Аннотация к рабочим программам по УМК «Гармония» 1-4 класс.
УМК «Гармония» - это учебный методический  комплект  под ред. профессора  Н.Б. Истоминой. УМК «Гармония» является методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Осуществление поставленных целей обеспечивается следующим:

  • В УМК «Гармония» реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый), проводить самооценку.

  • На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.

  • Наряду с формированием логического мышления, создаются условия для совершенствования эмоциональной сферы ребёнка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.

  • УМК «Гармония»  обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в том числе различным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации, её пониманию и представлению в различной форме: словесной, изобразительной, схематичной, модельной.

  • Методическим аппаратом учебников УМК «Гармония»  созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом, для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учётом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.

  • УМК «Гармония»  направлен на духовно-нравственное воспитание младших школьников. При этом в рамках различных учебных предметов делаются акценты на разных компонентах работы.

Образовательная система «Гармония» представлена системой учебников 

  1. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина. Букварь.

  • Букварь ориентирован на детей, только начинающих учиться читать, что проявляется в отборе и расположении материала, в том числе в порядке изучения букв. 

  • Одновременно букварь создаёт условия, во-первых, для успешного продвижения учащихся, имеющих разный уровень дошкольной читательской подготовки, а во-вторых, для организации на уроке дифференцированной работы с разными группами учеников. Введённой системой заданий (в графической, а затем и словесной форме) букварь последовательно учит маленького школьника работать с учебной книгой, учит его учиться,. 

  • Более отчётливо, чем ранее, обеспечивается разностороннее развитие детей и воспитание у них интереса к учению, желания читать.

  • В букваре осуществляется не только обучение первоклассников чтению, но и их практическая подготовка к последующему освоению курса русского языка.

  • Букварь (вместе с прописями) обеспечивает целенаправленное формирование орфографической зоркости учащихся.

  • На страницах букваря создаются условия для систематической работы над различными речевыми умениями младших школьников, для развития их устной речи – диалогической и монологической, деловой и «картинной».Букварь и ориентированные на него прописи в целом более последовательно готовят детей к обучению русскому языку по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык». 

  1. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык.

Курс русского языка построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования младших школьников. Это проявляется в следующем.

Освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия – и далее к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно реализацией системно-деятельностного подхода к организации образования обеспечивается комплексное решение задач обученияразвития и воспитания школьников.

обучение

развитие

воспитание

Формирование осознанных, контролируемыхязыковых и речевых умений

Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности(в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками)

Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи

Коммуникативная направленность курса проявляется в следующем:

  • привнесение коммуникативной мотивированности в рассмотрение различных разделов и тем;

  • пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи;

  • усиление объяснительного (для детей) аспекта при описании системы языка;

  • обучение культуре речи и речевого поведения одновременно с изучением языка;

  • обращение при обучении созданию предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников; обучение детей не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению учебных текстов и слушанию собеседника. 

  1. О. В. Кубасова. Литературное чтение.

При создании литературно-методических материалов курса «Литературное чтение» определяющим стало стремление к гармоничному сочетанию двух педагогических направлений: всестороннего развития личности учащегося и формирования у него определенных образовательным стандартом читательских компетенций.

Приоритетная идея выражается, прежде всего, в активной направленности учебного курса на формирование мировоззрения детей, чему способствуют и специально отобранные произведения, и их систематизация по темам духовно-нравственного содержания. Осмыслению вечных истин помогает не только тематика чтения, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

Развить творческие способности учащихся позволяют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному); выразительному чтению и инсценированию; азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию...) и т. п.
Умственный потенциал детей обогащается благодаря целенаправленному формированию у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, а также творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро). Развитию эмоциональной сферы способствуют не только литературные тексты, раскрывающие широкий спектр человеческих чувств, но также вопросы и задания, при помощи которых дети обучаются ориентировке в мире эмоций персонажей и в собственных чувствах.

Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация).

  1. Н. Б. Истомина. Математика.




  1. О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Окружающий мир.

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.


  1. Н. М. Конышева. Технология.

Учебно-методический комплект по технологии автора Н.М. Конышевой используется в практике начальной школы России с 1995 года. К настоящему времени учебники насчитывают 9 изданий, общим тиражом свыше 1500000 экземпляров. По материалам УМК успешно работают свыше 20000 учителей в различных регионах России. Комплект позволяет реализовать на практике прогрессивные идеи развивающего обучения и гуманной педагогики в конкретном учебном курсе.

Научная новизна учебно-методического комплекта заключается в том, что в нем впервые предложена принципиально новая концептуальная модель курса «технология» для начальной школы, (защищенная в рамках докторской диссертации автором и в ряде кандидатских диссертаций учениками автора), которая впоследствии нашла свое отражение в Федеральном государственном стандарте начального общего образования:

1) содержание курса выводится из устаревших рамок ремесленного обучения, имеет культурологическую направленность (на базе системного дизайнерского образования) и нацелено на углубление общего образования школьников, что наиболее отвечает современным социально-педагогическим требованиям;

2) методической основой курса является трактовка предметно-практической деятельности как части единой познавательной деятельности и педагогика развивающего обучения; все задания, предлагаемые учащимся, направлены на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов образования, связаны в систему учебно-поисковых задач, требующих использования полученных знаний и умений в реальной практике.

  1. Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. Изобразительное искусство.

Цель курса – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

Задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия), формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусств; формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и др. в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

Основной идеей УМК «Гармония» является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: