Школьная научно- исследовательская конференция учителей МАОУ СОШ №68г. Тюмени.

Системно-деятельностный подход в изучении биологии и пути его реализации.

Выполнила: Лошкарева Гульшат Раисовна,

учитель биологии,

высшей категории
c:\documents and settings\mult\local settings\temporary internet files\content.word\03475383.jpg

Тюмень

2013г.

Содержание.

Введение.

1Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения…….3-4

Основная часть.

1.Теоретическое обоснование вопроса…………………………………………………….5

    1. Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности…………………………………………………………..5-6

2.Практическое обоснование вопроса……………………………………..…….7

2.1Системно-деятельностный подход при изучении биологии . ……………………….7-8

Выводы.

3.1 Деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей………………………………………………………………………………………………….9-10

Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»

Современное общество выдвинуло новые требования к образовательному процессу в средней школе. Основным требованием является необходимость связать обучение с жизнью в условиях рыночных отношений и подготовить учащихся к эффективной деятельности вне стен школы. Всё это конкретизируется многими целевыми ориентирами, среди которых универсальное общеучебное содержание, фундаментальность знаний конкретных областей науки биологии, направленность на формирование компетентностных качеств личности и способность применять знания в своей жизни

Актуальность темы.

Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской индивидуальности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

. Биология имеет огромное разнообразие подходов для развития активной учебно-познавательной деятельности обучающихся - это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование и лепка, решение логических задач, моделирование и другие.

Гипотеза.

Для многих биология не станет главным предметом, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом постоянно меняющемся мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. При построении технологии организации уроков разных типов возможно деятельностный метод обучения и обеспечиваетглавную основу для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Главная цель: побуждение учащихся к активной деятельности на уроках и внеурочной деятельности.

Задачи:

-использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся

-продолжать работать над применением личностно-деятельного подхода при организации работы над проектом

-участие в работе МО учителей естественно-математического цикла

- работать систематически над повышением уровня квалификации  через курсы , семинары .

Ожидаемые результаты.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается  знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.

I .Введение.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.   

В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции.

В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции.

II.Основная часть.

1.1Теоретическое обоснование вопроса.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Я, считаю, особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения.
В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся школы: около 90 % учителей считают необходимым вовлечение учеников в проектно-исследовательскую деятельность; около 70 % опрошенных учащихся физико-математического профиля обучения хотели бы заниматься проектной и исследовательской деятельностью в рамках изучения учебных дисциплин, а также ежегодное увеличение числа участников школьников научных конференций.
Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

- последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (10 класс) и учащихся предпрофильной подготовки (9 класс) общеобразовательной школы

- системный подход к реализации программы Н.Ф.Виноградовой , предусматривающей проектную деятельность учащихся;

- тьюторское сопровождение проектной деятельности;

- мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) – формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.

2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.

3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельности, формируя личную заинтересованность учащихся в проектной деятельности и в саморазвитии.

1.2.Практическое обоснование вопроса.

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос.

Отношение к деятельностному подходу учащихся .

Участники7а класса МАОУ СОШ №68 . 25чел.


1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.



Вопросы

да

нет

1

Самостоятельное коллективное(или в группах)планирование изучения новой темы

 

 22

3

2

Самостоятельная постановка проблемы урока

 11

 14

3

Самостоятельное решение проблемных творческих задач

 

 14

 11

4

Отношение к тестированию в режиме онлайн на сайте учителя, с целю проверки знаний

16

 9

5

Лаб.работы позволяют применить свои знания на практике

 

 20

 5

6

Исследовательские проекты помогают реализоваться

 

 22

 3

 

Итоги

 

 

 105

 45



Анкетирование показало, что большинство учащихся за самостоятельность, творчество и деятельность на уроках, внеурока и дистанционно.

Есть затруднения у опрошенных в понимании вопроса «Самостоятельная постановка проблемы урока»

Системно-деятельностный подход в изучении биологии позволяет формировать ключевые компетенции у учащихся

Активизирует процесс усвоения знаний слабыми учениками в том числе, побуждает интерес к теме.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования

Задачи на 2013-2014 г


  • продолжать поддерживать интерес детей к предмету через деятельностный подход;

  • -в системе использовать на уроках лабораторию «Архимед»

  • -активизировать работу учащихся на персональном сайте

  • -в рамках кружка ЮнИП создать дистанционный виртуальный кружок

  • -работать с коллегами над совместными проектами по интеграции предметов ЕМЦ . Обсуждение на форуме сайта хода проекта http://gulshat.ucoz.ru/forum



III. Выводы

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Литература

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.

  2. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57

  3. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004

  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

  5. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям //




страница 1


скачать

Другие похожие работы: