Утверждено на заседании совета

МОАУ «Гимназия №1»

протокол №________
МОАУ «Гимназия №1» г. Оренбург
Образовательная программа развития муниципального образовательного учреждения МОАУ «Гимназия №1»

г. Оренбурга


Образовательная программа МОАУ « Гимназии № 1»

Пояснительная записка

Образовательная программа Гимназии № 1 разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования РФ на основаниями следующих нормативно-правовых документов:

  • Приказ № 218 от 23 июня 2009 г. Об утверждении порядка, создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон о РФ « Об Образовании»;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении; Постановление Правительства РФ от 19.03.01 №196;

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.03.04 № 1312;

  • Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.03 № 49 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»;

  • Письмо Комитета по образованию от 25.03.99 № 479-УД «Характерные признаки общеобразовательных учреждений разного вида»;

Образовательная программа Гимназии № 1 представляет собой документ, определяющий стратегию образовательного учреждения и заключающий в себе основные нормы, регулирующие процесс пребывания в нем всех субъектов образовательного процесса. Образовательная программа является инструментом правовой защиты ученика, его родителей и педагогов школы и обеспечения их неотъемлемых прав на предоставление и получение качественных образовательных услуг. Реализация данной образовательной программы в гимназии № 1 позволяет ученику школы и его родителям выбрать оптимальный путь достижения параметров образованности.

Образовательные программы Гимназии № 1 предназначены удовлетворить:

  • Потребности общества в трансляции лучших образцов культуры и воспитания молодого поколения, способного решать новые исследовательские задачи;

  • Потребности Вузов города в притоке творческой молодежи;

  • Потребности школьников в углубленном изучении гуманитарных, физико-математических, естественных дисциплин ;

  • Потребности родителей учащихся в возможности выбора образования высокого уровня качества; выбора профиля образования.

В соответствии с социальным заказом формируются миссия, цели и задачи работы школы, отражающие предложение образовательных услуг по формированию высокого общекультурного уровня детей и развитию способностей детей на основе формирования общеучебных и специальных умений и навыков.

Основная миссия гимназии заключается в создании культуродинамичной системы, обеспечивающей содействие формированию компетентности, становлению духовного опыта и интеллектуального творчества гимназиста и учителя гимназии, воспитанию нравственной ответственности и культуры здоровья.

Цель деятельности гимназии: формировать человека культуры, компетентного, владеющего интеллектуальным творчеством, духовным опытом, способного реализовать индивидуальный потенциал в динамичных социокультурных условиях обновления общества.

Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы гимназии:

  1. Начальная школа (1 – 4 классы), реализуя систему развивающего обучения Занкова успешно решает задачу подготовки учащихся к дальнейшему обучению.

  2. В классах основной школы (5 – 7 классы) на основе внедрения часов регионального и школьного компонентов, усиления роли индивидуально – творческой деятельности решается задача подготовки учащихся к предпрофильному обучению (8 – 9 классы).

  3. В старших классах школы (10 – 11классы) на основе вариативности учебного плана, учебных программ и учебного расписания и посредством профильного обучения решается задача достижения выпускником функциональной грамотности и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Главная цель, а также промежуточные и начальные цели работы школы распределяются на поэтапные задачи обучения в отдельных классах по отдельным предметам с определением общеучебных и специальных знаний, умений и навыков как текущих целей образовательного процесса.

Инвариантный компонент

В соответствии с целями и задачами деятельности школы, а также с целью социальной защиты учащихся и создания условий для непрерывности образования учебный план школы содержит базовый блок из обязательных учебных предметов и инвариантный компонент. Основы - фундаментальная общеобразовательная подготовка по чтению, русскому языку и математике. Система предметов русского языка, литературы и истории, отражающая базовый характер общеобразовательной подготовки учащихся, вместе с курсом английского языка определяет гуманитарную направленность школы и дополняется курсами математики. Указанные курсы рассчитаны на все годы обучения ученика в школе. В учебных планах полностью сохранен действующий базовый (стандартный) компонент обучения по всем предметам.

Вариативный компонент образования

Специфику содержания образования характеризует блок гимназического компонента, за счет сохранения всех часов и предметов гуманитарного цикла, за счет углубленного изучения предметов художественного – эстетического цикла с 1 класса, английского языка со 2 класса, введения второго обязательного языка с 5 класса. Вариативная часть учебного плана школы содержит дополнительные часы по английскому, второму иностранному языку, физической культуре. По профильным предметам введена система практических занятий, при которой идет деление класса на 2 группы.

Дополнительный компонент образования

Набор программ дополнительного образования взаимосвязан с базовыми и вариативными учебными программами. Дополнительный компонент образования, финансируется из внебюджетных средств.

Основу дополнительных программ составляют программы, направленные на формирование и развитие у учащихся ощекультурных умений и навыков, и программы, обеспечивающие начальную профессиональную подготовку школьников. Освоение учащимися дополнительных программ («Риторика», «Литературное краеведение», «Историческое краеведение», «Агрохимия», «Биотехнология», «Экология», «Математическое моделирование», «Физическое моделирование», «Новые языки программирования») создает условия для осознанного выбора и последующей реализации профессиональных образовательных программ.

Содержание дополнительного компонента образования отражает прагматическую направленность образования школьников. К дополнительному компоненту образования относится и социальную программу сотрудничества между учащимися и преподавателями вузов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени образовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа в старшем звене - институциональная форма реализации этой цели. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению в 10 – 11 классах преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Опыт профильного обучения в старшем звене системы образования показывает, что с помощью его форм, методов, приемов, и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:

  • формировать профессиональные мотивы и интересы между с познавательными;

  • воспитывать системное мышление будущего специалиста, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

  • давать достаточное представление о профессиональной деятельности;

  • учить мыслительной и практической работе, формировать умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, владения ситуациями, методами моделирования.

СИСТЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Традиционно набор детей в первые, пятые, восьмые классы школы ведется на основе результатов собеседования с детьми, которое в последние годы включает в себя тестирование уровня общего развития по современным методикам. Сроки диагностики уровня развития ребенка и последующего консультирования родителей по итогам диагностики позволяют семье скорректировать дальнейшую учебу ребенка с учетом рекомендаций на основе тестирования. Объективные исходные данные об уровне развития детей используются в дальнейшем сравнительном анализе в период обучения в школе.

Преподавание в классах по большинству предметов предполагает регулярный тестовый контроль знаний, умений и
навыков, который дополняется традиционными
письменными специфичными для каждого предмета

контрольными работами и задачами по теории, роль которых все более возрастает от пятого класса к одиннадцатому. В течение

учебного года аттестация учащихся проводится в конце каждой четверти по различным предметам, то есть четыре раза в год. В конце каждого учебного года диагностируется степень обученности учащихся. Кроме того, проводятся обязательные переводные экзамены.

Внутришкольный контроль в течение учебного года
включает в себя контрль, прохождения учебных программ;
состояния преподавания учебных предметов, уровней
воспитанности и развития учащихся; качества знаний, умений и
навыков учащихся, внеурочной работы по предмету и
внеклассной работы, посещаемости уроков учащимися;

организации повторений учебного материала; подготовки к экзаменам; работы по изучению правил дорожного движения; ведения классных журналов, дисциплинарных тетрадей, дневников и тетрадей выполнения графиков контрольных лабораторных работ и экскурсий на каждый учебный период; уроков вновь принятых на работу учителей, оказание методической помощи молодым педагогам.

Система внутришкольного управления – кафедральная. Заместителям директора, руководителям творческих лабораторий и классным руководителям делегируются дополнительные права, полномочия и обязанности.

Образовательные программы

МОАУ « Гимназия № 1» г. Оренбурга

Целевое назначение образовательных программ гимназии.

Образовательные программы гимназии № 1 предназначены удовлетворить:

  • потребности общества в современном человеке культуры;

  • потребности ВУЗов города, страны в творческой, социально активной личности, способной самостоятельно решать исследовательские задачи;

  • потребности школьников в предпрофильной и профильной подготовке.

Образовательные программы начального обучения:

  1. образовательная программа расширенного обучения 1-4 классы по системе Занкова.

  2. Образовательный акцент на эстетическое воспитание учащихся (хореографическое направлнение)

Целевое назначение: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом РФ, Базисным учебным планом гимназии; обеспечение грамотности как базовых умений познавательного и коммуникативного характера (чтение, письмо, способность к речевой коммуникации, в том числе и на иностранном языке) с расширением общего интеллектуального развития и языковой культуры, обеспечение базы для получения расширенного основного образования.

Характеристика учащихся: возраст 6-7 лет. Высокий уровень школьной зрелости, состояние здоровья – 1-2 группы. Прием на основе анализа готовности к обучению по программам расширенного характера( определяется общая осведомленность степень развития речи, развитие интеллектуальных умений, владение первоначальными навыками счета и чтения).

Продолжительность обучения: 4 года.

Ожидаемый результат: овладение образовательной программой расширенного обучения, высокий уровень развития общеинтеллектуальных умений и языковой культуры, владение навыками эстетической культуры.

Содержание образования (в соответствии с учебным планом):

Базовый инвариантный компонент (согласно учебному плану)

Базовое обучение по предметам: математика, естествознание, ОБЖ, русский язык и литература.

Вариативный компонент:

расширенное обучение по предметам гуманитарного (английский язык со 2 класса) и художественно-эстетического цикла (хореография)

Дополнительный компонент образования:

риторика, занятия по коррекции познавательных процессов.

Учебные программы:

а) типовые (рекомендованные МО РФ).

Организационно-педагогические условия:

Режим работы: шестидневная рабочая неделя (в первом классе – пятидневная).

Продолжительность занятий: уроков 40 мин.,развивающие - 30 минут.

Наполняемость классов: до 25 человек; на иностранный язык класс делится на 2 группы.

Педагогические технологии ориентированы на развивающее обучение: мастерские творчества и письма, группового и дифференцированного обучения, информационно – коммуникационные технологии.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся:

а) коллективная и индивидуальная диагностика развития общеучебных и творческих умений;

б) комплексная психолого-педагогическая характеристика;

в) педагогические консультации для родителей;

г) рекомендации психолого-педагогической службы по организации дальнейшего обучения.

Индивидуальное сопровождение организуется учителями гимназии, медико-социальной службой гимназии.

Для поддержки учащихся (по необходимости) организуется индивидуальные занятия.

Форма аттестации достижений учащихся:

а) текущая и четвертная (годовая) успеваемости со 2 класса;

б) выпускные контрольные работы и тесты достижений по математике, русскому и английскому языку, чтению, общеучебным умениям и навыкам.

  1. Образовательная программа расширенного обучения (5-7 классы).

Целевое назначение: обеспечение образованности на уровне функциональной грамотности в основных предметных областях, ориентация на углубление образования в области языковой культуры, эстетического развития, формирования готовности к получения дальнейшего предпрофильного образования на основе интересов и способностей.

Характеристика учащихся: возраст 9-10-11 лет; успешное освоение образовательных программ начальной школы (базового и инвариантного модулей).

Продолжительность обучения – 3 года.

Ожидаемый результат: успешное освоение дисциплин базового и инвариантного модулей, достижение повышенного уровня образованности в основном цикле предметов, рост числа достижений творческого характера.

Содержание образования:

Базовый инвариантный компонент (в соответствии с учебным планом) Базовый уровень: математика, русский язык, физическая культура, естественно - научный цикл предметов, при наполнении их инновационными образовательными технологиями.

Расширение образования за счет гуманитарного и художественно-эстетического цикла предметов.

Вариативный компонент.

Введение второго иностранного языка, расширенное обучение по предметам художественно-эстетического цикла (хореография); обеспечение информационной и технологической грамотности (информатика, технология).

Дополнительный компонент образования: кружковая работа

Учебные программы:

  1. типовые (рекомендованы МО РФ): алгебра, геометрия, история, география, биология, физика, химия, ОБЖ, технология.

Организационно-педагогические условия:

Режим работы: шестидневная рабочая неделя.

Продолжительность уроков - 45 минут, развивающих занятий – 1-2 часа.

Наполняемость классов до 25 человек, на иностранный язык класс делится на 2 группы.

Технологии ориентированы на формирование критического мышления и лингвистической культуры, творческое и эстетическое развитие, формирование готовности к самоуправлению в познавательной и творческой деятельности (личностно – ориентированная, обучения в диалоге, игровые технологии, информационно – коммуникационные и др.)

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся:

а) коллективная карта общего развития школьников, развития способностей и коммуникации, способности к саморегуляции поведения (с рекомендациями для родителей);

б) педагогическое наблюдение с диагностикой развития познавательных интересов и творческих умений в различных предметных областях;

в) рекомендации педагогического совета, психолого-педагогической и медико-социальной служб о дальнейшем выборе профиля обучения.

Индивидуальное сопровождение организуется педагогами, классными руководителями, психолого-педагогической и медико-социальной службами, педагогическим советом на основе педагогических консилиумов.

Форма аттестации достижений учащихся:

а) текущая и итоговая аттестация;

б) итоговый контроль (проверка базовых предметных умений - экзамены по стандартам).

Возможные варианты выбора дальнейшей образовательной программы: базовая образовательная программа школы, образовательная программа гимназии.

  1. Базовая образовательная программа гимназии 8 – 9 класс

( предпрофильное обучение).

Целевое назначение: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом.

Характеристика учащихся: возраст 12-13-14 лет; успешное освоение программ; состояние здоровья – 1-2 группы.

Продолжительность обучения: 2 года

Содержание образования:

Базовый инвариантный компонент (в соответствии с учебным планом)

Базовый уровень: математика, история, география, биология, физика, астрономия, химия, физкультура, ОБЖ.

Вариативный компонент.

Развивающие занятия по элективным курсам, решение задач повышенной трудности.

Дополнительный компонент образования:

Риторика, Совершенствование навыков правильного осознанного беглого чтения, Стилистика и культура речи, Фольклор, Фонопедия, Коррекция познавательных процессов, Психология общения и культура поведения, Разговорный английский язык или Занимательная грамматика в английском языке, Наглядная геометрия, Теория вероятности и статистика, Дополнительные языки программирования, Литературное краеведение, Историческое краеведение, Лингвистическое краеведение, Человек и общество, Биотехнология, Экология, Химическая технология, Математическое моделирование, Моделирование физических процессов.

Учебные программы:

  1. типовые (рекомендованные МО РФ) базовые

  2. Авторские элективные курсы

Организационно-педагогические условия:

Режим работы: одна смена, шестидневная рабочая неделя, вторая половина дня – факультативы, развивающие занятия.

Продолжительность уроков: 45 минут.

Наполняемость классов: до 25 человек, на иностранный язык класс делится на 2 группы.

Проводятся групповые консультации и индивидуальные занятия по договорам с преподавателями ВУЗов.

Педагогические технологии направлены на достижение учащимися уровня общекультурной компетентности, подготовку к дальнейшему выбору профессионального маршрута. (Технология развития критического мышления, ТРИЗ-технологии, коммуникационно-информационные технологии, технология проектов).

Психолого-педагогическое сопровождение:

а) комплексная и психолого-педагогическая диагностика общего развития, диагностика готовности к самореализации и социализации;

б) индивидуальное медико-социальное сопровождение в конфликтных ситуациях с целью предупреждения дезадаптации;

в) комплексная педагогическая диагностика развития критического мышления.

Форма аттестации достижений учащихся:

  1. текущая аттестация

  2. полугодовая и итоговая аттестация (переводные экзамены и контрольные работы).

  3. личностно–ориентированная, обучения в диалоге, игровые технологии, информационно – коммуникационные.

страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: