МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


DG IY/EDU/HIST (2006) 03


СЕМИНАР
«Новые методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории»
Москва, Российская Федерация,
25-26 апреля 2006 года

Страсбург

СЕМИНАР
«Новые методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории»

Москва, Российская Федерация
25-26 апреля 2006 года

Отчет подготовлен
Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва)
и
Марианной Шахнович, профессором, заведующей кафедрой

философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)

Российская Федерация

Мнения, высказанные авторами, не обязательно совпадают с oфициальной позицией Совета Европы.
Содержание


I. ВВЕДЕНИЕ 7
II. РЕЗЮМЕ ДОКЛАДОВ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ 9
III. РЕЗЮМЕ ОБСУЖДЕНИЙ НА КРУГЛЫХ СТОЛАХ 46


IV. РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМИНАРА 55

Приложение 1

ПРОГРАММА СЕМИНАРА 61

Приложение 2

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА КРУГЛЫХ СТОЛАХ 65

Приложение 3

СПИСОК УЧАСТНИКОВ 67


  1. ВВЕДЕНИЕ


Семинар «Новые методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории», проводившийся в Москве в Российском университете дружбы народов 25-26 апреля 2006 года был организован Советом Европы, Европейской комиссией, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию и Российским университетом дружбы народов в рамках программы сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для Российской Федерации.
Цели семинара:


  • обменяться мнениями о путях преподавания конфликтов в контексте всемирной, национальной и региональной школьной истории в поликультурной среде;




  • обсудить проблемы совершенствования и внедрения новых методологических подходов в преподавании конфликтов в школьной истории;




  • рассмотреть вопросы интегрирования принципов толерантности и мультиперспективности в процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров;




  • охарактеризовать пути и методы преподавания конфликтов истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;




  • определить значение и место школьного психолога в преподавании конфликтов в истории и преодолении конфликтов между учащимися.


В семинаре приняли участие руководители органов управления образованием, преподаватели высших учебных заведений, в том числе и педагогических, школьные учителя, авторы школьных учебников, практикующие психологи, академические ученые из 8 регионов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Кабардино-Балкария, Ставрополь, Тверь, Хабаровск, Калиниград), представители Совета Европы (Татьяна Минкина-Милко, руководитель программы Отдела исторического образования; Фиона Кеннеди, ассистент руководителя программы Отдела исторического образования; эксперт Черил Стаффорд, Северная Ирландия), а также профессор Людмила Хоппе (Университет им. Гумбольта, Берлин, ФРГ). Общее число участников – 32 человека.
Программа семинара предусматривала три пленарные заседания с докладами и обсуждения в форме трех круглых столов, что способствовало полному раскрытию позиций участников и широкому обмену мнениями в процессе дискуссий.


25 апреля 2006 года состоялось открытие семинара, на котором выступили представители органов и учреждений, подготовивших его проведение. Открыл семинар приветственным словом ректор Российского университета дружбы народов академик Владимир Филиппов. В своем выступлении он подчеркнул важность сотрудничества с Советом Европы в области школьного образования и межнациональных отношений, которую во многом формирует социум и отметил закономерность выбора Министерством образования и науки Российской Федерации и Советом Европы местом проведения семинара город Москву, где общественная среда всегда была поликультурная. РУДН является ярким примером интернационального студенчества и имеет богатый опыт в деле воспитания молодежи, используя образование в качестве средства межкультурного диалога. Также подчеркнул чрезвычайную актуальность тематики семинара не только для Москвы и России, но и для всего мира. Поскольку проблема толерантного отношения к представителям иного этноса и иной конфессии сегодня остра и даже болезненна. Он отметил, что наряду с развитием различных форм национально-культурных организаций для современного человека важна общая ориентация в сфере межнациональных отношений.
Далее выступила Лариса Ефремова, заместитель директора департамента международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки Российской Федерации, которая, приветствуя российских и зарубежных участников семинара, подчеркнула исключительную значимость вопросов, предложенных для обсуждения на нем. Также она заметила, что сегодня сотрудничество российского образования с Советом Европы вышло на новый уровень и превратилось из узконаправленных семинаров в работу, включающую в себя различные направления, в которых принимают участие не только учителя, но и социологи, психологи, дефектологи. Красной нитью в выступлении Ларисы Ефремовой проходила мысль о том, что роль учителя истории – одна из фундаментальных позиций в глобализирующемся мире, поскольку необходимо, чтобы курс школьной истории работал как на общенациональную консолидацию народов России, так и на гармонизацию общественных интересов в более широком измерении, понимание их в духе взаимного диалога и толерантности.
Татьяна Минкина-Милко, руководитель программы Отдела исторического образования Совета Европы, рассказала о значении и ходе реализации инициатив и проектов Совета Европы по международному сотрудничеству в области исторического образования, в части преподавания конфликтов в школьной истории, а также представила цели и задачи семинара. Ею было подчеркнута важная роль школьного учителя в предотвращении конфликтов между учащимися, правильному освещению конфликтов в школьном курсе истории и развитию диалоговых форм в преподавании истории. Кроме того, Татьяна Минкина-Милко отметила необходимость повышения уровня компетентности учителя истории и его профессиональной подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях.



  1. РЕЗЮМЕ ОСНОВНЫХ ДОКЛАДОВ


На пленарных заседаниях участники семинара заслушали четыре научных доклада.
Доклад «Новые подходы в подаче конфликтов на уроках истории: на примере Северной Ирландии» представила эксперт Совета Европы Черил Стаффорд (Великобритания).
Как заявила докладчик преподавать историю в Северной Ирландии нелегко. 30 лет продолжался конфликт, в ходе которого Ирландская республиканская армия (ИРА) пыталась добиться независимости Северной Ирландии от Великобритании террористическими методами в то время как половина населения сопротивлялась этому и считала себя британцами. Юнионисты вели борьбу с ИРА террористическими методами. В данных обстоятельствах, учителю приходится сталкиваться с противоположным мнением семьи и общества, оказывающим сильное влияние на умы и сердца молодежи.
Далее докладчик напомнила, что в 1994 году было объявлено прекращение огня и в 1998 году было подписано мирное соглашение. К счастью, теракты прекратились и начался длинный процесс примирения.
История здесь играет ключевую роль. Преподавание данного конфликта не должно ограничиваться только научным исследованием. Если педагоги действительно ставят цель избавить ирландское общество от ожесточения и разделения, которые легли на всех жителей северной Ирландии тяжелым бременем, вести преподавание на основе моральных и демократических ценности, а также толерантности.
С этим связаны принципиальные моменты организации процесса обучения. К ним относятся:
1. Подходы к обучению

Так как на наших улицах можно увидеть картины, нарисованные экстремистскими группами, молодежь знакомится с историей, преподносимой на улице, со стереотипическими взглядами на прошлое, призванными разжечь ненависть в обществе, разделенном на два лагеря. Возьмем, к примеру, изображение «Хорошего короля Билли», которого юнионистская протестантская часть общества считает королем-триумфатором, спасшим Ирландию от вражеских сил католического короля Джеймса. Это односторонний взгляд на прошлое. Полную картину можно получить, обратившись к нескольким источникам времен Битвы при Бойне 1690 года. Проанализировав источники, школьники узнают, что протестантский король Билли шел на битву с благословления Папы Римского, он не ехал на белом коне, вид у него был далеко не геройский: 132 см ростом, его фигура не казалась значительной, во время битвы у Билли случился приступ астмы, а при переправе через Бойне он упал с коня в реку. Учитель истории должен показать на таком примере, как искажается восприятие прошлого. История, преподносимая на улице, не учитывает сложности отношений между Европейскими странами во время битвы при Бойне. Для Вильгельма важнее было ослабить влияние Людовика XIV, который поддерживал Джеймса II, а не стать протестантским героем. Этот пример наглядно показывает, что история отдельной страны должна преподаваться в более широком европейском контексте.
На примере исторических полотен, картин можно научить учеников работать с иллюстрациями. Рядом с источником сбоку в рамках можно разместить вопросы:


  • Что изображено?




  • Какие чувства вызывает картина?




  • Какая была бы реакция на картину националистов/ юнионистов? Насколько изображение исторически верно?




  • Когда и с какой целью она была нарисована?




  • Каково воздействие картины сегодня?


Ученики обсуждают, какие чувства вызывают такие картины у католиков и протестантов. Помимо эмоций, которые вызывает изображение у противоположных сторон конфликта, рассматривается историческая достоверность других картин на улицах. Анализируя подобные изображения, школьники проводят параллель между событиями прошлого и их использованием в настоящем в политических целях. Вышеприведенный анализ очень важен для формирования объективной оценки событий.
На картине изображен голод в Ирландии 1840х годов, как попытка британцев истребить ирландский народ. Она нарисована ИРА, чтобы разжечь ненависть и объяснить ирландцам, почему они должны начать сражаться против британцев за независимость. На уроке истории необходимо рассмотреть другие источники, опровергающие эту одностороннюю точку зрения. Британский источник сообщает, что во время голода в Ирландию было отправлено помощи на 3 миллиона фунтов. С помощью упражнений на эмпатию, школьники рассматривают, как землевладельцы принимали те или иные решения, достоинства и недостатки каждого решения. Упражнение на принятие решений проходит в виде ролевой игры, школьники узнают, что жизнь в прошлом была такой же сложной, как сейчас. Разбор различных источников на уроке истории показывает, что никогда не следует делать выводы, изучив точку зрения одной стороны, нужно также посмотреть на ситуацию с точки зрения другой стороны. Чтобы помочь молодежи перейти к постконфликтой ментальности, можно дать задание разработать альтернативную картину с сюжетом из прошлого, призывающим к объединению общества. Школьники решают, как нужно преподносить историю на благо будущих поколений.



  1. Занимательная хронология


Занимательная хронология помогает ученикам легче осваивать учебный материал. Докладчик заметила, что сложность преподавания исторических конфликтов заключается в том, что школьники часто относятся к ним как к очередному скучному историческому событию, в связи с этим одним из способов вызвать интерес является демонстрация исторических дат с помощью занимательной хронологии, где можно показать, как прошлое повлияло на раскол общества в настоящем. Учитель предлагает ситуацию - Билли-протестант и Конор-католик. Ученики рассматривают исторические события и реагируют на них положительно или отрицательно.
1169 – Высадка норманнов в Ирландии

1610 – Шотландские и английские поселенцы на севере Ирландии

1690 – Король-протестант Вильгельм побеждает короля-католика Джеймса

1801 – Англо-ирландская уния, Вестминстер управляет Ирландией

1848 – Голод и ирландское восстание

1916 – Пасхальное восстание – ирландское восстание против британцев

1921 – Ирландия разделена на 2 части. Север остается британским, юг добивается независимости

1969 – Начало конфликта в Северной Ирландии

1994 – Террористы объявляют прекращение огня в Северной Ирландии.
Ученики видят, что Билли-протестант и Конор-католик радовались или огорчались, когда происходили те или иные события. Школьники представляют этих героев живыми людьми с их хорошими и плохими качествами. Изучив реакцию представителей разных сторон, становится очевидным, что и одной и второй стороне конфликта выпало много страданий. У ребят появляется шанс оглянуться на прошлое с точки зрения противоположной стороны. Также они видят, что были моменты положительные для всех, например, прекращение огня 1994 года.

3. Использование Интернета
Докладчик отмечает, что в последнее время в Интернете стало намного больше ресурсов по историческим конфликтам, адресованных школьникам. Рост числа источников требует от учащихся умения мыслить критически. Учащимся предлагают отрывок из ирландского сайта, прославляющего борьбу Ирландии за независимость. Предлагается проанализировать язык текста и сделать вывод, можно ли доверять источнику. Экспрессивная лексика выделена желтым – школьники делают вывод, стоит ли доверять этому источнику, принимая во внимание количество слов, выделенных желтым. Например, можно поспорить с выражением «непонятые и забытые» о голоде в Ирландии в XIX веке, так как британское правительство отправило 3 миллиона фунтов помощи – в то время огромная сумма для правительственной помощи.

Докладчик замечает, что очень важно, чтобы ученики задумались, кем и зачем был создан сайт. Сайт неофициальный, на что указывает знак ~. Таким образом, нужно быть осторожными в использовании материалов этого сайта – также можно поработать с иллюстрациями.


страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: