Занятие с государственными гражданскими служащими архивного управления правительства Еврейской автономной области

Тема: «Недопущение государственными гражданскими служащими поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»

Российская Федерация реализует принятые обязательства
во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе
с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы
и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной
из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.

Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены
в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.

В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое
или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо
из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

Изменения, направленные на решение концептуальных проблем
в области борьбы с коррупцией, были внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ).

Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), предусматривают, что
за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество
во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.

Также УК РФ дополнен нормой, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет «предоставления иных имущественных прав». Кроме того, статьи 204, 290, 291 УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения.

Изменения в примечании к статье 291 УК РФ расширили перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

Введена новая статья 291.1 УК РФ «Посредничество
во взяточничестве». Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо
в реализации такого соглашения.

В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность
за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.

Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, в частности, Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность
за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или
в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции
в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

В соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 6).

Помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Покушение на получение взятки. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

Участие родственников в получении взятки. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким государственного гражданского служащего с его согласия либо если он не возражал против этого
и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия государственного гражданского служащего следует квалифицировать как получение взятки.

Вымогательство взятки. Под вымогательством взятки понимается требование государственного гражданского служащего дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

Уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, т.к. позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом, государственным внебюджетным фондом или организацией;

Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственных гражданских служащих, поскольку заставляет усомниться в их объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

Для предупреждения подобных негативных последствий, государственным гражданским служащим следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Государственный гражданский служащий в своем поведении обязан не допускать ситуаций:

- ведения переговоров о последующем трудоустройстве
с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду
из решений или действий (бездействия) государственных гражданских служащих;

- родственники служащего устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);

- родственники служащего соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его  решений или действий (бездействия).

Не допускать выражений:

- «вопрос решить трудно, но можно»;

- «спасибо на хлеб не намажешь»;

- «договоримся»;

- «нужны более веские аргументы»;

- «нужно обсудить параметры»;

- «ну что делать будем?» и т.д.

Не допускать обсуждения таких тем, как:

  • низкий уровень заработной платы служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

  • желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

  • отсутствие работы у родственников служащего;

  • необходимость поступления детей служащего в образовательные учреждения и т.д.

Государственные гражданские служащие должны понимать, что определенные исходящие от них предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит
от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.

Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего.

К числу таких предложений относятся, например предложения:

  • предоставить служащему и/или его родственникам скидку;

  • воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

  • внести деньги в конкретный благотворительный фонд;

  • поддержать конкретную спортивную команду и т.д.

Совершение государственными гражданскими служащими определенных действий, может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

К числу таких действий относятся, например:

  • регулярное получение подарков, даже (стоимостью менее
    3000 рублей);

  • посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего.

Государственный гражданский служащий должен помнить:

  • дача взятки должностному лицу наказывается лишением свободы.

  • предложение должностному лицу денег или имущества, а также выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки;

  • государственному служащему запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей вне зависимости от стоимости подарка.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: