Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №___

от «___» _________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБОУ СПО «ДТСИ»

_____________В.А. Кологреев

«____»__________20___г.



ПОЛОЖЕНИЕ № ___

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ-1 «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, Уставом техникума.

2. Настоящее положение определяет содержание и порядок проведения контроля руководством ОГБОУ СПО «ДТСИ» (далее Техникум).

3. Внутренний контроль – главный источник информации и диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутренним контролем понимается проведение членами администрации техникума наблюдений, проверок, обследований, контрольных работ, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками техникума законодательных и иных нормативно-правовых актов Министерства образования и науки РФ, Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования и науки Ульяновской области в области образования, изучение последствий принятых управленческих решений.

Объект - деятельность педагогических работников.

Предмет- внутренний контроль.

Внутренний контроль сопровождается инструктированием педагогических работников по вопросам контрольных проверок.

4. Цели контроля:

- соблюдение законодательства РФ в области образования;

- соблюдение федеральных государственных образовательных стандартов;

- совершенствование уровня деятельности образовательного учреждения;

- совершенствование механизма управления качеством образования;

- повышение мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения;

- повышение эффективности результатов образовательного процесса;

- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития техникума.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ
Основными задачами контроля являются:

- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;

- анализ результатов реализации приказов, распоряжений в техникуме;

- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
3. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

3.1.1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок; доводится до членов коллектива в начале учебного года.

3.1.2. Оперативные проверки осуществляются в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращении обучающихся и студентов, родителей, педагогических работников, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

3.1.3. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, студентов и педагогического коллектива, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

      1. Контроль « в виде административной работы» осуществляется директором техникума или его заместителям по теоретическому обучению и учебно-производственной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и студентов по совокупности вопросов, подлежащих проверке.

    1. Контроль деятельности работников техникума проводится в виде тематических проверок (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два иди более направлений).

    2. Внутренний контроль подразделяется на:

- предварительный – предварительное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

- текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

- итоговый – изучение результатов работы техникума, педагогов за полугодие, учебный год.

3.4. Формы внутреннего контроля (приложение № 1):

- персональный;

- тематический;

- обобщающий;

- комплексный.


  1. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ


4.1. Методы контроля над деятельностью преподавателя и мастера производственного обучения:

- анкетирование;

- тестирование;

- социальный опрос;

- мониторинг;

- наблюдение;

- изучение документации;

- анализ к самоанализу занятия;

- беседа о деятельности обучающихся и студентов;

- результаты учебной деятельности обучающихся и студентов.

4.2. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

- наблюдение;

- устный опрос;

- письменный опрос;

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

- комбинированная проверка;

- беседа, анкетирование; тестирование;

- проверка документации.

4.3. Функции контроля:

- информационно-аналитическая;

- контрольно-диагностическая;

- коррективно-регулятивная.


  1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ


5.1. Контроль осуществляется директором техникума, его заместителями, руководителем методического объединения, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом директора и согласно утвержденному плану контроля.

5.2.В качестве экспертов к участию в проведении контроля могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, преподаватели высшей категории других техникумов. Привлеченные специалисты осуществляющий контроль, должны обладать необходимой квалификацией. Помощь может быть представлена, в том числе в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретного контроля, консультирование.

5.3. Директор издает приказ (указание) о сроках проверки, назначает председателя комиссии, определяет темы проверки, устанавливает сроки,

5.4. План - задание устанавливает особенности (вопросы) конкретной проверки и должен обеспечивать достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности техникумаили должностного лица.

5.5. Периодичность, виды контроля результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результаты педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверки находятся в компетенции директора техникума.

5.6. Основанием для проведения контроля являются:

- заявление педагогического работника на аттестацию;

- план-график проведения контроля (текущего, рубежного, итогового);

- плановый контроль;

- задание Департамента образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области (проверка состояния дел для подготовки управленческих решений, должно быть документально оформлено);

- обращение физических или юридических лиц по поводу нарушений в

области образования.

5.7. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 занятий, внеклассных и др. мероприятий.

5.8. Проверяющий имеет право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу инспектирования.

5.9. Работник предупреждается о проведении плановой проверки заранее. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения занятий. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения преподавателя и мастера п/о, если в месячном плане указаны сроки контроля.

5.10. В экстренных случаях директор и его заместители могут посещать занятия преподавателей и мастеров п/о без предварительного предупреждения.

5.11. В экстренных случаях педагогический работник также предупреждается не менее чем за 1 день до посещения учебных занятий (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав обучающихся и студента, законодательства об образовании).

5.12. При обнаружении в ходе проверки нарушений законодательства РФ в области образования, о них сообщают руководителю техникума.

5.13. Экспертные вопросы, анкетирование обучающихся и студентов проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой.
6. ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместитель руководителя или эксперты вправе осуществлять контроль результатов деятельности работников по вопросам:

- осуществления государственной политики в области образования;

- соблюдения законодательства РФ в области образования;

- использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению;

- использования методического обеспечения в образовательном процессе;

- реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;

- соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

- соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;

- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся, студентов и текущего контроля успеваемости;

- своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся и студентов дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренныхзаконодательствомРоссийскойФедерации, законодательством субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, студентов и работников образовательного учреждения;

- другим вопросам в рамках компетенции руководителя образовательного учреждения.

    1. При оценке преподавателя и мастера производственного обучения в ходе внутреннего контроля учитывается:

- качество учебно-воспитательного процесса на учебном занятии;

- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

- уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся и студентов, формирование общих и профессиональных компетенций;

- степень самостоятельности обучающихся и студентов;

- владение обучающимися, студентами общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

- качество учебно-воспитательного процесса на занятии;

- дифференцированный подход к обучающимся и студентам в процессе обучения;

- совместная творческая деятельность обучающегося, студента и преподавателя, система творческой деятельности;

- создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;

- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др., материала, направленного на усвоение обучающимися и студентами системы знаний);

- способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности;

- умение скорректировать свою деятельность;

- умение обобщать свой опыт;

- умение составлять и реализовать план своего развития.
7. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
7.1. Результаты контроля оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в техникуме, или иной формы, которая используется в техникуме (далее итоговый материал). Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.

7.2. Информация о результатах контроля доводится до работников техникума в течение 7 дней с момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию техникума или вышестоящие органы управления образования.

7.3. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей, задач и с учетом реального положения дел:

а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом, индивидуальная консультация и т.д.;

б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуры дел техникума;

в) результаты контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

7.4. Директор техникума по результатам проверки принимает следующие решения:

- об издании соответствующего приказа;

- об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;

- о поощрении работников;

- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

- о проведении повторной проверки с привлечением специалистов (экспертов);

- иные решения в пределах своей компетенции.

7.5. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, студентов, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
Приложение 1
К ПОЛОЖЕНИЮ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ
Формы внутреннего контроля


  1. Личностно-профессиональный контроль

Личностно профессиональный контроль - изучение и анализ педагогической деятельности отдельного преподавателя, мастера п/о.

В ходе персонального контроля руководитель изучает:

- уровень знаний педагогом современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство преподавателя, мастера п/о;

- уровень овладения технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

- результаты работы преподавателя, мастера п/о и пути их достижения;

- повышение профессиональной квалификации через различные формы обучения;

При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется преподавателем, мастером п/о на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, групповыми журналами, папкой группы, тетрадями студентов, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами педагога;

- изучать практическую деятельность педагогических работников техникума через посещение, анализ занятий, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации;

- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования, анкетирование, тестирование обучающихся и студентов, родителей, преподавателей;

- делать выводы и принимать управленческие решения.

Проверяемый педагогический работник имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в конфликтную комиссию техникума при несогласии с результатами контроля.

По результатам персонального контроля деятельности преподаватель, мастера п/о оформляется справка.
II. Тематический контроль

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности техникума.

Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки обучающихся и студентов, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности и др.

Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития техникума, проблемно-ориентированным анализом работы техникума по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в регионе, стране.

Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы техникума.

В ходе тематического контроля:

- проводят тематические исследования (анкетирование, тестирование) психологической, социологической, медицинской службами техникума;

- осуществляется анализ практической деятельности преподавателя, мастера п/о, классного руководителя, руководителей кружков и секций, обучающихся и студентов, посещение занятий, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ документации техникума и групповой документации.

Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития студентов.

Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним документом.
III. Обобщающий контроль

Обобщающий контроль осуществляется в конкретной группе или на параллели.

Обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в той или иной группе или параллели.
В ходе данного вида контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельной группе или группах:

- деятельность всех преподавателей;

- включение студентов в позитивную деятельность;

- привитие интереса к знаниям;

- стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

- сотрудничество преподавателя и обучающегося, студента;

- социально-психологический климат в групповом коллективе.

Группы для проведения обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия.

Срок обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами.

Члены педколлектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами контроля предварительно в соответствии с планом работы техникума.

По результатам контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
IV. Комплексный контроль

Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в техникуме в целом по конкретному вопросу.

Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих преподавателей техникума, под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших преподавателей, мастеров п/о других техникумов, инспекторов и методистов областного Департамента образования и науки.

Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы техникума, но не менее чем за месяц до ее начала.

По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором техникума издается приказ (контроль над исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится педсовет, совещание при директоре или его заместителях.

При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: