DGIV/EDU/HIST (2005) 11

Совместная программа сотрудничества между

Европейской Комиссией и Советом Европы для Российской Федерации
Семинар

«Подготовка учителей истории для работы

в поликультурной среде»

Томск, Российская Федерация,

29 сентября – 1 октября 2005 года
Страсбург

СЕМИНАР

«ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ РАБОТЫ

В

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»


Томск, Российская Федерация,

29 сентября – 1 октября 2005 года

Отчет подготовлен кандидатом исторических наук

Сергеем Голубевым, доцентом

Тверского государственного университета

Мнения, высказанные авторами, не обязательно совпадают с oфициальной позицией Совета Европы.


Содержание

I. Введение 6

II. РЕЗЮМЕ ДОКЛАДОВ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ 9



  1. резюме обсуждений на круглых столах 17



  1. МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ШКОЛАХ ТОМСКОЙ

ОБЛАСТИ 22

V. РЕКОММЕНДАЦИИ СЕМИНАРА 24

VI. Приложение
Приложение I: Программа семинара 26

Приложение II: ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА

КРУГЛЫХ СТОЛАХ 31
Приложение III: Список участников семинара 33
Приложение IV: ПЛАНЫ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ 39

I. ВВЕДЕНИЕ
Семинар «Подготовка учителей истории для работы в поликультурной среде», который прошел в Томске 29 сентября – 1 октября 2005 года, был организован Департаментом образования Совета Европы, Министерством образования науки Российской Федерации и Томским государственным педагогическим университетом.
Цели семинара:


  • проанализировать соответствует ли существующая сиситема подготовки учителей истории в Российскиой Федерации тем вызовам, которые задает современная средняя школа;




  • обсудить возможность использования междисциплинарных подходов в преподавании истории в поликультурном обществе;




  • посмотреть какими путями можно вовлечь учащихся в процесс межкультурного диалога через преподавание истории.


В работе семинара принимали участие руководители органов образования и структур переподготовки учителей, преподаватели педагогических высших учебных заведений, ученые-педагоги, учителя средних школ из разных регионов России (Томская область, Москва, Красноярский, Ставропольский и Приморский края, Иркутская, Новосибирская, Свердловская и Тверская области, Чеченская республика), а также представители Совета Европы (руководитель программы Татьяна Минкина-Милко, эксперты Арильд Торбьерсен (Норвегия) и Кристофер Роу (Великобритания). Общее число участников – 90 человек.
В программе семинара были предусмотрены как пленарные заседания, так и обсуждения в форме круглых столов, что способствовало широкому обмену мнениями и полному представлению позиций участников. Важное значение имела также широкая программа посещения образовательных учреждений Томской области (Заозерная общеобразовательная школа № 16 г. Томска, татарская национальная школа в поселке Черная Речка, Томская гимназия №6 с углубленным изучением немецкого языка, общеобразовательная школа в поселке Богашево, Томская общеобразовательная школа № 10 (школа национального согласия), в ходе которой участники семинара имели возможность ознакомиться с непосредственным педагогическим опытом, накопленным в сфере образования региона.

29 сентября состоялось открытие семинара. На нем выступили представители органов и организаций, подготовивших его проведение.
Александр Макаров, мэр города Томска, подчеркнул чрезвычайную актуальность тематики семинара не только для Томской области и России, но и для всего мира. Проблема толерантного отношения к представителям иного этноса и иной конфессии сегодня остра и даже болезненна. Общественная среда Томского региона и Западной Сибири всегда была поликультурна, чему способствовали ссыльные имперской России и репрессированные сталинского периода, однако это не препятствует нынешнему мирному существованию в области представителей 80 национальностей. Он отметил также, что наряду с развитием различных форм национально-культурных организаций для современного человека важна общая ориентация в сфере межнациональных отношений, которую во многом формирует учитель истории. Его роль в деле развития толерантности несомненно возрастает, и поэтому семинар должен стать важным этапом на пути становления мировоззренческих ориентиров нового учителя истории.
Лариса Ефремова, заместитель директора департамента международного сотрудничества, Министерство образования и науки Российской Федерации, приветствуя российских и зарубежных участников семинара, обратила особое внимание на плодотворность десятилетнего сотрудничества российского образования с Советом Европы. Однако если десять лет назад совместная работа начиналась с узконаправленных семинаров для учителей истории, сегодня сотрудничество вышло на новый уровень. Двухлетняя программа включает в себя проработку различных аспектов межкультурного диалога в образовании, включая такие направления, как история, иностранные языки, история мировых религий, с участием не только педагогов, но также социологов и психологов. Первым этапом на пути ее реализации стал семинар в Астрахани, прошедший в апреле 2005 года.
В рамках этой программы проходит и томский семинар, посвященный воспитанию духа межнациональной толерантности в подготовке и переподготовке учителей истории. Здесь впервые главными действующими лицами должны стать преподаватели высшей школы, непосредственно занимающиеся подготовкой учительских кадров. Важное значение имеет участие в его деятельности группы работников образования Чеченской республики, особенно нуждающегося в интеграции в российскую систему исторического образования, в расширении контактов и в подключении к глобальным тенденциям эволюции образовательной сферы.
Участие чеченской делегации в Томком семинаре стало возможным благодаря проведению в 2005 году специальной программы сотрудничества между Советов Европы и Российской Федераций для Чеченской республики.
Как отметила Лариса Ефремова, в краткой формулировке цель семинара состоит в следующем: «Что мы должны сделать, чтобы учитель истории был готов работать в русле межкультурного диалога, межнациональной и межконфессиональной терпимости?» Поэтому имеет смысл затронуть широкий спектр тем, касающихся его подготовки – от набора базовых курсов в педагогических вузах до стандартов, которые, как считают некоторые учителя, перегружены и не соответствуют современной этнонациональной карте. Роль учителя истории – одна из фундаментальных позиций в глобализующемся мире, поскольку необходимо, чтобы школьная история работала как на общенациональную консолидацию народов России, так и на гармонизацию общественных процессов в более широком измерении, понимание их в духе взаимного диалога и толерантности.
Татьяна Минкина-Милко, руководитель программы Департамента образования Совета Европы, рассказала о значении и ходе реализации инициатив и проектов Совета Европы по международному сотрудничеству в области школьного исторического образования. Она подчеркнула также закономерность обращения к вопросам подготовки учителей истории, поскольку именно от них зависит реализация одной из важнейших целей Совета Европы – развитие межкультурного диалога. В этом контексте было подчеркнуто внимание общественности разных стран к успешным проектам Департамента образования – совместному написанию региональных учебников истории Кавказа, стран Черноморского бассейна представителями разных, иногда исторически и политически враждующих стран.
Татьяна Минкина-Милко рассказала также о планах новых семинаров, которые будут посвящены роли преподавания истории в процессе предотвращения конфликтов, развитию диалоговых форм в преподавании истории. Касаясь программы семинара в Томске, ею было подчеркнуто, что данное мероприятие является частью тех семинаров, которые составляют большую двухлетнюю программу специально разработанную для Российской Федерации. Эту программу начиная с этого года проводят и финансируют совместно Совет Европы и Европейский Союз. Она определяется несколькими принципиально важными моментами:


  • осознанием народами того факта, что они разные и не хотят быть одинаковыми. Это касается и народов западноевропейских стран, которые остаются такими даже в условиях сближения школьных образовательных стандартов;




  • пониманием того, что у народов есть то, что их объединяет, невзирая на различия. Это прежде всего желание жить в мире;




  • осознанием необходимости разработки механизмов диалога и коммуникаций для межкультурного общения. Важнейшую роль в этом играют школьные учителя истории, подготовка которых должна соответствовать современным тенденциям глобализации, активизации и расширению международных контактов.


Профессор Валерий Обухов, ректор Томского государственного педагогического университета, приветствуя участников семинара, выразил убеждение, что Совет Европы и Министерство образования и науки не случайно избрали Томск местом проведения семинара. Этот выбор объясняется и высоким авторитетом ТГПУ, занимающего первые строчки в рейтинге российских педагогических вузов, и особенностями Томска именно как города поликультурной среды.
Он также высказал мнение, что целью поликультурного воспитания в России является формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. На учителе истории при выполнении этой важнейшей задачи лежит особая миссия, поскольку именно на уроках истории идет формирование мировоззренческих ценностей. Профессор Обухов выразил уверенность, что проблематика семинара будет способствовать эффективному и плодотворному обмену опытом между коллегами, а также развитию межкультурного диалога в России.

II. РЕЗЮМЕ ОСНОВНЫХ ДОКЛАДОВ
На пленарном заседании участники семинара заслушали четыре научных доклада. Важное значение имел доклад, совместно подготовленный заведующей отделением истории Института содержания и методов образования Российской Академии образования, профессором Людмилой Алексашкиной и доцентом кафедры истории, социально-политического образования и права Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации Ириной Мишиной «Преподавание истории в поликультурном контексте: запросы современных школ».
Его авторы констатировали, что поликультурность присуща российскому социуму с 16 века, когда в состав Русского государства вошли народы, не жившие в Древней Руси и не подвергшиеся ассимиляции. За 400 лет территория государства увеличилась в 400 раз, и в нем как добровольно, так и в ходе завоеваний оказались десятки этносов. В советском обществе этнонациональное разнообразие на уровне официальной пропаганды понималось как форма существования общей для всех социалистической по содержанию культуры, а по сути – как помеха на пути строительства нового общества, как пережиток прошлого, который со временем исчезнет. Утверждалась идея расцвета культур через их сближение, постепенного стирания национальных различий. В условиях официальной атеистической пропаганды говорить о культурном разнообразии не имело смысла.
Школьные курсы, и система подготовки и переподготовки специалистов в области исторического образования также решали в первую очередь задачи становления коммунистического мировоззрения советских граждан. Школьные курсы истории отводили изучению вопросов развития культуры второстепенную роль. Уроки по культуре, как правило, сводились к перечислению авторов и беглой демонстрации их творений. Они также были призваны решать задачи атеистического воспитания. История народов, населяющих нашу страну, изучалась бегло, скорее в качестве дополнительных курсов, в сильно урезанном виде и по остаточному принципу. Главный смысл ее изучения виделся в подтверждении на примере местного материала общих закономерностей развития общества. Специфика регионов по национальному и религиозному признакам игнорировалась или рассматривалась как пережиток, фактор отсталости народов. Практически не учитывались этнокультурные особенности обучавших и обучавшихся.
Политические изменения, произошедшие в мире и в России в последние десятилетия, а также современная информационная революция увеличили открытость социумов и степень свободы личности, интенсивность обмена информацией, культурными и духовными ценностями. Усилилась и роль факторов, влияющих на состояние духовной жизни общества – морально-этических, религиозно-культурных, социоэтнических.
Система исторического образования, по мнению авторов доклада, также реагирует на становление новой социокультурной реальности. Во многом это происходит в процессе преодоления стереотипов советского опыта решения данных проблем, ибо он основывался на игнорировании этнорелигиозного многообразия, неприятии иных ценностных и этических систем как равных и потому требующих диалоговых форм общения. Но учителя истории вначале далеко не всегда представляли, как общаться с людьми, имеющими иной, отличный от нашего, образ мира. Они овладевали этими умениями и навыками в процессе практической работы. Им пришлось самостоятельно осваивать новые концептуально-методологические подходы, которые стали утверждаться в исторической науке нашей страны с конца 80-х годов. Произошла реабилитация человеческой субъективности, роли мотиваций, ценностных установок и ориентиров в жизни общества, а вместе с этим – усиленное внимание к роли духовных факторов. Родилась история как гуманитарная наука, основным методом которой стало понимание человека иной культуры и, прежде всего, - человека исторического прошлого. Поэтому, подчеркивалось в докладе, проблема междисциплинарного синтеза, взаимопроникновения методов истории, психологии, культурологи, искусствоведения, религиоведения, овладения этими методами учителями истории чрезвычайно важна для формирования гуманитарного образа мира и культуросозидающих способностей учителей и учащихся российской школы.
Для систем базового и дополнительного педагогического образования необходимо сопровождение развития личности учителя, его творческого потенциала, становление профессиональной компетентности, способности к построению собственной траектории и профессиональной карьеры педагога. Система исторического образования должна быть ориентирована не на выполнение академических программ, а на целостный процесс развития и воспитания личности школьника, на решение задач социализации. Конечным результатом учебного процесса должно стать формирование ключевых жизненных компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения собственных учебных и социальных задач. Исходя из требований к уровню подготовки учащихся, в рамках социально-адаптивной компетенции выпускники должны уметь определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, моделировать возможные действия в нем. Личностная самоидентификация школьников тесно связана с восприятием национальных, культурных и исторических традиций, а также с самоопределением в социальном пространстве современного российского общества. В рамках коммуникативной компетенции учащиеся должны научиться конструктивно взаимодействовать с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций на принципах диалога.
Однако когда вчерашний ученик традиционной школы попадает в педагогический вуз, а учитель – в систему последипломного образования, которые основаны на традиционном подходе к обучению, они инстинктивно актуализируют свой прежний опыт: слушают лекции преподавателей, сдают рефераты, курсовые, зачеты и экзамены, ориентируясь на скорейшее получение сертификата. Этим во многом объясняется консерватизм системы образования в целом. И студент, и учитель, как правило, не приобретают опыт в организации образовательного процесса, опыт творческой инновационной деятельности, опыт самоорганизации, самопознания. А потому они не могут и не стремятся активно использовать на практике приобретенный опыт и обучать этому своих учеников.
В связи с этим остается вопрос, заключают Людмила Алексашкина и Ирина Мишина, как с помощью исторического образования, национальным и религиозным меньшинствам сохранить религиозно-культурную и этнокультурную идентичность и при этом на бесконфликтной основе существовать в поликультурной среде? Как представителям различных этнорелигиозных групп сохранить общероссийскую национально-гражданскую идентичность, непротиворечиво интегрируясь в российский социум? Какую роль при этом должна играть система исторического образования?
На пленарном заседании также с докладом «Подготовка учителей к работе в поликультурном пространстве: из опыта Томского государственного педагогического университета» выступила проректор ТГПУ Марина Войтеховская. Она отметила, что с момента открытия в 1902 году, вуз был ориентирован на подготовку кадров учителей для всего региона, и среди его студентов всегда были представители разных народностей. В Томской области созданы достаточно благоприятные условия для развития общественной жизни этнических сообществ. По состоянию на август прошлого года в области действуют 9 национально-культурных автономий. Кроме того, существует ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Колта Куп» и около 30-ти национально-культурных объединений. Одной из важнейших задач дальнейшего развития Сибири как полиэтнического пространства является сохранение культурного наследия аборигенных народов, особенно - малочисленных.
В Томском государственном педагогическом университете накоплен богатейший опыт изучения культуры аборигенных народов Сибири - языка, истории, традиций, прикладных промыслов, например, изготовления национальных костюмов; устройства жилищ. Гордостью университета является научная лингвистическая школа, которая зародилась в начале 1940-х годов и связана с именем А.П. Дульзона, лауреата Государственной премии СССР. Деятельность научной школы и кафедры языков народов Сибири широко известна за рубежом. В университете действует одна из сильнейших в Сибири кафедра археологии и этнологии, в числе сотрудников которой известные специалисты в области истории и культуры аборигенных народов. В целях сохранения культурного наследия аборигенных народов Сибири, воспитания толерантного отношения в обществе к представителям малочисленных народов и создания через образование условий для развития самосознания представителей коренных народов в ТГПУ планируется создание Центра образования для коренных народов Сибири.
Однако, констатируется в докладе, за последние два десятилетия этническая и конфессиональная картина сибирского региона, как и в целом Российской Федерации, существенно изменилась. Специфику нынешней ситуации в регионе во многом определяют стихийные, практически нерегулируемые миграционные процессы – усиливающийся приток людей из ближнего зарубежья (Кавказского региона, Казахстана, Средней Азии) и дальнего зарубежья (прежде всего Китая).
В Томской области, которую справедливо относят к регионам со стабильной этнополитической ситуацией, появляются новые факторы социального напряжения: формирование устойчивых негативных этнических стереотипов; манипулирование этническим фактором; ксенофобные реакции населения. Для предотвращения межэтнических конфликтов, отметила Марина Войтеховская, нужны сплоченные усилия общества и управленических структур, нацеленные на поддержку оригинальных культурных традиций и специфических интересов этнических и религиозных общин, на гармонизацию взаимодействия разнородных культурных начал, на формирование духа толерантности и взаимопонимания в многонациональном сообществе.
По решению Ученого совета ТГПУ с учетом того, что университет ориентирован на удовлетворение потребностей в учительских кадрах, прежде всего, сибирского региона на всех факультетах обеспечивается изучение курса «История и культура народов Сибири». Эта дисциплина показывает этническое многообразие народов сибирского региона, освещает вопросы этнокультурной специфики Сибири, истории русской колонизации, особенностей культурного развития коренных жителей сибирского региона. Курс «Культурно-историческое пространство Томска» также изучается студентами всех специальностей. Теоретический курс посвящен истории Томска, рассказывает о традициях томичей, наиболее известных людях города, раскрывает понятие «Томск – Сибирские Афины».
По названным дисциплинам преподавателями ТГПУ подготовлены и изданы курсы лекций и экскурсионный материал. Эти учебные пособия, подчеркнула докладчик, востребованы не только студентами, но и учителями, читающими в школах аналогичные предметы – сибиреведение, культура народов Сибири, история Сибири и других. В региональном компоненте общепрофессионального блока в педагогическом университете изучается также курс «История образования в Сибири», который дополняет раздел «история образования и педагогической мысли» дисциплины «Педагогика» материалом регионального характера. Особое внимание в курсе отводится развитию и современным проблемам национальных школ и школ в местах компактного проживания представителей отдельных народов.
Особое внимание подготовке специалистов для работы в условиях поликультурности уделяется на историческом факультете. В блоке региональных дисциплин и курсов по выбору будущим учителям истории читаются такие курсы, как «Этнография народов России», «Историческая география», «Современная история и проблемы ее реформирования». В курсах специализации «Этнология» преподаются дисциплины «Этносоциология», «Этнопсихология», «Введение в уралистику», «Этнография народов Томской области».
Как отмечается в докладе, важную образовательную функцию в университете играет музейный комплекс. «Музей истории ТГПУ», помимо своего основного направления деятельности, стал инициатором русских фольклорных программ. Энтузиазм студентов исторического, филологического, технолого-экономического, педагогического факультетов убедили в необходимости создания специального учебного музея «Русская изба в Сибири». Музей будет пополняться за счет материалов, полученных во время этнографических и фольклорных практик, станет местом проведения традиционно русских национальных праздников. В стадии подготовки находится учебно-методический кабинет «Археологический и этнологический музей», в котором будут представлены экспонаты (костюмы, утварь, предметы домашнего обихода) народов Сибири, в первую очередь народов Томской области.
Важное значение для участников семинара имели сообщения, с которыми выступили его зарубежные участники – эксперты Совета Европы. Их взгляды на центральную проблему семинара оказались наиболее продуманными и концептуальными, поскольку опирались на опыт подготовки специалистов в области исторического образования, накопленный западноевропейскими странами в течение многих десятилетий и соответствующий определенному взгляду на их роль в образовательном процессе. Этот момент оказался тем более значимым потому, что поиски оптимальной и отвечающей требованиям времени модели школьного и вузовского исторического образования в современной России находятся в самом разгаре.
Доклад «Каким образом подготовка учителей истории может помочь им в работе в поликультурной среде: опыт Соединенного Королевства» представил Кристофер Роу, эксперт-экзаменатор уровня «А» (город Манчестер). Как заявил докладчик, его целью является обсуждение практических вопросов подготовки учителей истории, поскольку его деятельность в качестве руководителя студенческих работ и экзаменатора представляет возможность широких сравнений и сопоставлений. По мнению Кристофера Роу, для того, чтобы сформировать у будущего учителя представление о специфике его работы в поликультурной и полиэтничной среде, необходимо на более раннем этапе методологически верно расставить акценты в его, преподавателя, понимании истории. К принципиальным моментам в этой связи относится:


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: