Программа

вступительного ИСПЫТАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «cоциология»

по направлению 040100.68 CОЦИОЛОГИЯ

программа магистерской подготовки

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»
Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению «социология».

Вступительное испытание проводится с целью выявления уровня подготовки абитуриента и оценки возможности обучения по магистерской программе.

Конкурсное испытание проводится в форме собеседования. Каждый абитуриент отвечает по экзаменационному билету, состоящему из четырех вопросов. Два вопроса из - раздела Программы «Теория и история социологии», два вопроса из раздела «Методология и методы социологического исследования».
Часть I. Теория и история социологии

Социология как наука. Многообразие теоретических подходов в понимании предмета социологии. Место социологии в системе наук. Основные задачи современной социологии: описание социальных процессов и явлений, их объяснение и предвидение. Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Частные отрасли социологии.

Становление и развитие социологии как социального института. Общие принципы различных версий позитивизма. Характерные черты и основные направления понимающей социологии. Феноменологическое и этнометодологическое направления в социологии. Структурный функционализм в социологии. Субъективная социология в русской социологии. Парадигмы символического интеракционизма. Концепции модернизации. Постмодернистские теории в современной социологии. Возникновение в социологии ситуации полипарадигмальности. Основные метапарадигмы теоретической социологии.

Общество и социальные изменения. Определение общества и его основные признаки. Общество как система. Многообразие теоретических моделей общества. Исторические типы обществ: проблема социальной упорядоченности. Классические теории развития общества. Теории прогресса. Социальная эволюция. Развитие и смена формаций. Теории циклов. Современные социологические концепции социальных изменений. Концепции модернизации, глобализации, виртуализации.

Общество и культура. Культура как ценностно-нормативная система. Основные компоненты культуры и их роль в жизнедеятельности общества и человека. Культура как регулятор поведения и способ поддержания группового единства. Формы культуры. Принципы взаимодействия культур и культурный конфликт. Взаимовлияние культуры, экономических и социально-политических процессов. Социокультурные особенности современного российского общества.

Социальные структуры. Социологические подходы к рассмотрению социальных структур. Институциональный подход к изучению социальной структуры. Понятие, признаки, функции социального института. Основные экономические, политические, семейные, религиозные, образовательные социальные институты, их общая характеристика. Предпринимательство как социальный институт.Трансформация базовых социальных институтов в современной России: основные тенденции и проблемы.

Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Социальное неравенство, его исторические формы. Классы и страты как современные формы социальной дифференциации. Понятие социальной стратификации. Социальная мобильность и ее виды. Лифты социальной мобильности в современном обществе.

Личность и общество. Социальное взаимодействие и его формы. Статусно-ролевая регуляция взаимодействия. Социальный статус (виды статусов) и социальная роль, их взаимосвязи. Статусная несовместимость. Статусные рассогласования. Ролевой конфликт и ролевое напряжение, способы их разрешения.

Социализация как процесс формирования социальных качеств человека. Условия и агенты социализации. Этапы социализации. Первичная и вторичная социализация. Социальный контроль. Ценности, нормы, санкции – составляющие социального контроля. Типология социальных норм и санкций. Виды контроля: самоконтроль и внешний контроль, формальный и неформальный контроль. Понятие отклоняющегося (девиантного) поведения. Основные теории отклоняющегося поведения.
Часть II. Методология и методы социологического исследования

Общие принципы и методы социологического исследования. Понятия «методология», «методика», «метод», «техника», «процедура». Понятие программы исследования: роль, функции, требования к программе. Структура программы. Методологическая основа проектирования исследования: проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования. Интерпретация и операционализация основных концептов исследования: теоретическая концепция изучаемого объекта, структурная схема объекта; концептуальные и операциональные определения как результат интерпретации и операционализации основных концептов, понятий исследования. Гипотезы в эмпирическом социологическом исследовании.

Методы измерения. Понятия «измерение», «шкала» в социологическом исследовании. Основные типы используемых в социологии шкал (номинальная порядковая, интервальная), их допустимые преобразования. Требования к составлению шкал: однозначность интерпретации, логическая непротиворечивость, терминологическая определенность, отсутствие избыточности, методологическая взвешенность, полнота, компетентность оценок. Основные социологические шкалы для измерения социальных установок (Богардуса, Терстоуна, Лайкерта, Гуттмана). Надежность и валидность инструмента измерения (обоснованность, устойчивость, правильность).

Выборочный метод в социологическом исследовании. Логика выборочного метода. Понятия: объект исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, единицы наблюдения. Способы формирования выборочной совокупности. Вероятностная (случайная) выборка: общие требования к процедуре построения, ошибка выборки. Виды случайного отбора: простой случайный отбор, районированный отбор, гнездовой отбор. Систематический или псевдослучайный отбор. Неслучайные выборки: стихийная, квотная. Разновидности стихийной выборки. Условия применения квотной выборки. Многоступенчатая выборка. Определение объема выборочной совокупности и обеспечение ее репрезентативности. Факторы, определяющие ошибки выборки: степень однородности совокупности по изучаемому признаку, объем выборки, организация отбора единиц наблюдения.

Методы сбора данных в эмпирическом исследовании. Эксперимент как общенаучный метод. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Логическая структура эксперимента. Виды экспериментов. Наблюдение как общенаучный метод. Преимущества и недостатки применения метода в социальных науках. Виды наблюдения, их характеристика. Пути повышения надежности данных наблюдения. Метод опроса. Опрос как процедура общения исследователя с респондентом. Преимущества и недостатки метода. Классификация видов опроса. Интервью и анкетирование. Конструирование опросника. Требования к формулировке вопросов. Типы вопросов. Требования к процедуре интервью. Подготовка интервьюеров и контроль качества их работы. Анализ документов. Проблема достоверности документальной информации. Качественно-количественный анализ документов. Основные процедуры контент-анализа. Качественные методы в социологии. Исследовательские задачи, решаемые с помощью методов: глубинное интервью, биографический метод, метод фокус-групп.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: