КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Протокол

выездного заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края


21.05.2010

г. Назарово

№ 9


Председательствовала: Карлова О.А., заместитель Губернатора края – заместитель председателя Правительства края, председатель комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края (далее – комиссия при Правительстве края).

Присутствовали: члены комиссии при Правительстве края (список прилагается).

В работе комиссии при Правительстве края приняли участие представители органов местного самоуправления и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики) городского округа г. Назарово, Назаровского муниципального района (список прилагается).
Повестка заседания:

«О результативности работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городском округе г. Назарово»
Для изучения результативности профилактической работы в городском округе г. Назарово проведен анализ состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и осуществлен выезд 21 мая 2010 года в органы и учреждения системы профилактики г. Назарово рабочей группы из числа членов комиссии при Правительстве края, представителей органов исполнительной власти края, прокуратуры края, депутатов Законодательного Собрания края. Программа работы в городском округе г. Назарово с указанием посещенных учреждений прилагается.

При подведении итогов изучения профилактической работы в г. городском округе Назарово отмечено следующее:
Анохина Н.В.: обращает внимание на низкий показатель занятости в учреждениях дополнительного образования детей, состоящих на учете в органах внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г. Назарово (далее – комиссия в г. Назарово), особенно в летний период.

В положение о стимулирующих выплатах работников образовательных учреждений не включены показатели результативности деятельности в части обеспечения занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП).

Необходимо развивать систему дополнительного образования в части внедрения современных востребованных подростками программ технической, спортивной направленности.

Карлова О.А. предложила обратить внимание руководителей г. Назарово на необходимость внедрения современных форм работы с детьми, например, экстремальных видов спорта.
Кондратюк Т.А.: отсутствует планирование совместной работы специалистов учреждений профессионального образования и специалистов учреждений здравоохранения в области наркологии и психиатрии в части сопровождения обучающихся с психическими отклонениями и наркологическими зависимостями. (Из 302 обучающихся в ПУ № 102 на учете у нарколога состоят 15).

Требуется разработка и реализация программы подготовки уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Карлова О.А. предложила представителю Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, работающего на общественных началах в г. Назарово, Мустафиной Т.С. взять под свой контроль вопрос соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся в учреждениях профессионального образования.
Ярусова О.А.: в качестве положительного примера отметила, что в муниципальном учреждении здравоохранения «Назаровская центральная районная больница» (далее – МУЗ «Назаровская ЦРБ») создан кабинет социальной помощи несовершеннолетним.

Существует в нарушение Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» практика исполнения медицинскими учреждениями несвойственных им функций: например, в отделении временного пребывания детей МУЗ «Назаровская ЦРБ» в течение 2009 года находился 21 несовершеннолетний в возрасте старше 4-х лет, сроки пребывания от 1 до 90 дней, при этом дети не посещают школу. Средства на содержание этих детей не предусмотрены.

По причине безнадзорности детей со стороны родителей в течение 2009 года зарегистрировано 31 отравление по неосторожности у детей раннего возраста. Допущено три попытки суицида.

В течение 2010 года 6 детей госпитализировано с отравлениями, в т.ч. 2 с целью суицида.

Карлова О.А. предлагает главе городского округа г. Назарово Сетову С.А. срочно решить вопрос совместно с министерством социальной политики Красноярского края о помещении детей в возрасте старше 4-х лет, изъятых из семьи, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Тикко Е.В.: в органах и учреждениях системы профилактики г. Назарово не отработана система выявления несовершеннолетних и их семей по признакам СОП и своевременного направления информации в комиссию для постановки на учет и организации с ними индивидуальной профилактической работы.

Индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей, находящихся в СОП, носят формальный характер. Нет межведомственного взаимодействия по оценке состояния семьи, ребенка, нет разработанных комплексных мер реабилитации в отношении ребенка, родителей. Так, в программах индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними преобладают такие меры как беседы сотрудников ПДН, устройство в образовательное учреждение, материальная помощь. Помощь семьям чаще всего сводится к предоставлению единовременной материальной помощи.

Карлова О.А. предлагает:

главе городского округа г. Назарово Сетову С.А. обеспечить межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации индивидуальных программ реабилитации, закрепив за одним из муниципальных учреждений системы профилактики, например, за муниципальным учреждением «Центр социальной помощи семье и детям «Назаровский» функции ресурсного, координационного и методического центра;

рассмотреть возможность внесения в Закон Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений» критерии отнесения детей и семей к категории «находящиеся в социально опасном положении».
Тюгаева О.А.: эфективно выстроено межведомственное взаимодействие в рамках организации трудовой занятости подростков. Работники школ совместно со специалистами отдела по делам молодежи формируют списки участников временной занятости и направляют подростков в службу занятости. Соответственно, практически все, кому рекомендовано комиссией в г. Назарово обратиться в службу занятости, обращаются и получают необходимую помощь в трудоустройстве.

В 2010 году планируется трудоустроить несовершеннолетних по г. Назарово и Назаровскому району не менее уровня прошлого года и оказать всем участникам временной занятости государственные услуги по профессиональной ориентации. Специалисты службы занятости входят в состав территориальной межведомственной комиссии по профориентации и психологической поддержке.

Карлова О.А. предлагает провести сверку численности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС) и в СОП, в службе занятости, отделе по делам молодежи и в школах, в связи с тем, что различается процент трудоустроенных несовершеннолетних данных категорий в различных службах.
Бойко С.М.: на базе муниципального учреждения «Многопрофильный молодежный центр «Бригантина» (далее - ММЦ «Бригантина») действует медико-психологическая служба, осуществляющая информационное обеспечение, оказывающая медико-психологические, социально-юридические услуги. Имеется положительный опыт работы привлеченных специалистов - нарколога, юриста, консультанта телефона «Доверие».

Специалистами ММЦ «Бригантина» и СДЮШОР г. Назарово проводится работа с различными категориями подростков. При выявлении случаев детского неблагополучия информация незамедлительно передается социальному педагогу образовательного учреждения, которое посещает несовершеннолетний.

В ММЦ «Бригантина» действует волонтерское движение «Жемчужина Сибири», которое осуществляет вовлечение подростков, находящихся
в ТЖС и СОП, в позитивную деятельность, к участию в проведении городских мероприятий и акций.

В 2009 году при организации мероприятий по трудовому воспитанию несовершеннолетних граждан, охват несовершеннолетних, находящихся ТЖС, составил 50 процентов от общего числа работающих подростков. Охват несовершеннолетних, находящихся в СОП, составил 59 процентов от общего числа подростков данной категории.

Всего на базе центра действует 18 клубов для молодежи.
На постоянной основе (более 3 месяцев) молодежный центр посещают
18 подростков, находящихся в СОП.

В ММЦ «Бригантина», а также в СДЮШОР г. Назарово за каждым несовершеннолетним, находящимся в СОП, закреплен наставник.

Предлагает обобщить опыт работы медико-психологической службы центра на базе муниципального учреждения «Многопрофильный молодежный центр «Бригантина» для трансляции в территории края.
Рыкова Г.А.: решения комиссии при Правительстве края слабо интегрируются в практику работы органов и учреждений системы профилактики.

Муниципальным отделом внутренних дел «Назаровский» (далее – МОВД) регулярно передается информация о правонарушениях несовершеннолетних и в отношении них в органы местного самоуправления г. Назарово, но в комиссии г. Назарово информация о потерпевших несовершеннолетних не фиксируется и не рассматривается на заседаниях для принятия мер.

Работа органов и учреждений системы профилактики г. Назарово нескоординирована и строится без учета анализа положения детей и эффективности профилактической деятельности. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется формально.
Мартышина Л.М.: специалисты опеки и попечительства администрации г. Назарово не представили документы по работе с детьми и семьями, находящимися в СОП, в том числе анализ работы с семьями. Нарушается процедура отобрания детей из семей, которая должна осуществляться только при наличии постановления главы городского округа г. Назарово об отобрании ребенка из семьи (копия постановления должна направляться в прокуратуру г. Назарово). На недостаточном уровне ведется работа по ранней профилактике детского и семейного неблагополучия, особенно в семьях, где есть конфликтные ситуации. В результате в 2009 году такая исключительная мера, как лишение родительских прав, применена в 39 случаях.

Не всегда в интересах детей решается вопрос поступления воспитанников детских домов в учреждения профессионального образования. Не осуществляется специалистами органов опеки и попечительства должный контроль за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обучающимися в учреждениях профессионального образования.

Требуют решения вопросы:

детской безнадзорности: из 4 тыс. детей дошкольного возраста только 50% посещают дошкольные образовательные учреждения;

здоровья детей, особенно дошкольников, в том числе в области психиатрии и коррекционной педагогики.
Васильева Г.С.: комиссия в г. Назарово пока не стала координирующим органом системы профилактики.

Вопросы выявления и восстановления нарушенных прав детей не являются основными в работе комиссии, не ведется учет и организация реабилитации детей, пострадавших от преступных посягательств.

Для усиления правозащитной составляющей в состав комиссии предложено ввести общественного представителя Уполномоченного по правам ребенка в г. Назарово, представителей от общественности, от родительских комитетов школ.

В плане работы комиссии не выделены мероприятия по реализации возложенных на нее функций, в том числе как координирующего органа. Не используются коллегиальные формы работы, направленные на межведомственное согласование: семинары, конференции, круглые столы, межведомственные рабочие группы и т.д.

В связи с отсутствием должного анализа результатов профилактической деятельности органов и учреждений системы профилактики г. Назарово, не определены приоритеты этой деятельности. Отсутствует анализ работы самой комиссии. Комиссия ограничивается рассмотрением сообщений о состоянии преступности, отчетами о проведенной работе.

Постановления комиссии по профилактическим вопросам (рассмотрено всего 3 вопроса за прошедший период 2010 года) носят формальный характер. Отсутствует закрепление за каждым членом комиссии ответственности за реализацию определенной приоритетной задачи по снижению в территории детского неблагополучия. Согласно должностной инструкции на штатного работника комиссии возложены несвойственные обязанности и полномочия.

Комиссией в г. Назарово не организована должная работа, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в СОП. В результате до настоящего времени в г. Назарово не обеспечен в полном объеме учет семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП (всего 22 семьи стоит на учете в комиссии при значительном количестве фактов детского и семейного неблагополучия). Сверка списков несовершеннолетних, стоящих на учете в МОВД «Назаровский» и комиссии в г. Назарово по причине наркологической зависимости и употребления психоактивных веществ показала, что из 24 подростков выявленных ОВД, на реабилитационном учете в комиссии стоят только 14 человек.

Постановления комиссии об утверждении индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей, находящихся в СОП, нуждаются в доработке. Анализ результативности индивидуальной профилактической работы и контроль за реализацией программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей, находящихся в СОП, до 2010 года не осуществлялся.
Сухарев С.И.: комиссия в г. Назарово в новом составе только начала действовать. В связи с тем, что нет полного выявления детей и семей, находящихся в СОП, выстраивается работа с общественностью и населением г. Назарова. Организована проверка учреждений системы профилактики г. Назарово. Организована работа по выявлению безнадзорных детей в вечернее время и привлечению родителей к административной ответственности за несоблюдение мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда, определенных Законом края от 10.12.2009 № 9-4174 «О внесении изменений в Закон края «О защите прав ребенка». Запланировано изучение положительного опыта работы комиссий в других муниципальных образованиях.

Карлова О.А. предлагает заместителю главы городского округа г. Назарово, председателю комиссии Сухареву С.И.:

определить основные задачи комиссии, направления совершенствования организации деятельности комиссии;

закрепить за каждым членом комиссии в г. Назарово наставничество за конкретными детьми и семьями в СОП;

дифференцировать профилактическую работу с несовершеннолетними, исходя из уровня проблем, определить показатели результативности этой работы;

в октябре 2010 года повторно посмотреть результаты профилактической работы в г. Назарово

Сетов С.А.: система профилактики г. Назарово обладает достаточными ресурсами для организации эффективной профилактической работы, для обеспечения полных гарантий сохранения жизни и здоровья детей города. До 1 июня 2010 года будет сформирован план устранения недоработок и замечаний комиссии при Правительстве края.

Карлова О.А. предлагает главе городского округа г. Назарово Сетову С.А. и главе Назаровского муниципального района Шадрыгину А.В. выстроить взаимодействие по вопросам профилактики детского и семейного неблагополучия.
Решили:

1. Главе городского округа г. Назарово Сетову С.А. рекомендовать:

1.1. Привести регламенты работы комиссии и штатного работника комиссии в соответствие с законодательством.

Ввести в постоянную практику работы комиссии совместно с органами внутренних дел, органами системы профилактики анализ причин и условий роста правонарушений несовершеннолетних, в том числе совершенных в отношении них, роста безнадзорности несовершеннолетних, семейного неблагополучия, а также анализ результативности принимаемых профилактических мер, в том числе индивидуальной профилактичекой работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в СОП.

1.2. Включить в состав комиссии в г. Назарово представителя Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, работающего на общественных началах в г. Назарово, специалиста-психолога муниципального учреждения «Молодежный многопрофильный центр «Бригантина», представителей общественности.

1.3. Обеспечить межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации индивидуальных программ реабилитации, закрепив за одним из муниципальных учреждений системы профилактики (например, муниципальным учреждением «Центр социальной помощи семье и детям «Назаровский») функции ресурсного, координационного и методического центра.

1.4. В целях повышения мотивации сотрудников муниципальных учреждений, осуществляющих работу по выявлению несовершеннолетних, находящихся в СОП, вовлечению их в позитивную деятельность, разработать показатели результативности их работы и дополнить ими положения о стимулирующих доплатах руководителям и специалистам муниципальных органов и учреждений.

Стимулирующие выплаты при оплате труда руководителей
и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних применять только
за реальный результат в количественном выражении по выводу семей
из СОП, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.5. Решить совместно с министерством социальной политики Красноярского края (Пашинова Г.Е.) вопрос о помещении детей в возрасте старше 4-х лет, изъятых из семьи, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, расположенных в западной группе районов (г. Ачинск, Козульский, Назаровский, Ачинский, Шарыповский, Ужурский районы)

1.6. Внедрять современные формы работы с детьми. Создать условия по увеличению количества учащихся, занятых во внеурочное время, в том числе физкультурно-спортивной деятельностью и экстремальными видами спорта.

1.7. Организовать в летний период занятость всех детей из семей, находящихся в СОП.

1.8. Обеспечить в приоритетном порядке временное трудоустройство несовершеннолетних, находящихся в ТЖС и в СОП.

Провести сверку численности несовершеннолетних, находящихся в ТЖС и в СОП, в службе занятости, отделе по делам молодежи и в школах, в связи с тем, что не совпадает информация указанных служб и учреждений о количестве трудоустроенных подростков данных категорий.

1.9. Взять под свой контроль работу специалистов по опеке и попечительству администрации города, включая их взаимодействие с руководителями учреждений профессионального образования, в которых обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также соблюдение процедуры отобрания ребенка из семьи при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

1.10. Организовать планирование совместной работы учреждений образования, в том числе профессионального образования, и учреждений здравоохранения в части сопровождения обучающихся в учреждениях образования с психическими отклонениями и наркологическими зависимостями.

Информацию предоставить в срок до 01.07.2010.
2. Поручить министерству образования и науки Красноярского края (Башев В.В.), министерству социальной политики Красноярского края (Пашинова Г.Е.), рекомендовать начальнику Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю (Горовой А.В.) подготовить предложения по внесению дополнений в Закон Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений» в части определения критериев отнесения детей и семей к категории «находящиеся в социально опасном положении».

Срок: до 01.07.2010.
3. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края (Гуров С.Н.) и совместно с администрацией г. Назарово обобщить опыт работы медико-психологической службы центра на базе муниципального учреждения «Многопрофильный молодежный центр «Бригантина» для трансляции в территории края.

Срок: до 01.08.2010.


  1. Поручить министерству социальной политики Красноярского края (Пашинова Г.Е.) оказать муниципальному учреждению «Центр социальной помощи семье и детям «Назаровский» методическую помощь в планировании деятельности по организации межведомственного взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с семьями и несовершеннолетними, находящимися в СОП, составлении межведомственных индивидуальных программ реабилитации семьи и ребенка.

Срок: до 01.09.2010.


  1. Поручить советнику председателя Правительства края – заместителю председателя комиссии при Правительстве края Зубковой Р.К.:

    1. Включить в программу очередных курсов повышения квалификации для председателей и штатных работников комиссий в муниципальных образованиях вопросы содержания и организации деятельности комиссий.

    2. Организовать повторный выезд в городской округ г. Назарово с целью изучения хода реализации настоящего решения.

Срок: до 01.11.2010.

Заместитель Губернатора края –

заместитель председателя

Правительства края,

председатель

комиссии при Правительстве края О.А. Карлова


Ответственный секретарь

комиссии при Правительстве края Г.С. Васильева


страница 1


скачать

Другие похожие работы: