«Принято»
Педагогический Совет ГОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга,

протокол № от
____________ /А.В.Шапошников/

«Утверждаю»
Приказ № от

Директор ГОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга
_____________ / А.В.Шапошников /










  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  2. ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  3. государственного общеобразовательного

  4. учреждения средней общеобразовательной школы №6

  5. Василеостровского района Санкт-Петербурга









































  6. Санкт-Петербург

2011

Оглавление


1

1

1

Оглавление 2

Оглавление 2

Введение



Многими ведущими политиками, учеными, представителями бизнеса отмечается, что одной из особенностей современной системы российского образования становится недостаточная представленность качественного общего среднего образования с инженерно-экономическим направлением (уклоном), актуального в современных и будущих социально-экономических условиях в Санкт-Петербурге и Российской Федерации.

Сегодня родительское сообщество все чаще сталкивается с проблемой ограниченного выбор образовательных программ, ориентированных на поддержку «сильных» - интеллектуально развитых, патриотически настроенных и государственно мыслящих молодых людей, которые получают возможность принесения пользы своему городу и стране. Стратегически мыслящие представители родительского сообщества остро реагируют на отсутствие развитой школьной системы обучения, развития и воспитания естественнонаучной и технократически ориентированной прослойки российского общества среди подрастающего поколения. Разрабатываемые «бумажные», псевдо инновационные методики преподавания предметов естественнонаучой и технико-инженерной направленности не отвечают требованиям времени, где власть уже сейчас получают новейшие информационные технологии.

ГОУ СОШ № 6 стремится в своем развитии занять место ведущей образовательной площадки, где будут испытываться современные технологии образовательной практики, сопряженные с реконструкцией содержания образования, с поиском новых форм организации учебно-воспитательного процесса, с новыми моделями управления школьной средой.
Такой подход к решению сложившейся противоречивой ситуации в современном российском образовании соответствует приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации:

  • Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года;

  • Плану действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы;

  • Модели «Российское образование – 2020»;

  • Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;

  • Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020».

Таким образом, для современной школы характерна ситуация непрерывного и продуктивного развития с опорой на современные технологии IT в российской образовательной практике. Конкретное воплощение новейших педагогических идей, образовательных технологий или теорий в школьную практику сопряжено с необходимостью разработки в школе локальных нормативных документов, к которым относятся:

  • Программа развития ГОУ СОШ №6

  • Образовательная программа ГОУ СОШ №6

Эти документы выполняют стратегическую функцию, и представляют собой комплексный документ, соответствующий целевым установкам и концептуальным идеям развития ГОУ СОШ №6, и могут реально удовлетворить все образовательные потребности как учащихся и их родителей, так и представителей бизнес сообщества, заинтересованных в хорошо подготовленных кадрах.

Основные идеи Образовательной программы прошли апробацию на заседаниях Родительского комитета школы, Методических объединениях, Педагогического совета школы. Предметом обсуждения стали:

- концептуальные идеи развития школы №6, положенные в основу Образовательной программы;

- портрет выпускника ГОУ СОШ № 6;

- современные технологии IT в российской образовательной практике, применяемые в школе
Педагоги, учащиеся, родители и социальные партнёры школы №6 приняли активное участие в разработке каждого из вышеперечисленных вопросов (поступило порядка 50 предложений в ходе проведенного интервьюирования родителей).

Школа №6 является учреждением образования, делающим особый акцент на изучение математики, информатики, экономики и естественно-научных дисциплин. Поэтому в данном контексте в основу положен компетентностный подход к овладению всеми аспектами инженерно-технической, естественно-научной деятельности, который реализуется через проектное образование школьников с использованием современных технологии IT в российской образовательной практике. Такое образование есть процесс создания в школе образовательной среды как основы для развития целеустремленной, созидающей личности, ориентированной на построение профессиональной карьеры в области науки или техники. С хорошей базовой научнотехнической, экономической, языковой подготовкой для дальнейшего обучения как в Российских университетах, так и по программам подготовки специалистов за рубежом.

Настоящая Образовательная согласована с «Программой развития ГОУ СОШ №6» на 2011 - 2015 гг. и ориентирована на процессы:

- формирования высококвалифицированных специалистов (ученые, инженерно-техническая интеллигенция, руководители производства и т.п.), принимающих участие в управлении бизнесом и государством.

- развития потребности в постоянном духовно-нравственном, творческом и интеллектуальном развитии учащихся, которые в дальнейшем будет управлять производствами, технологическими процессами, разрабатывать инновационные продукты и технологии, управлять, прежде всего, человеческим ресурсом.

- развития коммуникативных навыков, позволяющих успешно адаптироваться к условиям жизни в современном глобализирующемся обществе, в т.ч. навыков мультикультурного общения.
Главными задачами ГОУ СОШ №6 на современном этапе её развития являются:

- создание в ГОУ СОШ №6 правовых, организационных, педагогических, учебно-методических, информационно-технологических и экономических условий для обучения, воспитания и развития технократической элиты общества;

- формирование комплекса развивающих программ с использованием технологических образовательных ресурсов нового поколения, ориентированных на выявление и дальнейшее сопровождение технократически одаренных детей и подростков, и использование их потенциала на благо Санкт-Петербурга и РФ в целом.

- воспитание личности, способной познавать и созидать новые информационно-технологические и экономические условия развития товарно-денежных отношений.

- формирование представлений у учащихся о мировой и российской экономике и ее истории, воспитание позитивного отношения к культурам разных стран, обеспечивающим экономический и информационный прогресс человечества.

В процессе освоения Образовательной программы на средней ступени ученики достигают последовательно основных уровней образованности:

- функциональной грамотности;

- общекультурной компетентности;

- социальной и допрофессиональной компетентности.
В основу проектирования и построения содержания Образовательной программы положены следующие принципы:

- технократичности: обеспечивается хорошей материально-технической базой школы направленной на предпрофессиональную подготовку инженерно-технических кадров. Школа оснащена компьютерами, мобильными компьютерными классами, локальной сетью, медиатекой, видеостудией, классом «Робототехника», кабинетом «Технологии» (современная кухня), актовым залом с акустическим и музыкальным оборудованием, приборами «Архимед», подключаемым к компьютеру микроскопами, интерактивными досками и пр.

- информационная и учебная мобильность – современные информационные технологии позволяют учащемуся выбирать не только физическое место обучения, но и внешних учителей и тьюторов. С помощью развиваемых в школе дистанционных форм обучения, ученик сможет отслеживать программу обучения, находясь в любой точке мира.

- принцип максимальной полезности учебного контента дополняется принципом максимальной плотности учебного процесса. Принцип максимальной плотности предполагает, что дисциплины, темы и компетенции переплетаются так, чтобы не существовало "заданий ради заданий", а каждое действие несло за собой максимум полезных последствий.

- синергия междисциплинарности: каждый урок – единица учебного контента – используется максимально возможное количество раз, и в максимально разных формах: как источник знания, как источник задания, как источник обсуждения, как источник практического задания. В частности, отсюда следует возможная градация контента по многообразию извлекаемых смыслов и образовательных форм. Больше – универсальнее – экономически эффективнее – удобнее – лучше. Урок не является разовым мероприятием, но порождает кольцо – ряд событий, происходящих после уроков и подводящих к новой теме урока в цикле непрерывного совершенствования учебного процесса.  В кольце участвуют ученики, родительское сообщество, бизнес сообщество. 
Содержание образовательных программ основной ступеней общего образования реализуется через структурную организацию коммуникативной и информационно-технологической среды, представляющей собой единство социально-профессиональных компетентностей, необходимых выпускнику школы в современных социально-экономических условиях.

Для оценки развивающего потенциала каждого компонента информационно-технологической среды обучения и степени влияния среды на образовательные результаты ГОУ СОШ №6 выделены следующие основные критерии:

1. насыщенность образовательной среды развивающими ресурсами нового поколения (ресурсный потенциал);

2. структурированность образовательной среды (способы и формы организации);

3. открытость образовательной среды к интеграции с внешней средой через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования, предприятиями и организациями готовых участвовать в функционировании школы по подготовке технократической элиты.
Образовательная программа включает:

- цели и задачи;

- адресность программы;

- учебный план с объяснительной запиской;

- набор учебных программ, соответствующих учебному плану;

- организационно-педагогические условия реализации программы;

- формы контроля и учета достижений учащихся;

- описание ожидаемых результатов освоения программы в соответствии с уровнями образованности учащихся.
Качественная реализация образовательной программы обеспечивается соответствующими организационно-управленческими условиями:



1)программа полностью обеспечена педагогическими кадрами;

2) профессиональная компетентность педагогических кадров адекватна требованиям, предъявленным программой;

3) образовательная программа освоена педагогами с момента её внедрения в практику.



Образовательная программа ГОУ СОШ №6 реализуется в форме:

- традиционной классно-урочной системы;

- дистанционного обучения;

- экстерната;

- индивидуального образовательного маршрута;

- профильного обучения.

РАЗДЕЛ I. Краткая информационная справка об образовательном учреждении ГОУ СОШ №6 (по состоянию на 01.09.2010 г)

1.1. Миссия образовательного учреждения


Миссия ГОУ СОШ №6воспитание и развитие будущей технократической элиты страны.

Мы разрабатываем новые методики преподавания различных предметов с использованием новейших информационных технологий. Наши преподаватели – профессионалы высокого класса, они постоянно учатся и осваивают инновационные технологии. В условиях постоянно меняющейся внешней среды, мы меняемся вместе с нашими учениками для воспроизводства интеллектуальных ресурсов. Мы заботимся о безопасности и экологичности нашей школы. Стиль нашей работы - открытость, сотрудничество, конструктивный диалог.

1.2. Основная цель ГОУ СОШ №6 на 2011–2015 годы


Создание в ГОУ СОШ №6 правовых, организационных, педагогических, учебно-методических, информационно-технологических и экономических условий для обучения, воспитания и развития технократической элиты страны; формирование комплекса развивающих программ с использованием технологических образовательных ресурсов нового поколения, ориентированных на выявление и дальнейшее сопровождение технократически одаренных детей и подростков, и использование их потенциала на благо Санкт-Петербурга и РФ в целом.

1.3. Общее количество сотрудников и учащихся ГБОУ СОШ №6


Кадровый состав ГОУ СОШ №6 на 01.09.2011:
Общее количество штатных работников - 61

Общее количество штатных педагогических работников - 36

кандидаты наук - 3

имеют правительственные и отраслевые награды - 7

имеют высшую квалификационную категорию - 20

прошли курсы повышения квалификации – 39

Общее количество учащихся - 364

победители всероссийских олимпиад - 1

победители региональных олимпиад - 5

победители районных олимпиад – 10

1.4. Реализуемые проекты


1. «Пять стихий» - это пятилетний проект ГОУ СОШ №6, посвященный технологическому взаимовлиянию природных стихий - Воды, Огня, Земли, Воздуха и Человека.

2. «Интерактивный филиал Русского музея» - представляет собой уникальный ресурс, воплощающий идею доступности крупнейшего собрания национального русского искусства для учащихся школы.

3. «Классы эстетической направленности» - проект, реализуемый на базе начальной школы как первый опыт организации сетевого взаимодействия между ГОУ СОШ №6 и ГОУ ДОД ДЮЦ «ВО».

4. «Мой мир, моя планета», нацеленная на воспитание активной созидательной позиции у всех участников образовательного процесса ГОУ СОШ №6.

5. «Организация межсетевого взаимодействия ГОУ СОШ №6 и учреждений высшего и среднего профессионального образования, предприятий и организаций готовых участвовать в функционировании школы с профориентационной целью.

6. «Индустриальный туризм», проект нацеленный знакомить детей с устройством промышленных объектов, обектов реального сектора экономики.

1.5. Основные направления



ГОУ СОШ №6 предоставляет услуги общего среднего образования в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Этот район ГОУ СОШ №6 определяет как свой образовательный «топос», при этом целью своей деятельности определила - создание условий для обучения, воспитания и развития технократической элиты, формирование комплекса развивающих программ с использованием технологических образовательных ресурсов нового поколения для сопровождение технократически одаренных детей и подростков.

Направления:

1. «Экономика»

2. «Технологии»

3. «Информатика»

4. «Естественнонаучное»

1.6. Дополнительные образовательные услуги


Услуги по дополнительному образованию осуществляются на основания Устава школы, утвержденной воспитательной программы школы, лицензии, выданной комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
Дополнительные общеобразовательные программы

N п/п

Наименование дополнительной общеобразовательной программы

Наличие действующей лицензии (да/нет)

1

2

4




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Василеостровского района Санкт-Петербурга




1

Шахматный клуб

Да

2

Увлекательный английский язык

Да

3

Общефизическая подготовка с элементами восточных единоборств

Да

4

Флористический дизайн

Да

5

Металлы в науке, в технике и в быту

Да

6

Эффективное взаимодействие с детьми

Да

7

Система работы над изобразительно-выразительными средствами русского языка

Да

8

Робототехника

Да

9

Занимательная зоология

Да

10

Вокруг света за 4 года

Да

11

Французские мастерские по математике

Да

12

Решение экзаменационных вариантов

Да

13

Английский язык в познании окружающего мира

Да

14

Проблемные вопросы истории России с древнейших времён до начала 21 века

Да

15

Сайтостроение

Да

16

Решение логических и комбинаторных задач

Да

17

Цифровые технологии проведения лабораторных работ по физике в средней школе.

Да

18

Поготовка поступающих в ВУЗы к сдаче ЕГЭ по физике

Да

19

Школа банковского клиента

Да

1.7. Конкурентные преимущества ГБОУ СОШ №6


1. Обеспечение комфортных условий для образовательной дея­тельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей не только в развитии, но и социализации через возможность выбора индивидуального образовательного маршрута и формы обучения.

  1. При необходимости организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения школьника с опорой на современные IT-технологии.

  2. Реализация основных идей международного об­разования: компетентностно-ориентированное образование и повышение чувства ответственности у учащихся за события, происходящие в стране и в мире.

  3. Высокое качество образования, позволяющее всем выпускникам успешно продолжить свое образование на этапе среднего(полного) общего образования

  4. Коллективный дизайн образовательной среды, стимулирующий к уважению каждой личности и ее позиции, обеспечивающий достижение компетентностей, удовлетворение интересов и реализацию творческих способностей через различные формы культурно-созидательной деятельности (музейный, индустриальный и образовательный туризм, школьные Предметные недели, конкурсы и олимпиады, исследовательские проекты и пр.).



РАЗДЕЛ II. Моделирование портрета выпускника 9 класса ГБОУ СОШ №6


I. Учет естественного психического развития при моделировании
В основу моделирования естественных психических предпосылок развития учащихся ложится периодизация психического развития согласно Эльконину Д.Б. в рамках деятельностного подхода, где деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей.
Каждый психологический возраст учащегося характеризуется показателями:

1. Социальная ситуация развития

2. Ведущая деятельность

3. Основные новообразования
Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.

Ведущая деятельность - критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития. Ее появление и смена естественны при нормальных условиях развития ребенка.

Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования это психологические свойства, которые достигаются человеком в ходе его развития на определенной ступени.
Смена типов деятельности и формирование личностных новообразований детей в зависимости от школьного возраста:

Учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью младшего школьного возраста. В процессе ее осуществления ребенком происходит интенсивное формирование его интеллектуальных и познавательных сил. Новообразование – произвольное целеполагание, умение брать на себя ответственность.

  1. Деятельность общения, заключающаяся в построении интимно-личных отношений со сверстниками на основе определенных морально-этических норм, является ведущей для подросткового возраста. Новообразование - социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где занимает место помощника взрослого. Второе новообразование – это интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростка - это результат самостоятельной работы.




  1. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков (старшеклассников). Новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», в т.ч. профессионального образа «Я». Это связано: с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых.


II. Основные компетентности учащегося ГОУ СОШ №6, составляющие его портрет выпускника основной ступени.
Программа развития ГОУ СОШ №6 строится на базе компетентностного подхода.

Формулировки ключевых компетенций формулируются на базе общепринятой российской классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.
Одновременно, использование и опора только на эти компетентности выявляют несколько групп противоречий, в том числе:

1. Несоответствие изначальной практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной ориентацией педагогической практики.

2. Отсутствие предметной и возрастной соотнесенности компетентностного подхода.

3. Неясность национально-культурного, социально-политического и, наконец, социально-психологического контекста разработки стандартов и реализации в нем компетентностного подхода.
Поэтому, нами компетентность рассматривается как феномен, укорененный в общественной образовательной практике и отражающий существующий баланс интересов общества (родителей), образовательных учреждений (школ, вузов и пр.) работодателей, а также потребителей (самих учеников).

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Тогда основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных компетенций, которые понятны учителям, учащимся, родителям, работодателям и другим доменам общества.
ГОУ СОШ №6 выделяет следующие компетенции для своих учащихся, которые им необходимо достичь в разной степени на определенной ступени развития :

1. Познавательно-информационная компетентность - интеллектуальная зрелость в соответствии с нормами возраста – переход к формально-логическому мышлению, достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения обучения и участия в конкурсах и олимпиадах, развиты память и внимание, сформирован вербальный интеллект и словарный запас, научное мировоззрение, дивергентность мышления.

      1. Деловая компетентность проявляется в двух аспектах.

«Отношение к делу» – ответственный, созидающий, организованный в пространстве и времени, стремящийся к успеху. «Отношение к вещам» - понимание степени важности материального благополучия личности, семьи, общества, бережливый, экономичный, экологичный, бережно относящийся к культурному наследию.

3. Компетентность межличностной и кросскультурной коммуникации - общественно активный, толерантный в межличностных и межкультурных коммуникациях, имеющий дружеские отношения, поведенчески и эмоционально адекватный, отзывчивый, развита эмпатия, уважительный, соблюдающий основные правила этикета и школьного Устава.

4. Личностная компетентность – способный к рефлексии и самоконтролю своего поведения, творчески активный, инициативный, любознательный, с чувством патриотизма, осознающий свои сильные стороны и стороны требующие развития, уверенный в себе.

5. Самообразовательная компетентность - умеющий рассчитывать на свои силы, стремящийся знания применять на практике, умеющий осуществлять самостоятельный поиск нужной информации.

6. Компетентное отношение к собственному здоровью – спортивноориентированный, умеющий освобождаться от негативной энергии и нервозности, снимать усталость, умеющий адекватно оценивать риски и последствия своего поведения.
Таким образом, для нас важен результат «на выходе», не то, сколько часов и какое количество предметов человек освоил за время обучения в школе, а какие знания и умения приобрел: умение учиться, коммуникативность, отношение к работе и т.д.
Для основной ступени образования выделена своя область ведущих компетентностей, на которые будет сделан акцент в образовательном процессе в соответствие с естественными условиями развития.
Выпускник основного звена школы обладает в первую очередь:

  1. Компетентностью межличностной и кросскультурной коммуникации.

  2. Познавательно-информационной компетентностью.


А также:

  • Компетентностью к самообразованию

  • Личностной компетентность

  • Компетентным отношением к собственному здоровью

  • Деловой компетентностью



III. Возможности дальнейшего развития выпускника
На каждом этапе обучения у учащегося есть выбор дальнейшего образовательного маршрута. Программа ГОУ СОШ №6 выстраивается таким образом, что акцент будет сделан на развитии познавательной компетентности в научно-технической и инженерно-экономической сфере. Гуманитарный аспект образования, в основном иностранные языки, развиваются как базовая составляющая социальной и деловой компетентности. У учащегося всегда есть выбор, который обеспечивается качественным образованием в школе:


  • Продолжение обучения в ГОУ СОШ №6 по инженерно-техническому и естественнонаучному направлениям.

  • Углубленное дополнительное образование по индивидуальному маршруту, в случае активного участия в олимпиадах регионального уровня и выше.

  • Свободный выбор дальнейшего образовательного маршрута в другой школе или гимназии в соответствии со своими интересами и склонностями.




      1. Средства развития компетентностей


Достижение развития компетентностей – вопрос тонкой ежедневной работы всего педагогического состава ГОУ СОШ №6, который обеспечивает условия в виде:


  • Получения учащимся глубокого уровня знаний по основным предметам в рамках федерального стандарта.

  • Дополнительное образование, в т.ч. школьный компонент знаний ориентируется на предметы инженерно-экономического, технического и естественнонаучного циклов.

  • Специализированная программа воспитания учащихся ГОУ СОШ №6 заключается в развитии личностной, деловой, социальной, самообразовательной компетентностей и компетентного отношения к собственному здоровью.

  • Корпоративная идентичность учащегося школы №6 – это средство развития деловой компетентности как формы моделирования отношений в бизнесе.


Портрет выпускник 9 класса, средней ступени обучения
Конструктивная, созидающая личность ориентированная на самостоятельный выбор жизненного пути. С хорошо развитыми коммуникативными навыками в области сотрудничества и деловой комуникации в поликультурном сообществе, способный к самообучению, планированию времени, к самостоятельной постановке целей и их достижению. Обладающий навыками инженерно-экономического или научного мышления.



страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: