Система оценки достижения планируемых результатов освоения

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности гимназии и ее педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития гимназии, системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников школы.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени НОО выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

При оценке результатов деятельности гимназии и ее педагогических работников основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения Программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития гимназии;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их, ведение оценки индивидуальных образовательных достижений «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение;

  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений - Портфель достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др..


Лич­ностные результаты выпускников.

Объектом оценки личностных результатов начального образования является:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения;

  • сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знание моральных норм и на основе сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:

  • в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в гимназии и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;

  • в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов).

Оценка личностного прогресса проводится по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении). Педагоги отслеживают, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.

Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной. Она осуществляется через систему проверочных, тестовых заданий по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики, в которые включаются задания на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ (+, –, +/–), накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.

Оценка готовности и умения участвовать в социально значимых делах является накопительной, результаты фиксируются в специальных листах (+, –, +/–);

Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей) по вопросам:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося;

  • сформированность мотивации учебной деятельности;

  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;

  • сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем децентрации

  • сформированность самооценки;

  • сформированность умения видеть свои достоинства и недостатки;

  • сформированность самоуважения и веры в успех;

  • сформированность способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

  • сформированность способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении.

Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность образовательной деятельности гимназии и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Оценки метапредметных результатов.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных УД, т. е. умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:

·способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

·умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

·умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

·способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

·умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

— решение задач творческого и поискового характера;

— проектная деятельность;

— текущие и итоговые проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

— комплексные работы на межпредметной основе.

Объектом оценки предметных результатов служит в соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Промежуточная

аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктант;

- контрольное списывание;

- тесты;

- графическая работа;

- изложение;

- сочинение;

- доклад;

- творческая работа;

- проектная деятельность;

- диагностическая работа

Итоговая аттестация

- контрольная работа;

- диктант;

- изложение;

- проверка осознанного чтения

Оценка динамики учебных достижений обучающихся осуществляется через накопительную систему Портфель достижений.

В Портфель достижений обучающихся школы включаются следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, курсам, блокам, реализуемым в рамках учебного планагимназии.

Обязательной составляющей Портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых УУД.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения УУД.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности, в т.ч. результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях и др.

Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения Программы.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов НОО, закреплённых в настоящей программе.

На итоговую оценку на ступени НОО, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

На ступени НОО особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

·речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

·коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в Портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

Формами представления образовательных результатов являются:

  • дневник (электронный дневник) успеваемости по предметам;

  • итоговые, диагностические контрольные работы, диктанты и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

  • письменная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • Портфель достижений;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения Программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

В школе используются следующие формы оценки:

  1. Безотметочное обучение – 1-2 ( 1 четв.)класс.

  2. Пятибалльная система в 2-4 классах.

  3. Накопительная система оценки – Портфель достижений, процентная шкала достижений для метапредметных результатов.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: