

Способность и готовность осуществлять мероприятия первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, в экстремальных условиях (в условиях эпидемий, в очагах массового поражения); проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке; проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).

ПК-21

5. В психолого-педагогической деятельности




Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике заболеваний.


ПК-26

6. В организационно-управленческой деятельности.





Способность и готовность использовать нормативные документы, принятые в здравоохранении (законы, технические регламенты, национальные и международные стандарты и т. д.), а также документы для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.


ПК-27

Способность и готовность использовать знания организационной структуры, управления и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению; анализировать и проводить оценку эффективности медико-организационных и социально-экономических технологий по оказанию медицинской помощи пациентам.


ПК-28

7. В научно-исследовательской деятельности.




Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.


ПК-31

Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.

ПК-32

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

1. Определения основных (базовых) понятий дисциплины: среда обитания; безопасность; деятельность; опасность; риск; безопасность жизнедеятельности; чрезвычайная ситуация; чрезвычайная ситуация для здравоохранения; авария; катастрофа; стихийное бедствие; опасное природное явление.

2. Основные факторы среды обитания, влияющие на жизнедеятельность населения.

3. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения.

4. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства.

5. Основные нормативные правовые (законодательные) и методические документы по вопросам безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, а также по вопросам гражданской обороны и мобилизационной подготовки системы здравоохранения.

6. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства.

7. Виды ЧС мирного времени (природные, техногенные, биологические, социальные); их травмирующие (поражающие) факторы и виды возможных поражений у людей в результате указанных ЧС (в том числе применительно к территории субъекта РФ, в котором обучаются студенты).

8. Виды поражающих факторов, возникающих в военное время, в результате локальных, региональных войн, вооружённых конфликтов и террористических акций: химического, радиационного, биологического характера, а также при применении обычных видов оружия (обычных средств поражения).

9. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации; основные угрозы национальной безопасности.

10. Способы и средства коллективной и индивидуальной защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества объектов здравоохранения (больниц, поликлиник, аптек) в ЧС мирного времени и в военное время.

11. Задачи и организационную структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС).

12. Задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

13. Задачи и организационную структуру системы гражданской обороны (ГО) Российской Федерации. Структуру и особенности работы медицинских формирований в системе ГО. Структуру и особенности работы нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) в системе ГО.

14. Основы организации и проведения лечебно-эвакуационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Основы организации медицинского снабжения объектов здравоохранения, учреждений и формирований ВСМК, формирований ГО при возникновении ЧС мирного времени и в военное время.

15. Цели и задачи мобилизационной подготовки системы здравоохранения.

16. Подготовку объектов здравоохранения (больниц, поликлиник, аптек) к работе в ЧС мирного времени и в военное время (при объявлении мобилизации). Особенности работы объектов здравоохранения (больниц, поликлиник, аптек) в ЧС мирного времени и в военное время (при объявлении мобилизации).

В результате изучения дисциплины студент должен

уметь:

1. Выбирать способы и эффективно применять средства защиты (в том числе медицинские) от негативных воздействий ЧС (при их угрозе и возникновении).

2. Выявлять опасные объекты и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения.

3. Охарактеризовать медико-тактическую обстановку при ЧС различных видов.

4. Оценить химическую и радиационную обстановку.

5. Оказывать первую, доврачебную и неотложную первую врачебную помощь пораженным (больным) в ЧС мирного времени и в военное время.

6. Оказывать первую, доврачебную и неотложную первую врачебную помощь при механической (динамической) травме; электротравме; переохлаждении и отморожении; ожоговой травме; утоплении.

7. Проводить базисную (сердечно-лёгочную) реанимацию при терминальных состояниях.

6. Выполнять функциональные обязанности при работе в составе медицинских формирований в системе мероприятий гражданской обороны.

7. Осуществлять основные мероприятия по защите населения, поражённых (больных), медицинского персонала и имущества от поражающих факторов ЧС.

8. Принимать простейшие управленческие решения по организации медицинской помощи в ЧС.

В результате изучения дисциплины студент должен

владеть:

1. Приемами оказания медицинской помощи поражённым (больным) в ЧС мирного и военного времени.

2. Методами оценки медико-тактической обстановки в очагах ЧС и очагах массового поражения.

3. Основами управления силами и средствами службы медицины катастроф и гражданской обороны в условиях ЧС мирного и военного времени.

  1. Краткое содержание дисциплины

Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности.

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Содержание темы:

1. Определение основных (базовых) понятий, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности: среда обитания: безопасность; деятельность; опасность; риск; безопасность жизнедеятельности; чрезвычайная ситуация; чрезвычайная ситуация для здравоохранения; авария; катастрофа; стихийное бедствие; опасное природное явление.

2. Основные факторы среды обитания, влияющие на жизнедеятельность населения.

3. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения.

Тема 2. Безопасность жизнедеятельности в условиях производства

Содержание темы:

1. Охрана труда как безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Дисциплина труда. Условия труда.

2. Атмосферные условия производственной среды.

3. Воздействие шума, вибрации и защита от них.

3. Освещение производственных помещений. Основные требования к производственному освещению.

4. Производственный травматизм.

Тема 3. Поражающие факторы ЧС различного характера и основные способы защиты населения.

Содержание темы:

1. Классификация и поражающие факторы ЧС природного характера (метеорологических, тектанических, теллурических, топологических, пожаров). Основные способы защиты человека и окружающей среды (природной, жилой, производственной и др.) от поражающих факторов ЧС природного характера.

2. Классификация и поражающие факторы ЧС техногенного характера (транспортных, радиационных, техногенных пожаров и взрывов, связанных с выбросом аварийно опасных химических веществ, гидродинамических). Основные способы защиты человека и окружающей среды (природной, жилой, производственной и др.) от поражающих факторов ЧС техногенного характера.

3. Биологическая безопасность. ЧС биологического характера (эпидемии, пандемии, эпизоотии, эпифитотии). Защита человека и окружающей среды (природной, жилой) от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) биологического характера (эпидемий, пандемий, эпизоотий, эпифитотий). Противоэпидемические мероприятия при возникновении ЧС биологического характера.

4. Способы и средства коллективной и индивидуальной защиты (в том числе медицинские) населения в ЧС мирного времени и в военное время. Правила использования средств коллективной и индивидуальной защиты населения. Определения понятий: частичная специальная обработка; полная специальная обработка; дегазация; дезактивация. Основные принципы проведения частичной и полной специальной обработки.

Тема 4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Войны и вооружённые конфликты.

Содержание темы:

  1. Основное содержание Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

2. Характер основных угроз национальной безопасности Российской федерации.

3. Защита человека и окружающей среды (природной, жилой, производственной и др.) от опасностей, возникающих в военное время, в результате локальных и региональных войн, вооружённых конфликтов и террористических акций.

Тема 5. Некоторые угрожающие жизни состояния (наиболее часто встречающиеся в условиях ЧС) и стандарты оказания медицинской помощи при данных состояниях.

Содержание темы:

1. Стандарты первой, доврачебной и первой врачебная помощи (с акцентом её оказания на догоспитальном этапе) при следующих состояниях: механическая (динамическая) травма; электротравма; переохлаждение и отморожение; ожоговая травма; утопление.

2. Терминальные состояния. Базисная (сердечно-лёгочная) реанимация.

Раздел 2. Медицина катастроф.

Тема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Всероссийская служба медицины

катастроф (ВСМК).

Содержание темы:

1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2. Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

Тема 2. Система гражданской обороны (ГО) Российской Федерации. Медицинские формирования в системе ГО. Основы мобилизационной подготовки системы здравоохранения.

Содержание темы:

1. Система гражданской обороны (ГО) Российской Федерации; структура и особенности работы медицинских формирований в системе ГО; структура и деятельность ГО объектов здравоохранения; структура и особенности работы нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ).

2. Основы мобилизационной подготовки системы здравоохранения; основы работы системы здравоохранения в военное время (при объявлении мобилизации).

Тема 3. Система лечебно-эвакуационного обеспечения в ЧС.

Содержание темы:

  1. ЛЭО – определение понятия. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС.

  2. Основы медицинской сортировки поражённых (больных) в условиях ЧС.

  3. Основы организации работы этапов медицинской эвакуации в зоне (районе) ЧС.

Тема 4. Медицинское обеспечение населения в ЧС природного, техногенного и биологического характера.

Содержание темы:

1. Основы организации и тактики медицинского обеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера (в том числе сопровождающихся возникновением очагов химического и радиационного поражений).

  1. Основы организации и тактики медицинского обеспечения населения в ЧС биологического характера (возникающих в результате эпидемий, пандемий).

Тема 5. Медицинское обеспечение населения в военное время (в том числе – при возникновении очагов химического, радиационного и биологического поражений), в условиях локальных, региональных войн и вооружённых конфликтов; в ЧС, возникающих в результате проведения террористических акций.

Содержание темы:

1. Основы организации и тактики медицинского обеспечения населения в условиях военного времени (при объявлении мобилизации), в том числе – при возникновении очагов химического, радиационного, биологического (в результате применения биологического оружия) поражений; при применении обычных видов оружия (обычных средств поражения). Медико-тактические характеристики химического, радиационного, биологического очагов поражения. Противоэпидемические мероприятия при возникновении очагов биологического поражения.

2. Основы организации и тактики медицинского обеспечения населения в условиях локальных и региональных войн, вооружённых конфликтов; в ЧС, возникающих в результате проведения террористических акций.

Тема 6.

Содержание темы: Подготовка лечебно-профилактических учреждений к работе в условиях ЧС мирного времени и в военное время. Особенности работы лечебно-профилактических учреждений в условиях ЧС мирного времени и в военное время.

1. Особенности работы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник) в условиях ЧС природного и техногенного характера; при возникновении ЧС биологического характера (эпидемий, пандемий); в условиях террористических акций, вооружённых конфликтов. Противоэпидемические мероприятия и проведение медицинской сортировки больных при возникновении ЧС биологического характера.

2. Особенности работы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник) в условиях военного времени; при возникновении очагов химического, радиационного и биологического поражения; при применении обычных видов оружия (обычных средств поражения). Противоэпидемические мероприятия и проведение медицинской сортировки поражённых (больных) при возникновении очагов биологического поражения (в результате применения биологического оружия).

3. Организация и порядок проведения радиационной, химической и бактериологической разведки в районах развёртывания медицинских формирований ГО и размещения объектов здравоохранения (больниц, поликлиник, аптек).

4. Формы контроля, оценочные средства:

Формы контроля

Оценочные средства

Текущий контроль (отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и занятиях)

1. Устный опрос (зачёт-незачёт)

2. Решение контрольных ситуационных задач (зачёт-незачёт)


Промежуточный контроль (по окончании изучения раздела дисциплины)

1. Устный опрос (зачёт-незачёт)

2. Решение контрольных ситуационных задач (зачёт-незачёт)

3. Защита рефератов (зачёт-незачёт)


Итоговый контроль по дисциплине


Зачёт в форме устного опроса (собеседования); (зачёт-незачёт).

Зав. кафедрой семейной медицины

(общей врачебной практики) : д-р мед. наук, профессор Н. В. Доршакова

АННОТАЦИЯ

рабочей учебной программы по дисциплине

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

специальность 06103 ПЕДИАТРИЯ

1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:

1.1.Перечень формируемых компетенций

Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, используя методы гуманитарных, медико-биологических наук.


ОК-1

Способность и готовность к анализу политических событий и тенденций; уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям; к оценке политики государства; знание историко-медицинской терминологии.

ОК-3

Способность и готовность к логически аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики; редактированию текстов профессионального содержания.


ОК-5

Способность и готовность использовать современные методы управления и организации работы (применительно к своей профессиональной деятельности); находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различия мнений (в рамках своей профессиональной компетенции)


ОК-7

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законодательные и правовые нормы; соблюдать законодательные и правовые нормы при работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну.


ОК-8

Профессиональные компетенции




1. Общепрофессиональные




Способность и готовность к анализу информации с использованием критериев доказательной медицины; совершенствованию своей профессиональной деятельности


ПК-3

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.


ПК-4

Способность и готовность проводить анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, профилактики среди детского населения.

ПК-6

Способность и готовность к работе с медицинской аппаратурой и техникой, использованию её в работе с пациентами; владению компьютерной техникой; получению информации из различных источников, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности информационных технологий для решения профессиональных задач.


ПК-9

2. В профилактической деятельности




Способность и готовность использовать методы оценки влияния природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить коррекцию, профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний; проводить санитарно-просветительскую работу среди детского населения.


ПК-11

Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях

ПК-14

3. В диагностической деятельности




Способность и готовность выявлять основные симптомы и синдромы заболеваний у детей, используя знания медико-биологических и клинических дисциплин; использовать алгоритмы постановки диагноза с учётом критериев МКБ; выполнять диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний у детей.


ПК-17

4. В лечебной деятельности




Способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при часто встречающихся в детском возрасте состояниях и состояниях, способных вызвать тяжёлые осложнения и летальный исход; использовать методы их немедленного устранения; осуществлять противошоковые мероприятия (с учётом особенностей детского возраста).


ПК-19

Способность и готовность осуществлять мероприятия первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей; в экстремальных условиях (в условиях эпидемий, в очагах массового поражения); проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке; проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) с учётом особенностей детского возраста..

ПК-21

5. В психолого-педагогической деятельности




Способность и готовность к обучению детей и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике заболеваний.


ПК-26

6. В организационно-управленческой деятельности.





Способность и готовность использовать нормативные документы, принятые в здравоохранении (законы, технические регламенты, национальные и международные стандарты и т. д.), а также документы для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.


ПК-27

Способность и готовность использовать знания организационной структуры, управления и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению; анализировать и проводить оценку эффективности медико-организационных и социально-экономических технологий по оказанию медицинской помощи пациентам.


ПК-28

7. В научно-исследовательской деятельности




Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.


ПК-31

Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.

ПК-32

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

1. Определения основных (базовых) понятий дисциплины: среда обитания; безопасность; деятельность; опасность; риск; безопасность жизнедеятельности; чрезвычайная ситуация; чрезвычайная ситуация для здравоохранения; авария; катастрофа; стихийное бедствие; опасное природное явление.

2. Основные факторы среды обитания, влияющие на жизнедеятельность населения. Особенности влияния указанных факторов на жизнедеятельность детского населения.

3. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения. Особенности влияния указанных факторов на здоровье детей.

4. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства.

5. Основные нормативные правовые (законодательные) и методические документы по вопросам безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, а также по вопросам гражданской обороны и мобилизационной подготовки системы здравоохранения.

6. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства.

7. Виды ЧС мирного времени (природные, техногенные, биологические, социальные); их травмирующие (поражающие) факторы и виды возможных поражений у людей в результате указанных ЧС (в том числе применительно к территории субъекта РФ, в котором обучаются студенты). Особенности воздействия поражающих факторов ЧС мирного времени на детей.

8. Виды поражающих факторов, возникающих в военное время, в результате локальных, региональных войн, вооружённых конфликтов и террористических акций: химического, радиационного, биологического характера, а также при применении обычных видов оружия (обычных средств поражения). Особенности воздействия указанных факторов на детей.

9. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации; основные угрозы национальной безопасности.

10. Способы и средства коллективной и индивидуальной защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества объектов здравоохранения (больниц, поликлиник, аптек) в ЧС мирного времени и в военное время. Особенности использования способов и средств защиты (в том числе медицинских) у детей.

11. Задачи и организационную структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС).

12. Задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

13. Задачи и организационную структуру системы гражданской обороны (ГО) Российской Федерации. Структуру и особенности работы медицинских формирований в системе ГО. Структуру и особенности работы нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) в системе ГО.

14. Основы организации и проведения лечебно-эвакуационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Основы организации медицинского снабжения объектов здравоохранения, учреждений и формирований ВСМК, формирований ГО при возникновении ЧС мирного времени и в военное время.

15. Цели и задачи мобилизационной подготовки системы здравоохранения.

16. Подготовку объектов здравоохранения (больниц, поликлиник, аптек) к работе в ЧС мирного времени и в военное время (при объявлении мобилизации). Особенности работы объектов здравоохранения (больниц, поликлиник, аптек) в ЧС мирного времени и в военное время (при объявлении мобилизации).

В результате изучения дисциплины студент должен

уметь:

1. Выбирать способы и эффективно применять средства защиты (в том числе медицинские) от негативных воздействий ЧС (при их угрозе и возникновении) с учётом особенностей детского возраста.

2. Выявлять опасные объекты и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность жизнедеятельности как взрослого, так и детского населения.

3. Охарактеризовать медико-тактическую обстановку при ЧС различных видов.

4. Оценить химическую и радиационную обстановку.

5. Оказывать первую, доврачебную и неотложную первую врачебную помощь пораженным (больным) в ЧС мирного времени и в военное время. Оказывать указанные виды помощи (в условиях ЧС) поражённым (больным) детского возраста.

6. Оказывать первую, доврачебную и неотложную первую врачебную помощь при механической (динамической) травме; электротравме; переохлаждении и отморожении; ожоговой травме; утоплении. Оказывать первую, доврачебную и неотложную первую врачебную помощь при указанных состояниях у детей (с учётом анатомо-физиологических особенностей детского возраста).

7. Проводить базисную (сердечно-лёгочную) реанимацию при терминальных состояниях у взрослых и у детей.

6. Выполнять функциональные обязанности при работе в составе медицинских формирований в системе мероприятий гражданской обороны.

7. Осуществлять основные мероприятия по защите населения, поражённых (больных), медицинского персонала и имущества от поражающих факторов ЧС.

8. Принимать простейшие управленческие решения по организации медицинской помощи в ЧС.

В результате изучения дисциплины студент должен

владеть:

1. Приемами оказания медицинской помощи поражённым (больным) в ЧС мирного и военного времени (с учётом особенностей оказания медицинской помощи поражённым и больным детского возраста).

2. Методами оценки медико-тактической обстановки в очагах ЧС и очагах массового поражения.

3. Основами управления силами и средствами службы медицины катастроф и гражданской обороны в условиях ЧС мирного и военного времени.

  1. Краткое содержание дисциплины


Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности.


страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: