Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Сборник задач и тестов

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2005

Рассмотрен и утвержден к печати на заседании кафедры политологии факультета политических и социальных наук ПетрГУ 30.12.04.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составители:

Д. А. Балыка, преподаватель

А. Ю. Ильин, канд. филос. наук

С. С. Рожнева, старший преподаватель

М. К. Кушнир, преподаватель

В. М. Нилов, канд. ист. наук, доцент

Е. И. Черненкова, канд. ист. наук, доцент

Под редакцией кандидата философских наук А. Ю. Ильина

ISBN 5-8021-0617-4

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 7

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ 8

ДИСЦИПЛИНА 8

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 11

ТЕМА 3. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ 16

ТЕМА 4. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 22

ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛИТИКИ 22

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 26

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 33

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 37

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО 42

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ 46

ТЕМА 10. ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 52

ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 56

ТЕМА 12. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ 61

ТЕМА 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА 65

ТЕМА 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ 69

СИСТЕМЫ 69

ТЕМА 15. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ 74

ПРОЦЕССЫ 74

ТЕМА 16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 78

ТЕМА 17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ 82

ТЕМА 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 85

ТЕМА 19. ГЕОПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ 88

ГЛОБАЛИСТИКА 88

ВВЕДЕНИЕ


Сборник задач и тестов по политологии составлен в соответствии с тематикой семинарских занятий и предназначен для подготовки и проведения практических занятий по политологии и теории политики как со студентами-политологами, так и студентами неполитологических специальностей университета. По каждой теме семинара предложены тестовые задания и вопросы для подготовки. В сборнике представлены задания как с готовыми вариантами ответа, так и открытые вопросы. Семинарские занятия как форма обучения предоставляют хорошие возможности по развитию познавательных способностей и интересов студентов к вопросам политики, расширения и углубления их политических и мировоззренческих установок. Они способствуют выработке умений анализировать процессы, происходящие в обществе, помогают развитию у студентов самостоятельности мышления, навыков публичного выступления, обучают работать со специальной литературой. При подготовке заданий авторы сборника использовали следующие учебники и учебные пособия: Политология / Под ред. А. Ю. Мельвиля. М.: Проспект, 2004; Пугачев В. П. Введение в политологию / В. П. Пугачев, А. И. Соловьева. М.: Аспект-Пресс, 2002; Политология / Под ред. В. А. Ачкасова и В. А. Гуторова. М.: Юрайт, 2005; Практикум по политологии / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2001.

Необходимо учитывать, что задания по политологии имеют свою специфику. Это связано с тем, что предмет анализа, с одной стороны, характеризуется своей динамикой, многофакторностью, а с другой стороны, затрагивает не только мировоззренческие, но и идейные установки читателя. Поэтому осмысление политологических понятий и концепций требует от студентов вдумчивого и неоднократного прочтения текстов классиков политической науки, учебных пособий, конспектирование и составление плана ответов.

Предлагаемый сборник подготовлен преподавателями кафедры политологии факультета политических и социальных наук.

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНА


1. Назовите год введения в СССР в номенклатуру специальностей «политической науки».

а. 1934. б. 1939. в. 1960. г. 1963. д. 1989.

2. Назовите год образования Советской ассоциации политических и государствоведческих наук.

а. 1939. б. 1949. в. 1955. г. 1960. д. 1962. е. 1989.

3. Назовите год образования международной ассоциации политической науки.

а. 1880. б. 1903. в. 1949. г. 1962. д. 1975. е. 1989.

4. Кому из ученых принадлежат следующие характеристики предмета политической науки? Назовите преимущества и недостатки определений:

а. «Исследование власти, авторитета и принципа управления».

б. «Изучение природы, источников ограничений социальной власти и техники ее применения».

в. Изучение «авторитарного распределения ценностей в обществе».

I. Д. Истон. II. Р. Даль. III. Р. Гудин и Х.–Д. Клингеманн.

5. Определите эвристическую ценность следующего определения предмета политической науки:

«Анализ процессов функционирования политических институтов и политического управления с акцентом на процедуры принятия решений, различные уровни контроля над основными элементами политической системы при помощи выборов, целенаправленной деятельности политических акторов».

6. Выделите основные этапы институционального становления политической науки и дайте их характеристику.

7. Выделите основные этапы развития политической науки в России и дайте их характеристику.

8. Каково соотношение теоретического и эмпирического знания в политической науке?

9. Кто из нижеперечисленных ученых отождествляет политологию и политическую социологию?

а. М. Дюверже.

б. Г. Лассуэлл.

в. Р. Шварценберг.

г. Р. Бендикс.

д. С. Липсет.

10. Как причинно-следственные и функциональные зависимости изменений в социальном поведении индивидов влияют на возможность формулирования универсальных законов политики?

11. Определите круг наиболее важных научных категорий и проблем, изучаемых политологией.

12. Что изучают следующие разделы науки о политике?

Разделы

Предмет изучения

а. Политическая философия




б. Политическая теория




в. Сравнительная политология




г. Политическая социология




д. Политическая антропология




е. Политическая история




ж. Политическая психология




з. История политических учений




и. Политическая география




к. Политическая экология




13. Назовите содержание и основные проблемы исследования и изучения политической науки, которые были определены на международном коллоквиуме, проведенном по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г.

14. Дайте анализ критериев, характеризующих политологию как научную дисциплину и профессию, руководствуясь работой С. Розмена, Ч. Мэйо и Ф. Коллинджа «Измерения политического анализа: Введение в современное изучение политики» (Политология / Под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. М.: Юрайт, 2005. С. 24–25).

15. Перечислите функции политологии как учебной дисциплины.

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: