Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

поселка Краснобродского
Утверждена на педагогическом совете

Протокол № ___ от ___________ 2009г.

Директор МОУ ДОД «ЦРТДЮ»

___________________ С.Н. Савочкина

«Веселая мастерская»
Образовательная программа
Возраст детей: 12-17 лет

Продолжительность программы: 3 года обучения

Белых Сергей Дмитриевич,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦРТДЮ»

2013 год

Пояснительная записка
Техническое моделирование это самостоятельная творческая деятельность по созданию макетов и моделей технических объектов. Это процесс формирования у учащихся политехнических знаний и умений развития художественного вкуса. В процессе занятий у обучающихся формируются научно-технические навыки, развиваются интеллектуальные и творческие возможности. Воспитывается терпение и усидчивость.
Цель: формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических объектов.
Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей на простых примерах,

- научить приемам построения моделей из подручных материалов,

- научить различным технологиям склеивания материалов между собой,

- добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность).

2. Воспитательные:

- воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники,

- воспитать высокую культуру труда обучающихся,

- сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией,

- сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

3. Развивающие:

- развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы,

- развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции,

- ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования .
Принципы реализации программы:

-Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

-Последовательность и системность обучения;

-Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;

-Принцип доступности;

-Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;

-Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;

-Принцип динамичности;

-Принцип результативности и стимулирования.
Условия реализации программы

Настоящаяпрограмма предусматривает занятия с учащимися 12-17 лет, отбирая при этом материал соответственно возрасту и количеству отведенного времени. Программа рассчитана на три года.

Количество учащихся составляет для первого года обучения 15 человек, для последующих лет обучения 10 – 12 человек.

При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы ребят и соблюдать принцип добровольности.
Режим проведения занятий

1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 144 часа в год).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 3 часа (6 часов в неделю, 216 часов в год).

3-й год обучения 2 раза в неделю по 3 часа (6 часов в неделю, 216 часов в год).
Форма занятий

Форма занятий - фронтально-индивидуальная- во время занятий одни обучающиеся выполняют одно и тоже задание, а другие способны самостоятельно планировать работу и пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями, выполняют индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

– название и устройство элементов конструкции технических моделей;

– основные типы двигателей и движителей, применяемых в моделях;

– технологию изготовления простейших моделей;

– свойства материалов, применяемых для постройки моделей;

– виды инструментов и способы работы с ними;

– устройство и принципы работы двигателей, применяемых в моделях;

– правила техники безопасности во время работы на токарном и сверлильном станках, при пользовании ручными инструментами.
Обучающиеся должны уметь:

– правильно пользоваться ручными инструментами;

– работать на сверлильном и токарном станках;

– разбираться в чертежах моделей устройств;

– владеть технологией изготовления простейших моделей ;

– содержать в порядке свое рабочее место.
В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

  • технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем,

  • изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей.


Критерии и формы оценки качества знаний:

  • Наблюдение, контрольные работы, опрос, тестирование.

  • Опрос, тестирование

  • Наблюдение

Для проведения контроля применяются специально подготовленные задания, тесты, контрольные вопросы др.

Учебно – тематический план

1-й год обучения


№ п\п

Раздел или тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Древесные материалы

8

8

-

3

Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной

16

6

10

4

Изготовление деталей из древесины

37

1

36

5

Сборка изделий из древесины

26

6

20

6

Отделка изделия из древесины и фанеры

24

7

17

7

Художественная обработка древесины

20

7

13

8

Клеи

6

2

4

9

Экскурсии

4

2

2

Итого часов

144

41

102


Учебно – тематический план

2-й год обучения


№ п\п

Раздел или тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Общие вопросы создания моделей технических устройств

3

3

-

2

Классификация моделей технических устройств

9

9

-

3

Теория создания моделей технических устройств

6

6

-

4

Конструирование моделей наземных технических устройств

21

7

14

5

Проектирование модели самолета

42

-

42

6

Проектирование моделей судов и кораблей

99

23

76

7

Художественная обработка дерева

24

6

18

8

Подготовка к выставке

9

1

8

9

Деловая игра Юные мастера

3

-

3

Итого часов

216

55

161


Учебно – тематический план

3-й год обучения

№ п\п

Раздел или тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Общие вопросы создания моделей технических устройств

6

6

-

2

Изготовление модели космохода на гусеницах

39

17

22

3

Изготовление модели вездехода-снегохода

39

17

22

4

Изготовление модели сочлененного вездехода

47

19

28

5

Изготовление модели подводный вездеход-бульдозер «краб»

46

12

34

6

Изготовление модели планетохода

39

18

21

Итого часов

216

89

127


Список литературы
Для педагога:

1. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007

2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988

3. Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997

4. Севастьяов А.М. Волшебство моделей. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997

5. Васильев Д.В. Мир парусов. Плавающие модели. – СПб.: Кристалл, 1998

6. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1984

7. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. – М.: ДОСААФ, 1989
Для обучающихся:

1.Гукасова А.М.» Элементы технического моделирования»

2.Журавлева А.П. «Кружки технического моделирования»

3. Журавлева А.Г.«Изготовление технических моделей»

4. Щербакова Л. П. «Кружковые занятия по техническому моделированию»



страница 1


скачать

Другие похожие работы: