МОУ «Солнечная СОШ №1»


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ Папина Е.С.
Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ «Солнечная СОШ №1»

_____________ Пронина Н.А.
«____»____________2011г.


«Утверждено»

И.О.Директора МОУ «Солнечная СОШ №1»_________Эргардт О.Р.
Приказ № ___

от «___»____2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя математики
КУРГАНОВОЙ

ЕЛЕНЫ

ВАСИЛЬЕВНЫ
по учебному курсу «Геометрия»

8 класс

Базовый уровень


2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21); примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004 – с. 195).


Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четы­рехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольни­ков; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применение; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся с четырьмя заме­чательными точками треугольника; выполняются действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения. Учебное время увеличено до 6 уроков в неделю за счет вариативной части Базисного плана, поэтому на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.

Уровень обучения – базовый.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной.

Преподавание ведется циклами. Каждый цикл заканчивается контрольной работой, затем осуществляется переход на преподавание алгебры. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Таблица приведена ниже.
Соответствие планирования учебного материала по геометрии в 8 классе.




п.п


Разделы и темы

Количество часов

государственная

модифицированная

(рабочая)

Наличие тем

5

5

Объем часов на прохождение всех тем

68

70

Объем часов на прохождение каждой темы

1.

Повторение. Четырехугольники

12

16

2.

Площадь

14

16

3.

Подобные треугольники

18

17

4.

Окружность

15

15

5.

Итоговое повторение курса

9

6


Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

По данному курсу ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Содержание курса
Глава 5. Повторение. Четырехугольники (16 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Глава 6. Площадь (16часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пи­фагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (17 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Глава 8. Окружность (15 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя заме­чательными точками треугольника.

9. Итоговое повторение. (6 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Календарно-тематическое планирование
Уроков геометрии

(предмет)

Классы:_____8 Б__________________________________________________

Учитель:___________Курганова Елена Васильевна _________________________

Кол-во часов за год:

Всего ___70__________________

В неделю ____2 часа _________

Плановых контрольных работ:____6_______, тестов:_6 _ ____

Планирование составлено на основе ______программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2004, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

Учебник Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2004





Тема урока

Кол-во

часов по

плану

Кол-во

часов по

факту


Дата


Повторение




1 полугодие




1

Повторение

Признаки равенства треугольников. Свойства равнобедренного треугольника.

1




06,09




2

Признаки и свойства параллельных прямых. Соотношения между углами и сторонами треугольника.

1




09,09





3

Глава V. Четырехугольники.

п.39, 40. Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

14
1






13,09



Сумма углов треугольника

4

п.41. Четырехугольник.

1




15,09

Прямоугольник, квадрат

5

п.42. Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

1




20,09

Смежные углы

6-7

п.43. Признаки параллелограмма.

2




23,09

27,09




8-9

п.44. Трапеция. Теорема Фалеса

2




30,09

04,09




10

п.44. Трапеция. Теорема Фалеса

-










11

Повторение

Проверочный тест № 1 по теме: «Четырехугольники».

1




07,10




12-

14

п.45. Прямоугольник.

п.46. Ромб и квадрат.

2




11,10

14,10

Вертикальные углы

Свойства прямоугольника, периметр

15-16

п.47. Осевая и центральная симметрия.

1




18,10




17

Повторение.

Проверочный тест № 2 по теме: «Четырехугольники».

1




21,10




18

Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники».

1




25,10






19

Глава VI. Площадь

п.48, 49 . Понятие площади многоугольника.

16
1






28,10


Понятие площади

20


п.50. Площадь прямоугольника.

п.51. Площадь параллелограмма.

2




01,11

04,11

ит.ур.

1ч.

Признаки равенства треугольников

Понятие высоты

21-22

п.52. Площадь треугольника. Решение задач.

1




14,11




23

п.53. Площадь трапеции. Площадь ромба.

1




18,11




24-25

Повторение

1




22,11

Площадь фигур

26

п.54. Теорема Пифагора

2




25,11

29,11

Прямоугольный треугольник

27

п.54. Теорема Пифагора

1




02,12

Прямоугольный треугольник

28-29

Повторение

2




06,12

09,12




30-32

п. 55. Теорема, обратная теореме Пифагора.

3




13,12

16,12

20,12

Теорема Пифагора

33-36

Повторение.

Проверочный тест № 3 по теме: «Площади. Теорема Пифагора».

4




23,12

27,12

30,12




37

Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь»

1












38

Глава VII. Подобные треугольники

п.56, 57. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

17
1









Свойства прямоугольных треугольников

39

п.58. Отношение площадей подобных треугольников.

1










40

п. 59. Первый признак подобия

1







Виды углов

41

п.60. Второй признак подобия треугольников.

1







Пропорции

42

п.61. Третий признак подобия треугольников.

1










43

Повторение

Проверочный тест № 4 по теме: «Подобные треугольники».

1










44

Контрольная работа № 3 по теме: «Подобные треугольники».

1











45



п.62. Средняя линия треугольника.


1







Виды углов, понятие равнобедренного треугольника.

46

п.63. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1







Основное свойство пропорции

47

п.64, 65. Измерительные работы на местности. Подобие произвольных фигур.

1










48-49

п. 66. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

2







Противолежащие стороны и углы

50-51

п. 67. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30 , 45 и 60

2







Свойства прямоугольного треугольника

52

Повторение

Проверочный тест № 5 по теме: «Подобные треугольники».

1










53

Контрольная работа № 4 по теме: «Применение подобия к решению задач»

1











54

Глава VIII. Окружность

п.68. Взаимное расположение прямой и окружности. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства.

15

1









Окружность и круг

55-56

п.69. Касательная к окружности. Решение задач.

2







Радиус, длина перпендикуляра

57

п.70. Градусная мера дуги окружности.

1










58-59

п.71. Теорема о вписанном угле.

2










60

п.71. Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1







Диаметр, радиус

61

п.72. Свойство биссектрисы угла.

п. 72. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

1








Середина отрезка

62

п. 73. Теорема о пересечении высот треугольника.

1







Понятие высоты

63

Четыре замечательные точки треугольника.

1










64

п. 74. Вписанная окружность.

п.75. Описанная окружность.

1











65

Повторение

Проверочный тест № 6 по теме: «Окружность».

1










66

Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

1












67

Итоговое повторение курса геометрии 7 класса

Четырехугольники. Площадь.

6
2







Виды четырехугольников, их площадь

68

Подобные треугольники.

2







Признаки подобия треугольников

69

Окружность.

1







Элементы окружности

70

Итоговая контрольная работа

1












Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать1

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе, для углов от 0 до 180; определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Учебно-методический комплекс учителя:


    1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.В. Кадомцев С.В. и др. Геометрия: учеб, для

7-9 кл. -М.: Просвещение, 2005-2009.

    1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 7- 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя, -М.: Просвещение, 2005-2009.

    2. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: «ВАКО», 2004

    3. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. - М.: Илекса, - 2002 г.

    4. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Геометрия: Дидактические материалы для 8 кл., М.: Просвещение, 2004-2009.

    5. Мельникова Н., Лудина Г., Лепихова Н. Геометри. Дидактические материалы для 7-9 классов., М.: Мнемозина, 1998.

    6. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 8 класс/ Мельникова Н.Б. – М.; Интеллект – центр, 2001

    7. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г.

Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 22-26)

    1. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

    2. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, харьков: Гимназия. 2003

    3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).


Медиаресурсы


  1. Интернет.ресурсы: http://pedsovet.su, http://.uchportal.ru, http://school.edu.ru, http://edu.ru/modules.php, http://.proshkolu.ru

  2. Математика. 5-11 классы. Практикум. – АНО УИЦ «Интерактивная линия», 2004

  3. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 8 класс. Виртуальная школа. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 г.



Учебно-методический комплекс ученика:


  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.В. Кадомцев С.В. и др. Геометрия: учеб, для

7-9 кл. -М.: Просвещение, 2005-2009.

  • Зив Б.Г., Мейлер В.М., Геометрия: Дидактические материалы для 8 класса. - М.: Просвещение, 2004-2009.

  • Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 8 класс/ Мельникова Н.Б. – М.; Интеллект – центр, 2001

  • Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, харьков: Гимназия. 2003

1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: