ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ПЛАНЫ

семинарских занятий по курсу

«Философия науки»


Петрозаводск

2004

Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры философии 29 ноября 2004 года

Печатаются по решению

редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составитель – канд. филос. наук А. В. Волков


Наименование разделов и тем

Ориентировочное количество часов


I. Наука и философия: их появление и взаимодействие в социально-историческом измерении

  1. Наука в ее историческом развитии.

  2. Наука как социокультурный феномен.

  3. Философия и наука: формы взаимодействия.




16

6

6

4


II. Познание и наука

  1. Познание как предмет философского осмысления.

  2. Источники человеческого знания о мире.

  3. Язык и познание.

  4. Проблема обоснования знания.

  5. Проблема истины и ее критериев.




22

4
4
6

4

4

III. Структура и динамика научного знания

  1. Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания.

  2. Структура научного знания и его основные элементы.

  3. Методы научного исследования.

  4. Философия гуманитарных наук

  5. Динамика науки: основные модели роста и развития научного знания.




22
4
6
2

4

6
Тематика семинарских занятий по философии науки

Список учебной литературы по курсу «Философия науки»


  1. Ильин В. В. Философия науки: учебник / В. В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360 с.

  2. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учебное пособие / В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 448 с.

  3. Кочергин А. А Концепции естествознания: история и современность: В 3 т. / А. А. Кочергин, А. Н. Кочергин, А. Г. Егоров. – М.: Международная академия наук педагогического образования, 1998. – Т. 1: Философия и методология науки. – 447 с.

  4. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: учебник / А. Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 280 с.

  5. Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин,

В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.

  1. Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с.

  2. Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Купцов, С. В. Девятова,

А. В. Кезин и [др.]. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с.

  1. Черникова И. В. Философия и история науки: учебник / И. В. Черникова. – Томск: Водолей, 2001. – 280 с.


Интернет-ресурсы

htpp://www.philosophy.ru

Представляется очевидным тот факт, что современная цивилизация своим развитием во многом обязана науке. Достаточно вспомнить, что самые значительные технические новации последних столетий - будь то железная дорога или компьютер - основаны на познании законов природы, т.е. на достижениях математики, физики, биологии и т.д.

Не вызывает сомнений и другой факт. Запуск технологий, основанных на данных науки, порождает различного рода и негативные последствия, особенно в сфере экологии. С прогрессом науки и основанной на ней техники связаны, таким образом, как самые существенные надежды, так и самые серьезные тревоги человечества за свое будущее.

В этой связи не будет большим преувеличением сказать, что современное общество нуждается не только в познании мира – науке, но и в познании законов познания – философии науки. Без философии науки невозможно ни контролировать процесс научно-технического развития, ни проектировать пути общественного развития.

Далее необходимо констатировать, что в современной науке происходит становление новой парадигмы, получившей название «постнеклассической». И в этих условиях, когда приходится заново решать вопрос о том, что такое наука и в чем суть ее кризисов, обращение к философии науки – теории, объясняющей и раскрывающей механизмы функционирования науки, становится особенно актуальным. Без философии науки невозможно ответить на такие важные вопросы как: будет ли и дальше меняться облик науки и каковы ее функции в жизни общества? Всегда ли научная рациональность занимала приоритетное место в шкале ценностей или это характерно только для определенного типа культуры и определенных цивилизаций? Возможна ли утрата наукой своего прежнего ценностного статуса и своих прежних социальных функций?

Итак, в современных условиях, когда ответственность ученого за последствия используемого им научного знания резко увеличивается, наука как деятельность по производству знаний о мире оказывается в центре внимания. В этой связи разработка учебно-методической литературы по курсу «Философия науки» является важной задачей. Предлагаемые нами планы семинарских занятий могут быть использованы аспирантами и соискателями при подготовке и сдаче экзамена кандидатского минимума по «Философии науки».

Необходимо отметить, что наука, аккумулируя в себе набор традиций, систем ценностей, норм действий может рассматриваться как один из способов бытия человека в мире. В этой связи обращение на семинарских занятиях к философским проблемам науки преследует цель не только расширить интеллектуальный кругозор, но и помочь начинающим специалистам ответить на фундаментальный философский вопрос о том, что такое человек и зачем он в этом мире.

Основными задачами предлагаемой программы являются:

- стимулирование у аспирантов и соискателей потребности к философским оценкам научных фактов;

- знакомство аспирантов и соискателей с основными философскими концепциями науки;

- развитие у формирующихся исследователей потребности в рефлексии над основаниями их теоретических положений;

- усвоение аспирантами и соискателями идеи соотношения гуманитарного и естественнонаучного процесса познания окружающей действительности;

- наконец, вышеотмеченные задачи имеют и конкретное педагогическое измерение: совершенствование у аспирантов и соискателей умения ведения дискуссии, полемики, диалога.

РАЗДЕЛ I

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ИХ ПОЯВЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Семинарское занятие № 1

(6 часов)
Наука в ее историческом развитии


  1. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения научного знания. Проблема «европоцентризма»: является ли наука плодом западноевропейской цивилизации?

  2. Греческий период в зарождении и развитии науки. Возникновение теоретического мышления. Образ античной науки (episteme).

  3. Образ средневековой науки (scientia). Познание как doctrina. Принцип argumentum ex verbo.

  4. Философия и наука эпохи Возрождения. Астрономическая революция (Н. Коперник – И. Кеплер – Г. Галилей) и ее философское значение.

  5. Новое время: наука как mathesis universalis. Cубъект-объектное отношение. Создание механистической картины мира.

  6. Новейшее время: понятие «большой науки». Общая характеристика современной науки. Сущность НТР и ее основные направления. Социальные последствия научно-технического прогресса.


Список литературы:

Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж Бернал. – М.: Изд. иностр. лит., 1953. – 300 с.

Гайденко П. П. Античная философия в ее связи с наукой /

П. П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с.

Гайденко П.П. Новоевропейская философия в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 340 с.

Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности /

Л. Я. Жмудь. – СПб.: РХГИ, 2002. – 424 с.

Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной /

А. Койре. – М.: Логос, 2001. – 288 с.

Койре А. Очерки истории философской мысли / А. Койре. – М.: Прогресс, 1985. – 286 с.

Кузнецов Б. Г. Галилей / Б. Г. Кузнецов. – М.: Наука, 1964. –

326 с.

Кузнецова Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецова. – М.: Наука, 1982. – 127 с.

Нидем Д. Общество и наука на востоке и западе / Д. Нидем // Наука о науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1966. – С. 149-177.

Новая технократическая волна на Западе: Сб. переводов. – М.: Прогресс, 1986. – 450 с.

Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного познания / Б. И. Пружинин. – М.: Наука, 1986. – 150 с.

Рожанский И. Д. Античная наука / И. Д. Рожанский. – М.: Наука, 1980. – 199 с.

Сергеев К. А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука нового времени) / К. А. Сергеев,

Я. А. Слинин. – Л.: ЛГУ, 1987. – 168 с.

Хайдеггер М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 238-253.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – С. 28-288.
Семинарское занятие № 2

(6 часов)
Наука как социокультурный феномен


  1. Становление науки как социального института. Научные школы, университеты, академии как институциональные формы организации науки. Профессионализация науки.

  2. Наука, общество и государство в современном мире. Основы научно-технической политики развитых стран.

  3. Социальная и культурная обусловленность научного познания: дискуссии «интерналистов» и «экстерналистов».

  4. Наука в системе культуры. Влияние науки на другие формы культуры.

  5. Этос науки. Нормы и ценности научного сообщества. Бремя социальной ответственности.

  6. Отношение к науке как мировоззренческая проблема. Дилемма сциентизма и антисциентизма.


Список литературы:

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М.: МФФ, 1998. – 343 с.

Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы /

В. Ж. Келле. – М.: Наука, 1988. – 198 с.

Лебедев С. А. Интерналистское и экстерналистское объяснение развития научного знания: границы и возможности /

С. А. Лебедев // Вестник Моск. ун-та. – серия 7. – философия. – 1991, № 3. – С. 43-68.

Малкей М. Наука и социология знания / М. Малкей. – М.: Прогресс, 1983. – 253 с.

Мамчур Е. А. Проблема социокультурной детерминации научного знания / Е. А. Мамчур. – М.: Наука, 1987. – 125 с.

Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания / Л. А. Микешина. – М.: Наука, 1990. – 380 с.

Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии / В. В. Миронов. – М.: Наука, 1997. – 227 с.

Наука и ценности: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. Н. Кочергин; Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1987. – 270 с.

Порус В. Н. Наука как культура и наука как цивилизация /

В. Н. Порус // Наука в культуре: Сб. науч. статей / Отв. ред.

В. Н. Порус. – М.: Эдиториал, УРСС, 1998. – С. 327-350.

Порус В. Н. Стиль научного мышления / В. Н. Порус // Теория познания: В 4 т. – М.: Наука, 1993. – Т. 3. Познание как исторический процесс. – С. 225-262.

Сноу Ч. О двух культурах / Ч. Сноу. – М.: Прогресс, 1972. –

142 с.

Социология науки. Хрестоматия / Составитель Э. М. Мирский / Под ред. С. А. Лебедева. – М.: Наука, 2000. – 380 с.

Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В. С. Степин // Вопросы философии. – 1989. –

№ 10. – С. 43-59.

Фролов И. Т. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 398 с.

Хюбнер К. Критика научного разума / К. Хюбнер. – М.: Рос. акад. наук, Ин-т философии, Центр по изуч-ю немецкой философии и социологии, 1994. – 326 с.

Ценностные аспекты развития науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Л. А. Микешина. – М.: Наука, 1990. – 292 с.

Человек науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Б. Г. Юдин. – М.: Наука, 1974. – 392 с.

Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. – М.: Прогресс, 1975. – 343 с.

Швырев В. С. Сциентизм и антисциентизм как типы мировоззренческой ориентации в условиях НТР / В. С. Швырев // Философские науки. – 1974. – № 4. – С. 23-42.

Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России. М., 1997.

Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. № 3.

Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Процесс институционализации науки в России и его особенности. www.rfbr.ru

Авдулов А.Н. Периодизация государственной научно-технической политики промышленно развитых стран: становление, эволюция, тенденции и этапы ее формирования. –www.rfbr.ru
Семинарское занятие № 3

(4 часа)
Философия и наука: формы взаимодействия


  1. Специфика философского и научного мышления. Взгляды позитивистов (О. Конта, Э. Маха и др.) и неопозитивистов (Л. Витгенштейна, М. Шлика, Р. Карнапа и др.) на место и роль философии в научном познании.

  2. Формы взаимодействия философии и науки. Наука как «система с рефлексией» (М. Розов). Основные типы рефлексии ученого: парадигмальная, мировоззренческая, методологическая, историко-научная, научно-организационная.

  3. Роль методологии в развитии науки. Различие методической и методологической деятельностей ученого. Понятие методологической культуры.


Список литературы:
Бабушкин В. У. О природе философского знания / В. У. Бабушкин – М.: Наука, 1978. – 205 с.

Григорян Б. Т. Что такое философия и зачем она? / Б. Т. Григорян // Вопросы философии. – 1985. – № 6. – С. 57-67.

Донских О. А. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии / О. А. Донских, А. Н. Кочергин. – М.: МГУ, 1993. – 239 с.

Кузнецова Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецова. – М.: Наука, 1982. – 127 с.

Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки / Ж..-М. Леге. – М.: Знание, 1980. – 189 с.

Малкей М. Наука и социология знания / М. Малкей. – М.: Прогресс, 1983. – 253 с.

Никифоров А. Л. Является ли философия наукой? / А. Л. Никифоров // Философские науки. – 1989 – № 6. – С. 3-15.

Петров Ю. А. Логика и методология научного познания / Ю. А. Петров, А. Л. Никифоров. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 249 с.

Проблемы методологии науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Б. Г. Юдин. – Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1986. – 190 с.

Розов М. А. Проблема эмпирического анализа научных знаний / М. А. Розов. – Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1977. – 222 с.

Розова С. С. Методологическая деятельность ученого / С. С. Розова // Проблемы науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. С. С. Розова. – Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1981. – С. 40-52.

Розова С. С. Методологическая культура ученого / С. С. Розова // Интеллектуальная культура специалиста в условиях научно-технической революции. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1983. – С. 16-34.

Степин В. С. Возрастание роли методологии в современной науке / В. С. Степин // Природа научного познания. Логико-методологический аспект: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Степин. – Минск: Изд-во БГУ, 1974. – С. 48-73.

Степин В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М.: Высш. школа, 1992. – 191 с.

Философия. Методология. Наука: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. И. Ракитов. – М.: Наука, 1972. – 320 с.

Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы / В. А. Ядов. – М.: Наука, 1982. – 239 с.
РАЗДЕЛ II

ПОЗНАНИЕ И НАУКА
Семинарское занятие № 1

(4 часа)
Познание как предмет философского осмысления


  1. Философия Нового времени и представление о субъект-объектном отношении в познании.

  2. Природа познавательного отношения: наивный реализм, феноменализм, принцип тождества бытия и мышления как гносеологические позиции.

  3. Дилемма активности и пассивности субъекта познания.

  4. Понятие о трансцендентальном субъекте познания.

  5. Социокультурная природа субъекта познания.


Список литературы:
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века / П. П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.

Гартман Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. – СПб.: Слово о сущем, 2003. – 450 с.

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. / Р. Декарт. – М.: Мысль, 1989. – Т.1. – 654 с.

Ильенков Э. В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии / Э. В. Ильенков // Диалектика – теория познания: Историко-философские очерки. – М.: Наука, 1964. – С. 54-83.

Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения: В 6 т. –Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 799 с.

Платон. Федр. / Платон // Сочинения: В 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С. 135-191.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. – М.: Наука, 1980. – 359 с.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 255 с.
Семинарское занятие № 2

(4 часа)
Источники человеческого знания о мире


  1. Антитеза эмпиризма и рационализма в философии Нового времени. Споры вокруг «врожденных идей»: доводы «за» и «против».

  2. Понятие априорного и апостериорного знания. «Синтетические суждения априори» и их роль в познании.

  3. Продуктивное воображение и проблема предметной «данности» (И. Кант, И. Г. Фихте).

  4. Интуиция как источник познания.


Список литературы:
Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В. Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1965. – 312 с.

Башляр Г. Новый рационализм / Г. Башляр. – М.: Прогресс, 1987. – 374 с.

Беркли Дж. Три разговора Гиласа с Филонусом / Дж. Беркли // Сочинения. – М.: Мысль, 1978. – С. 249-361.

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. / Р. Декарт. – М.: Мысль, 1989. – Т. 1. – 654 с.

Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Кант И. Сочинения: В 6 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 799 с.

Кондильяк Э. Трактат об ощущениях / Э. Кондильяк // Сочинения: В 3 т. – Т. 2. М.: Мысль, 1982. – С. 25-138.

Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении / Г. В. Лейбниц // Сочинения: В 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1983. – С. 47-546.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 255 с.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк // Избранные произведения: В 2 т. – Т. 1. – М.: Соцэгиз, 1960. – С. 23- 733.

Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н. О. Лосский. – М.: Республика, 1995. – 480 с.

Шлик М. О фундаменте познания / М. Шлик // Аналитическая философия. – М.: МГУ, 1993. – С. 33-50.
Семинарское занятие № 3

(4 часа)
Язык и познание


  1. Взаимосвязь языка и мышления. Концепции языка в истории философской мысли.

  2. Идея логически совершенного языка и ее значение для научного познания (Б. Рассел, Л. Витгенштейн).

  3. Трактовка значения как употребления (Л. Витгенштейн), теория «семейного сходства» (Л. Витгенштейн, Д. Блур, Р. Нидэм) и их роль для анализа научных понятий.

  4. Современная теория референции (Х. Патнэм, С. Крипке и др.) и ее значение для научного познания.


Список литературы:
Апель К. О. Трансцендентально – герменевтическое понятие языка / К. О. Апель // Вопросы философии. – 1997. – № 1. – С. 76-92.

Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. – М.: Гнозис, 1994. – 612 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 351 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 699 с.

Карнап Р. Значение и необходимость / Р. Карнап. – М.: Изд-во иностр. лит., 1959. – 382 с.

Куайн У. Онтологическая относительность / У. Куайн // Современная философия науки: Сб. переводов / Отв. ред. А. А. Печенкин. – М.: Наука,1996. – С. 18-40.

Куайн У. Слово и объект / У. Куайн. - М.: Наука, 2000. – 470 с.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Дж. Лакофф. – М.: Гнозис, 2004. – 520 с.

Макеева Л. Б. Философия Х. Патнэма / Л. Б. Макеева. – М.: ИФРАН, 1996. – 190 с.

Остин Дж. Значение слова / Дж. Остин // Аналитическая философия. Избр. тексты. - М.: МГУ, 1993. С. 105-120.

Остин Дж. Избранное / Дж. Остин. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 336 с.

Патнэм Х. Значение «значения» / Х. Патнэм // Философия сознания. – М.: Праксис, 1999. – С. 164-235.

Платон. Кратил / Платон // Собр. соч.: В 4 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1. – С. 613-681.

Райл Г. Обыденный язык / Г. Райл // Аналитическая философия: Становление и развитие (Антология). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – С. 155-173.

Рассел Б. Дескрипции / Б. Рассел // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Наука, 1982. – С. 23-56.

Рассел Б. Исследование значения и истины / Б. Рассел. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 350 с.

Рассел Б. Философия логического анализа / Б. Рассел // История западной философии. – М.: Водолей, 1993. – С. 750-756.

Серль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов / Дж. Серль, Д. Вандервекен // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 18. – М.: Наука, 1986. – С. 242-263.

Уорф Б. Язык, мысль и реальность / Б. Уорф // Новое в лингвистике. – Вып.1. – М.: Наука, 1960. – С. 135-198.

Фреге Г. Избранные работы / Г. Фреге. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. – 159 с.

Фреге Г. Смысл и денотат / Г. Фреге // Семиотика и информатика. – Вып. 8. – М.: ВИНИТИ, 1997. – С. 181-200.

Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук / М. Фуко. – М.: Прогресс, 1977. – 487 с.

Шлик М. Поворот в философии / М. Шлик // Аналитическая философия. Избр. тексты. – М.: МГУ, 1993. – С. 28-33.
Семинарское занятие № 4

(4 часа)
Проблема обоснования знания


  1. Индукция и ее роль в обосновании научного знания. Индуктивный метод Ф. Бэкона. Методы научной индукции Дж. С. Милля.

  2. Попперовская критика индуктивизма как программы обоснования научного знания.

  3. Понятие «контриндукции» (П. Фейерабенд). Примеры контриндуктивного развития науки

  4. Математика как образец достоверного неопровержимого знания. Платон, Лейбниц, Кант о природе математических объектов.

  5. Математическая строгость как исторически развивающееся понятие. Фаллибилистская трактовка математики И. Лакатоса.

  6. Конвенционалистские объяснения достоверного и несомненного знания. Пуанкаре о конвенциональном характере аксиом геометрии. Трактовка предложений математики у Л. Витгенштейна.


Список литературы:
Абрамян Л. А. Кантова философия математики: Старые и новые споры / Л. А. Абрамян. – Ереван: ЕГУ, 1978. – 86 с.

Барабашев А. Г. Будущее математики / А. Г. Барабашев. – М.: Наука, 1991. – 158 с.

Бэкон Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1979. – С. 54-524.

Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. – М.: Гнозис, 1994. – 612 с.

Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения: В 6 т. –Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 799 с.

Клайн М. Математика: поиск истины / М. Клайн. – М.: Мир, 1988. – 295 с.

Лакатос И. Бесконечный регресс и обоснования математики / И. Лакатос // Современная философия науки. – М.: Наука, 1967. – С. 106-135.

Методологические проблемы развития и применения математики: Сб. науч. статей / Отв. ред. М. А. Розов. – М.: Наука, 1985. – 305 с.

Платон. Государство. / Платон // Сочинения: В 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1973. – С. 79-420.

Позитивизм и наука: Сб. науч. статей / Отв. ред. Б. С. Грязнов. – М.: Наука, 1975. – 287 с.

Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

Пуанкаре А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1983. – 560 с.

Розов М. А. Способ бытия математических объектов // Методологические проблемы развития и применения математики: Сб. науч. статей / Отв. ред. М. А. Розов. – М.: Наука, 1985. – С. 147-163.

Рузавин Г. И. Философские проблемы оснований математики / Г. И. Рузавин. – М.: Наука,1983. – 304 с.

Современная философия науки: Сб. переводов / Отв. ред. А. А. Печенкин. – М.: Наука, 1996. – 304 с.

Сокулер З. А. Проблема обоснования знания / З. А. Сокулер. –М.: Наука, 1988. – 176 с.

Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс,1986. – 544 с.
Семинарское занятие № 5

(4 часа)
Проблема истины и ее критериев


  1. Истина как онтологическая и гносеологическая категория:

а) истина как «непотаенность» (М. Хайдеггер)

б) корреспондентское понимание истины (Аристотель и др.)

в) когерентное понимание истины (Р. Карнап, Х. Патнэм и др.) г) прагматическое понимание истины (Ф. Ницше, Р. Рорти и др.).

  1. Вопрос о критериях истины: Попперовское понятие правдоподобия. Практика как критерий истины.


Список литературы:
Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: В 4 т. – Т. 1. – Кн. 9. – М.: Мысль, 1976. – С. 249-251.

Дэннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно / Д. Дэннет // Вопросы философии. – 2001. – № 8. – С. 93 – 100.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1974. – Т. 20. – С. 86 – 93.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1974. – Т. 21. – С. 283 –284.

Огурцов А. П. Благо и истина. Точки схождения и расхождения / А. П. Огурцов // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. – М.: Наука, 1998. – С. 67-84.

Патнэм Х. Разум, истина и история / Х. Патнэм. – М.: Праксис, 2002. – 296 с.

Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 320 с.

Хайдеггер М. О сущности истины / М. Хайдеггер // Разговор на проселочной дороге: Сборник / Отв. ред. А. Л. Доброхотов. – М.: Высш. шк, 1991. – С. 8-28.

Чудинов Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов. – М.: Наука, 1977. – 298 с.
РАЗДЕЛ III

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Семинарское занятие № 1

(4 часа)
Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания


  1. Основные признаки научного знания.

  1. Идеалы и нормы научного исследования. Основные типы идеалов рациональности (классический, неклассический и постнеклассический)

  2. Понятие критерия научности знания. Основные виды критериев научности: а) логические («непротиворечивость», «полнота», «независимость»), б) эмпирические («верификация», «фальсификация»), в) экстралогические («простота», «красота», «эвристичность», «когерентность»). Практика как критерий научности.


Список литературы:
Зотов А. Ф. Структура научного мышления / А. Ф. Зотов. – М.: Политиздат, 1973. – 184 с.

Ильин В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989. – 128 с.

Ильин В. В. Природа науки / В. В. Ильин, А. Т. Калинкин. – М.: Высш. школа, 1985. – 230 с.

Кезин А. В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А. В. Кезин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 128 с.

Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 89 с.

Научные и вненаучные формы мышления: Сб. науч. статей / Отв. ред. И. Т. Касавин, В. Н.Порус. – М.: Рос. Акад. наук, Ин-т философии, Центр по изуч-ю немецкой философии и социологии, 1996. – 335 с.

Ракитов А. И. Философские проблемы науки / А. И. Ракитов. –М.: Мысль, 1977. – 270 с.

Степин В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М.: Высш. шк, 1992. – 191 с.

Структура и развитие науки: Сб. пер / под общ. ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1978. – 487 с.

Холтон Дж. Что такое «антинаука» / Дж. Холтон // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 26-58.
Семинарское занятие № 2

(6 часов)
Структура научного знания и его основные элементы


  1. Основные этапы и уровни научного познания.

  2. Проблема как исходная форма научного поиска. Типология научных проблем.

  3. Понятие научного факта. Теоретическая обусловленность фактуального знания. Факты и ценности.

  4. Научная гипотеза как форма научного знания. Виды научных гипотез. Методы обоснования и проверки гипотез.

  5. Понятие научного закона. Функции законов в научном познании. Основные типы научных законов.

  6. Научная теория как высшая форма систематизации знания. Структура и предмет научной теории. Основные типы научных теорий. Функции теоретического знания. Реализм, инструментализм и конвенционализм о природе научного знания.

  7. Объяснение и предсказание как основные функции научного знания. Дедуктивно-номологическая модель объяснения (К. Поппер – К. Гемпель): возможности и границы. Основные виды научных объяснений.


Список литературы:

Баженов Л. Б. Строение и функции естественно-научной теории / Л. Б. Баженов. – М.: Наука, 1978. – 232 с.

Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы / В. Ф. Берков. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 154 с.

Гемпель К. Логика научного объяснения / К. Гемпель. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 240 с.

Гемпель К. Мотивы и «охватывающие законы» в историческом объяснении / К. Гемпель // Философия и методология истории. М., 1977. – С. 72-93.

Голованов В. Н. Гносеологическая природа законов науки / В. Н. Голованов. – М.: Мысль, 1967. – 96 с.

Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке / У. Дрей // Философия и методология истории. – М., 1977. – С. 31-77.

Зотов А.Ф. Структура научного мышления / А. Ф. Зотов. – М.: Политиздат, 1973. – 184 с.

Карпович В. Н. Проблема. Гипотеза. Закон / В. Н. Карпович. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1980. – 175 с.

Меркулов И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания / И. П. Меркулов. – М.: Наука, 1980. – 189 с.

Никитин Е. П. Объяснение – функция науки / Е. П. Никитин. – М.: Наука, 1970. – 280 с.

Никитин Е. П. Открытие и обоснование / Е. П. Никитин. – М.: Мысль, 1988. – 222 с.

Панин А. В. Является ли дихотомия эмпирического и теоретического исчерпывающей в методологии научного познания / А. В. Панин. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 190 с.

Рузавин Г. И. Научная теория: логико-методологический анализ / Г. И. Рузавин. – М.: Мысль, 1978. – 244 с.

Степин В. С. Становление и развитие научной теории / В. С. Степин. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 319 с.

Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта / Л. Флек. – М.: Дом интеллектуальной книги,1998. – 224 с.

Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев. – М.: Наука, 1978. – 382 с.
Семинарское занятие № 3

(2 часа)
Методы научного исследования


  1. Понятие научного метода. Структура и свойства научного метода.

  2. Эмпирические методы исследования, их виды и функции в научном познании.

  3. Теоретические методы исследования, их виды и функции в научном познании.


Список литературы:

Визгин В. П. Эксперимент и чудо: религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени / В. П. Визгин // Вопросы истории естествознания и техники. – 1995. – № 3. – С. 3-20.

Быков В. В. Методы науки / В. В. Быков. – М.: Наука, 1974. – 216 с.

Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история / Г. Динглер // Вопросы философии. – 1997. – № 12. – С. 96-134.

Калацкий В. П. Методы научного познания / В. П. Калацкий. –М.: Изд-во МГУ, 1985. – 59 с.

Кочергин А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 76 с.

Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании / К. Макаревичус. – М.: Мысль, 1971. – 81 с.

Методы научного исследования: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. Н. Садовский. – М.: Наука, 1974. – 150 с.

Нейулин Л. Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика / Л. Г. Нейулин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 176 с.

Рузавин Г. И. Социальный эксперимент / Г. И. Рузавин, Р. В. Рывкина, А. В. Винокур. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1968. – 168 с.

Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов и ученых? / Р. Том // Вопросы философии. – 1992. – № 6. – С.106-114.

Штофф В. А. Введение в методологию научного познания / В. А. Штофф. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. – 191 с.

Эксперимент, модель, теория: Сб. статей / Общ. ред. Г. Герц и [др]. – М.: Наука, 1982. – 333 с.
Семинарское занятие № 4

(4 часа)
Философия гуманитарных наук


  1. Естественные и гуманитарные науки. Споры об особых методах гуманитарных наук:

а) Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Противопоставление наук о природе как «генерализирующих» наукам о культуре как «индивидуализирующим».

б) герменевтическая теория наук о духе (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Объяснение и понимание. Познание и понимание.

в) Ю. Хабермас: коммуникативная природа понимания в социальных науках.

г) М. Фуко: исследование роли отношений власти и знания в формировании наук о человеке.
Список литературы:

Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. – 336 с.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки / Г. Риккерт. – СПб.: Наука, 1997. – 530 с.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 44-128.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 699 с.

Визгин В. П. Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания / В. П. Визгин // Вопросы философии. – 1995. – № 4. – С. 116 – 126.

Фуко М. Слова и вещи / М. Фуко. – М.: Прогресс, 1977. – 487 с.

Фуко М. Надзирать и наказывать / М. Фуко. – М.: Ad Marginem, 1999. – 477 с.

Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. – М.: Смысл, 1998. – 308 с.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 574 с.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. – М.: Касталь, 1996. – 448 с.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб.: Наука, 2001. – 377 с.


Семинарское занятие № 4

(6 часов)
Динамика науки: основные модели роста и развития научного знания


  1. Логико-методологическая концепция науки К. Поппера.

  2. Парадигмальная модель научного знания Т. Куна.

  3. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

  4. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда.

  5. Эволюционная концепция развития науки Ст. Тулмина.

  6. Концепция личностного знания М. Полани.

  7. Концепция тематического анализа науки Дж. Холтона.


Список литературы:
В поисках теории развития науки: Сб. статей / Отв. ред. Р. Микулинский, В. Черняк. – М. Наука, 1982. – 296 с.

Венцковский Л. Э. Философские проблемы развития науки / Л. Э. Венцковский. – М.: Наука, 1982. – 190 с.

Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 288 с.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Наука, 1995. – 236 с.

Лакатос. И. Доказательства и опровержения / И. Лакатос. – М.: Наука, 1967. – 152 с.

Никифоров А. Л. От формальной логике к истории науки / А. Л. Никифоров. – М.: Наука, 1983. – 177 с.

Панин А. В. Диалектический материализм и постпозитивизм / А. В. Панин. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 238 с.

Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.

Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура / В. Н. Порус. –М.: Университет российской академии образования, 2002. – 352 с.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Сб. переводов / Отв. ред. А. А. Печенкин. – М.: Логос, 1996. – 396 с.

Структура и развитие науки: Сб. пер. под общ. ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1978. – 487 с.

Тулмин С. Человеческое понимание / С. Тулмин. – М.: Прогресс, 1984. – 327 с.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.

Фейерабенд П. Ответ на критику / П. Фейерабенд // Структура и развитие науки: Сб. пер. под общ. ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1978. – С. 419-470.

Холтон Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. – М.: Прогресс, 1981. – 383 с.

Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы: Сб. ст. / Отв. ред. И. П. Меркулов. – М.: РОССПЭ, 1996. – 197 с.

Список основных терминологических единиц по курсу «Философия науки»


  1. Абстрагирование

  2. Абсолютизм

  3. Аксиология

  4. Аксиоматический метод

  5. Анализ

  6. Антикваризм

  7. Верификация

  8. Герменевтика

  9. Гипотеза

  10. Гносеология

  11. Гуманизация науки

  12. Дедукция

  13. Детерминизм

  14. Диалектика

  15. Догматизм

  16. Закон

  17. Знание неявное

  18. Идеализация

  19. Измерение

  20. Инвариантный

  21. Индетерминизм

  22. Индукция

  23. Инструментализм

  24. Интернализм

  25. Интерпретация

  26. Интроспекция

  27. Истина

  28. История науки

  29. Картина мира научная

  30. Конвенционализм

  31. Метод научный

  32. Методическая деятельность ученого

  33. Методологическая деятельность ученого

  34. Методология науки

  35. Моделирование

  36. Наблюдение

  37. Натурфилософия

  38. Наука

  39. Научная революция

  40. Научное сообщество

  41. Нормальная наука

  42. Объяснение

  43. Парадигма

  44. Позитивизм

  45. Понимание

  46. Правила соответствия

  47. Презентизм

  48. Причинность

  49. Проблема

  50. Пролиферация

  51. Рациональность

  52. Реализм научный

  53. Редукционизм

  54. Релятивизм

  55. Синтез

  56. Статистическая закономерность

  57. Стиль мышления

  58. Сциентизм

  59. Теория

  60. Третий мир

  61. Факт

  62. Фаллибилизм

  63. Фальсификация

  64. Философия науки

  65. Формализация

  66. Эксперимент

  67. Экстраполяция

  68. Элиминация

  69. Экстернализм

  70. Эмпиризм

Примерные экзаменационные вопросы по курсу

«Философия науки»


  1. Проблема возникновения научного знания.

  2. Исторические типы научной рациональности. Понятия «научной картины мира» и «стиля мышления».

  3. Наука как социокультурный феномен. Дискуссии «интерналистов» и «экстерналистов».

  4. Наука, общество и государство в современном мире. Основы научно-технической политики развитых стран.

  5. Этос науки. Нормы и ценности научного сообщества.

  6. Наука и ненаука: границы размежевания.

  7. Природа познавательного отношения: наивный реализм, феноменализм, принцип тождества бытия и мышления как гносеологические позиции.

  8. Понятие трансцендентального субъекта познания.

  9. Социокультурная природа субъекта познания.

  10. Чувственный опыт и рациональное мышление как основные источники знания о мире.

  11. Роль интуиции и воображения в процессе познания.

  12. Взаимосвязь языка и мышления. Роль естественных и искусственных языков в научном познании.

  13. Основные теории значения языковых выражений и их связь с философией науки.

  14. Проблема истины и ее критериев.

  15. Основные признаки научного знания.

  16. Понятие «идеала научности». Основные идеалы научности.

  17. Понятие «критерия научности». Основные критерии научности знания.

  18. Уровни научного познания.

  19. Проблема как исходная форма научного поиска.

  20. Понятие научного факта. Проблема соотношения факта и теории.

  21. Научная гипотеза как форма научного знания. Виды научных гипотез. Методы обоснования и проверки гипотез.

  22. Понятие научного закона. Типы и функции законов в научном познании.

  23. Научная теория как форма научного знания.

  24. Функции научного знания.

  25. Понятие научного метода. Эмпирические и теоретические методы научного исследования.

  26. Специфика гуманитарного метода познания. Науки о природе и науки о культуре.

  27. Герменевтика как методология гуманитарного познания.

  28. Теория коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса как методология социальных наук.

  29. Концепция «власти-знания» М. Фуко.

  30. Логико-методологическая концепция науки К. Поппера.

  31. Парадигмальная модель научного знания Т. Куна.

  32. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

  33. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда.

  34. Эволюционная концепция развития науки Ст. Тулмина.

  35. Концепция «неявного знания» М. Полани.

  36. Концепция тематического анализа науки Дж. Холтона.

Учебное издание

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Составитель

Волков Алексей Владимирович
Редактор Л. П. Соколова

Подписано в печать 20.02.05. Формат 60х84 1/16.

Бумага газетная.

Уч.-изд. л. 2. Тираж 200 экз. Изд. № 34.
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образован ия

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Отпечатано в типографии Издательства ПетрГУ

185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33





страница 1


скачать

Другие похожие работы: