МОУ «Солнечная СОШ №1»


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ Папина Е.С.
Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ «Солнечная СОШ №1»

_____________ Пронина Н.А.
«____»____________2011г.


«Утверждено»

И.О.Директора МОУ «Солнечная СОШ №1»_________Эргардт О.Р.
Приказ № ___

от «___»____2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя математики
КУРГАНОВОЙ

ЕЛЕНЫ

ВАСИЛЬЕВНЫ
по учебному курсу «Геометрия»

7 класс

Базовый уровень


2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21);


Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).

Программа содержит тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно–методического обеспечения.


Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения. Учебное время увеличено до 6 уроков в неделю за счет вариативной части Базисного плана, поэтому на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.

Уровень обучения – базовый.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной.

Преподавание ведется циклами. Каждый цикл заканчивается контрольной работой, затем осуществляется переход на преподавание алгебры. В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Таблица приведена ниже.
Соответствие планирования учебного материала по геометрии в 7 классе.




п.п


Разделы и темы

Количество часов

государственная

модифицированная

(рабочая)

Наличие тем

5

5

Объем часов на прохождение всех тем

68

70

Объем часов на прохождение каждой темы

1.

Начальные геометрические сведения

10

11

2.

Треугольники

17

19

3.

Параллельные прямые

13

12

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

20

5.

Итоговое повторение курса

8

8


Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

По данному курсу ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Содержание курса
Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

Глава 2. Треугольники (19 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Глава 3. Параллельные прямые (12 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Итоговое повторение. (8 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Календарно-тематическое планирование
Уроков геометрии

(предмет)

Классы:_____7 Б, Г, В(КО)__________________________________________________

Учитель:___________Курганова Елена Васильевна _________________________

Кол-во часов за год:

Всего ___70__________________

В неделю ____2 часа _________

Плановых контрольных работ:____6_______, тестов:_5 _ ____

Планирование составлено на основе ______программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2004, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

Учебник Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2004





Тема урока

Кол-во

часов по

плану

Кол-во

часов по

факту


Дата


Компенсируемые параметры


1

Глава I. Начальные геометрические сведения.

п.1, 2. Прямая и отрезок.

11

1





02,09



Понятие отрезка и прямой

2-3

п.3, 4. Луч и угол

2




06,09

09,09

Понятие луча и угла, виды углов

4

п.5, 6. Сравнение отрезков и углов

1




13,09

16,09

Понятие длины, единицы измерения

5

п.7, 8. Измерение отрезков

1




20,09




6

п.9, 10. Измерение углов

1




23,09

Построение углов

7-8

п.11. Смежные и вертикальные углы.

2




27,09

30,09




9-10

п.12, 13. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности

1




04,10

Обозначение прямых углов

11-13

Повторение

Проверочный тест № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения».

1




07,10




14

Контрольная работа № 1 по теме: « Начальные геометрические сведения».

1




11,10





15

Глава II. Треугольники
п.14. Треугольники

19

1






14,10



Понятие треугольника, его элементов

16-17

п.15. Первый признак равенства треугольников

2




18,10

21,10

Виды треугольников. Правило доказательства

18

п.16. Перпендикуляр к прямой

1




25,10

Понятие перпендикулярных прямых

19-20

п.17. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

2




28,10

01,11

Середина отрезка, биссектриса угла

21-23

п.18.Свойства равнобедренного треугольника.

2




04,11ит.ур.1ч

15,11

Элементы треугольника

24-25

п.19. Второй признак равенства треугольников.

2




18,11

22,11

Правило доказательства

26-29

п.20. Третий признак равенства треугольников

Проверочный тест № 2 по теме: «Признаки равенства треугольников».

3




25,11

29,11

02,12

Правило доказательства

30-32

п.21. Окружность.

3




06,12

09,12

13,12

Понятие радиуса, центра, диаметра окружности

33

Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»

1




16,12






34-36

Глава III. Параллельные прямые

п.24, 25. Определение параллельности прямых. Признаки параллельности прямых.

12
3






20,12

23,12

27,12



Построение параллельных прямых
виды углов

37- 38

п.27, 28. Аксиома параллельных прямых.

2




30,12

ит.ур.

2ч.

Виды углов

39-40

п. 29.Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

Проверочный тест № 3 по теме: «Параллельные прямые».

2







Решение линейных уравнений, задач с помощью уравнений

41

Повторение

1










42

Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые».

1











43-44

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

п.30, 31. Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники

20

2






Виды углов, понятие равнобедренного треугольника.

45-47

п.32, 33. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.

3







Элементы прямоугольного треугольника

48

Повторение

Проверочный тест № 4 по теме: «Сумма углов треугольника».

1










49

Контрольная работа № 4 по теме: «Сумма углов треугольника»

1













50-51

п.34. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства.

2








Сумма углов треугольника

52-54

п.35. Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Проверочный тест № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники».

3







Свойства равнобедренного треугольника

55

п.37. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

1







Понятие перпендикулярных прямых

56

Повторение

1










57

Повторение

1










58

Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники»

1















63

Итоговое повторение курса геометрии 7 класса

Начальные геометрические сведения

6
1










Понятие прямой, отрезка, луча, угла

64-65

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник.

2







Свойства равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников

66-67

Параллельные прямые. Прямоугольный треугольник

2







Свойства и признаки параллельных прямых

68

Соотношения между углами и сторонами треугольника

1







Прямоугольный треугольник

69

Итоговая контрольная работа

1










70

Итоговый урок по материалу повторения

1












Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие формулы;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овла­девали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Учебно-методический комплекс учителя:


    1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.В. Кадомцев С.В. и др. Геометрия: учеб, для

7-9 кл. -М.: Просвещение, 2005-2009.

    1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя, -М.: Просвещение, 2005-2009.

    2. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004

    3. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. - М.: Илекса, - 2002 г.

    4. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Геометрия: Дидактические материалы для 7 кл., М.: Просвещение, 2004-2009.

    5. Мельникова Н., Лудина Г., Лепихова Н. Геометри. Дидактические материалы для 7-9 классов., М.: Мнемозина, 1998.

    6. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 7 класс/ Мельникова Н.Б. – М.; Интеллект – центр, 2001

    7. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г.

Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 22-26)

    1. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

    2. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, харьков: Гимназия. 2003

    3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).


Медиаресурсы


  1. Интернет.ресурсы: http://pedsovet.su, http://.uchportal.ru, http://school.edu.ru, http://edu.ru/modules.php, http://.proshkolu.ru

  2. Математика. 5-11 классы. Практикум. – АНО УИЦ «Интерактивная линия», 2004

  3. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7 класс. Виртуальная школа. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 г.



Учебно-методический комплекс ученика:


  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.В. Кадомцев С.В. и др. Геометрия: учеб, для

7-9 кл. -М.: Просвещение, 2005-2009.

  1. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Геометрия: Дидактические материалы для 7 класса. - М.: Просвещение, 2004-2009.

  2. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 7 класс/ Мельникова Н.Б. – М.; Интеллект – центр, 2001

  3. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия. 2003

страница 1


скачать

Другие похожие работы: