DG IY/EDU/HIST (2006)01

СЕМИНАР


«НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Москва, Российская Федерация,
19-20 декабря 2005 года

Страсбург

СЕМИНАР

«Новые подходы в подготовке учебников по региональной истории для современных школ Российской Федерации»


Москва, Российская Федерация
19-20 декабря 2005 года


Отчёт подготовлен

Ириной Мишиной
Академия повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Российской Федерации

Мнения, высказанные авторами, не обязательно совпадают с oфициальной позицией Совета Европы.

Содержание

I. Введение 7
II. Резюме докладов на пленарных заседаниях…………………………...10


  1. Отчёты заседаний круглых столов……………………………………...25


IV. Общие рекомендации семинара………………………………………..43
Приложение 1

Программа семинара…………………………………………………………….46
Приложение 2

Вопросы для обсуждения на круглых столах…………………………………49
Приложение 3

Список участников ……………………………………………………………..51


  1. ВВЕДЕНИЕ


Семинар «Новые подходы к подготовке региональных учебников по истории для современных школ Российской Федерации», организованный Советом Европы совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации, состоялся в Москве 19-20 декабря 2005 года.
Со стороны Совета Европы в работе семинара приняли участие Татьяна МИНКИНА-МИЛКО, руководитель программы (секция исторического образования); Михаэль КОРС, представитель Института международных исследований учебных пособий им. Георга Эккерта (Германия); Саймон ТАННЕР-ТРЕМЕЙН, издательский консультант (Великобритания).
В работе семинара приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (АПК и ППРО), Российской Академии Образования (РАО), сотрудники кафедр и методических кабинетов региональных институтов повышения квалификации педагогических кадров, представители профессорско-преподавательского состава высшей школы, издательств, краеведческих музеев.
На семинаре были представлены такие субъекты Российской Федерации, как Москва, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Марий Эл, Республика Карелия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Ставропольский край, Астраханская, Владимирская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Томская, Московская области.
Обсуждение проблем, связанных с созданием региональных учебников истории наряду с вопросами подготовки и повышения квалификации преподавателей истории для работы в поликультурной среде является одним из направлений проекта «Межкультурный диалог через образование», который реализуется под эгидой Совета Европы и Евросоюза. Важнейшую роль в нём играет история, возможности которой в деле формирования толерантной и демократической личности, преодоления стереотипов и предрассудков поистине огромны. Проект предполагает проведение ряда семинаров и осуществляется в двухлетний срок. Он был специально разработан для Российской Федерации, но его опыт может быть использован далеко за её пределами.
Сложность создания учебников по региональной истории во многом объясняется тем, что процесс переосмысления преподавания региональной истории как в исторической науке, так и в педагогике только разворачивается и далёк до завершения. В национальных регионах Российской Федерации идёт болезненный процесс становления исторической науки, свободной как от догматических стереотипов советской эпохи, так и от мифологических напластований, этноцентричных представлений, влияния менталитета традиционного социума. Предстоит глубже понять роль народов и отдельных регионов в истории нашей страны и в мировой истории. Преодолевается стойкий стереотип восприятия региональной истории как краеведения или «малой истории», вторичной по отношению к «большой», федеральной истории.
В ряде регионов РФ ещё не завершена разработка концептуальных и нормативно-правовых оснований национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, способов их сопряжения с федеральным компонентом ГОС. Практически отсутствуют действенные механизмы согласования НРК субъектов РФ, входящих в один крупный историко-культурный регион и имеющих общность исторической судьбы.
Авторам региональных учебников приходится преодолевать те же недостатки, которые имеются и в федеральных учебниках: большие объёмы, академичность изложения тем, перегруженность деталями, малое количество и слабая методическая подборка иллюстраций, недостаточный учёт индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Важно осмысление роли региональных учебников в становлении личности, её культуросозидающих способностей, осознания ею собственной идентичности в ходе взаимодействии с различными социокультурными пластами.
Целью настоящего семинара является определение новых подходов к созданию региональных учебников по истории для современных школ Российской Федерации. Для её достижения участникам семинара предстояло решить следующие задачи:


  • проанализировать современную ситуацию в деле подготовки и издания учебников по региональной истории, выявить наиболее трудноразрешимые проблемы, а также перспективы использования этих учебников в условиях применения активных и интерактивных методов обучения;




  • разработать критерии отбора содержания, источников и иллюстраций в процессе создания учебников по региональной истории, учитывая их специфику по отношению к федеральным учебникам и другим средствам обучения;




  • выработать новые подходы к интерпретации исторических фактов в поликультурной образовательной среде, определить меру ответственности автора в этом процессе, роль мультиперспективного и междисциплинарного подходов в представлении неоднозначно трактуемых, эмоционально окрашенных сюжетов истории;




  • обсудить проблему качества вопросов и заданий в региональных учебниках по истории, их нацеленность на стимулирование проектно-исследовательской деятельности, развитие информационно-интеллектуальных, коммуникативных, социально-мировоззренческих, личностно-жизнетворческих компетентностей учащихся.


Открывая работу семинара, Лариса ЕФРЕМОВА, заместитель начальника департамента международных отношений МОН РФ в приветственном слове отметила, что Министерство образования и науки Российской Федерации уже много лет сотрудничает с Советом Европы, и это сотрудничество приносит свои плоды.
10 лет назад контуры региональных учебников ещё только вырисовывались. Формировалось отношение к самой идее регионального учебника по истории, шёл активный поиск авторов, которые могли бы воплотить такой замысел в жизнь.
На втором этапе создания региональных учебников авторы разрабатывали основные подходы к их написанию, формировали концепции и структуру отдельных книг и курсов. Многие их них участвовали в работе семинаров Совета Европы по проблемам подготовки учебников и попытались воплотить в своей работе идеи межкультурного диалога, мультиперспективности и междисциплинарности, использования всего многообразия активных и интерактивных методов обучения.
В ряде регионов такие учебники и учебно методические комплесы (УМК) уже созданы. Тем не менее остаётся актуальной проблема их согласования на принципах взаимодополнительности с федеральными учебниками, а также с региональными учебниками соседей по историко-культурному региону. Возможно, в будущем будет написан единый учебник по истории Северного Кавказа, Поволжья, Дальнего Востока и других мегарегионов. Этот подход позволит не только лучше понять их историко-культурные особенности, по-новому осмыслить общность исторических судеб соседних народов, но также проложить путь к лучшему взаимопониманию, межкультурному диалогу, снятию стереотипов и предубеждённости, которая нередко присутствует у соседних народов на уровне бытового сознания.
Обращаясь к присутствующим, Татьяна МИНКИНА-МИЛКО, руководитель проекта из Совета Европы, отметила особую роль истории в организации межкультурного диалога через образование. История помогает увидеть культурное многообразие мира в ретроспективе, понять, что многоликий мир – это не помеха на пути развития человечества, а его достояние. Принятие, уважение, сохранение и приумножение культурно-исторического разнообразия различных сообществ является сегодня залогом их конструктивного взаимодействия.
Настоящий семинар, продолжила руководитель проекта, во многом развивает и конкретизирует идеи, высказанные в ходе работы семинаров в Москве в декабре 2004 года и в Астрахани в апреле 2005 года. На них поднимались вопросы соотношения региональной, национальной и всемирной истории, значения локальной истории, подбора источников и материалов, необходимых автору для написания учебника. Особое внимание уделялось выработке адекватных подходов к освещению спорных вопросов, отражению разнообразия и взаимодействия культур, развитию межкультурного диалога, методики и технологий преподавания и обучения истории, а также проблемам подготовки кадров для работы с региональными учебниками. На нашем семинаре будут представлены региональные учебники и УМК, на процесс создания которых, безусловно, оказали влияние предшествующие встречи. В этом отношении показателен и состав участников семинара, многие их которых принимали активное участие на разных этапах реализации проекта.
Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования профессор Эдуард НИКИТИН в приветственном слове подчеркнул важность сотрудничества АПК и ППРО с Советом Европы в реализации столь значимых проектов, необходимость всемерно расширять эту сферу деятельности. Проблема создания УМК нового поколения очень актуальна сегодня, и особенно региональных УМК. Сотрудники Академии широко пропагандируют рекомендации семинаров Совета Европы среди работников образования как в Москве, так и в регионах, видя в этой деятельности одно из важнейших условий дальнейшего творческого роста педагога, его позитивного, стабилизирующего воздействия на социум.



  1. РЕЗЮМЕ ДОКЛАДОВ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ


Людмила АЛЕКСАШКИНА (Российская Федерация) в докладе на тему «Роль учебника наряду с другими учебными материалами в процессе обучения и изучения истории в современных школах Российской Федерации» основное внимание уделила проблеме места традиционного учебника в системе учебно-методических материалов, в том числе и УМК на электронных носителях. Докладчик отметила большое значение настоящего семинара, который позволил увидеть конкретные результаты работы авторов – комплекты региональных учебно-методических материалов по истории.
Касаясь проблемы учебника в современном общественном контексте, профессор Алексашкина подчеркнула, что прошло то время, когда учебник являлся единственным источником знаний. Сегодня наряду с ним имеются и иные носители исторической информации – хрестоматии, сборники заданий и упражнений, рабочие тетради, дидактические материалы. Не так давно появились и электронные учебники. Докладчик поставила проблему соотношения школьного учебника с традиционными и новыми средствами обучения, выделив при этом следующие положения.
Учебник – наиболее устойчивый по своим функциям элемент образовательного процесса, фундаментальное воплощение педагогических усилий общества. В учебнике отражён, по представлениям отечественных дидактов, тот социальный опыт, который каждое поколение стремится передать потомкам. Поэтому не удивительно, что школьные учебники неизменно привлекают обострённое внимание общественности – как во времена стабильного развития, так и в периоды социальных перемен.
Однако сегодня предпринимаются попытки отодвинуть традиционный учебник на второй план или вовсе без него обойтись. Предлагаются варианты изучения истории только по историческим источникам (так называемая) «историческая оппозиция»). В вину учебнику ставят также и то, что по сравнению с электронными средствами обучения он менее интерактивен и информативен («информационная оппозиция»).
Однако, по мнению докладчика, поднимая проблему соотношения учебников и других учебных средств, роль учебника на печатной основе необходимо рассматривать не с точки зрения содержащегося в нём объёма информации, а с точки зрения его функциональной роли.
Говоря о функциях электронных пособий, можно выделить следующие:


  • информационная (они представляют комплекс исторической информации, отвечающей требованиям образовательных стандартов, учебных программ, а также индивидуальным запросам и потребностям учащихся в изучении истории);




  • развивающая (они развивают способности школьников работать с различными источниками исторической информации в режиме активного диалога, продумывать путь решения задач, обосновывать сделанные выводы и полученные результаты);




  • контрольно-рефлексивная (пособия позволяют осуществить комплексный, объективный, оперативный контроль и самоконтроль образовательных достижений учащихся, уровень их исторической подготовки; помогают учащимся в преодолении пробелов в индивидуальной подготовке с помощью тренинга, активного освоения необходимых способов деятельности);




  • профессионально-ориентирующая (пособия на электронных носителях создают мотивы для более широкого и глубокого вхождения учащихся в специальность историка, ориентируют их на перспективу продолжения исторического, гуманитарного образования посредством активного приобщения к широкому кругу исторических материалов).


Функции традиционного учебника в ряде случаев совпадают с функциями нетрадиционных средств обучения на электронных носителях. В частности, ему также присущи информационная, развивающая и контрольно-рефлексивная функции. Учебники обеспечиваются комплексами текстов (основной, дополнительный, пояснительный), вопросов и заданий, подборками документального и иллюстративного материала. Вместе с тем традиционный учебник имеет ряд функций, которых лишены пособия на основе ИКТ. К числу таких функций относятся:


  • мировоззренческо-системообразующая (в нём присутствует моноконцептуальный, а потому целостный взгляд, отражающий представления авторов о том, что лежит в основе исторического процесса; хроноряды выстраиваются в определённой системе);




  • познавательно-методологическая (авторы учебника вводят учащихся в мир исторического познания; в зависимости от уровня методологической культуры авторов это осуществляется на демонстрационном уровне - введение элементов источниковедческого анализа и историографического исследования или на продуктивно-деятельностном уровне – через систему вопросов и заданий авторы предлагают учащимся пополнять методологические знания и умения).


Поднимая проблему количества и качества подбора исторического материала, докладчик подчеркнула, что учебник остаётся стержнем для всех прочих пособий, которые так или иначе «выросли» из него, являются его продолжением. В традиционных учебниках имеются количественные ограничения материала понятийного и событийного характера. Поэтому учебник играет роль образовательного инструмента. Электронные пособия таких ограничений не имеют. Через систему гиперссылок можно поднять любой объём материала, что таит опасность перегрузки учащихся слабо систематизированной информацией. Проблема отбора содержания в пособиях на основе ИКТ переходит как дополнительная функция к учителю или ученику.
Учебник решает стратегическую задачу отбора материала, не характерную для электронных пособий. Основные разновидности фактов, которые обычно составляют стержень школьного курса, это факты-события:


  • наиболее масштабные по своему размаху и последствиям, сыгравшие поворотную роль в судьбах народов, регионов, мира в целом;




  • типологические, наиболее выразительно представляющие изучаемые процессы и явления;




  • уникальные, представляющие время и живших в нём людей в их неповторимости;




  • событийно насыщенные, драматические, с ярко проявляющимися действиями людей, то есть особенно значимые с точки зрения как мировоззренческих представлений, так и духовно-нравственного постижения истории, её эмоционального восприятия, того, что называют «воспитанием историей».


Докладчик также отметила, что следует обратить внимание на проблему диалогичности электронных и традиционных учебников. Для первых диалог предопределён организационно-технологически, составляя имманентное свойство этих пособий. Вопрос пособия требует реакции пользователя, которая нередко является необходимым элементом развёртывания программы. Однако диалог в пособиях на основе ИКТ ограничен тем, что заложено в программе, здесь нужна специальная подготовка информационных блоков.
В традиционном учебнике качество диалога зависит в первую очередь от способности автора разглядеть партнёра в ученике, усмотреть диалоговые ситуации в историческом материале, представить перекрёсток научных мнений по поводу интерпретаций различных исторических событий, явлений, процессов. Поэтому в традиционных учебниках представлен крайне широкий «разброс» от академических монологов до доверительных «бесед с читателем».
Однако и в ИКТ-пособиях, и в традиционных учебниках реальность и эффективность диалога определяется способностью педагога к диалоговому мышлению. Создавая особую воспитательно-образовательную среду, учитель может не использовать диалоговые возможности хорошего учебника, а может спровоцировать диалог, опираясь на материал монологичного по сути учебника, вовсе не предусматривающего вступление в диалог с кем-либо.
Какой учебник сегодня интересен, необходим наряду с пособиями на электронных носителях? По мнению докладчика, это учебник, который:


  • содержит целостный взгляд на исторический процесс, обеспечивает полноценный процесс исторического познания;




  • универсален, то есть включает авторский текст, познавательные и оценочные ситуации, документы, суждения, что обеспечивает его комплексность и панорамность;




  • ориентирован на исторический и познавательный диалог, не ограничиваясь только авторской точкой зрения;




  • открыт для дополнения и усложнения другими средствами обучения (музейными и экскурсионными материалами, библиотечными фондами, выходом в Интернет, ссылками на справочные издания, периодическую печать; электронными пособиями, привлечением свидетельств участников и очевидцев исторических событий и т.д.);




  • является партнёрским по отношению к ученику данного возраста, с его запросами и специфическими потребностями восхождения по ступеням познания истории.


В заключении докладчик подчёркнул, что современный учебник не только не утрачивает своего значения, но и может выполнять роль организующего элемента для всего УМК. Тем более, что исследования среди учащихся подтверждают: сами ученики выступают за сохранение учебника, считая, что он им нужен. Правда, новая ситуация требует совершенствования учебников в историко-познавательном, методологическом отношениях. Докладчик пожелал успехов авторам школьных книг в этом непростом деле.

Михаэль КОРС (Германия) в своём докладе на тему: «Как создавать учебники истории в соответствии с запросами современных школ: из опыта Института международных исследований учебников им. Георга Эккерта» уделил внимание следующим аспектам.
По мнению докладчика, главной причиной необходимости изучать историю в школе является потребность понять настоящее и проектировать будущее. Развитие критического мышления, открытость восприятия, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, уважение к иному мнению достигаются также при изучении социально-политических дисциплин, литературы, философии и т.д. Но связь с прошлым, использование исторического опыта – это приоритет истории, её цель и метод преподавания одновременно.
Касаясь вопроса о критериях хорошего учебника, докладчик обратил внимание на проблему отбора исторического содержания, зависящего от многих обстоятельств. Для России вряд ли целесообразно, учитывая её административное и этническое устройство, иметь общую модель учебника. Есть смысл подумать и об индивидуальных моделях для многих субъектов федерации. Ведь от этого зависят пропорции включения всемирной, национальной, региональной и локальной истории.
Так, например, в Литве вначале уделяли особое внимание национальной истории. Но с середины 90-х годов Министерство просвещения сохранило полный курс литовской истории только в 5-м классе. В 6-м классе ребята изучают курс всемирной истории, затем литовская история преподаётся как интегральная часть всемирной истории. Даже история Литвы в эпоху средневековья занимает не более 15% общего объёма материала. И хотя в 7 и 8 классах действует также отдельный учебник по национальной истории, модель обучения по разным учебникам не пользуется в стране большим успехом из-за перегруженности подробностями.
Чтобы избежать провинциализма в преподавании истории, необходимо задаться вопросом: что надо знать ученику, чтобы понимать историческую обусловленность ежедневных новостей в мире. Более широкий кругозор, кроме того, помогает избежать формирования узкого национализма.
Однако помимо вариативных факторов создания учебников имеются и инвариантные, предложенные основателем и первым президентом организации EUROCLIO Joke van der Leeuw-Roord:


  • Развитие. Учебник не даёт окончательных ответов. Он стимулирует развитие критического мышления.




  • Активность и творчество. Учебник стимулирует самостоятельное изучение, не требующее помощи учителя. Он содержит различные виды заданий и обобщений.




  • Академическая и педагогическая актуальность. В учебнике должны учитываться достижения современной науки. Он должен быть написан без национальных акцентов и приоритетов, факты должны быть правдивыми.




  • Мультиперспективность. В учебнике истории предлагаются плюралистические интерпретации прошлого. Он предполагает баланс между локальной, региональной, национальной, европейской и всемирной историей.




  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Учебник пишется для определённой возрастной группы учащихся, что касается также и его языка. Учебник предлагает дифференцированные задания и обобщения, помощь в оценке итогов и результатов.




  • Соответствие требованиям программы. Учебник должен соответствовать требованиям программы, но также оставлять возможность для включения внепрограммного материала.




  • Привлекательность. Учебник истории должен быть привлекательным. Иллюстрации являются ресурсным функциональным материалом, а не простым украшением текста.




  • Связь с дополнительными материалами. Учебник истории должен содержать ссылки на произведения художественной и документальной литературы, материалы СМИ, ИКТ-ресурсы.




  • Внепрограммные темы. Учебник истории должен предлагать учащимся и учителям внепрограммные темы и проекты.


Эти положения нуждаются в конкретизации. Так, в 5-7 классах авторский текст не должен занимать слишком много места. Необходимо предусмотреть адаптированные источники, а также рассказы и тексты на исторические темы, например, один день из жизни ученика ремесленника. Особое значение имеет деятельностный характер обучения. Школьникам будет небезынтересно писать короткие письма от лица средневекового мальчика, побывавшего в ХХI веке, готовить блюда по старинным рецептам, создавать модели жилища по старинным чертежам. При этом предполагается сотрудничество с музеями. История в этих классах должна достаточно много рассказывать о повседневной жизни людей, о роли женщин в истории.
Самостоятельная деятельность учащихся играет очень важную роль и в старших классах. Это подготовка собственных текстов с собственной аргументацией – статей, комментариев, обзоров выставок, текстов радиопередач на исторические темы.
В учебниках должны разоблачаться распространённые в общественном мнении стереотипы, предрассудки, фальсификации. Так, например, в литовских учебниках необходимо развенчивать укоренившийся не без помощи нацистов стереотип, согласно которому литовцы оправдывают геноцид евреев на том основании, что те накануне прихода фашистов участвовали в депортации жителей края. Однако среди депортированных процент евреев оказался выше, чем их процент в численности населения Литвы.
В старших классах не обязательно соблюдать хронологический принцип изучения истории, желательно отдать предпочтение проблемно-тематическому, например, «Демократия и диктатура в истории человечества», «Экономика и наука меняют условия жизни», «Значение религий – между любовью к ближнему и фундаментализмом». Такой подход больше способствует пониманию истории, помогает лучше осмыслить сходства и различия явлений одного и того же типа. К сожалению, в последних классах преобладает подготовка к экзаменам, при которой требуется не «критическое мышление», а знание фактологии.
Затрагивая вопрос об иллюстрациях, докладчик уделил внимание таким проблемам, как их подбор, неиспользованные возможности работы с ними в процессе обучения. Иллюстрации в современных учебниках занимают до половины места. Но часто они неверно интерпретируются, недостаточно тщательно подбираются, нередко носят тенденциозный характер, как, например, иллюстрация в учебнике Донского и Агибаловой для 6 класса «Крестьяне на дороге к рынку», иллюстрации из литовских учебников о жестокостях русских в период Ливонской войны, о выборах во временный парламент города Алитус в 1920 году.
Вместо нейтрального снимка можно показать пропагандистскую картину, при этом появляется возможность поработать с символикой, особенностями сюжета, цветовой гаммы и т.д. Большие возможности для развития критического мышления имеют снимки и изображения, которые прошли цензуру в целях их исправления. Особый пример исправлений – проклятие памяти, где изображения ненавистных предшественников уничтожались, как в Древнем Египте. Хороший пример – снимок Сталина с товарищами, которые с течением времени исчезают один за другим. При этом иллюстрация являет не только изображение Сталина, но и суть чисток в партии. Поэтому учащиеся должны знать, что фотоснимки отнюдь не всегда являются объективными свидетельствами прошлого. Их значение во многом зависит от текста или сопровождающего объяснения.
Докладчик также затронул очень важный вопрос о воспитании миролюбия средствами учебника, которое после окончания «холодной войны» в условиях роста нестабильности, эскалации региональных конфликтов в современном мире стало даже более актуальным, чем раньше. В сентябре 1999 года под эгидой ЮНЕСКО в Швеции была проведена конференция «Разоружить учебники истории». Хотя она касалась большей степенью учебников стран, входивших ранее в Югославию, но обсуждаемые вопросы важны для всех. Так, например, в программе для основной (неполной средней) школы Литвы слово «война» встречается 37 раз, в то время как слово «мир» - всего 3 раза. В ряде учебников европейских стран в среднем слово «война» упоминается почти в трети названий параграфов, в то время, как слово «мир» - в десять раз реже.
Возникает впечатление, что войны играют центральную роль во многих учебниках. Автор учебников, сотрудник бывшего Вильнюсского центра изучения учебников Эвалдас Баконис считает, что новый, нетрадиционный тип неполитизированного учебника больше отражает социальную и повседневную жизнь и меньше – политику. Он предлагает осуществить своеобразную «демилитаризацию» учебников за счёт отказа от апологизации войны, то есть представления её в героически-позитивном ключе, а также за счёт отказа от периодизации истории, связанной с войнами.
Автор учебника, по мнению Бакониса, должен также приводить примеры успешного мирного разрешения проблем, как в случаях с отделением Норвегии от Швеции в 1905 году и с распадом Чехословакии в 1993 году. Он должен больше писать о борцах за мир и их деятельности, об успешных решениях проблем национальных меньшинств, в том числе и на международном уровне. Это касается гарантий прав меньшинств на территории России, Австрии и Пруссии, зафиксированной в Заключительном акте Венского конгресса 1815 года, декларации Франкфуртского парламента о защите прав национальных меньшинств в Германии в 1848 году, гарантий прав славян и румын в Османской империи в 1878 году, а также решений Гаагских конгрессов 1899 и 1907 годов.
На уровне макроистории следует больше внимания уделять работе Совета Европы, ЮНЕСКО и ОБСЕ в деле сохранения мира, урегулирования конфликтов и защиты прав человека. На уровне микроистории, где в центре внимания находятся отдельные группы людей и личности, очень важны задания эмпатического характера. Эмпатия – это умение ощущать чувства других, даже если это враги, ставить себя на чьё-либо место, понимать их поведение, исходя из их точки зрения. Наряду с толерантностью это одно из условий сосуществования людей в многонациональном контексте. При этом необходимо разобраться, когда можно принять иную точку зрения, когда пойти на компромисс или примириться, а в каких случаях её надо отвергнуть.
По мнению докладчика, не нужно переоценивать возможности школьных учебников, но хорошие учебники истории могут помочь устранить разногласия и внести больше порядка в жизнь общества. К этому, право, стоит стремиться.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: