Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №______

от «____»__________2014_г.




Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №68

г Тюмени

______________________

«_____»____________2014__г.


Рабочая программа по биологии

класс - 6

учитель - Лошкарева Гульшат Раисовна

учебный год – 2014-2015


Авторы программы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. «Дрофа» Москва 2001 год.

Учебник: «Биология. Бактерии.Грибы. Растения.6 кл.»В.В.Пасечник. 2003г. Дрофа
Количество часов: 34/1ч.в неделю/

Классы - 6А,6Б,6В

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе рабочей программы (В. В. Пасечника) по биологиидля 6 класса. Программа В.В. Пасечника построена на основефундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основнойобразовательной программы основного общего образования,требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных вФедеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.

  • Цели и задачи предмета

Изучение биологии в 6 классах направленно на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- освоение знаний о строении и средообразующей роли растений;
- освоение знаний о роли биологической науки в практической деятельности;
- освоение знаний о методах познания живой природы.

Задачи, с помощью которых эти цели должны быть достигнуты:
- овладевать умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проводить наблюдения за растениями места, где живут;
- воспитывать позитивное отношение к живой природе, культуры поведения в природе;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями.

  • Основные формы и методы обучения, контроля качества обучения.


Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

-Интерактивные методы обучения.Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность

  • творческие задания;

  • работа в малых группах;

  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  • тестирование;

  • разминки.

-Устное изложение учебного материала(Рассказ,объяснение,инструктирование,лекция)
-Обсуждение изучаемого материала(Беседа,классно-групповое занятие,семинар)
-Демонстрация (показ) 
Демонстрация обучающим определенных действии и поведения; показ презентаций с помощью специально подготовленных учеников; демонстрацию изобразительных средств наглядности,демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписи.
-Упражнение. Работа с печатными источниками .(учебник,дидакт.материалы)
-Лабораторный метод. Проведение исследований.

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала состоит и из контролирующей части. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе «учитель- ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений

Данная программа предусматривает применение устного, письменного, лабораторного методов контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальных проверок.

Для проверки усвоения учащимися программного материала по биологии и с целью разнообразить формы работы на уроке; а также увеличения количества оценок применятся различные формы и методы контроля: групповые и индивидуальные, устные и письменные, творческие задания, практические , работа с дополнительными источниками информации.


  • Характеристика ожидаемых результатов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений, основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

-внешнее и внутреннее строение органов цветковы храстений;

видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере;

— давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,цветковые);

объяснять происхождение растений и основные этапыразвития растительного мира.

-различать и описывать органы цветковых растений;

объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта; определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта и классифицировать их;

— проводить лабораторную работу в соответствии синструкцией.

Личностные результаты обучения

— Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе;

понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

умение реализовывать теоретические познания напрактике;

понимание социальной значимости и содержанияпрофессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе;

признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам идействиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение учащихся к своим поступкам,осознание ответственности за последствия;умение слушать и слышать другое мнение.

  • Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

- строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Реализация национально-регионального и школьного компонента

Знакомство с растениями, почвами Тюменской области, эрозией почв, их охраной. С растениями-фитоиндикаторами.

Изучение побегов на примере местных видов растений. Знакомство с породами древесных растений РО , их охраной и промышленным использованием.


  • Обоснование структуры программы

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

С учетом программы запланированы 2 экскурсии из 4, 11 лабораторных работ из 22 и 2 практические работы.

В теме 1. «Клеточное строение организмов» запланировано 2ч., в связи с тем, что в курсе природоведения в 5 классе увеличительные приборы и строение клетки уже рассматривались. В связи с объединением тем лабораторные работы сокращены.

В теме 5. запланировано 9 часов, так как выделен отдельно 1 час на обобщение данной темы. Лабораторные работы сокращены в связи с тем, что темы «Мхи», «Папоротники» объединены и на один урок приходится 2 лабораторные работы.

В связи с большой значимостью практической направленности данного курса биологии практические работы запланированы в полном объеме программы. Экскурсии сокращены в виду того, что экскурсия «Зимние явления природы» выпадает на весну, а экскурсия в теме «Классификация растений» сокращена в связи с тем, что при сокращении часов материал данной темы очень объемный. В теме 8. значительное сокращение часов возможно потому, что с природными сообществами знакомство происходило в 5 классе в курсах:

В планирование включены 8тем по изучению природы Тюменской области.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической ипрактической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Курс «Бактерии. Грибы. Растения». Автор программы В.В.Пасечник, М.: Дрофа, 2009.- с 105. 68ч. (2ч. в неделю), но в планировании сокращены часы с учетом нового учебного плана на 34 ч.(1 ч. в неделю):

По программе: По планированию:

Введение 2ч. 1 ч.

Т.1 Клеточное строение

Организмов 5 ч. 2 ч.

Т.2 Царство Бактерии 3 ч. 2 ч.

Т.3 Царство Грибы 4 ч. 2 ч.

Т. 4 Царство Растения 8 ч. 4 ч.

Т. 5 Строение и многообразие

покрытосеменных растений 16 ч. 9 ч.

Т.6 Жизнь растений 15 ч. .

Т.7 Классификация растений 7 ч. 3ч.

Т. 8 Природные сообщества 6 ч. 2ч.

Т.9 Развитие растительного мира 2 ч. 1 ч.

Урок обобщение 1ч

68 ч. 34 ч.


  • Календарно-тематическое планирование




п\п,

урока

Тема урока.

Региональный компонент.

Домашнее задание

Характеристика видов деятельности

учащихся.

Оборудование

знания и умения

сроки

Фактическ. сроки



1\1


Р\К-1

Введение (1 ч.)
Биология – наука о живой природе.

Растительный мир Тюменской области.


Как работать с учебником, «Введение» стр.9-12

Т\У № 1,2

Отчет по вариантам.

Стр.12



. Экскурсия №1

« Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
-гербарий, таблицы, модели

-Полиэтилен для сбора плодов,

-Блокнот и карандаш.

-Биология – наука о живой природе.

-Разнообразие органического мира,

-Роль живых организмов в природе и жизни человека.. Меры охраны

-Биосфера и её структура.

-Многообразие растений и животных, их связь с окруж.средой.

-Осенние явления в жизни растений и животных-Правила поведения в природе.

- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1 неделя сентября






1\2

1. Клеточное строение организмов

( 2 ч.)

Устройство увеличительных приборов. Строение клетки



П. 1. П. 2

Т\У №3-5

Т\У №6,7

Т\У № 8,9

- Л\р № 1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание

его под микроскопом»

стр.18, Т\У №6,7

Стр.19,Т/У №8,9

Разд. материал №1:

Штативспредм. покр.стеклами, стаканы водой, р-ом йода, лук.

-препаравальные иглы и пипетки

Использование электронного микроскопа.

.

- Понятие « клетка», клеточное строение организмов.

-Устройство лупы, свет. микроскопа.

-Правила работы с микроскопом Строение клетки

- Работать с микроскопом

- Готовить врем. микропрепарат

-Схематично изображать строение клетки

Пластиды, хлорофилл.


2неделя сентября





2\3

Жизнедеятельность клетки

Ткани


П.3 П. 4

Т\У № 10-13

Т\У № 17-20



- Лото « Размножение клетки»- табл.

« Ткани»

- микропрепараты различ. тканей.

-Поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

-Хромосомы, их роль в хранении и передаче наслед.информации

- Понятие « ткань»

-Особенности строения и функции основных тканей растений

-Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.

3неделя сентября





1\4

Т.2 Царство Бактерии

( 2 ч.)

Строение и жизнедеятельность бактерий



П. 5

Т\У№ 21,23,24

Л/рКультура бактерий сенной палочки

-Разд. материал № 1

Табл. « Строение бактерии»

« Формы и размеры бакт.» Использование электронного микроскопа

-Характерные признаки бактерий, отличие их от растительных и животных клеток.

-Особенности питания, размножения и распространения бактерий.

4неделя сентября




2\5
Р\К-2


. Болезнетворные бактерии


П. 6

Т\У №27

Сообщения

Табл.

Т\У №25,26,28


-Различные группы бактерий

- Роль в природе и жизни человека.

-Сапрофиты, паразиты

-Автотрофный и гетеротрофный способы питания Эпидемия

- Меры, применяемые для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями.

1 неделя октября






1\6

Т.3 Царство Грибы

( 2 ч. )

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы



П.7 П.8

Т\У № 29,30

Т\У № 32

Л\Р № 2 «Изучение строения тел шляпочных грибов», стр.38,Т\У №31- Натур. объекты

( трутовик, плесень,

спорынья) Муляжи

и табл.« Съедобные и ядовитые грибы»

- открытки

-Признаки грибов, их строение, питание, размножение

-Роль грибов в природе и жизни человека

-Место в системе орг. мира.-Строение и жизнедеятельность шляпочных грибов.

-Разновидность съедоб. и ядовит. грибов.профилактика отравлений

-Правила сбора

-Технология выращивания грибов

2 неделя октября




3\7

Р\К-3

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов .



П. 9 П. 10

Т\У № 34,35

-Разд. Матер.№1

-мукор,пеницилл

на хлебе,овощах

-

Л\Р № 3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»,стр.43,

Т\У №33

Использование электронного микроскопа


- Строение и процессы жизнедеятельности плесневелых грибов и дрожжей

- Роль в природе и н\х

Использование грибов и бактерий в биотехнологии. -Роль грибов в круговороте веществ в природе

-Обобщение знаний о бактериях и грибах как самостоятельных царствах орг. мира.

3 неделя октября






1\8

Т. 4 Царство Растения

( 4 ч.)

Разнообразие, распространение и значение растений

Водоросли. Лишайники



П. 12, 13.

Т\У

№ 36,37,38

Т\У №40, 42

Т\У № 44,45

Гербарии, комн.растения,

-Кроссворд-Табл, разд. мат.Кусочки коры с налетом,- вода из аква-

риума или лужи

коллекции лишайников

-С\Р с текстом

тетр. № 43-44

-Многообразие царства растений

-Понятие « ботаника»

-Высшие и низшие растения

-Классификация растений , главные признаки основных отделов -Одноклеточ. водоросли

Симбиотический организм.

-Приспособленность к разнообразным условиям обитания, роль в природе и жизни человека.

4 неделя октября




2\9

Р\К-4


Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны.



П.14, 15

Т\У № 48

-Гербарий, рис, табл.

-Мох ричии из аквариума( нефролепис, адиантум, асплениум)-

Л\Р № 4 « Изучение строения мха»

( на местных видах) и строение спороносящего папоротника

стр.67, Т\У № 46,47 Т\У № 49,50

Использование электронного микроскопа


-Характерные особенности высших растений на примере мхов

-Черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями. -Особенности строения с признаками более высокой организации.

-Охрана растений

2 неделя ноября




3\10

Голосеменные растения.


П.16

Сообщение о редких цветковых растениях.

Л\Р № 5 « Изучение строения шишек и хвои хвойных»( на примере местных видов),стр.78-79, Т\У№ 51,52

--Гербарий,табл.


Усложнение в процессе эволюции. Знакомство с растениями, почвами Тюменской области

3.неделя ноября




4\11
Р\К-5

Покрытосеменные растения

.



П. 17

Кроссворд

Т\У № 55,56


-Комнат. Растения, гербарий

-Табл. « Формы растений»

- Табл.. стр. 83

Т\У № 53,54

-Покрытосеменные- самостоятельная, высокоорганизованная и господствующая в настоящее время на Земле группа растений.

-Влияние хоз. деят-ти человека на видовое многообразие растений

-Меры охраны редких и исчезающих растений Знакомство с растениями Тюменской области

4 неделя ноября





1\12

Т. 5 Строение и многообразие покрытосеменных растений

( 9 ч. )

Строение семян

двудольных растений и однодольных растений



П.18

Т\У № 57,60,61

-Семена двудольных

( тыква, подсолнечник, фасоль)

-Табл. «Строение семян»- Зерновки пшеницы, овса, ржи, лука,

Л\Р № 6 «Изучение строения семян растений»,стр.87,

Т\У№58 , № 59


-Особенности строения семян

-Значение семян в жизни растений

-Преимущество семян перед спорами

-Продолжать формирование умений проводить Л\Р

-Отличительные особенности однодольных от двудольных

-Умение работать с учебником

1неделя декабря




2\13

Корень



П.19, 20, 21

Т\У №64

Т\У № 67-68

Гербарий,табл. «Строение корней»

-Проростки гороха

Л\Р № 7 «Изучение внешнего и внутреннего строения корня»,стр.94

Т\У № 65,66

стр.90-91,Т\У № 63, 69
.

- Пророщенная луковица

-Табл.Вид. корней

-Муляжи корнеплодов

-Комн. растения

-Распознавать виды корней и типы корневых систем

-Функции корня

-Умение делать выводы на основе

-Понятие «зоны» корня

-Особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполн. Функций.

-На конкретных примерах зон корня уметь определять виды тканей.

-Видоизменения корней – это приспособление к условиям существования

-Биологическое и хозяйственное

значение корнеплодов.

2неделя декабря




3\14

Побег и почки.


П,22

Т/у №73,74,75

Л\Р № 8 « Изучение строения почек (вегета

ивной и генеративной)

и расположение их на стебле»,стр102,Т\У №72-Разл. побеги

с набухшими почками

( сирень,тополь,,

вишня,ива)

-Понятие « побег»,почки

-Листорасположение

-Умение распознавать виды почек

-Развитие побега из почек

-Взаимосвязь органов, систем органов,как основы целостности организма.

3неделя декабря




4\15

Внешнее строение листа

Видоизменение листьев


П. 23

Т\У № 76,77,78,79


-Комн. растения

-гербарий

-веточки деревьев с разл. строением,расположением листа -Фильм Т/У № 84,85

- Лист – важная составная часть побега

-Основные функции листа

-Простые и сложные листья, жилкование, листорасположение

-Видоизменения листьев как результат приспособления к условиям обитания

4неделя декабря




5\16

Клеточное строение листа


П. 24

Т\У № 80,83

- Л\Р № 9 « Изучение строения листа»,стр.109,

Т/У № 81,82

-Микроскопы

Лист амариллиса,

Готовые. микропрепараты

-Установить связь м\д особенностями строения клеток и выполняемой функцией

-Умение готовить микропрепарат и работать с микроскопом.

5неделя декабря




6\17

Строение стебля.

Видоизмененные побеги.


П. 26, 27

Т\У № 88, 92

- Л\Р № 10 « Изучение видоизмененных побегов

( корневище, клубень, луковица) стр. 123,

Т\У №90,91

стр.119,Т\У № 86,87,89)

-табл., гербарий

-клубни картофеля, луковица лука



-Роль стебля в жизни растения

-Внешнее и внутреннее строение стебля

-Годичные кольца

-Видоизм. побеги, их биологическое и хозяйственное значение

- Умение проводить лаборат. исследования и делать выводы


2 неделя января




7\18

Цветок. Соцветия


П. 28

Т\У № 97

П. 29

Т\У № 98,99


табл.,комн. растения,гербар.

-опорные сигналы

-Консерв.цветки

схемы соцветий Т\У №93,94,95,96

Цветок- орган семенного размножения

-Биологич. значение главных частей цветка

Умение записывать формулы цветка

-Наиболее распространенные соцветия , их биологическое значение.

3 неделя января




8\19

Плоды. Распространение плодов и семян


П.30, 31

Т\У № 100, 102,103

-табл.

-коллекции плодов

Л\Р № 11 « Ознакомление с сухими и сочными плодами»

стр. 136, Т\У № 101

-Разнообразие плодов

-Вывод о родстве цветковых растений

-Значение широкого распространения плодов и семян в процессе эволюции.


4 неделя января




9\20

Обобщающий урок.

«Строение и многообра-

зие покрытосеменных растений.»


Стр.139-140

-табл, рис

коллекции

дидакт. карточки

Знакомство с породами древесных растений РО, их охраной и промышленным использованием.



1неделя февраля





1\21



Т.6 Жизнь растений (8ч.)

Химический состав растений




П.32

Т\У

№104-105


-Дем. опыт «Хим.состав

растений»

-спир-ка, проб-ка, зерновки, кусочек теста в марле,йод,сем.подсолнечника, лист бумаги.


-Органические и минеральные вещества,


2 неделя февраля




2\22

Фотосинтез. Дыхание


П.34,35

Т\У № 119,120 Т\У№ 122,124

-Опыт Пристли

на герани пестролистной пеларгонии-опорные схемы-табл., рис ,схемы

Т\У № 116,117, Т\У № 121,123


-Воздушное питание

-Условия для фотосинтеза

-Афтотрофный способ питания организмов

-Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза

-Сохранение чистоты воздуха

3неделя февраля




3\23

Минеральное питание растений

Испарение .Листопад.



П.36, 33, 37

№ 111-115 Т\У№131,132

133,134

Т\У  137-138

-Дем. Опыт « Испарение воды листьями» -Дем опыт. /Использование датчиков лаборатории Архимед/

« Корневое давление»

-табл. « Почва»

-набор удобрений Бальзамин,поставленный в подкрашенную воду.


- Значение минер. Питания

-Почва

-Удобрения и способы их внесения в почву Значение испарения

-Зависимость от факторов окр. Среды

-Значение листопада

-Проводящая функция стебля

4неделя февраля




4\24



Прорастание семян


П.38

Т\У № 139,140,143

- Практическая работа №1

« Определение всхожести семян растений и их посев»/Использование датчиков лаборатории Архимед/
Т\У № 141-142
»

-10 семян фасоли или гороха, чашки Петри, ножницы, лупа, фильтр. бумага цвет карандаши

-Условия прорастания семян

-Зависимость прорастания от факторов окр. Среды

-Использование знаний для хоз. деятельности человека

1неделя марта




5\25

Способы размножения растений.

Размножение споровых растений


П.40,41

Т\У № 146,147

-Табл.

Магнитное пособие

-Видеофильм

Способы размножения растений

-гамета, зигота, сперматозойд

Яйцеклетка

-Сравнение размножений водорослей, мхов и папоротников

-Вывод о родстве и единстве происхождения

2 неделя марта




6\

Размножение голосеменных растений


П.42

- Табл.

Гербарий

Т\У № 153

-Преимущество семенного размножения перед

размножением спорами.








7\26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений



П.43

Т\У № 154,155, Т\У № 156,157

-

Практическая работа №2

« Вегетативное размножение комнатных растений»
-Комн. растения

- земля, набор огородника

-черенки разл. растений

-Способы вегетативного размножения

-Роль вегетативного размножения в природе и с\х

3 неделя марта




8\27

Половое размножение покрытосеменных растений.


П.44

Т\У № 161-165

-Табл.

-видеофильм

-гербарий

Т/у № 158,159,160


-Двойное оплодотворение

-Образование плодов и семян

-Способы опыления

4 неделя марта




1\28

Т.7 Классификация растений

(3ч.)

Основы классификации

П.45,46

Т\У № 168

-Табл.

-Герб. По систематике

-муляжи плодов культ.растений-опорн. Сигналы
растенийТ\У № 166,167

-Основные систематические группы

Признаки днодольных и двудольных

- Умение распознавать однодольных от двудольных

2 неделя апреля




2\29

Р\К-6

Класс двудольные.

.

П.47-51

Т\У № 169-174

-Табл.

-модель цветка

-опорн. сигналы

-Сообщение «Биологические особеннсти выращивания капусты белок.»

-Отличительные признаки крестоцветных

-Хоз. значение

-научиться составлять морфологическое описание растений

Умение распознавать двудольн.

Растения

3 неделя апреля




3\30

Р\К-7

Класс однодольные.


П. 52 - 53

Т\У № 175 - 179

-Табл.

-живые и герб. Растения

-Красная книга-Гербарий

-Коллекция сеян зерновых культур

стр.235,Т\У № 176

-Отличительные признаки

-Многообразие растений

Умение распознавать цветк. растения и определять их систематическое положение

4 неделя апреля





1\31

Т. 8 Природные сообщества (2ч.)

Основные экологические факторы




П. 54, 55



-открытки, букеты, гербарий

Т\У № 180,181,182




-Экологические факторы

-Взаимосвязь в природе

- Эколог. группы растений

1 неделя мая




3\32

Р\К-8

Растительные сообщества



П.56, 57

Т\У 185- 189

-- Экскурсия № 2

«Природное сообщество и человек Табл.

Типы растительных сообществ

-Приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе

-Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

2 неделя мая






1\33

Т.9 Развитие растительного мира

( 1 ч.)

Многообразие растений и их происхождение




П.58

-Летнее задание

стр.271


-Табл.

- гербарий

-схемы

Т\У № 190-193


-Обобщение знаний о многообразии растений

-Изменение и развитие растительного мира

-Вывод: многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития.

3 неделя мая




1\34

Обобщающий урок по теме: Многообразие растении и их значение в природе и в жизни человека.

/повторение/

Сообщения, презентации.

Растения из Красной книги

Обобщение знаний о многообразии растений

4 неделя

мая







  • Основное содержание программы

Введение (1 ч)

Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.(дом. работа)

Ведение дневника наблюдений.(в течении года)

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.(внеурочно)

 

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

—о многообразии живой природы;

—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

—признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

—экологические факторы;

—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

—правила работы с микроскопом;

—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

—отличать живые организмы от неживых;

—пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

—характеризовать среды обитания организмов;

—характеризовать экологические факторы;

—проводить фенологические наблюдения;

—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—составлять план текста;

—владеть таким видом изложения текста, как повествование;

—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

—получать биологическую информацию из различных источников;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта.

 


страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: