Пояснительная записка
Рост образования в обществе - необходимый, если не самый важный, элемент социально-культурного и экономического разви­тия страны. В этом плане на образование как целостную государст­венную структуру, обеспечивающую социальное развитие лично­сти, ложится помимо прочих задача сохранения физического, пси­хического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Для ее решения Министерство образования Российской Федера­ции инициировало как один из вариантов разработку целостной образовательной программы, направленной на укрепление здоро­вья обучающихся, воспитанников, составленной с учетом их воз­растных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

Эта разработка была осуществлена группой авторов под руко­водством доктора медицинских наук Касаткина В. Н.

Программа утверждена Минобразованием России, Минздравом России, президентами РАО, РАМН.

Программа реализуется всеми участниками учебно-воспита­тельного процесса в урочное и внеурочное время.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-4 классы

Раздел 1.

Самопознание

Знание своего тела.

Части тела, их функциональное предназначение.

Внутренние органы и их предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Называть органы и части тела, их функциональное предназначе­ние. Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях. Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни. Расска­зать о субъективных признаках своей усталости. Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им.
Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоцио­нальные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь распознать основные эмоции у себя и у других, словесно объяснить их, отчетливо выразить с помощью жестов, мимики, по­зы. Уметь описать словесно свои ощущения. Выражать готовность обратиться за советом и помощью в ситуациях страха, горя или не­счастья.
Раздел 2.

Я и другие

Правила межличностного общения: предупредительность, пред­ставление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного ре­шения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в обществен­ных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людь­ми. Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье. Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели. Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

Гигиена тела.

Кожа и ее придатки. Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви. Под­держивать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
Гигиена полости рта.

Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навыки правильной чистки зубов. Иметь сформирован­ную привычку чистить зубы 2 раза в день. Не иметь нелеченного кариеса зубов.
Гигиена труда и отдыха.

Периоды изменения трудоспособности. Режим дня. Субъектив­ные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему. Уметь распознать признаки утомления, в том числе зритель­ного. Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы, простейшие, грибки. Взаимодействие че­ловека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Представ­ление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» за­щиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т. д. Представление об «активной» защите – иммунитете.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи. Уметь использовать «пассивную защиту» при не­обходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т. д.).

Иметь сформированное представление о моральной ответствен­ности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.
Раздел 4.

Питание и здоровье

Питание - основа жизни.

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных про­дуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь соблюдать элементарные правила режима питания. Уметь пользоваться столовыми.

Навыки соблюдения правил хранения пищевых продуктов. Навыки обработки фруктов и овощей перед их употреблением. Умение мыть посуду и столовые приборы.
Раздел 5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части улицы», «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у железнодорожных путей.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. Иметь навык наблюдения. Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу». Иметь навык переключения на самоконтроль.
Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. Элементарные правила безопасно­сти при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапи­нах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их. Иметь навыки безопасного обраще­ния с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор. Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными при­способлениями. Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животных и из­бегать укусов и повреждений. Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змеи.
Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация в городе, в деревне. Экстремальная си­туация, связанная с незнакомым человеком. Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи: 01,02, 03, 04, службы спа­сения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Освоить три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зо­ви на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспа­сению». Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации. Знать способы тушения огня. Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Раздел 6.

Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг.

Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.

Ожидаемые результаты (ученик может). Иметь позитивное, уважительное отношение к врачам и меди­цинским сестрам как к людям, которые помогают сохранить здоровье. Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения. Знать, зачем детей госпитализируют.
Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред ме­дикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хра­нятся дома.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблени­ем, применять только по назначению врача или рекомендации ро­дителей, не пробовать неизвестные таблетки).
Раздел 7.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.
Общее представление о психоактивных веществах. Почему лю­ди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь, и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь избегать ситуации пассивного курения. Понимать, что алкоголизм и наркомания - трудноизлечимые заболевания. Выра­ботать формы поведения, когда рядом находится человек в состоя­нии алкогольного или наркотического опьянения. Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веще­ствам индивидуальна и зависимость может возникнуть после пер­вых приемов.
5-9 классы

Раздел 1. Самопознание

Знание своего тела.

Телосложение. Ткани, органы, системы органов и их саморегуляция. Гомеостаз как условная норма состояния организма (сен­сорной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной, по­ловой). Физиологические и психические процессы в различные пе­риоды взросления и полового созревания. Индивидуальные осо­бенности строения и развития тела.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь осуществить простейшие физиологические измерения (вес, рост, частота пульса, температура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию). Иметь представление о собст­венной физиологической норме и уметь различать отклонение от нее. Понимать индивидуальные особенности строения тела. Доброже­лательно относиться к физическим недостаткам других людей. Со­блюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, питания, достаточной двигательной активности; тепловой режим.
Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Самооценка. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживание отчуждения, дисморфофобия и др.). Стресс, его психологические и физиологические про­явления, способы совладания со стрессом.

Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Половые различия в поведении людей.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь имитировать различные эмоциональные проявления. Уметь распознать и вербализовать такие состояния, как страх, вы­сокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия, мысли о самоубийстве. Понимать природу переживаний в периоды кризи­сов взросления. Уметь попросить о помощи в трудных ситуациях. Понимать необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия. Принимать различия между людьми, уважать осо­бенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.
Раздел 2.

Я и другие

Положение личности в группе, ролевые позиции в группе. Базо­вые компоненты общения: внимание, слушание, активное слуша­ние. Виды и формы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. Конфликты с родите­лями, друзьями, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками.

Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Типологизация групп. Референтные группы. Ролевые позиции в груп­пе. Тактика взаимодействия: диктат, сотрудничество, конфронта­ция, невмешательство. «Инструментарий общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение и др. Групповое давление. Ролевые позиции в семье. Поведенческие риски, опасные для здоровья.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Умение представить себя в выгодном свете в различных мо­дельных группах. Демонстрировать базовые навыки общения: умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор. Уметь критиковать, хвалить и принимать похвалу. Иметь навык принятия самостоятельного решения. Уметь аргументированно от­стаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями. Иметь навыки отказа и противостояла групповому давлению. Уметь принять самостоятельные и коллективные решения в модельных условиях. Иметь навыки выхода им группы. Избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни. Понимать структуру собственной семьи, осознавать ролевую позицию каждого члена семьи, ее естественной трансформации во времени. Занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение] агрессия) в формальной группе.
Раздел 3.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

Гигиена тела.

Индивидуальные и возрастные особенности кожи и ее придатков. Микрофлора кожных покровов. Запахи тела. Уход за кожей лица и рук, ногами. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом. Типы волос, уход за волосами. Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены Правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек. Пользование предметами личной гигиены.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность ж всех присущих возрасту функциональных состояниях. Уметь гж добрать гигиенические средства для ухода за телом, волосам. Терпимо относиться к людям, которые не могут соблюдать правил личной гигиены.
Гигиена полости рта.

Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, зубной пасты. Заболевания зубов, десен, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь выбрать зубную щетку, зубную пасту. Менять щетку пасту не реже 1 раза в 3 месяца. Уметь пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта (флосы, гели, силаиты и др.) Посещать стоматолога с целью профилактического осмотра не реже 1 раза в год.
Гигиена труда и отдыха.

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезон­ные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна. Ин­дивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Пере­утомление, его субъективные и объективные признаки, методы сня­тия. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь спланировать деятельность на неделю с учетом индиви­дуальных биологических ритмов. Использовать большой арсенал различных видов двигательной активности (секции, подвижные игры, любимые виды спорта). Иметь навыки снятия утомления глаз. Самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Иметь уважительное отношение к людям со сни­женными способностями и возможностями.
Профилактика инфекционных заболеваний.

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источни­ки возбудителей. Пути передачи. Механизмы защиты организма - иммунитет. «Активные» и «пассивные» способы его повышения.

Эпидемия, пандемии. Поведение при подозрении на инфекци­онное заболевание и во время болезни. Ответственность за распро­странение инфекций. Инфекции, предаваемые половым путём. Ту­беркулёз, его предупреждение.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь вести себя в эпидемиологически неблагоприятных усло­виях. Иметь сформированные навыки поведения в условиях эпиде­мии респираторных заболеваний в качестве больного и здорового. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров в декретированные возраста. Иметь чёткие представления о своём поведении при подозрении на инфекционное заболевание. Иметь позитивное отношение к вакцинации.
Раздел 4.

Питание и здоровье.

Питание - основа жизни.

Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в основ­ных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Продукты питания в разных культурах. Традиции нацио­нальной кухни. Ядовитые грибы и растения.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь готовить разнообразные основные блюда. Уметь составить индивидуальное меню с учётом энергетической ценности ис­пользуемых продуктов и физиологических потребностей организ­ма. Уметь организовать собственное питание в течение рабочего дня. Уметь различать ядовитые и неядовитые грибы. Избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья. Иметь навык избежания незнакомых растений и ягод.
Гигиена питания.

Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка стола, оформление блюд.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навыки оценки свежести продуктов по органолептическим свойствам перед их употреблением. Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды. Уметь оценить правильность и сроки хранения продуктов по упаковке.
Раздел 5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Безопасное поведение на дорогах.

Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора. Переход улицы на регулируемом перекрёстке. Ожидание на «островке безопасности». Посадка в автобус, трамвай, троллейбус. Выход из автобуса (троллейбуса, трамвая). Опасность движения группой. Ребёнок носит очки. Безопасное поведение транспорте — зоне повышенного риска. Правила движения велосипеда.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь навык самоконтроля. Иметь автоматизированные стере типы: наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающийся издалека автомобиль. Уметь безопасно переходить дорогу или через пути железнодорожных полотнах. Понимать свою личную ответственность за безопасность на дороге. Иметь критическое отношение поведенческим рискам на дороге.
Бытовой и уличный травматизм.

Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы, способствующие обморожению. Первая помощь при обморожениях. Правила безопасности при экскурсиях, в походах, экипировка туриста. Походная аптечка Правила безопасности при обращении с открытым огнём. Доврачебная помощь. Элементы реанимации. Основные правила наложения жгутов, повязок, транспортировки пострадавшего.
Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь обращаться с пиротехническими средствами, продавае­мыми в магазинах, открытым огнём. Уметь оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологиче­ских возможностей, организовать оказание полноценной помощи.
Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации аварийного и криминального характе­ра. Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затоп­ление, разрушение). Поведение в криминогенных ситуациях. Пове­дение в незнакомой природной среде. Совладение с паническими состояниями. Переживание острых негативных эмоций и стрессо­вых состояний. Помощь при утоплении.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях. Знать, за счёт каких действий можно предупредить или минимизировать по­вреждение в случае стихийных бедствий или техногенных катаст­роф. Владеть элементарными навыками самообороны. Знать сред­ства спасения утопающего на воде в тёплое и холодное время года, последовательность действий при спасении и умение их выполнить.
Раздел 6.

Культура потребления медицинских услуг.

Выбор медицинских услуг.

Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Типы учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование. Альтернативная медици­на, влияние на организм человека.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь обратиться за медицинской помощью. Иметь навыки со­блюдения чистоты и правил поведения в поликлинике.
Обращение с лекарственными препаратами. Рецепт, аптека, лекарство. Правила употребления лекарств. Опасность самолечения. Безопасное хранение и обращение с лекарствами. Злоупотребление медикаментами. Побочные действия лекарств.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Знать минимальный арсенал лекарств, которые применяют без назначения врача. Уметь подобрать для себя лекарственный препа­рат из этого арсенала с учётом индивидуальной переносимости ле­карств. Уметь принять первые меры самопомощи при развитии по­бочного действия лекарства.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: