Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Поселка Краснобродского

Утверждена на педагогическом совете

протокол №___от______________2013

Директор МОУ ДОД «ЦРТДЮ»

________________ С.Н. Савочкина

Секция «Баскетбол»

образовательная программа

Возраст детей: 13-15 лет.

Продолжительность программы: 2 года обучения

Белов Александр Владимирович

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦРТДЮ»

Краснобродский

2013

Пояснительная записка

В спортивную секцию баскетбола принимаются юноши и девушки средних классов (7-8), допущенные школьным врачом к занятиям по физической культуре. Основной формой работы секции являются учебно-тренировочные занятия и игровая практика.

В процессе занятий по ОФП используются средства, в основном знакомые детям по урокам физической культуры. Подбор средств и объем ОФП для каждого занимающегося зависит от конкретных задач обучения и условий проведения занятий.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением техники и тактики баскетбола. Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, волейбольными мячами. Обучение тактическим действиям начинается с первых же занятий. По мере овладения техникой игры в баскетбол учащиеся изучают тактические действия, как в защите, так и в нападении. Судейскую практику спортсмены проходят на занятиях, а также судят стыковые встречи по очереди.

На тренировочных занятиях ребята также изучают и теорию, необходимую при занятиях спортом: правила оказания ПМП при различных травмах, профилактика травматизма, гигиена, врачебный контроль, правила игры, история создания баскетбола , а также выдающиеся спортсмены, тренера.

Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 3 часа.

Цель программы:

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, укрепление здоровья, воспитание коллективизма, умение в совершенстве владеть техникой и тактикой игры в волейбол.

Задачи:

Оздоровительные:

1. Укрепление физического и психологического здоровья.

2. Улучшение физического развития.

3. Устойчивость организма к различным заболеваниям.

4. Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и выбранным видом спорта;

Образовательные:

1. Совершенствовать координацию.

2. Развитие физических качеств (ловкость, выносливость, прыгучесть, и т.п.).

3. Формирование двигательных умений и навыков.

4. Усвоение знаний о физическом воспитании.

5. Обучить технике и тактике игры в волейбол.

Воспитательные:

1. Вырабатывать у занимающихся привычку соблюдения режима дня, спортивного режима, режима тренировки.

2. Воспитывать любовь к занятиям, спорту, интерес к результатам, достижениям спортсменов.3. Воспитывать положительные черты характера (организованность, дисциплинированность и т.д.), нравственные качества (честность, справедливость), и волевые качества (смелость, решительность и т.д.).
Учебно-тематический план







ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ


Всего часов

Теория


Практика


1

История развития баскетбола

Общие основы баскетбола


1


1




2

Правила игры и методика судейства

2

2




3

Техническая подготовка баскетболистов

1

1




4

Техника игры в баскетбол

1

1




5

Физическая подготовка

1

1




6

Методика тренировки баскетболистов

1

1




Технико-тактические приемы

7

Стартовые стойки. Обучение технике броска и ловли мяча

30




30

8

Обучение технике передачи мяча

30




30

9

Обучение технике броска и ловли мяча, передачи мяча снизу на месте

35




35

10

Обучение технике ведения, броска и ловли мяча, передачи мяча на месте и в движении

35




35

11

Обучение тактики свободного нападения

14




14

12

Обучение технике передвижений, ведения, передач, бросков

35




35

13

Игра по правилам с заданием

30




30


И т о г о:


216


7


209


Содержание программы

(всего 72 занятия по 3 часа)

Раздел №1. Основы знаний -7 часов.

1. История развития баскетбола.

2. Понятие о технике и тактике игры. Основные положения правил игры в баскетбол. Нарушения, жесты судей. Методика судейства.

Раздел №2. Технико-тактические приемы -216 часа

Стартовые стойки. Обучение технике броска и ловли мяча - 30 часов

  1. Обучение технике броска мяча ловли мяча.

  2. Обучение технике ловли мяча.

  3. Обучение стартовым стойкам и перемещениям.

Передачи мяча – 30 часов

  1. передачи мяча от груди двумя руками.

  2. передача мяча сверху двумя руками.

  3. передача мяча одной рукой.

  4. передачи мяча различные по высоте и расстоянию;

  5. чередование способов передачи мяча.

Обучение техники броска и ловли на месте – 35 часов

  1. в парах, в тройках.

  2. через защитника.

  3. с перемещением.

Обучение технике ведения, броска и ловли мяча, передачи мяча на месте и в движении – 35 часа.

  1. Остановка двумя шагами и прыжком.

  2. Ведение мяча с разной высотой отскока.

3) Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении.

4) Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении.

Обучение тактики свободного нападения –14 часов

1) Нападение через заслон.

2) Игра в мини-баскетбол.

3) Тактика свободного нападения.

4) Позиционное нападение (5:0) без смены мест.

Обучение технике передвижений, ведения, передач, бросков-35 час

  1. Остановка двумя шагами и прыжком.

  2. Ведение мяча с разной высотой отскока.

  3. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола в парах на месте.

  4. Бросок мяча после ведения два шага.

  5. Подвижные игры.

  6. Игра в мини-баскетбол.

Учебно-тренировочные игры -30 час

  1. техника нападения и техника защиты;

  2. тактика нападения и тактика защиты.

  3. отработка навыков судейства школьных соревнований.

На каждом занятии осуществляется физическая подготовка занимающихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координацию движений.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы
Основные направления и содержание деятельности

В рамках содержания первого раздела занимающиеся совершенствуют теоретические знания о технике и тактике игры баскетбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающиеся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, уч-ся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы», применяются общеобразовательные методы, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с занимающимися большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.

Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Формами проведения секций являются: тренировки, зачетные требования, беседы, лекции. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.

Во время секций основное внимание уделяется сплоченности в коллективе. Конечно, нужно обратить пристальное внимание на развитие личности ребенка, его природных данных, на укрепление здоровья и его гармоничное развитие.

Способы контроля:

  1. Тестовые упражнения.

  2. Зачеты.

  3. Выполнение упражнений.

  4. Соревнования.


Условия реализации программы

Оборудование –баскетбольные, волейбольные мячи, скакалки, свисток, блок-щитки, имитатор блока, конусы для эстафет, баскетбольные кольца.

Дидактические материалы- плакаты, тесты, схемы, иллюстрации, журналы, таблицы.

Необходимые материалы для выполнения программы - спортивная форма и обувь для занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (36 недель 144часа в год).

Прогнозируемые результаты

Должны:

  1. Знать и уметь делать основные движения.

  2. Уметь делать разминку.

  3. Уметь подавать мяч в любые зоны.

  4. Уметь делать нападающие удары.

  5. Блокировать мяч.

  6. Применять тактические действия в защите и нападении.

  7. Применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать навыки судейства.


Список литературы:

  1. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М: ФиС,74

  2. Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. М: Просвешение, 76

  3. Вуден Д. Р. Современный баскетбол. М: ФиС,87

  4. Гомельский А. Я. Тактика баскетбола. М: ФиС,67

  5. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М: ФиС,76

  6. Грасис А. Специальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,67

  7. Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002

  8. Коузи П., Поуэр Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.) М: ФиС,75

  9. Кудряшов В., Мирошникова Р. Технические приемы в баскетболе. Минск: «Беларусь»,67

  10. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12

  11. Пилтхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. (перевод с англ.) М: ФиС,73

  12. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС,2000

  13. Преображенский И. Н., Хазарянц А. А. Баскетбол в школе. М: Просвещение, 69

  14. Программа для детско- юношеских спортивных школ и детско- юношеских школ олимпийского резерва. М: Просвещение, 82

  15. Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2002

  16. Уикс Г. Стратегия баскетбола. М: ФиС,68

  17. Яхонтов Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. М: ФиС,75

  18. Яхонтов Е. Р. , Генкин З. А. Баскетбол. М: ФиС,78

  19. Яхонтов Е. Р. , Кит Л. С. Индивидуальные упражнения баскетболиста. М: ФиС,81

страница 1


скачать

Другие похожие работы: