Представление опыта работы учителя истории Говорова Олега Владимировича по теме «Школьный музей, как составляющая открытого

образовательного пространства»

«Гордиться славой своих предков

не только можно, но и должно»

А.С.Пушкин
Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, станицы, семьи, играет школьный музей.

Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание гражданской ответственности. И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.

Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и кубановедения. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.

Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.

Проблема над которой я работаю последние годы «Школьный музей и его роль в изучении истории страны, края, станицы» (слайд № 3, 4)

На сегодняшний день, моя задача как учителя истории и руководителя школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции. И мне кажется, что мне это удается.

Идея моего педагогического опыта заключается в следующем: от создания музея к оптимизации учебного процесса и так далее по слайдам (слайд № 4)

Каждый музей имеет особую причину и уникальную историю своего создания. Возникает закономерный вопрос: ради чего создаются школьные музеи? Ради детей: их общения и воспитания, развития и социализации. Создание музея- это результат практической совместной деятельности учащихся, педагогов, ветеранов педагогического труда по накоплению и сохранению памятников истории и культуры района, станицы, школы. (слайд№5,6,7)

Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления: (слайд № 8)

  • Исследовательская работа

  • Внеклассные занятия

  • Урочная деятельность

Урок в краеведческом музее (в экспозиции или фондах) организуется с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе. Эффективность проведения такого урока в музее способствует формированию новых представлений и понятий, систематизации и расширению знаний у учащихся, способствует развитию навыков предметного видения, превращению абстрактных знаний в конкретные. (слайд № 9,10)

Урок в музее активирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к различному восприятию музейной информации. Учащимся на уроках в музее доступны живое созерцание и наблюдение, ведущие последовательно к элементам исследования, анализа, оценки, классификации.

Во время музейного урока возможно чередование работы с игровыми моментами, работы с отдыхом.

Внеурочная деятельность

В школьном краеведческом музее могут проводиться обзорные и тематические лекции, беседы, экскурсии, консультации, киносеансы, встречи с интересными людьми, конкурсы, викторины, театрализованные праздники, игры, и т.д. (слайд № 11) Важную роль играет здесь - экскурсия. Мною разработаны и проводятся следующие экскурсии (слайд № 12-15).

Они представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод, общаясь со своей аудиторией, должен быть коммуникабельным, уметь вести диалог, свободно и красиво говорить, уметь возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение- чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода, в том числе юного.

На базе музея мною также проводятся:

  • Просмотры фильмов

  • Семинары

  • Встречи с интересными людьми


Особое значение в своей работе придаю исследовательской, проектной деятельности

(слайд № 21) и большую помощь в этой работе оказывает школьный музей. (слайд 22)

Проект является одним из перспективных методов с точки зрения включения потенциала музея в образовательно- воспитательный процесс. Проект может носить как индивидуальный характер, основанный на творческом союзе учителя и ученика, так и групповой (коллективный), внутри которого выстраиваются творческие контакты. В любом случае проектная деятельность направляется на развитие творческих способностей, на самостоятельный поиск знаний, в частности в процессе работы с первоисточником. Применяю проектный метод и на уроке ( сегодня вы это увидите)

Результатами данной исследовательской деятельности, краеведческой работе стали успехи моих учеников. (слайд № 23-32), и мои личные заслуги.

В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: