Информационно – концептуальный модуль образовательной программы
Информационная карта

Учебное объединение – «Экологический театр «Радуга»

Программа: «Учимся играть в театр»

Образовательная программа – рабочая

Тип программы – интегративная

Вид программы - авторская

Целевая установка – художественно – эстетическая, общекультурная направленность

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение – развивающая художественную деятельность, воспитательная, профессионально ориентированная

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 12-17 лет (5-10 кл).

Продолжительность реализации – трехгодичная


ВВЕДЕНИЕ

Школьный театр - особый мир в пространстве образова­тельного учреждения

В школе происходит становление личностного самосознания ребенка. Для этого усилиями педагогов и родителей создаются разнообразные условия, одним из самых эффективных среди которых является школьный театр-студия.

«Театр - это нежное чудовище, которое берет своего челове­ка, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван» (А. Блок). Зачем школе это «нежное чудовище», что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия?

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуаль­ность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на веч­ные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зри­телю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай -и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

Театр известен как жанр от Средневековья до Нового време­ни. В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной (дополнительном образовании) практике прошлых эпох.

Школьный театр способствует решению целого ряда учеб­ных задач: обучению живой разговорной речи; приобретению известной свободы в обращении; он приучает выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников. «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим - те­атром удовольствия и развлечения».

Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний харак­тера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям сво­его народа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский театр потому и родился, что именно в нем заклады­вается культура человеческих взаимоотношений. Его основной задачей является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоз­зрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и неза­висимое мышление. Особенности театрального искусства - мас­совость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд бога­тых возможностей как в развивающем и эстетическом воспита­нии детей, так и в организации их досуга.

Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса в услови­ях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и разви­тие их способностей. А программный подход позволяет модели­ровать индивидуальный образовательный маршрут каждого ре­бёнка.

Программа ориентирована на развитие навыков эстетиче­ской оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Она позволяет развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма. Сценическая деятельность базируется на единстве кол­лективного взаимодействия и максимальном творческом прояв­лении каждого исполнителя. Работа театра-студии проходит под девизом: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце мудрым бу­дет» (С. Я. Маршак).

Программа разработана на основе работ деятелей театраль­ного искусства в области театральной педагогики М. Чехова, М. О. Кнебель, 3. Я. Корогодского, В. А. Петрова и др.

В программе использованы основные подходы системы ве­ликого русского актёра Михаила Чехова, направленные на фор­мирование театрального мышления, в котором главная роль от­водится воображению, фантазии, вниманию, поиску. Основу занятий составляет комплекс упражнений, разработанных авто­ром программы и развивающих самостоятельность детей в по­иске образа.

Работа с детьми по программе «Учимся играть в театр» ори­ентирована на изучение истории театра, овладение знаниями, умениями, навыками актёрской профессии. Практико-ориентированная деятельность театра-студии способствует по­вышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что значительно «оздоравливает» отношения среди детей. Изменя­ются взаимоотношения между взрослыми и детьми, которые влияют на культуру поведения, речи, чувств.

Организационно-методические основы программы

Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досу­га путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи:

  • овладение теоретическими знаниями, практическими уме­ниями и навыками в области театрального искусства;

  • развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных воз­можностей каждого ребенка;

  • воспитание независимой, свободной личности;

  • создание необходимой творческой атмосферы в коллекти­ве: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу;

  • участие в детских театральных фестивалях и конкурсах.

Важнейшими принципами построения данной програм­мы являются:

  • принцип индивидуальности, то есть личностно ориентиро­ванная направленность;

  • принцип креативности (творчества) - творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке и при уча­стии педагога творящего;

  • принцип связи с жизнью; искусство рассматривается как искусство живое, рожденное жизнью и неразрывно с ней свя­ченное.

Реализация этих принципов возможна лишь тогда, когда способом освоения материала станет сопереживание, а общение будет строиться по законам, где дети - актёры, исполнители, слушатели, зрители, а педагог - режиссер и актер.

Программа органично соединяет в себе познавательную дея­тельность обучающихся по овладению теорией, историей теат­ра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном про­пс се, театральном показе.
Организационно-педагогические основы программы

В театре-студии «Радуга» занимаются дети в возрасте от 9 до 17 лет. При наборе детей в группы принимаются все же­лающие. При этом обязательно проводится собеседование с це­лью выявления физических возможностей ребенка, его художе­ственно-творческих способностей.

Коллектив разбивается на группы в соответствии с возрас­том и уровнем развития детей.

Занятия в группах проводятся:

  • первого года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;

  • второго года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;

  • третьего года обучения - 2 раза в не­делю по 2 часа.

Группа первого года обучения формируется по желанию (де­ти 3-5 классов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Каждое занятие заканчивается анализом работы обучающегося с вручением медали по ее итогам. В течение года ребята пробу­ют свои силы, те, кого увлекла игра и не пугает серьезное и от­ветственное отношение к выбранному делу, остаются. В конце учебного года лучшие кандидаты-новички участвуют в тради­ционном мероприятии «Посвящение в студийцы». Каждому но­вичку вручают членский билет, где фиксируются успехи и ре­зультаты обучения по образовательной программе.

Следующий этап реализации программы - создание творче­ских групп по 10-12 человек. Состав творческой группы форми­руется в основном из детей, прошедших курс по образователь­ной программе первого года обучения и проявивших интерес к театральному искусству. На занятиях, которые проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, отрабатываются навыки актеров «Те­атра представления». Пьеса для учебного спектакля выбирается совместно с детьми.

Группы третьего и последующих годов обучения формиру­ются из обучающихся, прошедших следующую ступень - «По­священие в актеры театра-студии «Радуга». Учебная нагрузка составляет 4 часа в неделю. Предусмотрены также заня­тия для детей с речевыми дефектами.

На проводимых занятиях должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше свободы, фантазии для развития творческого воображения. И тогда дети становятся участниками интересных уроков, получают профессиональную подготовку в области театрального искусства и в будущем сумеют удивить зрителей новыми прекрасными постановками.

В театре-студии «Радуга» свои традиции: «Посвящение в студийцы» с вручением членских билетов, где фиксируются все результаты обучения и творческой деятельно­сти обучающегося. По окончании обучения в театре-студии вы­пускнику вручаются членский билет на память и рекоменда­тельное письмо для поступления в вуз. Важным этапом оконча­ния театрального сезона является проведение такой акции, как «Весенняя анкета» - коллективное подведение итогов работы каждого студийца в учебном году и определение кандидатов на номинации года. Положение о подведении итогов театрального сезона разрабатывается детьми и утверждается на художествен­ном совете - органе самоуправления театра-студии.

Предметное содержание обучения


Сценическое движение

Актёрский тренинг

Сценическая речь

Хореография Фехтование Пластика Пантомима

Ролевая игра Слуховое внимание Зрительное внимание Грим

Вокал Этикет Исправление дикции


Формы работы:

- собеседование, наблюдение, анкетирование, тренинги, ро левая игра, репетиции, постановка спектакля;

  • самостоятельная работа: «капустник», работа над образом, художественный совет;

Формы проверки усвоения знаний:

  • участие в дискуссии;

  • показ самостоятельных работ;

  • создание своего образа в самостоятельном варианте «капу­стника»;

  • логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного);

  • участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях;

  • работа над созданием спектакля;

  • «Весенняя анкета» - коллективное подведение итогов те­атрального сезона.

Критерии отслеживания усвоения образова­тельной программы:

  • овладение основами актерской профессии;

  • умение самостоятельно проводить различные тренинги, распределять роли;

  • умение свободно владеть своим телом и речевым аппара­том;

  • убеждение в необходимости и значимости здорового об­раза жизни.

Система поощрений в театре-студии «Радуга»:

  • дипломы;

  • выдвижение лауреатов в номинациях театра-студии «Радуга»:

• «Лучшая женская роль года»;

  • «Лучшая мужская роль года»;

  • «Король эпизода»;

  • «Открытие года» (женская роль);

  • «Открытие года» (мужская роль);

  • «Самый творческий человек группы»;

  • «Инициативное отношение к поручениям»;

  • «Хозяюшка»;

  • «Мастер Золотые руки»;

  • «Некурящий выпускник»;

  • «Лучшая анкета»;




  • медали «Всеобщий авторитет», «За благородство»;

  • творческие поездки на международные, всероссийские и

театральные фестивали других уровней.

Ожидаемый результат:

  1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

  2. Использование необходимых актерских навыков: свобод­но взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

  3. Владение необходимыми навыками пластической вырази­тельности и сценической речи.




  1. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

  1. Повышение интереса к изучению материала, связанного

с искусством театра, литературой.

6.Активное проявление своих индивидуальных способно­стей в работе над общим делом - оформление декораций, запись фонограмм и т. д.

  1. Создание спектаклей различной направленности, участие

и них студийцев в самом различном качестве.

  1. Ориентация на профессию актера.

Динамика продвижения обучающегося по «ступеням творчества» в условиях театра-студии «Радуга»

1шаг - Я не боюсь играть

2шаг - Я придумы­ваю сам

3 шаг - Мне это нравит­ся, и я уже без этого не могу

4 шаг - То, что и как я делаю, уже нравится и другим

5 шаг - Я умею играть и знаю, как это делать

6 шаг - Я начинаю понимать, что играю

7 шаг - И чувствовать это

8 шаг - Я научился играть правду

9 шаг - Научился молчать

10 шаг - Добился признания и любви зрителя

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРЕ-СТУДИИ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ «НАЧАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Раскрепощение»

Тренинг

  1. Снятие зажимов: мышечных, голосовых, мыслительных, эмоциональное и энергетическое раскрепощение.

  1. Развитие творческой активности.

  1. Коммуникабельность и избавление от комплекса неполноценности.

  1. Развитие индивидуальности.

  2. Знакомство с техникой сцены и ее устройством.

Первые роли

  1. Моноспектакли (этюды), миниатюры, массовки, «капуст­ники».

  1. Участие в общем творческом процессе театра- студии и ее традиционных программах, праздниках, обрядах.

  1. Приобщение к театру.

II ГОД ОБУЧЕНИЯ
«ТЕАТР ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»


Тренинг

  1. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских на­выков.

  1. Развитие навыков коллективизма и конкуренции.

  2. Освоение «актерского багажа»: грим, костюмы, художественное слово, пластика, реквизит, декорации, наблюдение.

Ролевые игры

  1. Образ, характер, приспособления.

  2. Атмосфера, обстоятельства.

  3. Отношения, события, конфликт.


Учебный спектакль-сказка

  1. Знакомство с драматургией.

  2. Действенный анализ и событийный ряд.

  1. Построение роли с использованием приобретенных навы­ков, работа над образом.

  1. Талант и коллективизм в достижении цели (премьера).


III ГОД ОБУЧЕНИЯ

«ТЕАТР ПЕРЕЖИВАНИЙ»

Тренинг

  1. Внимание и воображение.

  2. Внутреннее пространство.

  3. Психологический жест.

  4. Пространство и время.

  5. Воображаемый центр.

  6. Создание творческой атмосферы.

  7. «Внутренний актер».

  8. Импровизация.

  9. Энергетика актера.

10. Актерское обаяние.

Работа над спектаклем

  1. Работа за столом:

а) драматургия пьесы, действенный анализ, событийный ряд, конфликт;

б) «Роман жизни героя», его образ (какой он?);

в) его взаимоотношения с персонажами, актером;

г) цели, задачи, приспособления;

д) «актерский багаж».

  1. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, техниче­ских средств и таланта.

Здесь уместно напомнить, что искусство беспощадно! Поэтому репетиции - это прежде всего невероятная работоспособность, а также энергетические, физические и духовные затраты.
Это безупречный коллективизм и самопожертвование. При всем этом - это игра ума, чувств и вдохновения.

Образовательный стандарт программы 1 г.о.




Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Введение

Театр

Правила по ТБ и ПБ

Ориентироваться в здании

2

Актерское мастерство,

Сценическая речь,

Сценическое движение, Массовая работа

Импровизация, полуоборот, массовка, диалог, монолог, мимика, мизансцена

Правила постановки актеров на сцене, поговорки,

Держаться на публике, громко и внятно читать текст, обыгрывать мизансцену, импровизировать,

изготавливать костюмы и декорации


Образовательный стандарт программы 2 г.о.




Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Актерское мастерство,

сценическая речь,

сценическое движение, основы грима, история театра, прикладное искусство, постановка спектакля

Импровизация, полуоборот, массовка, диалог, монолог, мимика, мизансцена, грим, режиссура

Правила постановки актеров на сцене, секреты наложения театрального грима, историю театра, театрального и исторического костюма

Держаться на публике, громко и внятно читать текст, обыгрывать мизансцену, накладывать театральный грим, импровизировать,

изготавливать костюмы и декорации


Образовательный стандарт программы 3 г.о.




Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1

Актерское мастерство,

сценическая речь,

сценическое движение, основы грима, история театра, прикладное искусство, постановка спектакля.

Импровизация, полуоборот, массовка, диалог, монолог, мимика, мизансцена, грим, режиссура

Правила постановки актеров на сцене, секреты наложения театрального грима, историю театра, театрального и исторического костюма

Держаться на публике, громко и внятно читать текст, обыгрывать мизансцену, накладывать театральный грим, импровизировать, изготавливать костюмы и декорации


Тематический план занятий I года обучения

«Начальная театральная школа»


Тематика

Количе­ство за­нятий

Количе­ство ча­сов

Дидакт. метод. материал

Собеседование, история создания театра-студии, традиции, знакомство, видеосюжеты, планы

1

2




«Тренинг». Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскре­пощение

24

48

Текст упражнения, зеркало, игры

«Учимся играть в театр». Этюды, зачины, миниатюры, «капустники». Пробы в массовых сценах спектаклей. Утренники

24

48

Текст упражнения, зеркало, игры

Знакомство с техникой сцены, ее назначение

2

4

Текст упражнения, зеркало, игры

«Приобщение к театру». Посещение спектак­лей, экскурсии за кулисы, в цеха

4

8

Текст упражнения, зеркало, игры

Запись на видео самостоятельных работ и анализ их в студии и дома

2

4

Видеокамера, зеркало, ноутбук

Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, старшим группам

2

4

Видеокамера, зеркало, ноутбук

Участие в общем творческом процессе теат­ра-студии, ее праздниках, обрядах, програм­мах, общественной жизни Дворца

4

8

Текст упражнения, зеркало, игры

Первая «Весенняя анкета». Итоги года, рейтинги и награждения

1

2

Викторина, дидукцион-ная игра

Всего в году

64

128





«Хорошими люди становят­ся больше от упражнений, чем от природы».

Демокрит, IV век до н. э.

Начальная школа кому-то поможет в этом, в ком-то разо­жжет интерес, а кому-то раскроет глаза.

Содержание основных тем программы «Начальная театральная школа».

I год обучения

  1. Собеседование.

Рассказ о создании театра-студии, ее тра­дициях, обрядах, законах, выпускниках, о планах; показ видео­сюжетов, альбомов; согласовывание расписания занятий (оно должно устраивать обе стороны), разговор о требованиях к нор­мам поведения.

Беседа с «новенькими» об их увлечениях, причинах, побу­дивших принять решение к нам записаться. Выявление уровня и объема знаний о театре.

При встрече с родителями беседа о жизни ребенка дома и в школе. Если есть необходимость, рекомендации специалиста (врача-логопеда).

  1. Тренинг.

Тренировка через специальные упражнения всех органов ребенка, развитие координации, внимания, эмоциональ­ное и органов чувств, энергетическое раскрепощение, развитие творческой активности и воображения.

Снятие зажимов: голосовых, мышечных, мыслительных. Из­бавление от комплексов и развитие коммуникабельности. Воспи­тание индивидуального, самостоятельного мышления и видения.

Все это проводится на каждом уроке в первый час занятий в игровой форме в течение года и до выпускного вечера.

  1. Учимся играть в театр.

Все начинается с этюдов на память физических действий (ПФД), игры в кругу и по очереди: этюды «Коробок», «Пуговица», затем - «Я помогаю маме» (показ).

Следующие этюды сюжетные, и лучше их готовить руково­дителю.

Зачины - это самостоятельные розыгрыши или приятные удовольствия. «Капустники» готовим к нашим праздникам для всех.

Со второй четверти переходим к народным сказкам - «Тере­мок», «Колобок», «Репка», где учащиеся пробуют создавать об­разы (играть роли).

Каждый решает, кого он будет играть и каким. Костюм, пла­стику, реквизит и декорации - все готовят сами студийцы.

  1. Знакомство с техникой сцены.

Знакомство с собственно сценой, ее оборудованием и назначением.

Экскурсия в профессиональный театр и его цеха. Рассказ должен быть очень серьезным и с демонстрацией.

  1. Приобщение к театру.

С первых занятий тренинга необ­ходимо включать вопросы о местных театрах, их репертуаре, актерах, о российских театрах и актерах.

После просмотра спектаклей на очередной встрече важно уделить несколько минут анализу впечатлений каждого. Орга­низация творческой встречи с полюбившимися артистами и по­сещение репетиции, с обзором работы всех служб театра (по возможности).

  1. Запись на видео.

Когда работа над народными сказками закончена, организуется День съемок.

Съемка всех составов. Групповой просмотр отснятого мате­риала, конкурс на «лучшую роль» с вручением особых призов.

  1. Показ самостоятельных работ.

Показ творческих работ на общих праздниках студии «Посвящение в студийцы», «Последняя гастроль артиста» (на эти мероприятия собирается весь театр, его выпускники, и приглашаются родители). Дебют должен быть праздником!

  1. Участие в общем творческом процессе.

Прежде всего новички должны с первого дня почувствовать принадлежность к большому и дружному коллективу. Их на равных приглашают участвовать в праздниках, обрядах, соблюдать и знать традиции, вместе участвовать в городских и Центровых мероприятиях, об­служивать спектакли.

Они имеют своего представителя в художественном совете студии и поручения. Пользуются тем же реквизитом, декора­циями, костюмами, на равных со старшими. Это позволяет в «Весенней анкете» претендовать на призы и узнать свой пер­вый рейтинг популярности. А главное, добиваться права быть посвященным в актеры и быть приглашенными в спектакль старших на роль.

Основные требования программы «Начальная театральная школа»

  1. Главное — атмосфера урока. Она должна быть с первой встречи непринужденной, обязательно доброй и светлой, лучше радостной, легкой, где могут свободно парить детские мысли и чувства, где загораются глаза и рождается интерес, доверие.

  2. Очень важно, чтобы у урока был четкий темпоритм и про­думанный событийный ряд. Динамичность.

  3. Минимум информации - максимум действия. Объяснения должны быть предельно лаконичны и понятны, цель ясной и доступной.

  4. Каждый должен понять, чему он сегодня учится и зачем. Сознательные действия - это путь к успеху.

  5. Ни на минуту не забывать и о том, что перенасыщения мо­гут разрушить желание учиться так же, как грубость. Поэтому надо вносить в привычные упражнения элементы новизны.

  1. Каждый урок должен быть непредсказуем для учеников неожиданными поворотами, необычными формами и техниче­скими эффектами.

  2. Не скупитесь на эпитеты в превосходной форме. Восторг от успеха окрыляет, разлагает он значительно позже - присталь­но контролируйте эту грань.

  3. Заканчиваться уроки должны анализом (10-15 мин).

-Ваше впечатление? а.

  • Какие открытия сделали?

  • Чему старались научиться?

  • Кто сегодня вас порадовал, чем?

  • С кем было интересно работать?


Тематический план занятий П года обучения «Театр представления»




Тематика

Количе­ство занятий

Дидакт. метод. материал

Коли­чество часов

1

Вводный урок. Подведение итогов лета. Зна­комство с расписанием. Организационные во­просы

1




2

2

Тренинг. Коллективные игры. Освоение актер­ских навыков. Снятие зажимов

11

Текст упражнения, зеркало, игры



22

3

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отноше­ние

11

Текст упражнения, зеркало, игры

22

4

Сценическая речь

6

Текст упражнения, зеркало, игры

12

5

Сценические движения

5

Текст упражнения, зеркало, игры

10

6

Грим

3

Грим, зеркало, образцы гримирования

6

7

Учебный спектакль. Работа за столом, репети­ции. Пробы. Премьера

35

Текст упражнения, зеркало, игры

70

8

«Весенняя анкета»

1

Анкета

2




Всего за год:

64




128

Многие знают, «что» делать, но единицы догадываются, «как». Именно этому учит программа II года обучения «Как это делать».

На уроках мы раскрываем и овладеваем секретами актерской профессии.

А работа над учебным спектаклем, покорение необитаемого о. РОЗ, трудности сплачивают коллектив и определяют творче­ское лицо дружной команды, способной к созиданию.

Содержание основных тем программы II года обучения «Театр представления»

  1. Введение. График занятий и репетиций, творческие планы и предложения постановочного материала. Итоги лета. Органи­зационные вопросы.

  2. Тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актер­ских навыков: наблюдение, пластика, костюм, реквизит и т. д. -«актерский багаж». Коллективные коммуникативные игры. Ка­ждый урок начинается часовыми упражнениями тренинга.

  3. «Ролевые игры». Это упражнения, развивающие навыки перевоплощения (второй час урока): как играть предлагаемые обстоятельства, характер, конфликт событий; атмосферу, отно­шения - составные образа роли. Задача и ее решение. Пристрой­ка, приспособления. Работа над индивидуальностью. Весь урок должен идти в четком ритме, с общей пробой и потом индиви­дуальным показом и обсуждением.

  4. Сценическая речь. Упражнения на дыхание, артикуля­цию, голос. Те, кому необходимы консультации врача, после нее получают специальные упражнения и задания родителям. Одно-два занятия в четверть, а впоследствии - контроль на уроках и репетициях за соблюдением требований сценической речи бес­компромиссный. Лучший вариант - 15-20 минут на уроках «те­атра», в тренинге.

  1. Сценическое действие. Его элементы включаются в каж­дые уроки «Тренинга». Но специальные комплексы - сцениче­ские уроки, жонглирование, фехтование, трюки - требуют спе­циальных уроков и подготовки. Они проводятся согласно гра­фику репетиций, и овладевают навыками сценического движе­ния все: и девочки, и мальчики.

  2. Грим. Специальные уроки в оборудованном классе в той тематике, что требует постановка учебного- спектакля. С обяза­тельным общим гримом. Макияж, наклейки, шрамы и т. д. Учи­тывая возрастные особенности детей, грим должен быть удоб­ным и несложным.




  1. Учебный спектакль. «Работа за столом»:




  • знакомство с драматургией;

  • действенный анализ, событийный ряд;

  • образы, характеры, отношения;

  • переход от пьесы к спектаклю. Проба роли:

  • репетиция отдельных картин;

  • определение составов спектакля.

Индивидуальное собеседование по каждой роли - «роман жизни героя».

Репетиции спектакля.

Монтировка декораций, реквизита.

Свет, звуковое оформление спектакля, костюмы.

Технические приспособления, трюки.

Реклама, распространение билетов.

Финансовые вопросы.

Бытовые вопросы антракта. Премьера. Дебюты. Второй и последующие спектакли.

  1. «Весенняя анкета».

- Лучшая роль года (мужская и женская).

  • Медаль «Всеобщий авторитет».

  • Медаль «За благородство».

  • Самый творческий человек группы.

  • «Хозяюшка» (женская).

  • За инициативное отношение к делу.

  • Премия некурящему выпускнику (мужская).

  • Премии получают также:




  • Лучшая анкета;

  • Открытие года (дебютантам).

Деньги, вырученные за проданные билеты и программки, идут на эти премии.

По результатам анкет определяется рейтинг каждого сту­дийца.

Основные требования программы «Театр представления»

Театр - это коллективная игра, где у каждого своя роль, своя задача, и от того, как он ее выполняет, зависит успех общего дела.

  1. Все делаем вместе! Обсуждаем каждый показ, учитываем мнение каждого, но говорим о том, что удалось, что интересно, на остальное время не тратим.

  2. Пьесу для постановки выбираем все вместе, доказываем, убеждаем.

  3. Пробы. Каждый выбирает роль, и все вместе после про­смотров утверждаем составы, согласно тому, кто и как затрачи­вался! Признание успеха.

  4. В создании учебного спектакля каждый - не только актер, но и пиротехник, звукооператор, светооператор, костюмер, мон­тировщик, плотник, гример, билетер, гардеробщик, буфетчица, художник и т. д.

  5. Премьера! Дебют! Это самое важное и обязательное собы­тие этого года! Долгий период тщательной подготовки должен завершиться результатом. Он и определяет дальнейшую судьбу групп и актеров. Это переломный момент.

Тематический план занятий группы III и последующих лет обучения «Театр переживания»



Тематика

Количе­ство занятийй

Коли­чество часов

Дидакт. метод. материал

1

Вводный урок, расписание, программа, творческие планы. Задания

1

2

Игры, викторины

2

Тренинг, восстановление актерской формы, навыков и т. д.

26

52

Упражнения, игры, зеркало, ноутбук

3

Работа над созданием спектакля, восстановле­ние учебного спектакля

26

52

Упражнения, игры, зеркало, реквизит

4

Традиционные обряды: «Посвящение в акте­ры», «Последняя гастроль артиста»

10

20

Реквизит, игры

5

Художественные советы, самоуправление те­атра, «Весенняя анкета»

В свободное время




6

«Весенняя анкета»

1 2

анкета




Всего за год:

64 128




Этот год для всех - суровое испытание. Жестокие разочаро­вания и тяжкий труд. Крушение иллюзий. Полная переоценка жизненных принципов, ценностей и мировоззрения.

Кто выстоит, кому хватит характера - того ждут свобода, признание и слава.

Эти студийцы получают возможность войти в мир искусст­ва, познать его изнутри и научиться чувствовать и понимать то, что далеко не каждому дано. Искусство станет вам доступным только тогда, когда, пройдя через все испытания, вы сохраните способность им восхищаться.
Содержание основных тем программы III и последующих лет обучения «Театр переживания»
«Делать то, что достав­ляет удовольствие, - значит быть свободным».

(Вольтер)

  1. Вводный урок.

Итоги летнего сезона. Творческая программа на год. Анализ летних заданий (пьесы). График занятий и репетиции. Организационные вопросы.

  1. Тренинг.

В этой программе он самый сложный и интересный.

Внутреннее пространство.

Внимание и воображение.

Пространство и время.

Психологический жест.

Воображаемый центр.

Создание творческой атмосферы.

«Внутренний актер». Импровизация. Энергетика актера. Актерское обаяние.

  1. Работа над спектаклем.

Работа за столом. Проба на роли. «Роман жизни героя».

Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

Административная и техническая работа по обслуживанию спектакля.

Обсуждение финансовых вопросов.

Премьеры, спектакли, творческие встречи, гастроли.

  1. Традиционные обряды.

«Посвящение в актеры»:

  • репетиции обряда, испытаний;

  • подготовка к экзаменам;

  • «капустники», подарки групп посвященным. «Последняя гастроль артиста» :репетиции «капустников» и сюрпризов выпускников;

  • клятва и подарки на память;

- выпускные традиции: экзамены, вручение билетов, «По­следнее пожелание», «Все!».

  1. Художественные советы самоуправления.

Программа на год. Выборы.

Решение текущих вопросов.

Ожидаемые результаты

К концу обучения ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр

2.      Чем отличается театр от других видов искусств

3.      С чего зародился театр

4.      Какие виды театров существуют

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены

2.      Об оформлении сцены

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками)

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

Какой можно ожидать результат от этой программы?

Трудно ответить однозначно, время показывает, что все не­предсказуемо и неповторимо.

Эта программа учит мечтать и добиваться цели. Учит побе­ждать и профессионально относиться к делу, справляться с лю­бой ролью в жизни, кем бы ты ни стал: врачом, учителем, биз­несменом, юристом, актером, журналистом или летчиком.


Литература:

  1. Демин В.П. Действенный анализ –М.:Просвещение, 1995.- 386с

  2. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

3.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.

4.Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Арто А. Театр и его двойник. М., 1993

страница 1


скачать

Другие похожие работы: