МОУ «Солнечная СОШ №1»


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ Папина Е.С.
Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ «Солнечная СОШ №1»

_____________ Пронина Н.А.

«____»____________2010г.


«Утверждено»

Директор МОУ «Солнечная СОШ №1»_____________ Покас Г.С.
Приказ № ___

от «___»____2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя математики
КУРГАНОВОЙ

ЕЛЕНЫ

ВАСИЛЬЕВНЫ
по учебному курсу «Геометрия»

9 класс

Базовый уровень


2010-2011 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд.,

стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.

  1. Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. –

2004г,-№4, -с.4

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, не-обходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 68 часов в 9 классе. Программа 9-го класса разработана согласно БУП 2004 года.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГЕОМЕТРИЯ

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы.

Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о

параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного

перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде,

призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры

разверток.

Треугольник.

Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана,

биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние

треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов

треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и

углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия

треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник.

Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники.

Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг.

Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин.

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многоугольники.

Календарно-тематическое планирование

Уроков геометрии

(предмет)

Классы:_____9 класс___________________________________________________

Учитель:___________Курганова Елена Васильевна

Кол-во часов за год:

Всего _____68___________________

В неделю ____2 часа_________

Плановых контрольных работ:____5_______, самостоятельных и практических работ: _____16 ________, тестов:___16_ ____

Планирование составлено на основе ______программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2004, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

Учебник__ Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008



уроков

Содержание учебного материала

Кол-во часов по плану

Кол-во часов по факту

Дата

проведения

Повторение

Примечание




1 полугодие – 16 уч.нед, 1 четверть – 8,5 уч.нед.

1.

Вводное повторение

1




03.09

Повторить теоретический материал курса геометрии за 8 класс (теорема Пифагора, периметр, площади фигур, свойства фигур)




2.

Вводное повторение

1




07.09




Векторы (12 часов)

3

Понятие вектора

1




10.09

Равные отрезки




4

Откладывание вектора от данной точки

1




14.09







5

Сумма двух векторов

1




17.09

Свойства сложения




6

Сумма нескольких векторов

1




21.09







7

Вычитание векторов

1




24.09







8

Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»

1




28.09







9

Умножение вектора на число

1




01.10

Правила построения сложения и вычитания векторов




10

Умножение вектора на число

1




05.10




11

Применение векторов к решению задач

1




08.10







12

Средняя линия трапеции

1




12.10

Определение, свойства трапеции




13

Решение задач по теме «Векторы»

1




15.10







14

Контрольная работа №1 по теме «Векторы»

1




19.10







Метод координат (10 часов)

15

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1




22.10

Определение коллинеарных векторов




16

Координаты вектора

1




26.10







17

Простейшие задачи в координатах

1




29.10




Итоговый урок за 1 четверть

18

Простейшие задачи в координатах

1




09.11







19

Решение задач методом координат

1




12.11







20

Уравнение окружности

1




16.11







21

Уравнение прямой

1




19.11







22

Уравнение окружности и прямой. р/з

1




23.11







23

Урок подготовки к контрольной работе

1




26.11







24

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»

1




30.11










Соотношения между сторонами и углами треугольника (14 часов)

25

Синус, косинус и тангенс угла

1




03.12







26

Синус, косинус и тангенс угла


1




07.12







27

Синус, косинус и тангенс угла

1




10.12







28

Теорема о площади треугольника

1




14.12







29

Теоремы синусов и косинусов

1




17.12







30

Решение треугольников

1




21.12







31

Решение треугольников

1




24.12







32

Измерительные работы

1




28.12




Итоговый урок за 2 четверть

2 полугодие: 18,5 - уч.недель,

33

Решение треугольников

1




11,01

Теорему Пифагора, свойство прямоугольного треугольника




34

Решение треугольников

1




13,01




35

Решение треугольников

1




18,01




36

Решение треугольников. Измерительные работы.

1




20,01




37

Скалярное произведение в координатах

1




25,01

Действия с векторами, нахождение длины вектора, середину сторон, умножение вектора на число




38

Применение скалярного произведения векторов при решении задач

1




27,01




39

Применение скалярного произведения векторов при решении задач

1




01,02




40

Контрольная работа №3 по теме «Соотношения в ∆-ке, скалярное произведение векторов»

1




03,02







Длина окружности и площадь круга (9 часов)

41

Правильный многоугольник

1




08,02







42

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

1




10,02

Площади треугольника, параллелограмма; определения радиуса, диаметра, хорды окружности, формулы длины окружности и площади круга




43

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1




15,02




44

Решение задач по теме «правильный многоугольник»

1




17,02




45

Длина окружности

1




22,02

Число Пи, соотношение числа пи к диаметру окружности




46

Площадь круга и кругового сектора

1




24,02




47

Площадь круга и кругового сектора

1




01,03

07,03;08,03- праздничные дени

48

Р/з по теме «длина окружности и площадь круга»

1




03,03




49

Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»

1




10,03







Движения (10 часов)

50

Понятие движения

1




15,03







51

Свойства движений

1




17,03







52

Решение задач по теме «Понятие движ. , осевая и центральная симметрия»

1




22,03




21,03-31,03 каникулы

53

Параллельный перенос

1




05,04







54

Поворот

1




07,04







55

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1




12,04







56

Решение задач по теме «Движения»

1




14,04







57

Решение задач по теме «Движения»

1




19,04







58

Контрольная работа №5 по теме «движения»

1




21,04







59

Об аксиомах и планиметрии

1




03,05







Повторение (7 часов)

60

Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые.

1




05,05







61

Треугольники

1




10,05







62

Окружность

1




12,05







63

Четырехугольники. Многоугольники.

1




17,05







64

Векторы. Метод координат. Движения.

1




19,05







65

Итоговая контрольная работа.

1




24,05






Требования к уровню подготовки учащихся:

Тема

Знания, умения, навыки учащихся

Векторы




Понятие вектора

Уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному

Сложение и вычитание векторов

Знать законы сложения векторов, уметь строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

Умножение векторов на число и его свойства

Знать свойства умножения вектора на число, уметь решать задачи типа 782-787

Применение векторов к решению задач

Средняя линия трапеции

Знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи типа 793-798

Метод координат




Разложение вектора по 2 неколлинеарным векторам. Координаты вектора

Уметь применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами.

Простейшие задачи в координатах

Уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, уметь решать задачи типа 945, 951

Уравнение окружности

Уравнение прямой


Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружность и прямые, заданные уравнениями решать задачи типа 966, 972

Соотношения между сторонами и углами треугольника




Синус, косинус, тангенс


Знать, как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, знать формулу для вычисления координат точки, уметь решать задачи типа 1013-1019

Основное тригонометрическое тождество


Формулы для вычисления координат точки

Теорема о площади круга

Уметь доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач

Теорема синусов

Теорема косинусов

Решение треугольников

Скалярное произведение векторов


Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах , знать его свойства, уметь решать задачи типа 1044, 1045, 1047, 1048,1050, 1051

Длина окружности и площадь круга




Правильный многоугольник.

Окружность, около правильного многоугольника

Знать определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности, уметь их выводить и применять при решении задач типа 1081, 1083,1087, 1094, 1098, 1100


Окружность, вписанная в правильный многоугольник


Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Длина окружности


Знать формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении и задач типа 1111,1113, 1119; знать формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач типа 1120, 1126, 1127

Площадь круга. Площадь кругового сектора


Движения




Понятие движения

Уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости, уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник, решать задачи типа 1152, 1159, 1161

Параллельный перенос


Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; решать задачи типа 1164, 1165, 1167, 1168

Поворот

Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень литературы.
1. Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.] – 16-е изд. – М. «Просвещение», 2006.

2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. – 5-е изд. – М. «Просвещение», 2001.

3. Ершова А.П., Голобородько В.В., Крижановский А.Ф. Тетрадь-конспект геометрии (9 класс) – М. «Илекса», 2003.

4. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах (книга для учителя), -

5-е изд. – М. «Просвещение», 2002.

5. Н.Б. Мельникова, Г.Б. Лудина, Н.М. Лепихова Геометрия. Дидактические материалы для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, М. «Мнемозина», 1998.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: