Раздел публичного отчета

ГБОУ СОШ №6 за 2011-12 учебный год

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ № 6




Исполнитель О.М. Тимофеева, педагог-психолог.

Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Цели работы психологической службы:

  1. Психологическая помощь в организации и сопровождении учебно-воспитательного процесса с точки зрения гуманности и развивающего характера.

  2. Оказание помощи в организации педагогически целесообразного и психологически комфортного общения в системах «учитель-ученик», «ученик-класс», «учитель-родитель», «ученик-родитель».

Задачи, стоящие перед психолого-педагогической службой:
Общая задача психологической службы состояла в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития учащихся в условиях образовательного процесса, в коррекции возникающих проблем.

Соответственно задачами являются:

  1. раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ученика;

  2. определение механизмов и закономерностей освоения учащимися социокультурного опыта (социализация);

  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

  4. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний;

  5. выработка рекомендаций учителям с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;

  6. сотрудничество с родителями, включающее профилактику, рекомендательную поддержку и совместные действия по разрешению проблемных ситуаций.


Принципы организации психологической службы:

1. Принцип многообразия форм и методов работы.

2. Нравственность, экологичность.

3. Принцип преемственности.

4. Принцип самоактивизации: поиск внутренних источников развития и саморазвития, творческий подход.

5. Принцип профессионального содружества.

6. Принципы гибкости.

7. Принцип действенного оптимизма.

Все названные принципы имеют смысл только во взаимосвязи, которая
может рассматриваться как особый, дополнительный принцип.

Основными направлениями работы были:

  • Психодиагностическое

  • Коррекционное

  • Консультирование

  • Просветительское

  • Профилактическое

  • Организационно-методическое

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая)

Задача: определение индивидуальных особенностей и способностей личности: потенциальные возможности, профессиональное самоопределение и самореализация, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.  

В начале учебного года все вновь поступившие дети (1 и 5 классы ) были обследованы по следующим методикам (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, тест Люшера, Визуальные классификации, Образец и правило, проективные методики). Полученные данные были представлены родителям и педагогам. Диагностика проводилась для изучения психологической адаптации учащихся 1 и 5 классов, коррекционных возникающих проблем, для изучения психологической готовности к обучению в 5 классе. Было проведено совещание для учителей работающих в 5 классе, особенности развития учащихся первых классов были представлены учителям на методическом объединении.

По просьбе педагогов или родителей проводилось индивидуальное психодиагностическое обследование учащихся школы, у которых на протяжении учебного года возникали трудности в обучении. В случае необходимости учащиеся направлялись на психодиагностическое обследование в ППМС центр для решения вопроса о коррекции возникающих в процессе обучения проблем. Всего было обследовано 111 чел.

Класс

Кол-во учащихся

Методики

1 б

26

2 (тест Тулуз-Пьерона, тест «Моя семья»)



26

5 (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, Визуальные классификации, Образец и правило, тест Люшера)

4

14

7 (тест Лускановой, «Шкала тревожности», «Дополнение предложений», «Обобщение», «Аналогии», «Исключение лишнего», «Ассоциативная память»)

5

23

4 («Шкала социально-ситуативной тревоги», «Предмет-чувство», «Изучение внутренней мотивации и волевой регуляции», тест Равена)

индивидуально

23




Всего

111 чел





Проведено анкетирование родителей учащихся 1, 4, 5 классов.

Целью анкетирования учащихся было выявление проблем в обучении и адаптации в школе. Анкетирование родителей проведено для определения комфортности детей в школе, выявлению пожеланий и проблем в ходе учебного процесса. Педагоги были ознакомлены с результатами анкетирования.

Итог этой работы: психологическая характеристика личности ученика, составление карт учащихся, позволяющих наметить и осуществить учебный маршрут, коррекционные психологические мероприятия, рекомендации.

Психологическая коррекция

Заключается в активном воздействии на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемом на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, педагогов и других специалистов.

 На протяжении всего учебного года проводились индивидуальные и групповые занятия. Основными задачами этих занятий являлись адаптация к школе, коррекция психо-эмоционального состояния учащихся, развитие интеллектуальных функций, развитие коммуникативных навыков.

В течение учебного года проводились индивидуальные занятия с учениками школы, имеющими трудности в обучении или адаптации к школе, выяснялись мотивы неадекватного поведения, проводился разбор ситуаций, приводящих к возникшим проблемам, по возможности вырабатывались новые стереотипы поведения. Проводились занятия по развитию внимания, мышления, памяти.

В течение всего учебного года проводились занятия с учащимися, обучаюшимися в школе по индивидуальной программе.

Всего проведено 54 индивидуальных занятий учеников.

Для учащихся 5 класса проведен тренинг по развитию коммуникативных навыков и сплочению класса.

Консультативная деятельность

Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих участников образовательного процесса и по приглашению психолога.  

В течение всего учебного года велась работа

  • С родителями: индивидуальное консультирование, семейное консультирование. Целью работы являлись коррекция взаимоотношений между детьми и родителями. Всего проведено 48 консультаций.

  • С педагогами школы. Целью работы было улучшение взаимодействия педагогов с учащимися и родителями.

  • С учащимися: целью работы была успешная адаптация к школе, коррекция возникающих личностных проблем, профориентация. Всего проведено 84 консультативных беседы.

  • Велась работа со студентами (психолого-педагогическая практика, курсовые работы). Всего прошли практику 3 студента (педагогический колледж им.Некрасова, Институт психологии и социальной работы, СПбГУ)

Психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение предполагает знакомство с основами межличностного взаимодействия, процессами формирования личности.

Профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Для родителей учащихся школы проведена лекции «Помощь ребенку на старте школьного обучения», «Почему ребенок ленится».

Для учащихся 8 класса с целью профилактики дезадаптивного поведения проведены групповые занятия по программе «Экватор».

Виды работ: лекции, консультации, беседы с участниками уч.процесса.
Организационно-методическая деятельность

Состоит в разработке методов диагностики и психопрофилактики, в работе по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, в участии в организации предметно-развивающей среды.

Участвовала в работе Совета по профилактике правонарушений, КДН.

Оказывала первую медицинскую помощь при возникновении проблем со здоровьем учащихся.

В течение учебного года принимала участие в подготовке и проведению шахматных турниров (1-8 классы), выступлений по каратэ, выступлений на городских, районных соревнованиях по спортивно-бальным танцам.

Занималась организацией дополнительных услуг в школе.

Проведена работа по набору в первые и пятый классы (беседы, консультирование, анкетирование родителей)

В течение всего учебного года велась методическая работа по подготовке учебных пособий для индивидуальных и групповых занятий, посещались занятия для педагогов-психологов и социальных педагогов в ППМС центре, принимала участие в конференциях и семинарах для психологов

страница 1


скачать

Другие похожие работы: