Пояснительная записка к рабочей программе по технологии обучающихся 3 класса Б

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея, Примерной программы по учебному предмету « Технология», авторской программы Н.А.Цирулик «Технология», Самара, Издательский дом «Фёдоров»,2011год и учебного плана МОУ Октябрьского сельского лицея на 2014- 2015 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1.Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова учебник «Технология. Уроки творчества» 3 класс, издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров», Самара, 2012 г.

2. Т. Н. Проснякова Рабочая тетрадь по труду «Волшебные секреты», издательство «Учебная литература», Самара, 2013 г.

3. Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова Технология уроки творчества 2 кл Методические рекомендации ,издательство «Учебная литература», Самара, 2012 г.

4. Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Твори, выдумывай , пробуй!»3 класс –Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету.

В процессе обучения технологии реализуются следующие задачи:

-знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов; с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного промысла;

-развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;

-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, способами планирования последовательности  выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

-освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных

занятий призвана способствовать развитию личности учащегося, усилению мотивации к творчеству, воспитанию толерантности, эстетического чувства детей.

Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие обучающихся .

В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Трудовое обучение», автор Цирулик Н. А. (1-4 классы). 2011 г. в объеме 34 часа по 1 часу в неделю.

На основании примерных программ МинобрнаукиРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.

Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся.

Особое внимание уделяется мотивированности детей к самостоятельной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей выделять признаки и свойства объектов, организовывать свою деятельность.

Стимулируются активные формы познания: наблюдение, учебный диалог.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Детский энциклопедический словарь», Интернет сайты.

Таблица изучаемого предмета по блокам

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Причины

Изменения программы

По

государственной

программе

программе

по рабочей

программе

1

Лепка

2

2




2

Аппликация

3

3




3

Мозаика

2

2




4

Коллаж

3

3




5

Художественное вырезание


4

4




6

Художественное складывание

2

2




7

Плетение

4

4




8

Шитьё и вышивание

2

2




9

Плоскостное моделирование и конструирование из бумаги и картона

2

2




10

Объёмное конструирование и моделирование из бумаги

4

4




11

Конструирование и моделирование из ткани

5

5




12

Работа с конструктором

1

1




13

Итого

34

34





Содержание тем учебного курса «Технология»



пп

Наименование раздела

Содержание курса

1

Бумага и картон.

Свойства материалов цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность. Связь приемов обработки с этими свойствами.

Техника криволинейного складывания с надрезом по кривой линии.

Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала путем ее размачивания.

2

Вырезание и аппликация

Выполнение более сложных многоэтапных изделий из бумаги.

Многомодульные конструкции, соединяющиеся, в том числе, с помощью клея. Складывание по спирали. Складывание в сочетании с вырезанием

3

Художественное конструирование с использованием разных видов соединений.

Создание бумажных конструкций сложной формы с использованием техники криволинейного складывания.

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги (криволинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скручивание, сминание, разрезание и др.).

4

Текстильные материалы

Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки. Приемы лоскутной техники. «Чешуйчатая» техника или «уголки» из лоскутов. Техника выполнения швов: «козлик», потайной. Вышивка крестом

5

Макраме и другие виды плетения

Завязывание лент, шейных платков, галстуков.

Прочная и нарядная упаковка подарков.

6

Обработка ткани

Украшение изделий лентами, тесьмой, шнуром с помощью шва с перехватами «в прикреп».

7

Пластилин.


Получение изобразительных эффектов с использованием новых техник: горельеф, контррельеф, сграффито, многоплановый рельеф.

8

Комбинированные работы из различных материалов

Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезывание, с предварительным нанесением контура. Повторение и закрепление полученных знаний и навыков.

9

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

10

Группы (классы) объектов.

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

11

Логические рассуждения.

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

12

Применение моделей (схем) для решения задач.


Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности.

Аналогичные закономерности.



Требование к уровню подготовки

К концу 3 класса обучающиеся должны иметь представление:

- об истории возникновения различных ремесел, материалов и инструментов;

- об основных центрах художественных промыслов по изготовлению глиняных и деревянных игрушек (Дымково, Гжель, Торжок, Каргаполь, Сергиев Посад, Полховский Майдан)

- о видах и свойствах современных материалах, подходящих для использования в прикладном творчестве;

знать/понимать:

- правила безопасности труда при обработке различных материалов;

- название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и др. материалов. Правила пользования этими инструментами;

- приемы разметки (с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля, на просвет);

- способы соединения деталей из бумаги и картона;

- новые приемы обработки материалов- бумаги, текстиля, пластилина и др.;

уметь:

- понимать рисунки, схемы, эскизы;

- определять названия деталей и материал для ее изготовления. Анализировать свойства материалов, подходящих для данной работы;

- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;

- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно - творческой задачи;

- выполнять новые приемы моделирования и обработки материалов, предложенные программой, повторяя представленный образец, внося в него различные изменения, а также создавая образ по собственному замыслу;

-находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

- изображать графы;

- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

  • полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

  • в основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить его своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка выполнения практических работ

Оценка «5»

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

  • изделие изготовлено с учетом установленных требований;

  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • в основном правильно выполняются приемы труда;

  • работа выполнялась самостоятельно;

  • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

  • самостоятельность в работе была низкой;

  • норма времени недовыполнена на 15-20 %;

  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

  • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • неправильно выполнялись многие приемы труда;

  • самостоятельность в работе почти отсутствовала;

  • норма времени не выполнена на 20-30 %;

  • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

Список литературы

1. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

2. Технические средства обучения.

- Компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Экран проекционный.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: