Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Молодежное»

Рассмотрена: Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ с Молодежное.

методическим объединением __________________ Житкова О.А.

учителей начальных классов «___»______________2013г.

Протокол №____ От « » ___________2013г.

Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

составлена на основе

авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенковой, Е.А.Ермолинской, Н.В. Богдановой

Класс 2

Учитель: Мавлиханова Юлия Анатольевна

2013-2014 учебный год

Молодежное

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенковой, Е.А .Ермолинской, Н.В. Богдановой и предназначена для обучения изобразительному искусству обучающихся 1-ой ступени общеобразовательного учреждения. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования .

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования .

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

 В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: опытно-экспериментальный, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье. Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценка произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

  • Метапредметные результаты

  • Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

  • Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

  • поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

  • Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД

  • • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

  • Познавательные УУД

  • • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

  • Коммуникативные УУД

  • • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  • а) донести свою позицию до собеседника;

  • б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

  • • Учиться согласованно работать в группе:

  • а) учиться планировать работу в группе;

  • б) учиться распределять работу между участниками проекта;

  • в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

  • г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Предметные результаты:

  • а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  • б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

  • в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

  • в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

  • г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

  • Основные содержательные линии

  • В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».


В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом кп.ассе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего I 14 ч. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета — художественный труд как объединение изобразительною искусства и технологии, то на его изучение отводится J ч и неделю, всего.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

  Формы промежуточной и итоговой аттестации:  итоговая и промежуточная аттестация не предусмотрены.

Содержание курса

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. Зависимость цветовой гаммы от темы.

. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция.

Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения.

Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы.

Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса.

Создание икебаны с использованием природных материалов.

Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции.

Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов). Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства.

Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.

Тематический план.

Раздел курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

Освоение изобразительной плоскости.

Замкнутое пространство.

Изучение явлений наглядной перспективы.

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

Архитектура в открытом природном пространстве.

Равновесие в композиции.

Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой .

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Работа с литературными произведениями.

Тематические композиции .

Создание икебаны.

Бумажная пластика.

Стилизация и обобщение.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение.

Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства.

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры.

Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы).

Писатель — художник — книга.

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.

Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых).

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников.

Требования к уровню подготовки

1.Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Обучающийся получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

2. Азбука искусства. Как говорит искусство?

научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных

условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

3. Значимые темы искусства.

О чём говорит искусство?

Обучающийся научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Формировать УУД

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Находить ассоциации природных форм.

Моделировать формы средствами различных материалов.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.

Проектировать и создавать предметы быта.

Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.

Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.

Создавать простые художественные изделия подарочного характера.

Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).

Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.

               

 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

1.  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

2.  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

3.  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

4.  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

5.  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены.

Список литературы

1.Савенкова, Л.Г., Богданова, Н. В. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2012;

2. Савенкова, Л.Г., Ермолинская, Е.А. Изобразительное искусство:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, издание второе доработанное– М.: Вентана-Граф, 2012.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: