Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Молодежное»

Рассмотрена: Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ с Молодежное.

методическим объединением __________________ Житкова О.А.

учителей начальных классов «___»______________2013г.

Протокол №____ От « » ___________2013г.

Рабочая учебная программа

по музыке

составлена на основе

авторской программы «Музыка» Л.В.Школяр, В.А.Школяр, В.О.Усачевой

Класс 2

Учитель: Мавлиханова Юлия Анатольевна

2013-2014 учебный год

Молодежное

2013

Пояснительная записка

Предлагаемая программа разработана на основе авторской программы В.О.Усачевой, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Изобразительное искусство» и   предназначена для обучения музыке обучающихся 1-ой ступени общеобразовательного учреждения. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б. Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

  2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

  5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

  1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  2. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

  3. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе, во 2 классе— 34 часа.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, — та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-10 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

Пояснительная записка 2

Основные проблемы курса. 4



  1. проникновение в природу искусства и его закономерностей;

  2. моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

Методы:

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи;
Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки.
Творческий метод, используется в программе как важнейший художественно_педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности.

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Детское творчество в программе- прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Содержание учебного материала.

Основные проблемы курса.

Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному. Сложность, богатство внутреннего мира человека, раскрытые в музыке.

Музыка — искусство

интонируемого смысла (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

«Тема» и «Развитие» —

жизнь художественного образа (10 ч)

Одно из основных понятий музыки — «Тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.

Развитие как становление

художественной формы (6 ч)

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Требования к уровню подготовки

ученика 2 класса

Показателем успешности развития детей выступает устойчивый интерес к музыке, проявляющийся в готовности «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения, а также в приобретении навыков слушательской культуры.

Дети во 2 классе должны решать учебные и практические задачи:

  • определять жанровые признаки;

  • характеризовать интонации по эмоционально-образному строю: лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

  • называть запомнившиеся формы музыки;

  • определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен — Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвёртая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы, мелодии;

  • делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса .

Изучение музыки позволяет достичь личностных, мета- предметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

  1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности.

  2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

  3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;



  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  5. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

  2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

  4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

  5. Освоение начальных форм познавательной и.личностной рефлексии.

  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, эт;

  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

  10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

  15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

  16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).


Список литературы

1.Учебник: Усачёва, В.О. Музыка. 2 класс: учебник/ Усачёва,В.О..- М.: Вентана - Граф,2011.

2. Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.2 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф,2011.

3. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.2 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2012.

4. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 1 класс: методика для учителя/ В.О.Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2012.



214





страница 1


скачать

Другие похожие работы: