Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Молодежное»
Рассмотрена: Утверждаю:Директор МБОУ СОШ с Молодежное.
методическим объединением __________________ Житкова О.А.
учителей начальных классов «___»______________2013г.
Протокол №____ От « » ___________2013г.
Рабочая учебная программапо музыкесоставлена на основе
авторской программы «Музыка» Л.В.Школяр, В.А.Школяр, В.О.Усачевой
Класс 2
Учитель: Мавлиханова Юлия Анатольевна
2013-2014 учебный год
Молодежное
2013
Пояснительная запискаПредлагаемая программа разработана на основе авторской программы В.О.Усачевой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Изобразительное искусство» и предназначена для обучения музыке обучающихся 1-ой ступени общеобразовательного учреждения. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б. Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные
задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчёта
1 час в неделю в каждом классе, во 2 классе— 34 часа.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, — та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-10 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
Пояснительная записка 2
Основные проблемы курса. 4
проникновение в природу искусства и его закономерностей;
моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве
форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же
видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя.
Методы:Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием
межпредметные связи;Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки.
Творческий метод, используется в программе как важнейший художественно_педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности.
Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.
Детское творчество в программе- прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Содержание учебного материала. Основные проблемы курса.Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному. Сложность, богатство внутреннего мира человека, раскрытые в музыке.
Музыка — искусствоинтонируемого смысла (10 ч)Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
«Тема» и «Развитие» —жизнь художественного образа (10 ч)Одно из основных понятий музыки — «Тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе
тождества и контраста, сходства и различия.Развитие как становление
художественной формы (6 ч)
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
Требования к уровню подготовкиученика 2 классаПоказателем успешности развития детей
выступает устойчивый интерес к музыке, проявляющийся в готовности «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения, а также в приобретении навыков слушательской культуры.
Дети во 2 классе должны решать учебные и практические задачи:
определять жанровые признаки;
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю: лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
называть запомнившиеся формы музыки;
определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен — Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвёртая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы, мелодии;
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).