Аннотации к рабочим программам

4 класс

Аннотация к рабочей программе "Русский язык"

Программа учебного предмета «Русский язык » разработана на основе  авторской программы С.В. Иванова, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой « Русский язык» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Программа по предмету «Русскому языку » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Логика изложения и содержание авторской программы  полностью соответствует требованием Федерального компонента государственного стандарта начального образования.  

Программа рассчитана на 170 часов: 145 часов по учебнику и 25 часов – резервные уроки, на которых осуществляется повторение, закрепление изученного материала, а так же проверка знаний учащихся.

Программа реализует следующие цели:

1) ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке,

2) формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма,

3) развитие устной и письменной речи школьника,

4) развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, тем самым формируем у них научное представление  о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.

Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом  важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но поступательное развитие языкового мышления ученика.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, нужно стремиться к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

  • навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;

  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

В программе выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – блок «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); блок «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и блок «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку). Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, происходит «погружение» в одну проблему – лингвистическую, орфографическую (синтаксическую) или речевую (развитие речи). Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой  единицей.

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

  • решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

  • избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Важной отличительной особенностью данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием  родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Осознание сути языковых явлений и категорий происходит не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне -  при выполнении заданий, раскрывающих  различные аспекты  той или иной проблемы. Теоретический языковой материал вводится на ознакомительном уровне, что не требует заучивания учениками формулировок правил, за исключением норм орфографии и пунктуации.

Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению
Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение»

Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе  авторской программы Л.А. Ефросининой « Литературное чтение 1-4 класс» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Программа по предмету «Литературное чтение » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Изучая литературное чтение, дети  овладевают навыками правильного, беглого, сознательного чтения. Расширяют читательский кругозор, знакомятся и учатся определять жанр произведения.  Знакомятся с выразительными средствами  языка. Учатся анализировать, пересказывать подробно (по плану). Составлять характеристику и словесные портреты героев. Выделять основную мысль произведения.

Усвоенные в начальном курсе литературного чтения знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения литературного чтения (литературы)  и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Аннотация к рабочей программе "Иностранный язык"

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по английскому языку. Программа реализует принцип непрерывного образования по английскому языку, что соответствует современным потребностям личности и общества.

Учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения иностранного языка в 4 классе (по 2 часа в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (EnjoyEnglish): Учебник английского языка для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул,2010, а также методических пособий для учителя: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Книга для учителя к учебнику английского языка Английский с удовольствием / EnjoyEnglish для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010. Учебник соответствует федеральному государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации».

Дополнительная литература для учащихся: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / EnjoyEnglish для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010, Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений: к учебнику М.З.Биболетовой и др.
Аннотация к рабочей программе «Математика»

Программа учебного предмета « Математика» разработана на основе  авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Программа по предмету «Математика» разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Изучая математику, дети усваивают определенные знания и способы действий, умеют применять различные формы работы на практике.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.    

Целями программы начального обучения математики являются:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников;

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний;

- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира,  усвоение общего приема решения задач, как универсального действия, умение выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых  действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в 4 классе.

Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир»
Программа учебного предмета « Окружающий мир » разработана на основе  авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Программа по предмету «Окружающий мир » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Главной направленностью программы  является  включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Изучая окружающий мир, дети усваивают определенные знания и способы действий, умеют применять различные формы работы на практике.

Усвоенные в начальном курсе окружающего мира  знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения окружающего мира (природоведения, географии) и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

 «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В программе представлены следующие содержательные линии:

- человек как биологическое существо;

- человек и другие люди;

- человек и мир природы;

- человек и общество;

- история родной страны.

Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения.

Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать  и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Аннотация к рабочей программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации комплексный учебный курс  «Основы религиозных культур и светской этики».

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Данная рабочая программа учебного модуля «Основы светской этики» составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я.Данилюк, М.: Просвещение, 2010).

2.Цель изучения дисциплины

«Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

4.Содержание модульного курса

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы  светской этики (28 часов)

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

5. Общая трудоемкость дисциплины

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч. в неделю, 34 часа в год.

Основной  задачей программы  является: формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Цели:

- расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с  другими людьми.
Аннотация к рабочей программе «Музыка»

Программа составлена на основе авторской программы по музыке. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.  C.  Шмагина. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки программы:

-          воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

-          развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

-          накопление на основе восприятия музыки тезауруса — интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;

-          приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.

В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 35 часов на изучение музыки в 4 классе.

В учебном плане школы на 2013/2014 учебный год на изучение  музыки в 4 классе выделено 34 часа (из расчета 1 недельный час, 34 учебные недели).
Аннотация к рабочей программе «Изобразительное искусство»

Рабочая программа разработана на основе интегрированного курса программы «Изобразительное искусство» для общеобразовательных учреждений, ⁄В.С. Кузин – М.: Дрофа, 2008. И оснащена методическими пособиями Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2007, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы.

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цели:

-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

– овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

– развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2013 - 2014 учебный  год на изучение предмета «ИЗО» в 4 классе отведено 34 часа, из расчета  1 учебный час в неделю.


Аннотация к рабочей программе «Технология»

Программа учебного предмета « Технология » разработана учителем на основе  авторской программы Е.А.Лутцевой  «Технология» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Программа по предмету «Технология » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Данная программа наиболее удачно отражает вид  творческой деятельности людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные виды материалов  для создания композиций, макетов, схем.

Изучая технологию, дети усваивают определенные знания и способы действий, умеют применять различные формы работы на практике.

Усвоенные в начальном курсе технологии   знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения курса технологии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на решение следующих задач:

- развитие личностных качеств ( активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей ( основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными, обобщенными, технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры. О роли техники и жизни человека.

            Учебники "Технология. Ступеньки к мастерству" и рабочие тетради "Учимся мастерству" содержат практические задания, развивающие исследовательские возможности учеников в познании действительности.

Учебный план по данному предмету отводит на изучение технологии 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в учебном году.

Аннотация к рабочей программе «Физическая культура»

Рабочая программа разработана на основе программы по физической культуре  для общеобразовательных учреждений  (автор В.И.Лях, А.А. Зданевич), примерной программы начального общего образования по физической культуре, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ,  требованиями к уровню подготовки выпускников.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоничному физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение школой движений;

- развитие координационных (точности  воспроизведения  и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты  и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений. Содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится для обязательного изучения физической культуры в 4 классе – 105 часов, из расчета 3 учебных часа  неделю.

В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом на 2013-2014 учебный год, на изучение физической культуры в 4 классе отведено 105 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.

В соответствии  с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая программа характеризуется направленностью:

- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально-климатическими условиями;

- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;

- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного  содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

В настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Лыжная  подготовка», «Подвижные игры». При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности также соотносятся с этими видами спорта. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.

В 4 классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике, легкой атлетике и спортивных играх. Вместе с тем сохраняется в большем объеме обучение комплексам общеразвивающих упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных навыков и умений. Освоение  учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний  и способов двигательной деятельности.

Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью, оказания доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: