Система игр и упражнений по обучению детей чтению.

Практически каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок быстро овладел навыками чтения. Однако, на практике это оказывается не таким простым делом.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых дошкольных учреждений не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать такие понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Чаще всего родители большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимания не уделяется. Следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложение состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов.

Уважаемые родители, вы должны помнить, что ведущая деятельность ребенка – ИГРА. Поэтому обучение следует проводить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладевать звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.

Вашему вниманию предлагаются игры, которые педагог может использовать на занятиях по обучению грамоте. Данная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия ЗВУК и БУКВА, подготовит к чтению, сформирует навыки элементарного письма.

Представленные игры делятся на две группы: игры со звуками и игры с буквами.

Игры со звуками

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход: - Я назову цепочку слов. Если услышишь в слове звук А, хлопни в ладошки, вот так (хлопнуть один раз).

Цепочка слов: аист, арка, осел, лук, дом……..

Рекомендации: произносите слова медленно, выделяя звук А. по окончанию игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова: дом, осел, лук.

«Три слова»

Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук с которого начинаются три слова.

Ход: - Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: УТКА, УШИ, УЗЕЛ. (Звук У)

- Где ты услышал звук У в слове: в начале, середине, в конце? (в начале)

Рекомендации: если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце, а затем в середине слова. Надо помнить, что ребенку легче выделить звук в начале слова и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова.

«Картинки»

Цель: учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход: - Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки? (Апельсин, Аист, Арбуз) – звук А.

Рекомендации: если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрированно выделяя звук А.

«Путешествие»

Цель: учить ребенка находить предметы, в названиях которых есть заданный звук.

Ход: - Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названиях которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку на найденный мной предмет, а ты клади красную.

Рекомендации: не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно, если он ошибся. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания, затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

Когда ребенок усвоит понятия «звук» и буква, научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово из отдельно названных букв»

Цель: учить ребенка составлять слова из отдельно названных звуков.

1 вариант

- я назову звуки, а ты назови слово. Звуки М,А,К . Какое слово ты услышал? (МАК).

Рекомендации: к сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы: ЭМ – вместо М. ребенок воспринимает на слух два звука – Э и М, что вызывает у него затруднение в составлении и восприятии на слух.

2 вариант

Ход: Взрослый называет звуки слова ДОМ, в нарушенной последовательности: Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово ДОМ.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель: учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять слово.

Ход: 1 вариант

- Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Давай попробуем. Вот правила: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки; запомни звуки и назови в том порядке, в котором картинки лежат на столе; назови слово, которое спряталось в названиях картинок.



1 вариант – корзина, овощи, танк.

2 вариант – карандаш, ослик, негр.

3 вариант – роза, улитка, кит, иглы.

4 вариант – обувь, самовар, ананас.

5 вариант – бочка, арбуз, ножницы, торт.

2 вариант.

Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Например: комар, трава, сок – получилось( рак).

3 вариант.

Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.

Например: куст, крот, кукла - получилось (сок).

Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если ничего не получилось.

«Цепочка слов»

Цель: учить ребенка последний звук в слове и подбирать лова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход:

1 вариант.

На столе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет и называет ее выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенку нужно найти картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом называя КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут закончены.

2 вариант.

- Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК – КОЗА – АИСТ……

Дети любят игры с мячом. В эту игру можно играть так - бросать ребенку мяч называть слово, ребенок не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и называть слова.

«Волшебники»

Цель: учить детей заменять один звук в слове другим. Вызывать интерес и желание играть со словами.

Ход:

- Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

ТОК – СОК

ДОМ – СОМ

ЛУК – СУК

Игры с буквами.

Задание 1.

Заполни лепестки цветка рисунками. Буква подскажет, что нужно рисовать. Взрослый рисует в тетради цветок с лепестками, в центре каждого лепестка – круг, около каждого лепестка написана буква. Ребенок заполняет лепестки рисунками.

Задание 2.

Соедини буквы первого столбика с буквами из второго столбика.

Прочитай.



Задание 3.

Прочитай начало слова и найди конец.



Задание 4.

Соедини буквы и прочитай слово. Начинать соединять буквы нужно с той, которая находится в кружочке.



Задание 5.

Допиши конец слова.



Задание 6.

Назови по порядку три буквы, и если услышал слово, обведи его.



Задание 7.

Какое слово спряталось в названиях картинок?



Задание 8.

Найди четвертое слово. Прочитай слова. Ты читал слева направо. Четвертое слово найдешь, если будешь читать сверху вниз. Обведи его.



Задание 9.

Змейка украсила свое тело буквами. Попробуй прочитать слова. Напиши слова, которые удалось тебе найти.



Задание 10.

Девочки украсили свои платья буквами. Посмотри и подумай, что из этого получилось. Напиши слова.



Учителя-логопеды:

Буторина Юлия Васильевна,

Поскотинова Татьяна Геннадьевна

страница 1


скачать

Другие похожие работы: