Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место – экзамен по математике является обязательным для всех школьников. В настоящее время этот экзамен в значительном числе школ России проводится в виде Единого государственного экзамена.

ЕГЭ - процедура серьёзная, требующая специальной подготовки. Преподаватель математики отчётливо понимает, что большинству его питомцев нужна хорошая оценка не только по «школьной составляющей» ЕГЭ, но и по всем его компонентам, а значит, на учителя математики возлагается большая ответственность. Как же подготовить старшеклассника к сдаче ЕГЭ, если в настоящее время в общеобразовательной школе России существует:

  1. несоответствие количества отводимых на математику часов тем требованиям, которые предъявляются к знаниям и умениям выпускника, абитуриента;

  2. чрезвычайно большой объём содержательных единиц, которыми должен оперировать старшеклассник по математике;

  3. несоответствие общеобразовательных стандартов по математике тем требованиям, которые предъявляются к выпускникам 11 классов.

Абсолютное большинство учителей математики будут заинтересованы в дополнительном увеличении количества часов на преподавание математики, на ведении элективных курсов. Следует отметить, что и сами старшеклассники, а также их родители, сознают, что знания и умения, приобретённые на уроках математики общеобразовательных школ, недостаточны для успешной сдачи экзамена. И, как следствие, многие старшеклассники, помимо занятий в школе, занимаются дополнительно либо с репетитором, либо на подготовительных курсах, что, несомненно, приводит к перегрузкам и к материальным затратам. Поэтому, выбирая элективный курс, большинство старшеклассников, конечно же, выберут тот, который принесёт пользу в ближайшем будущем, а именно при сдаче обязательного экзамена.

Из всего вышеизложенного следует вывод о необходимости создания элективного курса по подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по математике.

Предлагаемый вашему вниманию элективный курс «Алгебра и математический анализ.

Задачи повышенного уровня сложности» отвечает всем насущным требованиям учителей, старшеклассников, родителей старшеклассников.

Основная цель курса – подготовка учащихся к успешному решению заданий ЕГЭ, не входящих в «школьную составляющую».

Цель:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.

К сложным заданиям алгебры и математического анализа, предлагаемым на вступительных экзаменах в вузы, правильное выполнение которых – залог успешной сдачи экзамена –

относятся:

  1. задания, содержащие модуль;

  2. задания, содержащие параметр;

  3. задания, содержащие тригонометрические функции;

  4. задания, содержащие системы уравнений;

  5. задания на «оптимизацию» (требующие исследование функции с помощью производной);

  6. задания на комбинацию многогранников и тел вращения;

  7. текстовые задачи, задачи на проценты.

Многие задания, содержащие модуль или параметр, требуют графическую интерпретацию, поэтому в программу курса включена тема «Графики функций и уравнений» для отработки навыков графического решения уравнений и неравенств.

Программа всего курса состоит из трёх частей:

    1. «Алгебра. Задачи повышенной сложности». Эта часть раскрывает темы: «Уравнения и неравенства с модулем» и «Системы уравнений» - 9 класс

    2. «Алгебра. Задачи повышенной сложности». Эта часть раскрывает темы: «Графики функций и уравнений» и «Уравнения и неравенства с параметром» - 10 класс

    3. «Алгебра и математический анализ. Задачи повышенной сложности». Эта часть раскрывает темы: «Тригонометрические уравнения» и «Применение

производной» - 11 класс.

Задачи курса:

- углублённое изучение некоторых тем общеобразовательной программы («уравнения и неравенства с модулем», «системы уравнений», «тригонометрические функции», «применение производной» и др.)

- изучение некоторых тем, не входящих в программу общеобразовательной школы

(«уравнения и неравенства с параметром», «графики функций и уравнений»и др.)

Содержание каждой части курса таково, что любая из них может быть изучена отдельно от других, т.е., например, учащиеся 11 класса могут выбрать этот курс, не изучив предварительно первые две части.

Если при изучении предметов естественно-научного цикла важное место занимает эксперимент, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Весь курс построен на решении различных по степени трудности задач. А если учесть, что задачи с параметрами относятся к исследовательским задачам, то можно смело утверждать, что ведущими методами преподавания курса являются эксперимент и исследование.

Методика преподавания предлагаемого курса определяет формы организации занятий, такие как лекция, практическое занятие, самостоятельное изучение нового материала.

Инструментарий контроля образовательных достижений учащихся: самостоятельная работа, контрольная работа, зачётная работа.

Дидактический материал курса полностью содержит задания профильного курса математики и до 30% заданий, которые были в вариантах ЕГЭ, в вариантах централизованного тестирования за период с 2000 по 2004 учебные годы.

Планируемые результаты обучения.

Программа курса составлена таким образом, что в случае успешного её усвоения, выпускники овладеют знаниями по таким темам, как «Функции и их графики», «Уравнения и неравенства с параметром», «Тригонометрические функции». Полученные знания помогут выпускникам успешно справиться с заданиями из этих разделов в части В и части С Единого государственного экзамена.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: