Рекомендации родителям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития




Только в психологически благополучной семье особый ребенок может получить то, что ему необходимо для вхождения в социум и дальнейшей как можно более полноценной жизни.
Когда в семье появляется ребенок, семья меняется. Если в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой.  Они уже не равны себе прежним.

Многие родители, осознавая свои проблемы, справляются, приспосабливаются к «новой жизни», т. е. жизни с особым ребенком.

Многие мамы, по сути, посвящают свою жизнь такому ребенку, постоянно пренебрегая своими интересами. Но природа человека так устроена, что, если человек систематически не удовлетворяет свои личностные потребности, то у него формируется чувство неудовлетворенности (собой, жизнью). Это чувство также влечет за собой множество негативных последствий (проблемы со здоровьем, нервность, сложности в общении и т.д.).Нередко длительный стресс ведет к нарушению внутрисемейных отношений, психическим и психосоматическим расстройствам членов семьи, возможно, к частичной утрате семьей своих функций. Однако и такой стресс может, и должен, быть преодолен.

Данные психологических исследований свидетельствуют о том, что у близких особого ребёнка наблюдается:

  • хронический стресс, вызванный болезнью дитя, обстоятельствами его лечения и проблемами, связанными с этим;

  • озабоченность;

  • высокий уровень тревожности;

  • слабость, хрупкость эмоциональных структур;

  • заниженная самооценка.

Практически все обследованные матери и отцы, постоянно ухаживающие за детьми, испытывают:

  • выраженные чувства вины («Я виновата в том, что мой ребёнок такой»);

  • чувство «обиды на жизнь», гнев на судьбу, на Бога («За что нам это?»);

  • непреходящую месяцами невротическую усталость;

  • опустошенность;

  • раздражительность и пр.

Какие я хочу дать советы родителям особых деток:

Узнав, что у ребёнка что-то не в порядке, не впадать в панику. Обращаться за помощью к врачам, психологам, педагогам.

По возможности не пугать родню. Настроить родственников на принятия ребёнка такого, как есть. Не принимать трагически-растерянный страдальческий вид. Сохранять НОРМАЛЬНЫЕ отношения, играть с ребёнком, приглашать гостей, следить за собой, вкусно готовить. Потребуется очень большие усилия, чтобы в такой ситуации быть на высоте. Надо стараться, чтобы ваш дом стал ещё уютнее, красивее и желаннее.

Дома - научитесь поддерживать ВСЕГДА порядок. Найдите время. Это тоже немаловажный фактор.

Как вести себя с "особыми" детьми?

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "руки не из того места растут", у третьих "память дырявая", у четвертых - нестандартный набор пальцев, пятые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: