МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет филологии и журналистики

(Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКИ



Учебно-ознакомительная практика

(Наименование учебной (производственной) практики)


Специальность/Направление подготовки

031300.62 Журналистика

(шифр, название направления)
Направленность (специализация) /Направленность (профиль) подготовки






Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

(очная, очно-заочная и др.)



Кемерово

2014


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:
Практика является неотъемлемой частью учебного процесса и обязательна для всех студентов.

Целью учебно-ознакомительной практики является знакомство студентов с организацией работы в различных средствах массовой информации, формирование и выявление первых навыков подготовки журналистских материалов.

В рамках учебно-ознакомительной практики у студентов формируются первые навыки создания журналистских материалов, понимание специфики организации работы в различных типах СМИ (редакция газеты, телеканала, пресс-службы и т.д.), проходит знакомство с содержанием основных работ, выполняемых в организации по месту прохождения практики, изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов, а также участие в этих процессах.

Задачами учебно-ознакомительной практики является:

  • закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин на первом курсе;

  • понимание специфики организации работы в различных типах СМИ (редакция газеты, телеканала, пресс-службы и т.д.) (дисциплины «Техника и технология СМИ», «Организация работы пресс-службы», «Система СМИ», «Основы теории журналистики»);

  • освоение отбора фактов и способов их языкового оформления (дисциплина «Основы журналистской деятельности (Новостная журналистика)»);

  • отработка навыков профессионального общения («Введение в профессию (введение в специальность)»);

  • подготовка материалов к публикации, отчета по практике.


1. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Учебно-ознакомительная практика осуществляется в индивидуальном порядке, проходит в редакциях различных СМИ городов Кузбасса.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЁННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ООП
В результате прохождения учебно-ознакомительной практики у обучающегося формируются компетенции, и по итогам практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:



код компетенции

результаты освоения ООП

Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС)

Перечень планируемых результатов обучения

ОК-19

Использует основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации на основе использования компьютера, в том числе в глобальных компьютерных сетях

Обучающийся должен:

  • Знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;

  • Уметь использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ПК-8

Знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков

Обучающийся должен:

  • Знать общие и отличительные черты различных средств массовой информации, их типы и виды

  • Знать базовые типологические признаки средств массовой информации



ПК-19

Знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно – круга обязанностей корреспондентского корпуса

Обучающийся должен:

  • Понимать базовые принципы формирования организационной структуры современной редакции

  • Знать основные функции сотрудников различного должностного статуса




ПК-23

Знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики

Обучающийся должен:

  • Знать принципы работы с источниками информации и методы ее сбора




ПК-39

Выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы

Обучающийся должен:

  • Уметь выбрать актуальную тему для материала и сформулировать его замысел




ПК-41

Оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных

Обучающийся должен:

  • Владеть начальными навыками оперативной подготовки журналистских материалов в зависимости от типа СМИ




ПК-52

Работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации)

Обучающийся должен:

  • Понимать правила работы с редакционной почтой средства массовой информации


3. МЕСТО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП 
Учебно-ознакомительная практика базируется на изучении следующих дисциплин профессионального цикла: «Введение в профессию (введение в специальность)», «Основы теории журналистики», «Система СМИ», «Основы журналистской деятельности (Новостная журналистика)», «Техника и технология СМИ». Знания, умения и владения, формирующиеся на учебно-ознакомительной практике, необходимы для дальнейшего изучения практико-ориентированных дисциплин («Основы журналистского мастерства», «Основы аналитической журналистики») и последующих производственных практик
4. ОБЪЁМ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ЕЁ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Общий объём практики составляет 6 зачетных единиц

Продолжительность практики 4 недели (216 часов).

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Сроки проведения учебно-ознакомительной практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком факультета филологии и журналистики КемГУ, с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей профильных организаций, принимающих на практику.

В соответствии с учебным планом студенты проходят учебно-ознакомительную практику в печатных, электронных СМИ или в информационных агентствах, с которыми заключены договоры о прохождении практики. В качестве баз практики могут выступать городские и областные средства массовой информации (печатные издания, радио- и телевизионные компании), информационные агентства, аппарат городской администрации и т. п. Студентам предлагаются возможные места прохождения практики, определяются характерные особенности будущей работы.

По результатам заключения договоров готовится приказ, в котором обозначаются сроки и место проведения практики, группы, направленные в конкретные СМИ с поименным перечислением студентов, назначаются руководители практики от факультета.

С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.

Структура учебно-ознакомительной практики



п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1

Подготовительный:

изучение программы практики, инструктаж по технике безопасности, знакомство с редактором издания, коллективом, структурой редакции, формулировка задания

1 неделя

7,2 на чело

века




Руководство и контроль осуществляет редактор в соответствии с внутренним распорядком редакции.

2

Производственный (подготовка материалов по заданию редактора, их опубликование)


3 недели

7,2 часа на чело

века




Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного письменного отчета и предоставленных отчетных документов.


Задание на учебно-ознакомительную практику:

В рамках учебно-ознакомительной практики в соответствии с ее целями и задачами студенту необходимо выполнить следующие задания:

1. Опубликование 3-х материалов в разных информационных жанрах.

2. Подготовка паспорта средства массовой информации, в котором студент проходил практику.

3. Подготовка отчёта о проделанной работе.
6. ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Учебно-ознакомительная практика студента оценивается преподавателями кафедры журналистики и русской литературы ХХ века после сдачи отчетных документов. В качестве отчетных документов необходимо предоставить опубликованные материалы, паспорт издания (телепрограммы, сайта), в котором студент проходил практику, отчет о проделанной работе. Завершающим мероприятием является проведение конференции по практике, которая проводится в начале 3-го семестра 2-го курса. Отчетная документация по учебно-ознакомительной практике хранится в архивах отделения журналистики в течение установленного срока (4 года).
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
7.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в рамках практики


№ п/п

Контролируемые этапы практики
(результаты по этапам)*

Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию

наименование оценочного средства




Подготовительный:

изучение программы практики, инструктаж по технике безопасности, знакомство с редактором издания, коллективом, структурой редакции, формулировка задания

ОК-19

ПК-8

ПК-19

Подготовленный и оформленный паспорт издания (телепрограммы, сайта) и отчет по практике



Производственный (подготовка материалов по заданию редактора, их опубликование)

ПК-23

ПК-39

ПК-41

ПК-52

Опубликованные в СМИ материалы


Перечень оценочных средств


№/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

Паспорт издания (телепрограммы, сайта)

Продукт самостоятельной работы обучающегося, отражающий специфику конкретного СМИ (структура, содержание, концепция, особенности производственного процесса и т.д.) и его место в региональном информационном пространстве.

План паспорта (телепрограммы, сайта)

2.

Отчет о проделанной работе

Продукт самостоятельной работы обучающегося, содержащий развернутые ответы на поставленные вопросы и отражающий итоги прохождения практики

План отчета о проделанной работе

3.

Опубликованные материалы

Самостоятельно подготовленный в определенном жанре журналистский текст и опубликованный в том или ином СМИ

Требования к содержанию и оформлению публикаций


7.2. Критерии оценивания результатов
Предоставленный на проверку паспорт издания (телепрограммы, сайта) оценивается по следующим критериям:

Аспект оценки

Баллы

Своевременная сдача паспорта издания (телепрограммы, сайта) на проверку

От 1 до 5 баллов

Правильность и аккуратность оформления паспорта издания (телепрограммы, сайт)

От 1 до 5 баллов

Полнота представленной в паспорте информации.

От 1 до 5 баллов

Уровень творческого подхода к составлению паспорта

От 1 до 10 баллов,

плюс 5 баллов за иллюстративный материал

Предоставленный на проверку отчет о проделанной работе оценивается по следующим критериям:

Аспект оценки

Баллы

Своевременная сдача отчета

От 1 до 5 баллов

Правильность и аккуратность оформления отчета

От 1 до 5 баллов

Полнота представленной в паспорте информации.

От 1 до 5 баллов

Наличие благодарности

От 1 до 5 баллов

Наличие положительной характеристики

От 1 до 5 баллов

Предоставленный на проверку опубликованные материалы оцениваются по следующим критериям:

Аспект оценки

Баллы

Своевременная сдача материалов на проверку

От 1 до 5 баллов

Правильность и аккуратность оформления творческой папки и представленных материалов

От 1 до 5 баллов

Соответствие жанрообразующим признакам

От 1 до 5 баллов

Тематическое разнообразие материалов

От 1 до 5 баллов

Правильность и точность языкового оформления материалов

От 1 до 5 баллов


В соответствии с выбранным жанром студент получает определенное количество баллов, с учетом соблюдения жанрообразующих признаков. Максимальное количество баллов, которые возможно получить за одну публикацию, выполненную в определенном жанре, указано в таблице.

Жанр

Баллы

(указан максимальный балл)

Печатная журналистика

Заметка-хроника

3

Собственно заметка

7

Расширенная информация

10

Репортаж

20

Отчет

15

Интервью (информационное)

15

Интервью (портретное)

20

Интервью (проблемное)

25

Опрос, анкета

10

Другие жанры

от 5 до 20

Телевизионная журналистика

Видеоинформация

7

Работа над рубрикой, не включающая выезд на съемку

10

Событийный сюжет

20

Опрос

10

Участие в подготовке ток-шоу или иных видов телепрограмм

10


Дополнительные баллы (до 10) приносит участие в профессиональных журналистских конкурсах, в этом случае необходимо наличие подтверждающих документов.

Итоговая оценка по практике выставляется исходя из суммы баллов, набранных в результате рассмотрения всех отчетных документов, с учетом организационного, личностного и творческого аспектов прохождения практики.

Итоговая шкала оценивания

Баллы

Оценка

0 - 30

«неудовлетворительно»

31 - 50

«удовлетворительно»

51 - 80

«хорошо»

81-100

«отлично»

Оценка является дифференцированной и приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов по общей успеваемости студента в следующем за проведением практики семестре.


7.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Перед подготовкой отчетной документации по учебно-ознакомительной практике студенту необходимо познакомиться со следующими требованиями, предъявляемыми к оформлению и содержанию отчетов.
1. Требования к оформлению материалов, подготовленных во время практики:
a) публикации (размещаются на стандартных листах формата А 4 с указанием названия издания, номером и датой его выхода).

  • опубликованные материалы, где указаны настоящие фамилия и имя автора публикации, редакцией не заверяются;

  • авторство публикаций без подписи или под псевдонимом подтверждается редакцией в обязательном порядке (подпись ответственного лица, заверенная печатью организации);

  • авторство материалов, принятых к публикации, но не опубликованных по независящим от студента причинам, подтверждается редакцией в обязательном порядке (подпись главного редактора организации и печать);

б) аудио- и видеоматериалы:

  • расшифровки радио — и телематериалов заверяются редакцией, если студент не предоставляет записи сюжетов на аудио или видеоносителях (подпись руководителя и печать радио или телеканала на расшифровке);

  • записи аудио или видеосюжетов предоставляются на CD или DVD–дисках.

в) макеты сверстанных полос и рекламных модулей, фотоматериалы, материалы, опубликованные на информационных сайтах, заверяются руководителем редакции/организации/интернет-ресурса (подпись и печать) – при наличии.

Дополнительно можно приложить материалы, которые были подготовлены, но не вышли в эфир (не опубликованы) с указанием причин.

В случае, если авторский текст и опубликованный материал различаются, то можно представить оба варианта.
2. Требования к содержанию и оформлению отчета о проделанной работе:
Отчет должен отражать итоги прохождения практики и полно освещать поставленные вопросы. Рекомендуется придерживаться следующего плана отчета:

  1. Где проходил(а) практику (название СМИ, учредитель, фамилия главного редактора).

  2. В каком отделе и в какой должности работал(а).

  3. Кто руководил практикой (фамилия и должность).

  4. Опубликованные (вышедшие в эфир) материалы:




Жанр

Тема

Заголовок

Интервью – 2

Летний отдых, экономика

«Название1»,

«Название 2»




  1. Какая работа выполнена по технике СМИ (макетирование, вычитка полос, монтаж теле-радиопередач).

  2. Был(а) ли в командировках.

  3. Участие в жизни коллектива редакции.

  4. Что дала практика (самокритично оценить результаты; как повлияла работа на отношение к будущей профессии).

  5. Какие затруднения встречались в работе.

  6. Пожелания по организации практики.


3. Требования к содержанию и оформлению паспорта издания

(телепрограммы, сайта):
Паспорт издания должен отражать специфику работы редакции СМИ (структура, содержание, концепция, особенности производственного процесса и др.). Рекомендуется придерживаться следующего плана паспорта:

1. Название редакции (издания, телеканала, радио, сайта)

2. Форма собственности, учредитель, ФИО главного редактора, адрес

3. Структура редакции (ключевые отделы, их специфика, характер и объем работы)

4. Время возникновения (выходит с…)

5. Объем издания (количество полос)/хронометраж программы

6. Периодичность

7. Тираж (для периодических изданий)

8. Направленность (молодежная пресса, религиозная телепрограмма, специализированный сайт и т.п.)

  • творческая концепция

  • основные рубрики

9. Характеристика аудитории издания (телепрограммы, сайта)

  • социально-профессиональный статус читателей

  • территориальная общность

  • возраст

  • пол

10. Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод об особенностях функционирования данного СМИ в информационном пространстве Кузбасса.

Паспорт должен быть оформлен аккуратно, с соблюдением стандарта оформления текста, приветствуется наличие фотографий.

Процедура сдачи отчетных документов по практике
Все подготовленные отчетные документы вкладываются в папки и сдаются на кафедру журналистики и русской литературы ХХ века не позже установленного срока. В случае, если творческая папка сдана позже установленного срока, студент лишается соответствующего количества баллов, что может повлиять на окончательную оценку, выставляемую по итогам прохождения практики.

Отчетные документы проверяются в течение недели, после чего для каждого курса назначается день, в который проводится конференция по практике. Конференцию проводит преподаватель, ответственный за проверку отчетной документации студентов данного курса. Присутствие студентов на этой конференции обязательно. Студенты должны быть готовы ответить на возможные вопросы, возникшие у проверяющего.

Сданные творческие папки проверяются преподавателями кафедры журналистики и русской литературы ХХ века, имеющими соответствующую нагрузку.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.
8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
а) основная литература:


  1. Бакшин В.В. Основы журналистики : учеб. пособие / В.В. Бакшин. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 56 с. // http://e.lanbook.com/view/book/2467/

  2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для вузов. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009.

2. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. – М., Аспект-Пресс, 2012.

3. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2012.
б) дополнительная литература:

1. Васильева Л.А. Делаем новости. Учебное пособие. М., 2002.

2. Волкова В.В. и др. Дизайн газеты и журнала. М., 2003.

3. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

4. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1999.

5. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006.

6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М., 2006.

7. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
в) Интернет-ресурсы:

1. www.mediasprut.ru – информационно-аналитический портал для журналистов

2. www.library.cjes.ru – сайт Центра экстремальной журналистики

3. http://lib.kemsu.ru/ - сайт научной библиотеки Кемеровского государственного университета

4. http://mediascope.ru/ - архив номеров журнала «Медиаскоп»

5. http://journalist-virt.ru/social_communications - архив номеров журнала «Журналист. Социальные коммуникации».

6. http://staroetv.su/ - «Старый телевизор» — сайт, посвящённый телевидению.
9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (при необходимости)
10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Материально-техническая база формируется учебными базами факультета филологии и журналистики (учебный телецентр, методические кабинеты), редакциями СМИ и прочими институтами медиаиндустрии.
11. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ
1. Место и время проведения учебно-ознакомительной практики
Учебно-ознакомительная практика проходит в профильных организациях, предприятиях и учреждениях Кемеровской области (телерадиокомпании, газеты, интернет-СМИ, информационные агентства). Студенты знакомятся с организацией работы редакции и технологией выпуска газеты, телепрограммы, созданием новостной интернет-ленты, радиопрограммы, а также приобретают навыки подготовки журналистских материалов.

Студенты отделения журналистики Кемеровского государственного университета имеют возможность проходить учебно-ознакомительную практику на следующих базах практики:

  • Редакции газет: «Кузбасс», «Кемерово», «Комсомольская правда в Кузбассе», «АиФ-Кузбасс»; редакции городских газет области.

  • Телерадиокомпании: «ГТРК-Кузбасс», «ТВ-Мост», «Мой город», «10 канал» и т.д.

  • Интернет-порталы: «А42.ru»


2. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Во время прохождения учебно-ознакомительной практики используются следующие технологии:

  • лекции руководителя практики в вузе, ознакомительные беседы с редакторами СМИ и руководителями практики в редакциях, вводный инструктаж по технике безопасности в редакции, по правилам работы с компьютерной и профессиональной техникой;

  • технологии поиска информации в сети Интернет;

  • технологии аудио и видеозаписи при сборе фактического материала с использованием цифровой техники: диктофон, фотоаппарат, видеокамера.


3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по практике
В целях подготовки и оптимизации практики на отделении журналистики КемГУ проводятся:

  • консультации студентов и их направление на практику;

  • работа с редакциями СМИ, поддержание постоянных контактов с редакторами СМИ, где студенты проходят практику;

  • сбор сведений о результатах практики;

  • проведение студенческой конференции по итогам практики.



Составитель программы – С.В. Мохирева, И.М. Клишина.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: