Социальный проект

« Музей»
Обоснование актуальности проекта
В основе работы музея лежит поисково-исследовательская деятельность сотрудников и обучающихся. Согласно общепринятой практике, все предметы были атрибутированы и классифицированы. После того как музейный фонд был сформирован и подготовлены экспозиции, стала проводиться экспозиционно-выставочная и просветительская работа: организованы экскурсии, лекции, уроки, публикуются информация в СМИ о найденных музейных предметах, организуется участие в выставках и конкурсах по истории края.Часто на базе нашего музея проводятся мероприятия военно-исторического и краеведческого направления. Таким образом, музей стал центром воспитания и дополнительного образования обучающихся, обеспечивающий эффективность обучения не только профессионала, но и личности.

Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:

- поисковая и научно-исследовательская работа с обучающимися;

- научно-методическая работа с педагогическим коллективом;

- проведение мероприятий патриотической, профориентационной и исторической направленности;

- сотрудничество с социальными партнерами: краеведческим музеем города, выставочным залом, Центром национальных культур, Советом ветеранов и др.

Таким образом, в процессе реализации проекта задействованы не только участники образовательного процесса, но и представители общественности.

В контексте военно-патриотического воспитания в течение нескольких лет мы сотрудничаем с Советом ветеранов: проводим встречи, беседы. Большая часть мероприятий проводится на базе музея. Экскурсии, выставки, встречи с ветеранами войны и труда, посвященные памятным датам, способствуют воспитанию у обучающихся уважения к старшему поколению, формированию чувства сопричастности ко всему, что происходит в обществе, ответственности за судьбу своей семьи и своей страны.Частые гости в нашем музее – педагоги. Музейные материалы помогают им готовиться к занятиям: интегрированным урокам с элементами краеведения, тематическим классным часам и др.

Работа над проектом способствует формированию навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся, развитию их творческих способностей и коммуникативных компетенций, интереса к истории и культуре своей страны и родного края.Музейная педагогика дает уникальную возможность объединить людей разных поколений, в том числе учителей и учеников. Одновременно музей является и центром духовной культуры.

Цели и задачи проекта
Создание музея направлено на развитие познавательной активности обучающихся, воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных качеств личности, способностей ксамоопределению, воспитание патриотизма и любви к Родине, формирование мировоззрения, противоположного доминирующему в настоящее время – бездуховному, потребительскому. Все это можно выразить одним словом – сопричастность. Патриотизм – это ощущение человеком сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за её будущее. Такое понимание патриотизма исключает возможность оценки со стороны: в достаточной ли степени человек является патриотом. Совершенно не важно, каких политических взглядов придерживается человек, искренне любящий Россию, и как он представляет себе её историю: героической или трагической, «особенной» или развивающейся в русле европейской цивилизации. Антипод патриота – конформист, неинтересующийсяпроисходящим в окружающем мире.
Цели:

- Создание духовно-нравственной воспитательной среды.

- Создание в техникуме атмосферы культуры и образовательно-ценностных ориентаций.

- Сформировать гражданскую позицию – понимание связи с людьми, живущими в обществе.

- Гражданско-патриотическое воспитание. Возрождение российской национальной культуры. Воспитание чувства патриотизма и любви к учебному заведению, дому, семье, родному краю, к Отчизне.

- Возрождение идей гуманистического и нравственного общества, человека, познания, творчества.

- Единение общества, воспитание толерантности.

Задачи проекта:

- вовлекать обучающихся в сбор исторической информации и исследовательскую работу;

- воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей прошлой эпохи;

- предоставитьлицеистам возможность изучить историю малой родины, достопримечательности, жизнь людей, их судьбы;

- организовать участие обучающихся в решении общественных проблем;

- сформировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии;

- развивать инициативу и творчество;

- формировать и укреплять лицейское содружество как общность взглядов, целей и стремлений в достижении социальной зрелости и профессиональной подготовки будущего специалиста.
Содержание проекта
Музей образовательного учреждения – это одно из проявлений традиционности отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат краеведческой работы педагогического коллектива и обучающихся. Высокий статус музею лицея придает интеграция его в учебный процесс через музейные уроки, кружки, исследовательскую работу. В этом случае он становится важной составляющей жизни нашего учебного заведения, импульсом для личностно-ориентированного образования и воспитания обучающихся в атмосфере творчества.

Реализация целей и задач социального проекта связанос ориентацией на определенные принципы:

- Принцип гуманистической ориентации воспитания. Он базируется на учете индивидуальности лицеиста, на создание условий для реализации его интересов, способностей, наклонностей.

- Принцип творчества. Главное условие – выбор учениками индивидуальных форм участия в учебной и внеурочной деятельности,поддержки различных инициатив обучающихся,создание творческой атмосферы.

- Принцип сотрудничества коллектива обучающихся с коллективом педагогов. Принцип самоуправления. Этот принцип предполагает развитие инициативы и самостоятельности обучающихся, делегирование им полномочий и ответственности.

- Принцип выработки единых задач в области воспитания с учетом их специфических проблем и интересов.

- Принцип вертикального смешивания возрастов. Этот принцип является эффективным средством при создании комфортной атмосферы в коллективе обучающихся и педагогов.

Реализация проекта предполагает работу в нескольких направлениях:

Научно-просветительская деятельность(поисково-исследовательская,лекционно-пропагандистская, информационная):

Поисково-исследовательская работа заключается в поиске, сборе и обработке музейного материала. Этот вид деятельности включает в себя работу по поиску, а затем по комплектованию фондов, т.е. сбор, обработку, изучение и систематизацию музейных предметов, а также пополнение основного фонда новыми экспонатами и материалами. Вся эта работа проводится с целью создания музейного собрания, комплексно отражающего историю нашего учебного заведения. Проходит она по следующим направлениям:

- учебное заведение в разные годы его существования;

- фотографии работников, ученических групп, обучающихся прошлых лет;

- свидетельства жизни учебного заведения как процесса (приказы, расписания, отчеты администрации, планы, планы педагогических практик, планы работы кружков);

- атрибуты жизни учебного заведения разного времени (учебники, тетради, письменные принадлежности).

В рамках просветительской деятельности осуществляется включение в образовательный процесс музейных уроков, лекций, тематических классных часов, бесед, выставок. Множество разнообразных выставок, проводимых в музее, рождают соответствующие их содержанию и особенностям детской и подростковой аудитории формы: творческие мастерские, мастер-классы, интегрированные уроки.Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея. Наиболее воздействующим из них является возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого через такие формы как сочинения и эссе разных жанров, творческие работы, рефераты, семинары, викторины.

Уроки в музее - это не только развитие творчества, но и одна из ступеней постижения музейной информации. Музейные уроки выступают не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний, стимулирующий познавательные процессы обучающихся.Они способствуют всестороннему развитию, самостоятельному поиску информации, то есть служат стимулом к научно-исследовательской деятельности. Работа в этом направлении осуществляется в тесном контакте с методическим объединением гуманитарных дисциплин, комитетом просвещения Совета самоуправления лицея.
Экспозиционно - выставочная деятельность (экспозиционная, экскурсионная, коммуникационная):
В современных условиях музейная коллекция – это не только охраняемое достояние, но и активно действующая среда, которая оказывает влияние на процессы, происходящие в культуре и в обществе в целом. В центре этого влияния находится музей, а музейный предмет (экспонат) сочетает в себе две сущности: духовную и материальную. Можно выделить несколько свойств музейного предмета, определяющих его значимость: информативность (способность выступать в качестве источника, несущего информацию), репрезентативность (отражение характеристик действительности, получивших общественное признание), экспрессивность (эмоциональное воздействие, способность вызывать чувство сопричастности). Во главе всех видов и форм коммуникации лежит процесс восприятия. Его основа – непрерывный комплекс ощущений в пространстве и времени. Восприятие первично для человека, именно зрительское восприятие – наиболее важная и развитая для процесса познания система. Для правильного восприятия экспозиции необходимо ее правильно оформить.

Общение с подлинником в музее предоставляет исключительную возможность для самосовершенствования формирующейся личности, самостоятельного поиска ответов на вопросы в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя и своих возможностей, формируются нравственно-эстетические идеалы, жизненные перспективы, активнее становится мыслительная деятельность, возрастает самостоятельность в суждениях, формируются личные убеждения и оценки. Они позволяют человеку самому мотивировать и контролировать свои действия, самостоятельно вырабатывать линию поведения, выражаясь в таких понятиях, как «честь», «совесть», «достоинство».

Очень важно для музейного педагога найти такие формы работы, которые были бы способны перевести из общечеловеческого плана в индивидуальный мир подростка такие понятия, как «добро», «справедливость», «терпимость», «гуманность». Единственно возможным методом для этого является диалог. Диалог как основа коммуникации, средство поиска истины и преодоления расхождений предполагает наличие общего языка общения.
Основной формой работы по реализации этой программы являются экскурсии, а затем коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее. Основной прием проведения экскурсий - демонстрационный, сочетающий показ экспонатов с комментариями экскурсовода. Разработана программа подготовки экскурсоводов («Школа экскурсоводов»), включающая в себя занятия:

- экскурсия как традиционная форма работы музея: формы, структура, методы, приемы.

- практическое занятие: прослушивание экскурсии с последующим обсуждением.

- практическое занятие: разработка маршрута осмотра.

- подготовка экскурсии (конспект).

Составлена программа экскурсий:

- обзорная экскурсия (осмотр, текст)

- тематические экскурсии-беседы.

Для развития проекта необходимы контакты и обмен опытом с социальными партнерами. Для данного проекта актуальна деловая коммуникация с городским краеведческим музеем, выставочным залом, Центром национальных культур, музеем объединения «Воркутауголь», Советом ветеранов, музеями учебных заведений. Процесс социализации личности через музей – эффективная форма, требующая не механического усвоения материала, опыта, а творческой его переработки. Это становится возможным через саморазвитие, развитие исторического сознания, формирование воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Но не только накопление культурного опыта формирует и развивает коммуникативные способности обучающихся, очень важным является и опыт самопознания, раскрытие своего творческого потенциала.

Механизм реализации проекта
Музей образовательного учреждения – это хранилище социальной памяти, многогранное и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности. Это взаимодействие лиц, представляющих собой все поколения. Это и склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды). Это и клуб, где собираются люди по интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям. Это и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества. Это и архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и научное учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле слова, где формируются знания подрастающего поколения.
Профиль музея – исторический, краеведческий.Основными направлениями деятельности музея являются:

- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

- комплектование музейного фонда, учет и хранение музейных предметов и музейных

коллекций;

- изучение экспонатов и коллекций.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап- формирование актива музея из числа педагогов, сотрудников и обучающихся; изучение основ музейного дела; поисковая, исследовательская работа (библиотеки, краеведческий музей, архив); поиск реликвий, раритетов, экспонатов; интервьюирование бывших сотрудников; начало формирования фильмотеки и каталога.

2 этап - создание постоянной экспозиции в специальном музейном помещении; продолжение формирования актива музея; подготовка экскурсоводов и разработка обзорных и тематических экскурсий; продолжение формирования фильмотеки; проведение научно-практических конференций силами участников музея.

3 этап- регулярное проведение обзорных и тематических экскурсий; разработка интерактивных экскурсионных программ, предполагающих активную обратную связь и субъективную позицию экскурсантов в пространстве экспозиции; организация информационной поддержки деятельности музея в периодических изданиях, на странице сайта в Интернете; конструирование мобильных экспозиций, посвященных тем или иным событиям, проблемам в лицее и в сфере воспитания.

Работа музея ведется в соответствии с учебно-воспитательными задачами лицея.Основными формами работы по реализации проекта являются: экскурсии, выставки, беседы, диспуты, встречи, уроки, классные часы. Очень важно коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее. Такие творческие занятия – это средство активизации и закрепления экскурсионных впечатлений.
Тематика экскурсий:

Тема 1. Строительство города и шахт.

Тема 2. День памяти жертв политических репрессий (проводится совместно с музеем города).

Тема 3. Наш лицей: история и развитие.

Тема 4. Моя профессия (проводится по каждой специальности).

Работа музея направлена на содействие коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса:

- Человек, богатство души которого делает его нравственным, уникальным, способным к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

-Гражданин,уважающий законы своего государства, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо этого общества, способный интегрироваться в мировую культуру, не теряя национальной самобытности.

- Патриот, преданный своему народу, любящий свое Отечество и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Главные ценности, характеризующие программу работы музея – это человечность, милосердие, толерантность, активная гражданская позиция, чувство гордости за свое Отечество.

Механизм реализации проекта основывается на взаимодействии и совершенствовании структурных подразделений, обеспечивающих воспитание патриотизма, нравственных норм, поведение в социуме.

Данный проект предусматривает организационные и методические средства, обеспечивающие условия для проявления духовных качеств подростка.

Музейное пространство используется для проявления разнообразных форм развития обучающегося. Для расширения рамок воспитательного пространства, повышения уровня образования и воспитания существует система взаимодействия внеклассного воспитания. Музей взаимодействует и сотрудничает в рамках лицея с кружками и общественными объединениями:

- военно-патриотический клуб «Норд»;

- школа экскурсоводов;

- Комитет просвещения Совета самоуправления

- редакция лицейской газеты «Голоса молодежи»

- лицейский «Театр мод»

Педагогическая целесообразность заключается в необходимости воспитания внутренних качеств обучающихся, способных преодолетькризис духовности, защитить человека от дурных помыслов, поступков и действий. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.Эти национальные задачи нашли отражение в проекте по созданию и работе музея ГАОУСПО РК "ВПТ" г. Воркуты.
Сроки реализации проекта и целевая аудитория
Программа рассчитана на период с 2003 по 2013 годы. Программа ориентирована на обучающихся техникума в основном 1-2 курсы. На абитуриентов (9-11 классы общеобразовательной школы).
Степень реализации проекта
В истории нашего учебного заведения музеи создавались несколько раз. Современный лицейский музей существует с 2003 года. По профилю он краеведческий, и поэтому работу с абитуриентами и первокурсниками мы всегда начинаем со знакомства с историей города и техникума. Созданная музейная экспозиция рассказывает, когда были основаны градообразующие предприятия, в каких учебных заведениях обучались специалисты, какие профессии были востребованы в разные исторические периоды, какие педагоги работали в лицее, как сложилась трудовая судьба выпускников. Для обучающихся проводятся экскурсии о роли старшего поколения, вкладе ветеранов войны и труда в развитие города, достижениях наших современников. Особое внимание уделяем проектам, связанным с изучением родословной и истории семьи каждого подростка.

В течение учебного года на базе музея проводятся встречи с известными людьми, в том числе с ветеранами, мероприятия «Улица, на которой я живу», «Герои рядом с нами».

Материалы, которые мы кропотливо собирали в течение многих лет, педагоги используют на тематических уроках: «Я и окружающий мир», «Памятники истории и культуры в нашем городе», «Фронтовое письмо», «Навечно в строю» и др.
Критерии оценки эффективности проекта
- Знание обучающимися истории лицея, города, края.

- Рост интереса лицеистов к краеведческой исследовательской деятельности.

- Взаимодействие выпускников разных поколений.

- Преемственность традиций.

- Осознание ребятами патриотизма и любви к учебному заведению, дому, семье, родному краю, к Отчизне.

- Отсутствие в лицее не толерантного поведения, случаев нетерпимости и ксенофобии.

- Повышение интереса к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей прошлой эпохи.

- Активизация участияобучающихся в общественной жизни, повышение инициативности и творческой самостоятельности;

- Формирование и укрепление лицейского содружества как общности взглядов, целей и стремлений в достижении социальной зрелости и профессиональной подготовки будущего специалиста.


Предполагаемые конечные результаты.
Особенностью проекта является ступенчатость его содержания. Он тесно связан с возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Осознание социальных поступков, патриотических потребностей и духовных качеств на каждой ступени начинается с мотивации, затем подросток знакомится с качеством и принимает его за основу своего поведения, учится жить и управлять этим качеством, тренируя его в делах и поступках. При этом происходит индивидуализация качества.

В процессе индивидуального развития обучающемуся должно быть предоставлено право самому выбирать социальные и нравственные сферы для самореализации и саморазвития, но здесь необходима помощь педагога и мастера.

В своей работе необходимо придерживаться определенной последовательности педагогических действий, связанной с законами развития и формирования личности и логикой развития воспитательного процесса. Следует также формировать у обучающегося потребность проявлять себя, пробовать свои силы.

Сферы социализации и самореализации личности можно представить следующим образом:

- воспитание творческой индивидуальности обучающегося, владеющего культурой умственного труда, знакомого с историей лицея, со спецификой его образовательной системы, развивающего его традиции, активно участвующего в определении перспектив развития лицея;

- воспитание профессионала, специалиста высокой квалификации;

- воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

- воспитание семьянина – носителя, хранителя и создателя семейных традиций;

- воспитание гражданина:

- с любовью относящегося к родному городу, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего все силы к его развитию и процветанию;

- россиянина, уважающего законы своего Отечества, признающего взаимную ответственность личности и социума, готового к труду на благо и процветание общества, способного интегрироваться в мировую культуру, не теряя при этом национальной самобытности;

- человека Мира, призванного решать личные и социальные проблемы в 21 веке, носителя глобального мышления, ощущающего себя гражданином Земли.

Реализация указанных целей предполагает:

-сотрудничество обучающихся и преподавателей в управлении учебно-воспитательным процессом, развития ученического самоуправления;

- разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям лицея и в соответствии с моделями специалистов, которые готовятся в лицее, а также использование возможностей дополнительного образования;

-сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей для реализации профессионального потенциала будущего специалиста, повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;

- обеспечение необходимых условий для самореализации личности в различных сферах (клубная деятельность, реализация профессиональных наклонностей, исследовательская работа и т.д.);

- развитие многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая разработку её содержания и информационно-методического обеспечения;

- воспитание и обучение профессионала, специалиста определенной квалификации;

- воспитание творческой личности и члена коллектива;

- воспитание семьянина;

- воспитание гражданина;

- воспитание человека мира.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: