Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОГРАММА

воспитательной работы в Петрозаводском государственном университете до 2010 года

Петрозаводск 2007

1. Основные итоги воспитательной работы в ПетрГУ в 2001-2005гг.

В университете воспитательная работа не прерывалась даже в самые трудные годы социально-экономического кризиса. Большую работу в этом направлении вели научная библиотека университета, кафедра физического воспитания и спорта, творческая лаборатория, академический хор студентов, фольклорный ансамбль «Тойве», отдельные преподаватели.

Однако в хаосе и неразберихе проводившихся в 90-х годах реформ богатый опыт воспитательной работы советского периода был растерян. Это произошло по тому, что во многих аспектах (диктат коммунистической идеологии, чрезмерная регламентация и т.п.) этот опыт оказался мало пригодным в новых условиях. Но вместе с этим неоправданно оказались выброшенными и многие положительные стороны этого опыта, такие как систематичность, ответственность, коллективизм, вовлеченность в этот процесс всего профессорско-преподавательского состава, студенческое самоуправление, организация досуга, мониторинг дисциплины поведения и т.д.

К 2000 году практически исчезли органы студенческого самоуправления на факультетах, в студенческих группах и в общежитиях. Все это привело к всплеску нарушений дисциплины и порядка, в общежитиях и учебных корпусах университета. Такое положение становилось все более неприемлемым и даже опасным. Нужно было переломить ситуацию дальнейшего сползания к хаосу и безответственности в студенческой среде.

Возникла необходимость в создании структуры призванной заботиться о нуждах и потребностях студентов, отслеживать состояние дисциплины в студенческой среде, вести целенаправленную профилактическую работу по предупреждению негативных явлений, способствовать самоорганизации студентов, с целью создания эффективных органов студенческого самоуправления в университете, на факультетах, в студенческих группах и общежитиях.

В начале 2000 года такая структура была создана. Она состоит из помощника ректора и заместителей деканов по воспитательной работе и работе в общежитиях. В настоящее время в эту структуру включены также назначаемые ежегодно приказом ректора кураторы студенческих групп первого курса.

В течение 2000 года было проанализировано сложившееся положение с ведением воспитательной работы в новых условиях. Были отмечены следующие существенно негативные явления, возникшие в университете в 1990-2000гг.:

  • Отсутствие целенаправленной скоординированной работы по организации и проведению внеучебных мероприятий в студенческой среде;

  • Разобщенность в студенческой среде, отсутствие развитых органов студенческого самоуправления;

  • Недостаточная информированность студентов о проводимой воспитательной работе, незнания студентами своих прав и обязанностей;

  • Табакокурение, злоупотребление спиртными напитками особенно в общежитиях;

  • Нарушение общественного порядка и дисциплины, отсутствие бережного отношения к имуществу университета;

  • Необходимость развития материально-технической базы, реконструкции и современного оснащения спортивных и актового зала, фундаментальной библиотеки, аудиторий, лабораторий и оснащение их современным инвентарем и оборудованием.

  • Изношенность помещений общежитий, отсутствие надлежащего контроля по обеспечению дисциплины и порядка в общежитиях, проживание в общежитии посторонних лиц, организация систематических пьянок, замусоренность помещений.

Для преодоления перечисленных негативных явлений была разработана «Программа воспитательной работы в ПетрГУ на период до 2005г.». В декабре 2001г. Программа была утверждена ученым Советом университета.

В результате выполнения «Программы воспитательной работы в ПетрГУ на период до 2005г.» в университете достигнуты следующие результаты:

  • На базе студенческой профсоюзной организации создана система студенческого самоуправления. Она включает в себя демократически избранные профком студентов университета, профбюро факультетов, и профоргов групп. Органы студенческого самоуправления строят свою работу на основе полной прозрачности.

  • В результате работы органов студенческого самоуправления активизировалась внеучебная деятельность студентов. В университете возобновили свою работу клубы КВН. В настоящее время таких действующих клубов насчитывается около 20, с числом участников близким к трем сотням человек. Соревнования клубов различного уровня проводятся регулярно в течение учебного года и проходят при переполненном актовом зале. Воссоздан студенческий театр. При профкоме студентов работал студенческий театр «Стены и Мосты» Более организованными стали посещения студентами зрелищных мероприятий, включая посещение театров, в том числе оплачиваемых и средств университета и профкома студентов.

  • Созданы органы студенческого самоуправления в общежитиях. Это старосты этажей, студкомы общежитий и студком общежитий университета. Коренным образом изменилась обстановка в общежитиях. Проведены значительные ремонтные работы, улучшилась исполнительская дисциплина администрации общежитий. Студкомы общежитий наладили контроль за соблюдением дисциплины и порядка студентами в общежитиях. В общежитиях практически перестали проживать и ночевать посторонние люди. Почти изжито курение в неположенных местах. Студкомы общежитий организуют по мере необходимости встречи актива общежитий с ректором, проректорами и другими ответственными работниками администрации университета и факультетов по различным вопросам дисциплины и быта студентов.

  • В общежитиях систематически проводятся собрания-встречи студентов с проректором университета по административно-хозяйственной работе для обсуждения и разрешения насущным проблемам дисциплины и быта. Студкомами общежитий проводятся различные полезные мероприятия (конкурсы, вечера отдыха, спортивные соревнования), организуются мероприятия по приведению помещений общежитий в надлежащий порядок.

  • Налажено активное взаимодействие администрации, студкомов общежитий, хозяйственного управления, службы внутренней охраны и профкома студентов в деле поддержания порядка и дисциплины. Эффективно работала комиссия по рассмотрению вопросов нарушения студентами дисциплины проживания в общежитиях.

  • Более упорядоченными и прозрачными стали принципы предоставления мест в общежитиях для нуждающихся студентов.

  • В большинстве общежитий по инициативе студенческих советов и содействии кафедры физвоспитания и спорта созданы и оборудованы спортивным инвентарем спортивные уголки.

  • В общежитиях по мере финансовых возможностей ведутся первоочередные ремонтные работы, в результате которых значительно улучшились и продолжают улучшаться бытовые условия проживающих студентов.

  • Стали редкими случаи курения в общежития в неположенных местах, практически изжиты случаи организованного распития спиртных напитков.

  • Организован Отдел внутренней охраны университета, где за исключением двух профессионалов работают только студенты. Это подразделение фиксирует все выявленные нарушения дисциплины студентами в общежитиях и в университете и добивается принятия эффективных мер по каждому случаю.

  • Систематически Отделом внутренней охраны совместно с заместителями деканов студенческим активом и работниками хозуправления проводятся проверки состояния дисциплины поведения студентов и пожарной безопасности в общежитиях университета.

  • Организовано взаимодействие студкомов общежитий с ведомством по контролю за оборотом психотропных и наркотических средств. Проводятся соответствующие профилактические мероприятия по предотвращению наркомании и других негативных явлений.

  • Большую работу по организации внеучебной деятельности студентов продолжают вести по ежегодно обновляемым планам научная библиотека, кафедра физического воспитания и спорта, творческая лаборатория и многие преподаватели.

  • Проводится работа по адаптации первокурсников.

  • Все факультеты составляют ежегодно обновляемые планы организационно воспитательной работы. На Советах факультетов ежегодно рассматриваются вопросы воспитательной работы.

  • Проблемы жизни и быта студентов в общежитии активно и систематически освещаются в газете «Петрозаводский университет».

  • Возобновлена деятельность студенческих строительных отрядов.

  • В результате проверки состояния воспитательной работы в университете при последней аттестации состояние этой рабаты оценено как хорошее.

2. Цели и задачи «Программы воспитательной работы в ПетрГУ на период до 2010 года»

В связи с истекающим сроком действия «Программы воспитательной работы в ПетрГУ на период до 2005г.» в январе 2005г. с докладом о состоянии воспитательной работы в университете выступил ректор университета В.Н.Васильев. Ученым Советом было отмечено, что основные положения Программы выполнены. Ученым Советом была всесторонне обсуждена и утверждена разработанная под руководством ректора В.Н.Васильева «Концепция развития воспитания в Петрозаводском государственном университете». В этом документе с учетом накопленного опыта воспитательной работы определены основные цели и задачи воспитания, а также направления деятельности университета по воспитанию во временном разрезе - от организации приема и на все последующее время пребывания обучающихся в университете. Важным является открытость Концепции воспитания к последующим дополнениям и изменениям по мере накопления и обобщения опыта работы. Ниже приводится текст Концепции воспитания.

3. КОНЦЕПЦИЯ

развития воспитания в Петрозаводском

государственном университете

Состояние проблемы

Петрозаводский государственный университет является центром образования, науки и культуры в Республике Карелия. ПетрГУ обеспечивает подготовку специалистов к различным видам труда в экономической и социальной сферах общества, а также предоставляет возможности постдипломного образования (аспирантура, докторантура) и повышения квалификации различным категориям специалистов (с высшим и средним специальным образованием). Следует отметить и направленность работы университета на подготовку преподавателей для образовательных учреждений различных типов и видов в рамках основной и дополнительной квалификаций.

Одной из ведущих функций деятельности университета является воспитательная, реализуемая прежде всего по отношению к студентам, но также по отношению к учащимся различных образовательных учреждений - потенциальным абитуриентам, к аспирантам, к преподавателям университета и других образовательных учреждений.

ПетрГУ имеет хорошие традиции в осуществлении воспитания студенческой молодежи в учебном процессе и во внеучебной деятельности студентов. Среди таких традиций: работа творческих коллективов (академический хор, ансамбль “Тойве”, студенческий театр), деятельность факультета общественных профессий с самыми различными отделениями, спортивно-туристическая работа (работа турклуба “Сампо”, походы выходного дня, различные спортивные секции и соревнования), организация культурного досуга студентов и преподавателей (концерты симфонической музыки, литературно-музыкальные вечера в библиотеке) и т.п. В университете имеется весьма позитивный (но, к сожалению, несколько утраченный) опыт профориентационной деятельности, осуществления непрерывной экологической, мировоззренческой подготовки студенческой молодежи и т.п.

Университет заинтересован в подготовке и отборе перспективных абитуриентов. Для решения данной задачи организован Открытый университетский лицей, профессорско-преподавательский состав университета активно участвует в организации и проведении предметных олимпиад школьников, университет возглавляет движение по организации исследовательской деятельности школьников в Республике Карелия, обеспечивает работу Координационного центра Всероссийской научно-социальной программы для молодежи “Шаг в будущее” по Карелии.

Университет обеспечивает подготовку педагогических кадров, что позволяет оказывать дополнительное влияние на культурное развитие студентов, а также осуществляет повышение психолого-педагогической квалификации педагогических работников, в том числе и преподавателей ПетрГУ.

В настоящее время для высшего образования характерно наличие ряда связанных с реализацией его воспитательной функции проблем, обусловленных как особенностями функционирования всей системы образования в период экономической и политической нестабильности, так и спецификой высшей школы. Особенности современного студенчества Карелии (в том числе и студентов ПетрГУ), проблемы воспитания студенческой молодежи являются малоизученными. Однако, можно обозначить ряд противоречий (внешних и внутренних), которые связаны с ними.

Ведущим внешним противоречием является противоречие между воспитательным потенциалом образовательного процесса в высшей школе и социальной ситуацией, ориентирующей молодежь не столько на престиж образования, сколько на праздный образ жизни, искаженные представления о досуге (ночные дискотеки, клубы, бары, азартные игры и т.п.), на возможности “легких” способов получения доходов (выигрыш, махинации, насилие), активно пропагандируемые через низкопробную печатную продукцию, через СМИ.

Немаловажное значение имеет низкий уровень финансирования системы образования и вузов в целом, заработной платы работников бюджетной сферы, преподавателей высшей школы, в частности. С одной стороны, такое положение вызывает затруднения в формировании профессиональной направленности личности студентов, получающих соответствующие профессии. С другой - вынуждает преподавателей брать более высокую нагрузку, искать заработки “на стороне” (в коммерческих учебных заведениях, в репетиторстве), что в любом случае ведет к перегрузкам и, как следствие, к снижению качества прежде всего воспитательной составляющей преподавательской деятельности. Снизились возможности посещения как преподавателями высшей школы, так и студентами культурных центров (музеев, театров, и т.п.), особенно за пределами республики.

Существенно значение материального расслоения студенчества. Наряду с материально обеспеченными в университете обучаются студенты с низким уровнем доходов, желающие, но не всегда имеющие возможность найти работу для поддержания своего материального положения. Возникают проблемы, связанные с отклонениями в состоянии физического и психического здоровья молодежи, с нарастанием неуверенности в завтрашнем дне, как следствие наблюдаются проявления пассивности (иногда агрессивности и насилия), попытки ухода от действительности через использование алкоголя, наркотических средств, табакокурения. Возрастает потребность студентов в получении помощи в порядке психолого-педагогического и медицинского консультирования.

В связи с отставанием финансирования при увеличении количества студентов высших учебных заведений, в вузах, особенно по общекультурным дисциплинам продолжают доминировать массовые (фронтальные) формы работы, что противоречит современной личностно-ориентированной парадигме образования.

Противоречиво и понимание воспитательной работы как преимущественно внеучебной через организацию воспитательных мероприятий, тогда как учебный процесс в высшей школе имеет огромный воспитательный потенциал, на сегодняшний день недостаточно реализуемый.

Внутренние противоречия между необходимостью и свободой, социализацией и индивидуализацией личности, авторитарностью и демократичностью в общении преподавателей и студентов, связаны с внешними противоречиями и обусловлены как несовершенством программ и технологий образования, так и уровнем готовности преподавателей вузов к взаимодействию со студентами как носителями индивидуальности.

Личностная ориентация образовательного процесса в вузе предполагает ясное и четкое видение индивидуальности, осознание механизмов и процедур ее становления. В связи с этим вызывает тревогу слабая и довольно поверхностная ориентация студентов в историческом изменении мировоззренческих стилей и интеллектуальных установок, что несомненно оказывает влияние на целостное восприятие проблем современности.

Концептуальные положения

Петрозаводский государственный университет, являясь центром образования, науки и культуры в регионе, открытой социокультурной системой, в своей деятельности ориентируется на реализацию воспитательной функции, прежде всего, по отношению к студенческой молодежи, но также по отношению к учащимся различных образовательных учреждений (потенциальным абитуриентам), к аспирантам (потенциальным преподавателям), к преподавателям университета и других профессиональных образовательных учреждений республики. Воспитание в университете рассматривается как обоюдное духовно обогащающее взаимодействие поколений в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности.

В развитии воспитательной деятельности ПетрГУ базовыми положениями являются следующие.

  1. Культурологический подход - ориентация деятельности на развитие общей и профессиональной культуры специалиста.

  2. Гуманистический подход - обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития его личности.

  3. Личностно-ориентированный подход - обеспечение условий для развития личности студента, его индивидуальности.

  4. Гуманитаризация образования - представленность в образовании студенческой молодежи гуманитарных дисциплин, повышение качества общегуманитарной подготовки студентов.
    Признание важности гуманизации и гуманитаризации образования в университете должно подкрепляться возрастанием роли дисциплин, непосредственно направленных на формирование базовой культуры специалиста, прежде всего философии, истории, культурологии, психологии и педагогики.

  5. Приоритетность гражданского воспитания - направленность на развитие чувства долга по отношению к обществу и своему отечеству (в том числе к малой родине), к семье, детям.

  6. Реализация идей толерантного воспитания, диалога культур.

  7. Систематичность и непрерывность решения задач воспитания, проявляющаяся: а) в поэтапной работе с молодежью (довузовский, вузовский, послевузовский этапы), б) в подготовке (магистров, аспирантов, соискателей) и повышении квалификации преподавателей вуза по вопросам воспитания, в) в создании программ непрерывной подготовки студентов (например, мировоззренческой, экологической).

  8. Взаимосвязь систем воспитания в учебной и внеучебной работе со студентами.

  9. Сочетание управления решением задач воспитания студенчества с созданием условий для проявления инициативы и самодеятельности самими студентами, с развитием студенческого самоуправления.

  10. Сочетание организации воспитания студенческой молодежи с исследованием возникающих проблем и анализом способов их решения, с мониторингом результатов воспитательной работы.

Цели и задачи воспитания в ПетрГУ

Целями воспитания в высшей школе является развитие базовой (общей) и профессиональной культуры специалиста. Базовая культура специалиста складывается из следующих основных составляющих: мировоззренческой, познавательной (культуры умственного труда), коммуникативной, логической, нравственной, эстетической, экологической, психолого-педагогической, физической, правовой, экономической, политической. Профессиональная культура специалиста проявляется в профессиональной компетентности и профессиональной направленности личности.

Центральным ядром в системе воспитания студентов вузов является развитие ответственности за себя, за выбор своего жизненного пути, за устойчивое развитие общества и природной среды, самостоятельности и свободы самоопределения и самореализации. Возрастает значение формирования потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании в духе социальных идеалов, умений правильно выбирать стратегию (смысл) жизни и подбирать соответствующую тактику (цели и средства), настойчиво добиваться их реализации.
Основные направления организации

воспитания в ПетрГУ

Воспитание на довузовском этапе

Университет в тесном сотрудничестве с Правительством Республики Карелия и администрацией районов Республики Карелия отслеживает потребность в кадрах высшей квалификации на ближайшую и длительную перспективу. В соответствии с потребностями региона в квалифицированных кадрах университет осуществляет свою деятельность по формированию контингента студентов.

Координацию работы по данному направлению осуществляют Отдел по работе с филиалами и районами Республики Карелия и Подготовительный факультет.

Мероприятия по реализации:

  • Взаимодействие с администрацией районов РК по заключению и выполнению договорных обязательств;

  • Проведение дней районов в университете и дней университета в районах республики;

  • Укрепление договорных отношений и развитие сотрудничества университета с учреждениями общего среднего образования (Университетский лицей, школа-гимназия №30, школа-гимназия №10 и др.);

  • Обеспечение работы Открытого университетского лицея для учащихся школ районов РК;

  • Использование потенциала педагогической практики студентов в целях осуществления профориентационной работы в школах г. Петрозаводска и районов республики;

  • Участие профессорско-преподавательского состава в работе с одаренными детьми: в организации и проведении предметных олимпиад школьников, конференций и выставок по исследовательской работе учащихся, руководстве исследовательскими работами учащихся, развитии работы по программе “Шаг в будущее”.



Решение проблемы адаптации первокурсников

Воспитательная работа со студентами первого курса направлена на оказание помощи первокурсникам в адаптации к особенностям педагогического процесса в высшей школе, с одной стороны, в развитии у них чувства гордости за принадлежность к университету - с другой.

Координацию работы по данному направлению осуществляют ректорат университета, деканы факультетов.

Мероприятия по реализации:

  • Проведение дня посвящения в студенты;

  • Организация встреч первокурсников с представителями ректората;

  • Торжественное вручение зачетных книжек, студенческих билетов, значков университета;

  • Заключение договоров о взаимных обязательствах студента и университета;

  • Обеспечение работы кураторов;

  • Создание структуры студенческого самоуправления.



Воспитание студентов в учебном процессе

Воспитание студенческой молодежи в высшей школе осуществляется, прежде всего, через решение воспитательных задач в учебном процессе. В реализации воспитательной функции педагогического процесса в университете имеются неиспользованные резервы, которые могут и должны быть реализованы. Центральное место в осуществлении воспитания в процессе обучения занимает решение вопросов непрерывной мировоззренческой и непрерывной экологической (в русле идеи устойчивого развития) подготовки студентов, как интегративных составляющих воспитания.

Координацию работы по данному направлению осуществляют ректорат (первый проректор, проректор по учебной работе), деканы факультетов, заведующие кафедрами, методические комиссии факультетов и кафедр, а также общеуниверситетские кафедры педагогики и психологии, философии, культурологии.

Мероприятия по реализации:

  • Обеспечение психолого-педагогической и методической подготовки преподавателей по вопросам воспитания в процессе обучения;

  • Организация обсуждения путей воспитания студентов в процессе воспитания на заседаниях кафедр, методических комиссий.

  • Отражение вопросов воспитания студентов в рабочих программах;

  • Обеспечение решения задач воспитания через соответствующий подбор содержания образования и технологий его реализации;

  • Разработка программ непрерывной мировоззренческой и экологической подготовки студентов, как интегративных составляющих воспитания;

  • Эффективное использование учебных и производственных практик, особенно педагогической (в процессе взаимодействия группы методистов, педагогов образовательного учреждения, студентов и учащихся);



Внеучебная деятельность студентов,

организация здорового образа жизни

Университет имеет хорошие традиции воспитания во внеучебной деятельности студенческой молодежи, которые необходимо укреплять и развивать, привлекая к совместному участию в делах, обеспечивающих приобщение к культуре, как студентов, так и преподавателей и сотрудников университета.

Координацию работы по данному направлению осуществляют ректорат, студенческий профком, кафедра культурологии с Творческой лабораторией и Факультетом общественных профессий, кафедра физической культуры и спорта.

Мероприятия по реализации:

  • Обеспечение дальнейшего создания условий для работы творческих коллективов в университете (академический хор, ансамбль “Тойве”, студенческий театр, коллективы КВН, литобъединение, и др.);

  • Поддержка работы ФОП;

  • Развитие традиций организации и материальной поддержки культурных мероприятий для студентов университета: симфонические и сольные концерты, посещения театральных спектаклей;

  • Поддерживать инициативы студентов и преподавателей по созданию и организации работы дискуссионных клубов, включению в повестки заседаний вопросов культуры специалиста (например, Психологический клуб);

  • Продолжать и развивать традиции обсуждения культурологических вопросов на страницах многотиражной газеты “Петрозаводский университет”;

  • Продолжать и развивать традиции проведения научной библиотекой университета литературно-музыкальных вечеров с привлечением известных исполнителей и литературоведов;

  • Содействие инициативам преподавателей и студентов по организации различного рода мероприятий воспитательного характера, включая организацию встреч с интересными людьми, познавательные поездки с целью посещения музеев, знакомства с историческими памятниками и т.п.;

  • Сохранение и развитие традиций работы Спортивного клуба ПетрГУ, турклуба “Сампо”;

  • Развитие традиций привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом, приобщения к здоровому образу жизни через:

- проведение массовых мероприятий (соревнования, походы выходного дня, акции “Лыжня зовет”, занятия в оздоровительном центре “Акватика” и т.п.),

- работу спортивных секций,

- функционирование спортивно-оздоровительного центра;

  • Пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками (административными и пропагандистскими методами).



Студенческое самоуправление в университете

Студенческое самоуправление - инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление - один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитое студенческое самоуправление в вузе имеет огромное общественное значение, помогающее становлению личности, особенно качеств будущего руководителя.

Координацию работы по данному направлению осуществляют студенческая профсоюзная организация, как самостоятельной организация юридически и финансово независимая от администрации университета, коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления на всех уровнях управления вузом и органы студенческого самоуправления академических групп, общежитий, студенческих организаций по интересам, кружков, секций и т.д.

Мероприятия по реализации:

  • Обеспечение открытой деятельности студенческого профкома университета, студенческих профбюро факультетов;

  • Организация работы студенческого актива в общежитиях через общеуниверситетский совет общежитий, студенческие комитеты в каждом общежитии;

  • Организация профкомом студентов совместно с администрацией университета учебы студенческого актива по организации общественно-значимых мероприятий и осуществлению проектов студенческих инициатив;

  • Содействие со стороны профкома и администрации университета в организации студенческих строительных отрядов, и вторичной занятости студентов;

  • Организация досуга студенческой молодежи;

  • Участие представителей студенческого самоуправления в решении вопросов, связанных с нарушениями студентами норм и правил поведения в университетских подразделениях и за пределами университета;




Научно-методическое обеспечение

воспитания студентов университета

Обеспечение эффективной организации воспитания студенческой молодежи в университете требует изучения современных особенностей студентов университета, проведения соответствующего мониторинга результативности воспитательной работы, выявление современных технологий, обеспечивающих развитие личности и становление индивидуальности, повышение квалификации преподавателей университета по вопросам воспитания.

Координацию работы по данному направлению осуществляют проректор по научно работе, проректор по учебной работе, помощник ректора по воспитательной работе, кафедра педагогики и психологии, кафедра социологии и социальной работы.

Мероприятия по реализации:

  • Организация систематических исследований особенностей студентов университета, уровня их воспитанности;

  • Осуществление психологического консультирования студентов;

  • Проведение психолого-педагогического консультирования преподавателей;

  • Организация семинаров по вопросам воспитания (при востребованности);

  • Обеспечение рассмотрения вопросов развития общей и профессиональной культуры специалиста на курсах повышения квалификации преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также в подготовке магистров и аспирантов по психологии и педагогике высшей школы;



Функциональная ответственность за воспитание студентов

Ответственность за решение вопросов воспитания студентов ПетрГУ несет ректорат во главе с ректором, деканы факультетов, заведующие кафедрами. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам университета.

Координация деятельности обеспечивается через специально созданную структуру, включающую помощника ректора по воспитательной работе, заместителей деканов по воспитательной работе и работе в общежитиях, кураторов студенческих групп первого курса.

Ежегодно в университете составляются факультетские и общеуниверситетские планы необходимых организационных мероприятий. На Советах факультетов, на ректорате и Ученом Совете ежегодно рассматриваются вопросы о состоянии воспитательной работы в университете.

Примечание: Предлагаемый проект концепции - открытый к дополнениям и изменениям документ.

4. План основных мероприятий

на 2006-2010гг. по реализации «Концепции развития воспитания в ПетрГУ»

В Программе приводятся основные мероприятия, которые детализируются, уточняются и развиваются в ежегодных планах соответствующих подразделений университета.

4.1. Общеуниверситетские ежегодные мероприятия

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки проведения


  1. 1

Проф. ориентационные мероприятия в средних учебных заведениях Республики Карелия

Отдел по работе с филиалами и районами, приемная комиссия, деканаты факультетов

Постоянно

  1. 2

Составление и утверждение планов воспитательной работы факультетов на очередной учебный год

Зам. деканов факультетов

Май, июнь каждого года

  1. 2

Проведение собраний со студентами зачисленными на первый курс сразу после зачисления.

Деканы факультетов

По мере зачисления.

  1. 3

Рассмотрение заявлений студентов о предоставлении места в общежитии.

Комиссия по заселению в общежития, заместители деканов по воспит.работе

Ежегодно, конец августа начало сентября

  1. 4

Торжественное посвящение в студенты.

Ректорат, Творческая лаборатория, деканаты.

Ежегодно, первая половина сетября

  1. 5

Назначение приказом ректора кураторов в студенческие группы первого курса на очередной учебный год

Проект приказа готовят зам. деканов.

Ежегодно, в конце истекающего учебного года.

  1. 6

Проведение общих факультетских собраний первокурсников. Торжественное вручение зачетных книжек, студенческих билетов, значков.

Деканы факультетов

Первая половина сентября.

  1. 7

Проведение групповых собраний с первокурсниками. Создание профсоюзных групп. Выборы профоргов, назначение старост. Объяснение первокурсникам прав и обязанностей студентов и специфики учебного процесса в университете.

Кураторы, студенты старших курсов-представители студенческого профкома..

Сентябрь.



Организация посещения студентами первого курса музеев и выставочных залов.

Заместители деканов, кураторы.

Сентябрь-ноябрь.



Организация выступлений академического хора для студентов первого курса

Директор хора, заместители деканов.

Сентябрь- ноябрь

  1. 8

Собрания-встречи ректора университета со студентами всех факультетов.

Помощник ректора и заместители деканов по воспитательной работе.

Сентябрь – ноябрь.



Выступления ректора на собраниях в студенческих общежитиях.

Проректор по организационной работе, проректор по АХР

Каждый семестр

  1. 9

Отчеты и обновление студкомов общежитий.

Профком студентов университета, заведующие общежитиями.

Начало учебного года.



Проведение собраний студентов в каждом общежитии по вопросам соблюдения режима безопасности проживания в общежитиях.

Начальник управления безопасности, противопожарная служба.

Не реже двух раз в течение каждого учебного года

  1. 10

Организация рейдов по контролю за соблюдением правил внутреннего распорядка и противопожарной безопасности в общежитиях.

Отдел внутренней охраны, хозяйственное управление.

Не реже одного раза в месяц.

  1. 11

Рассмотрение и утверждение планов воспитательной работы факультетов на заседаниях советов факультетов.

Зам. деканов факультетов по воспитательной работе

Начало учебного года.

  1. 12

Отчеты заместителей деканов о воспитательной работе на Советах факультетов и кураторов на кафедрах о выполнении плана воспитательной работы.

Заместители деканов, кураторы.

Учебный год

  1. 14

Привлечение студентов к научной работе. Проведение студенческих научных конференций.

Проректор по научной работе, зам деканов по научной работе

Учебный год

  1. 15

Организация набора студентов в Межфакультетскую группу при Правительстве РК и организация занятий в этой группе.

Проректор по учебной работе

Учебный год



Содействие донорскому движению среди студентов университета

Пом. ректора по воспитательной работе, заместители деканов, студенческий профком .

Учебный год



Проведение встреч студентов с ответственными офицерами военкомата Республики Карелия по правовым и другим вопросам возможной будущей службы в Вооруженных силах.

Пом. ректора, заместители деканов, Военкомат Республики Карелия..

Учебный год



Организация встреч с ветеранами участниками Великой Отечественной войны.

Управление социальной работы, профкомы преподавателей и студентов.

Май месяц.



Проведение бесед ответственными работниками ОВД г Петрозаводска в общежитиях университета и др. студенческих коллективов по вопросам правонарушений среди молодежи. Периодические посещения общежитий участковыми милиционерами. Участие работников милиции в рейдах проверки правил безопасности в общежитиях.

Управление безопасности университета, ОВД г. Петрозаводска

Учебный год



Организация бесед в студенческих коллективах с кураторами студенческих групп, с работниками администрации общежитий и учебных корпусов по вопросам противодействия терроризму и иным проявлением экстремизма ответственными работниками Управления ФСБ по Республике Карелия.

Управление безопасности университета, помощник ректора по воспитательной работе.


Учебный год.



Организация публикаций связных с воспитательной работой в многотиражной газете «Петрозаводский Университет»

Помощник ректора по воспитательной работе.

Учебный год.



Организации учебы заместителей деканов по воспитательной работе и кураторов на факультете повышения квалификации.

Деканат ФПК

Каждый учебный год

Кроме этого имеется оперативный план работы студенческого профкома (см. сайт profcom.karelia.ru) и других подразделений университета.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: