Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ПетрГУ)

Экономический факультет

Кафедра экономики и финансов

УТВЕРЖДАЮ

В. А. Исаков

Зав. кафедрой экономики и финансов
"_____"__________________20___ г.

Программа учебной экономической практики

и методические указания к составлению отчета

(Бакалавр по направлению 080100.62 - «Экономика» профиль «Финансы и кредит»)

Петрозаводск

2012 г.

Оглавление

1.Цели учебной практики 3

2. Задачи учебной практики 3

3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата 3

4. Формы проведения и содержание учебной практики по экономике 4

5. Место и время проведения учебной практики 4

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики по экономике. 4

7. Трудоемкость учебной практики бакалавра экономики и формы промежуточной аттестации (по итогам практики) 6

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике 6

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при прохождении учебной практики по экономике. 6

Задания для прохождения учебной практики бакалаврами 2 курса 6

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ 6

МИКРОЭКОНОМИКА 7

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО 7

ЭКОНОМИКА ТРУДА 8

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА 9

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ 9

Задания для прохождения учебной практики бакалаврами 3 курса 12

МАКРОЭКОНОМИКА 12

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ 13

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 13

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 14

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ 15

10. Методические указания к составлению отчета о прохождении учебной практики по экономике 17

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 18

12. Материально-техническое обеспечение учебной практики 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 20


1.Цели учебной практики


Цель учебной экономической практики - закрепление знаний по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, формирование навыков использования научного и методического аппарата этих дисциплин, полученного при теоретическом обучении, для решения комплексных экономических (в том числе расчетных) задач, приобретение практических профессионально необходимых навыков самостоятельной работы по важнейшим направлениям деятельности бакалавра экономики.

2. Задачи учебной практики


Задачами учебной практики бакалавра экономики являются

  • развитие у студентов комплексного системного экономического мышления;

  • закрепление общих представлений студентов о принципах и законах функционирования рыночной экономики, знаний по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки;

  • раскрытие прикладного характера рассматриваемых в учебных дисциплинах базовых категорий;

  • освоение работы по поиску разнообразных источников информации;

  • закрепление навыков расчета наиболее важных экономических показателей;

  • формирование навыков проведения экономического и финансового анализа

  • решение комплексных экономических задач междисциплинарного характера;

  • формирование практических навыков самостоятельной работы, навыков самостоятельного формулирования выводов, полученных по результатам собственных расчетов;

  • развитие навыков презентации и защиты результатов выполняемой работы.

3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата


Учебная экономическая практика студентов является составной частью основной образовательной программы подготовки бакалавра экономики. Объемы и график прохождения практики установлены Учебным планом образовательно-профессиональной подготовки бакалавра по направлению 080100.62 - «Экономика» профиль «Финансы и кредит» Экономического факультета. Учебная практика входит в базовую часть (Б.5.)Учебного плана, является завершающим этапом соответствующего года обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения 2, 3 курсов.

Учебная экономическая практика является важнейшей составляющей комплексной подготовки бакалавра экономики в области финансов и кредита. Выпускник вуза должен обладать не только широкими знаниями теоретического характера, но и навыками их грамотного применения на практике. Учебная экономическая практика предполагает комплексное использование знаний студента по ряду смежных дисциплин.

Учебная практика по окончании 2 курса призвана закрепить знания по профессиональным дисциплинам Микроэкономика, Статистика, Мировая экономика и международные отношения, Экономика труда, Экономика фирмы, Бухгалтерский учет и анализ.

Учебная практика по окончании 3 курса помимо перечисленных выше призвана также закрепить знания по профессиональным дисциплинам Макроэкономика, Эконометрика, Деньги, кредит, банки, Финансы, Бюджетное устройство, Финансовый менеджмент, Страхование.

Задания для прохождения практики формулируются выпускающей кафедрой отдельно для студентов 2 и 3 курса с учетом освоения перечня профессиональных дисциплин, заинтересованности студента и специализации научного руководителя.

Экономическая практика позволяет внедрить в учебный процесс наиболее современные технологии обучения студентов, а также подготовить их к выполнению самостоятельных расчетно-аналитических работ.

4. Формы проведения и содержание учебной практики по экономике


Учебная экономическая практика проходит в форме самостоятельной работы студента по углубленному изучению проблемы, сформулированной в рамках выданного научным руководителем задания. Самостоятельная работа студента-бакалавра экономики предполагает изучение теории исследуемого вопроса, сбор аналитической информации в рамках специфики выданного задания, ее анализ и формулирование выводов по результатам проведенного исследования. По окончании учебной практики оформляется Отчет о прохождении практики, который сдается научному руководителю на проверку. Защита Отчета может быть организована в форме публичного выступления по результатам прохождения практики или в форме дискуссии с научным руководителем (на усмотрение научного руководителя).

5. Место и время проведения учебной практики


Учебная практика может проходить на базе организации, с которой есть соответствующая договоренность у факультета или студента, а также на базе Экономического факультета, который располагает собственным библиотечным фондом и компьютерными классами.

Время проведения практики для бакалавров экономики 2 курса составляет 1 неделю.

Время проведения практики для бакалавров экономики 3 курса составляет 4 недели.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики по экономике.


В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

профессиональные компетенции (ПК):

расчетно-экономическая деятельность

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

7. Трудоемкость учебной практики бакалавра экономики и формы промежуточной аттестации (по итогам практики)


Общая трудоемкость учебной практики для студентов 2 курса составляет 2 зачетных единиц. Формой промежуточной аттестации является зачет.

Общая трудоемкость учебной практики для студентов 3 курса составляет 6 зачетных единиц. Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике


Учебная практика бакалавров экономики основана, прежде всего, на самостоятельной работе студентов, которая направляется и контролируется при помощи проведения консультаций с научным руководителем.

В результате ознакомления с представленным научному руководителю отчетом о проведенной студентом работе, может быть дана рекомендация дополнить исследование или аналитические расчеты, уточнить сделанные выводы и т.п.

Проведение презентации и защиты отчета позволяет сформировать у студентов навык публичных выступлений, отстаивания собственной точки зрения, критического осмысления результатов исследования.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при прохождении учебной практики по экономике.

Задания для прохождения учебной практики бакалаврами 2 курса

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ


  1. Бюджетная система России и ее историческое развитие

  2. Постколониальная система и новые индустриальные страны

  3. Мировой кризис 20-х годов века и его последствия

  4. Монополизация мировых экономик Х1Х - ХХ вв.

  5. Первоначальное накопление капитала и его последствия

  6. Россия в период рыночной реформы. 1991-1997 г.г.

  7. Становление и развитие кредитной системы России в XIX- XХ веках

  8. Налоговая система России и ее историческое развитие

  9. Причины кризиса социально-экономической системы СССР и его распада

  10. Вступление России на научно-инновационный путь развития (историко-экономический аспект)

  11. Исторический процесс становление европейской экономической интеграции

  12. Инфляция спроса и инфляция издержек в российской экономике

  13. Циклические и структурные кризисы в мировой экономике

  14. Смешанная экономика послевоенных лет. Возрастание роли государства в экономическом развитии

  15. Бреттон-Вудская конференция и создание системы международных экономических учреждений

МИКРОЭКОНОМИКА


  1. Проблемы расчетов с использованием банковских карт

Изучить особенности развития системы расчетов с использованием банковских (пластиковых) карт в России на примере Сберегательного банка РФ.

  1. Рынки олигополии в России

Изучить выбранный рынок (объект согласовать с преподавателем), определить его динамику, особенности, факторы развития.

  1. Ценовая дискриминация в современных условиях

Изучить ценовую дискриминацию на конкретных примерах, определить ее вид, условия и результаты ее использования.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО


В ходе прохождения практики студент должен подготовить презентацию на тему: «Место страны в мировой экономике»

Примерные темы презентаций:

  1. Россия в мировой экономике

  2. США в мировой экономике

  3. Франция в мировой экономике

  4. Германия в мировой экономике

  5. Япония в мировой экономике

  6. Великобритания в мировой экономике

  7. Финляндия в мировой экономике

  8. Белоруссия в мировой экономике

  9. Украина в мировой экономике

  10. Казахстан в мировой экономике

  11. Канада в мировой экономике

  12. Мексика в мировой экономике

  13. Бразилия в мировой экономике

  14. Китай в мировой экономике

  15. Индия в мировой экономике

  16. Южная Корея в мировой экономике

  17. Экономика стран СНГ в мировом хозяйстве

  18. Страны Латинской Америки в мировой экономике

  19. Экономика стран тропической Африки (Африка южнее Сахары)

  20. Экономика стран Юго-Восточной Азии

  21. Страны Ближнего Востока в мировой экономике

Обязательные требования к содержанию презентации:

  1. Общие сведения о стране (географическое положение, население, территория, политическое устройство, история), интересные факты

  2. Место страны в мировом хозяйстве по основным макроэкономическим показателям, динамика экономического развития (ВВП, доля в ВМП, ВВП на душу, экспортная и импортная квоты, государственный долг и т.д.)

  3. Отрасли специализации страны в международном разделении труда, участие в международной торговле (отраслевая структура экономики, виды и объемы экспортируемых и импортируемых товаров, основные партнеры по экспорту/импорту, доля в мировом экспорте/импорте, ТНК)

  4. Характеристика миграционных потоков, международного движения капитала (объемы и отраслевая структура ПИИ, основные инвесторы)

  5. Внешнеэкономические связи (участие в интеграционных группировках, международных экономических организациях)

  6. Проблемы экономического развития

  7. ВЫВОДЫ по приведенным данным!

  8. Список использованных источников

ЭКОНОМИКА ТРУДА


Тема учебной практики «Производительность труда»

Теоретические вопросы, которые необходимо изучить в ходе практики:

Понятие производительности труда

  1. Показатели и способы измерения производительности труда

  2. Закон роста производительности труда. Экономия рабочего времени

  3. Факторы роста производительности труда. Роль Инноваций

  4. Соотношение роста производительности труда и заработной платы

  5. Рабочее время и усиление процессов диверсификации рабочего времени

  6. Сравнение показателей динамики производительности труда по некоторым странам

Статистические данные и собственные расчеты, которые надо представить в Отчете по практике

  1. Производительность по отдельным отраслям промышленности (динамика за последние 5-10 лет). Соотношение уровней производительности по разным секторам экономики

  2. Уровень номинальных среднемесячных зарплат по секторам российской экономики

  3. Динамика индексов реальной зарплаты в промышленности

  4. Отношение уровней зарплаты и производительности труда

  5. Рабочее время в России. Продолжительность рабочей недели

Данные о производительности труда на отдельном предприятии, которые надо представить в Отчете по практике в случае прохождения практике на базе конкретной организации

  1. Численность персонала (в том числе производственного). Выручка (валовая продукция) в динамике

  2. Измерение производительности труда (формулы расчета)

  3. Динамика производительности труда за последние 5 лет

  4. Факторы роста (падения) производительности труда. Инвестиции в основной капитал

  5. Динамика заработной платы производственного персонала. Рабочее время.

  6. Соотношение производительности и зарплаты

  7. Конкретные примеры, связанные с программами (планами) роста производительности труда и повышения эффективности на данном предприятии (если они имеются)

  8. Проблемы, связанные с обеспечением роста производительности труда на изучаемом предприятии

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА


Общественный сектор России: его состав, структура и динамика

на основе данных отчетности Федерального казначейства и Министерства финансов РФ, Федеральной службы государственной статистики дать характеристику общественному сектору РФ (состав, структура, динамика и др.), сравнить с общественным сектором развитых стран.

Социальное направление финансовой политики России

на основе данных отчетности Федерального казначейства и Министерства финансов РФ, а также официальных данных правительства раскрыть содержание социального направления финансовой политики РФ.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ


  1. Структура и содержание финансовой отчетности эмитентов на примере нескольких российских компаний

изучить требования к составлению финансовой отчетности, дать характеристику содержащейся в ней информации, проанализировать финансовые отчеты нескольких российских фирм

  1. Оценка финансового состояния крупной российской компании

изучить методику проведения анализа финансового состояния, провести оценку финансового состояния по данным официальной финансовой отчетности одной из публичных российских компаний, в приложении представить формы отчетности, использованные для анализа

  1. Анализ финансовых результатов крупной российской компании

изучить методику проведения анализа финансовых результатов, провести оценку и анализ финансовых результатов по данным официальной финансовой отчетности одной из публичных российских компаний, в приложении представить формы отчетности, использованные для анализа

  1. Применение рейтинговых моделей в оценке результатов деятельности конкретной организации и оценки ее финансового состояния

изучить понятие финансового состояния организации, методики проведения анализа финансового состояния на основе рейтинговых моделей, определить область применения результатов анализа на основе рейтинговых моделей, провести оценку финансового состояния по данным официальной финансовой отчетности одной из публичных российских компаний, в приложении представить формы отчетности, использованные для анализа

  1. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций российскими компаниями

изучить роль инвестиций в развитии организации, оценить инвестиционную активность российских компаний в разрезе секторов экономики, выявить существующие проблемы и перспективы, проанализировать инвестиционную политику одной из российских фирм по данным публичной отчетности

  1. Эмиссионная деятельность ОАО в России

  1. Изучить нормативно-правовую базу деятельности акционерных обществ в РФ (ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О рынке ценных бумаг», нормативные акты ФСФР), особенности формирования и увеличения уставного капитала акционерного общества, преимущества акционерного общества.

  2. Изучить и проанализировать данные статистики о количестве ОАО в РФ в динамике по отраслям, регионам, величине уставного капитала, т.п.; о количестве акций (по эмитентам) в свободном обращении на биржевом рынке в динамике.

  3. Дать общую характеристику наиболее ликвидных акций в динамике за последние 1-2 года: эмитент, тип акций, доля в свободном обращении, объемы торгов, капитализация, основные рыночные коэффициенты, т.п.

  4. Изучить статистические данные о первичных размещениях акций российских акционерных обществ за отчетный год. Привести примеры.

  1. Рынок корпоративных и биржевых облигаций в России

  1. Изучить нормативно-правовую базу выпуска и обращения корпоративных и биржевых облигаций в РФ (ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О рынке ценных бумаг», нормативные акты ФСФР), дать понятие о корпоративной и биржевой облигации, о целях и особенностях их выпуска.

  2. Изучить и проанализировать данные статистики о количестве эмитентов облигаций, объемах выпуска и обращения, доходности, сроках погашения и т.п.

  3. Привести примеры выпуска отдельных видов корпоративных и биржевых облигаций (условия, объемы, цели выпуска, особенности обращения, т.п.).

  1. Организация и направления регулирования финансовых рынков в России

  1. Изучить основы государственного регулирования финансовых рынков в РФ: государственные органы федерального уровня (Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ)), их статус, сфера ответственности, функции, организационная структура и направления деятельности структурных подразделений; региональные подразделения ФСФР и их функции.

  2. Саморегулируемые организации на финансовом рынке РФ (НФА, ПАРТАД, НАУФОР и др.), их статус, нормативно-правовая база деятельности (ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «О некоммерческих организациях», положения ФСФР), состав участников, цели и основные функции.

  3. Союзы и ассоциации банков РФ: статус, правовая база, состав участников, цели и основные функции.

  1. Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) в России

  1. Изучить нормативно-правовую основу деятельности ПИФов в РФ (ФЗ «Об инвестиционных фондах»), особенности правового статуса и управления ПИФ, сущность и преимущества ПИФ, схема деятельности ПИФ.

  2. Виды ПИФ, характеристика инвестиционного пая, особенности его выпуска и обращения. Число инвестиционных паев, находящихся в биржевом обороте.

  3. Изучить и проанализировать данные статистики о деятельности ПИФов за отчетный год: количество ПИФ по видам в динамике, стоимость чистых активов (СЧА) всего и по некоторым ПИФам в отдельности, доходность отдельных ПИФов, число владельцев инвестиционных паев, др. показатели деятельности ПИФ и их управляющих компаний.

  1. Возможности инвестиционной деятельности населения на рынке ценных бумаг России

  1. Квалифицированный и неквалифицированный инвестор: понятие, виды, возможности инвестирования в ценные бумаги (ФЗ «О рынке ценных бумаг», положения ФСФР), взаимоотношения частного инвестора с брокером (брокерской компанией, инвестиционной компанией, банком).

  2. Фонды коллективных инвестиций в РФ (паевой инвестиционный фонд (ПИФ), акционерный инвестиционный фонд, общие фонды банковского управления (ОФБУ)): понятие, правовая база (ФЗ «Об инвестиционных фондах», ФЗ «О банках и банковской деятельности», нормативные акты ФСФР и ЦБ РФ), преимущества и недостатки для инвестиций частных лиц (неквалифицированных инвесторов).

  3. Современное состояние частных инвестиций в инвестиционные паи ПИФов: количество ПИФ по видам в динамике за отчетный год, число владельцев инвестиционных паев, СЧА и доходность отдельных ПИФ. Содержание инвестиционной декларации одного из ПИФ. Роль банков во взаимоотношениях между инвестором и ПИФ.

  4. Современное состояние частных инвестиций в ОФБУ: количество ОФБУ, число участников. Содержание инвестиционной декларации одного из ОФБУ.

  1. Организация статистического наблюдения в микроэкономической статистике

  2. Методы количественного измерения доходов домашних хозяйств

  3. Статистическое изучение расходов и потребления домашних хозяйств

  4. Статистические оценки неравенства домашних хозяйств по доходам

  5. Источники статистической информации о доходах, расходах и потреблении домашних хозяйств

  6. Обобщающие показатели уровня жизни населения и их статистических анализ

  7. Статистика рынка труда (на примере Республики Карелия) …. Статистика занятости и безработицы, показатели движения рабочей силы, баланс трудовых ресурсов

  8. Использование системы национальных счетов в макроэкономическом анализе и прогнозировании

  9. Индекс потребительских цен в России и его анализ

  10. Статистическое изучение процента за кредит в российском банковском секторе (на примере, потребительского, ипотечного или автокредитования)

  11. Статистическое изучение фондовых индексов на современном этапе российской экономики

Задания для прохождения учебной практики бакалаврами 3 курса

МАКРОЭКОНОМИКА


  1. Инвестиции в экономике России

изучить размеры, источники инвестиций, направления инвестиционной деятельности, факторы и проблемы привлечения инвестиций в условия современной России.

  1. Государство как субъект экономики

изучить объекты государственной собственности, характеристики, назначение, эффективность использования. Сформулировать проблемы приватизации и национализации собственности.

  1. Денежная масса ее структура и динамика

изучить денежную массу, агрегаты, их динамику, специфику в условиях разных фаз экономического цикла в России.

  1. Функции Центрального Банка в экономике.

изучить политику Банка России: а) обязательных резервов,

б) дисконтную, в) операций на открытом рынке в условиях кризиса и посткризисный период.

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ


  1. Банк России сегодня

Центральный Банк и его организационная структура, функции Банка России, платежная система Банка России, функции национального банковского совета, международное сотрудничество.

  1. Платежные и расчетные системы Российской Федерации

объемы платежного оборота, отдельные показатели, характеризующие операции с пластиковыми картами

  1. Обзор банковского сектора Российской Федерации

информация о регистрации и лицензировании, количественные и структурные показатели (о структуре активов коммерческих банков, о структуре пассивов коммерческих банков).

  1. Информация о банковской системе Республики Карелия

список РКЦ, список кредитных организаций, список филиалов, основные показатели, характеризующие банковскую систему Карелии.

  1. Изучить Закон «О страховании депозитов в кредитных организациях» и Закон «О кредитных историях»

собрать информацию о деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», изучить каталог кредитных историй по сайту ЦБ РФ, найти информацию о функционировании бюро кредитных историй.

  1. Изучить инструменты денежно-кредитного регулирования

проанализировать использование каждого инструмента на основе информации, отраженной в издании «Бюллетень банковской статистики»

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО


  1. Структура доходов муниципального бюджета. Сравнительный анализ динамики показателей доходов бюджета Петрозаводского городского округа

  2. Структура расходов муниципального бюджета. Сравнительный анализ динамики показателей расходов бюджета Петрозаводского городского округа

  3. Дефицит муниципального бюджета и источники его финансирования (на примере Петрозаводского городского округа).

  4. Муниципальный долг и его структура. Сравнительный анализ динамики муниципального долга Петрозаводского городского округа

  5. Бюджетное послание Главы Республики Карелия на 2013 – 2014 г.г. и его анализ

  6. Долгосрочные целевые программы субъекта Российской Федерации (на примере Республики Карелия)

  7. Бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Карелия)

  8. Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджета муниципального уровня.

  9. Бюджет публично правового образования, его соответствие требованиям законодательства.

Изучить нормы бюджетного законодательства РФ, региона (муниципального образования – по выбору), на их основе дать характеристику и оценку бюджета республики Карелия (Петрозаводского городского округа или другого публично правового образования) на предмет соответствия установленным нормам.

  1. Заемная деятельность публично правового образования.

Изучить нормы бюджетного законодательства РФ, региона (муниципального образования – по выбору), практику заимствований публично правового образования, дать характеристику и оценку бюджета республики Карелия (Петрозаводского городского округа или другого публично правового образования) на предмет соответствия установленным нормам в области заимствований. Раскрыть основные параметры заемной деятельности и государственного/муниципального долга, оценить структуру и динамику последнего.

  1. Бюджет публично правового образования, его финансовое равновесие

изучить нормы бюджетного законодательства РФ, региона (муниципального образования – по выбору), доходные источники и расходы бюджета публично правового образования (по выбору), оценить их структуру и динамику, дать оценку финансовому равновесию в контексте современных реформ. Изучить источники финансирования дефицита бюджета.

  1. Органы государственного финансового управления публично правового образования

изучить нормы бюджетного законодательства РФ, региона (муниципального образования – по выбору),изучить структуру органов государственного финансового управления публично правового образования (по выбору), раскрыть их функции и полномочия в бюджетном процессе. Результаты представить в виде таблицы.

  1. Бюджетная политика РФ

на основе бюджетного послания Президента РФ, данных Министерства финансов РФ, Правительства РФ раскрыть цели, задачи, инструменты и основные направления бюджетной политики России на современном этапе.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


  1. Структура источников финансирования российских фирм в различных сферах экономики

изучить возможные источники финансирования текущей деятельности и развития коммерческих организаций, рассмотреть существующие теории структуры капитала, проанализировать структуру капитала 10-ти российских компаний и ее изменение на протяжении 5-7 лет.

  1. Корпоративные облигации как источник финансирования фирм в России

определить роль корпоративных облигаций в финансировании развития фирм, изучить порядок размещения облигационных займов коммерческой организацией, привести примеры размещения облигационных займов российскими компаниями в последние годы с указанием цели, условий и роли в источниках финансирования.

  1. Акции как источник финансирования российских фирм

определить роль эмиссии акций в финансировании развития фирм, изучить порядок размещения акций коммерческой организацией, привести примеры эмиссии акций российскими компаниями в последние годы с указанием цели, условий и роли в источниках финансирования.

  1. Мотивы корпоративных слияний и поглощений

изучить понятие и мотивы сделок по слиянию и поглощения, проанализировать российский рынок M&A за последние годы.

  1. Маржинальный анализ предприятия (группы предприятий)

изучить понятие, информационную базу и методику проведения маржинального анализа, рассчитать основные показатели для одной или нескольких организаций (возможен сравнительный анализ).

  1. Современные методы привлечения финансовых ресурсов для развития организации на международном рынке капитала

Изучить возможные способы привлечения финансовых ресурсов российскими компаниями на международном рынке капитала, дать характеристику их особенностей, сделать аналитический обзор крупных сделок на примере финансовой деятельности ведущих российских компаний и банков за последние годы

  1. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерской отчетности на примере конкретной организации

изучить в сравнении специфику составления финансовой отчетности организаций по российским и международным стандартам, показать различия в оценке результатов деятельности по разным стандартам на примере одной или нескольких российских компаний.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ


  1. Деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг (брокерско-дилерской компании, банка-брокера)

  2. Правовая основа деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг (ФЗ «О рынке ценных бумаг», положения ФСФР о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о брокерской и дилерской деятельности), основные понятия, виды лицензий, условия деятельности, взаимоотношения с клиентами.

  3. Общая характеристика профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: виды, организационно-правовые формы, содержание устава, организационная структура, функции отдельных подразделений, виды и содержание брокерских договоров.

  4. Виды деятельности (перечень услуг, оказываемых клиентам и их краткая характеристика). Характеристика клиентуры. Взаимоотношения с другими профессиональными участниками (депозитарий, фондовая биржа, банк, т.п.).

  5. Содержание отчетности. Основные показатели деятельности профессионального участника в динамике за отчетный год: собственный капитал и его структура, состав и структура активов и пассивов баланса, показатели ликвидности, доходы, расходы и прибыль. Показатели портфеля ценных бумаг.

  1. Фонды коллективных инвестиций на финансовом рынке России

  1. Общее понятие и правовые основы деятельности фондов коллективных инвестиций (ФЗ «Об инвестиционных фондах», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Положение ЦБ РФ о деятельности банков по доверительному управлению на рынке ценных бумах).

  2. Общая характеристика выбранного фонда коллективных инвестиций (ПИФа, ОФБУ банка, НПФ): организационно-правовая форма, органы управления, организационная структура и функции отдельных подразделений. Содержание инвестиционной декларации. Участники.

  3. Порядок взаимодействия с инвесторами. Характеристика выпускаемых ценных бумаг. Содержание договоров с инвесторами.

  4. Характеристика инвестиционного портфеля: состав, объем, структура, доходность, риск, ликвидность в динамике за отчетный год.

  5. Содержание отчетности фонда коллективных инвестиций.

  1. Деятельность фондовой биржи в России

  1. Правовая основа деятельности фондовых бирж в РФ (ФЗ «О рынке ценных бумаг», Положение ФСФР о деятельности организаторов торговли на рынке ценных бумаг). Общее понятие и функции фондовой биржи. Число (и виды) фондовых бирж в динамике, краткая история фондовых бирж в современной России.

  2. Общая характеристика объединенной биржи ММВБ-РТС: состав Группы ОАО ММВБ-РТС и обща характеристика ее участников (организационно-правовая форма, лицензии, виды деятельности).

  3. Фондовый рынок Группы ММВБ-РТС. Расчетно-клиринговая инфраструктура. Правила листинга. Правила допуска участников к торгам.

  4. Характеристика секторов фондового рынка ММВБ-РТС и режимы торгов (сектор основного рынка, сектор Standart, сектор Classica). Продолжительность торговой сессии. Объемы торгов в целом по фондовому рынку, по секторам, по наиболее ликвидным ценным бумагам в динамике за отчетный год.

  5. Фондовые индексы ММВБ и РТС: методика расчета, экономическое содержание, динамика за отчетный год.

  1. Состояние рынка государственных ценных бумаг в России

  1. Правовая база выпуска и обращения государственных ценных бумаг в РФ (БК РФ, ФЗ о федеральном бюджете на текущий год, ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Генеральные условия выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ)). Характеристика и виды ОФЗ.

  2. Характеристика рынка ГКО-ОФЗ. Понятие, участники и инфраструктура ОРЦБ (организованного рынка ценных бумаг, созданного на базе ММВБ для обращения государственных рыночных облигаций). Роль Министерства финансов и Центрального банка в организации ОРЦБ.

  3. Облигации Банка России (ОБР): условия выпуска и обращения, роль на денежном рынке.

  4. Основные показатели рынка государственных облигаций федерального уровня за отчетный год.

  5. Рынок субфедеральных ценных бумаг на примере рынка государственных облигаций Республики Карелия (виды и характеристика облигаций, находящихся в обращении, объемы и цели выпуска, организация обращения, показатели доходности).

  1. Состояние рынка акций в России

  1. Правовая база выпуска акций и производных от них ценных бумаг (ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О рынке ценных бумаг», стандарты эмиссии, утвержденные ФСФР, др.)

  2. Характеристика акций в РФ: нормативное определение, права владельцев, круг эмитентов и цели выпуска, форма выпуска и форма учета прав владельцев. Виды акций (правовой аспект). Виды акций (инвестиционный аспект).

  3. Характеристика ценных бумаг, производных от акций: опцион эмитента, депозитарная расписка. Преимущества для инвесторов и цели выпуска.

  4. Характеристика рынка акций в России: количество акционерных обществ всего, в том числе открытых акционерных обществ, акции которых находятся в открытом обращении, капитализация таких ОАО и доля акций в свободном обращении.

  5. Фондовые индексы акций в РФ: виды, методика расчетов, динамика индексов ММВБ и РТС за отчетный год.

  6. Динамика рыночных показателей по российским «голубым фишкам» за отчетный год (рыночная цена, коэффициент р/е, др.).

10. Методические указания к составлению отчета о прохождении учебной практики по экономике


В ходе практики студент составляет итоговый письменный отчет. Цель отчета - показать степень полноты выполнения студентом программы и задания учебной экономической практики. В отчете отражаются итоги деятельности студента во время прохождения учебной экономической практики в соответствии с разделами и позициями задания, соответствующие расчеты, анализ, обоснования, выводы и предложения.

  1. Объем отчета - 10-15 страниц. Таблицы, схемы, диаграммы, чертежи можно поместить в приложения, в этом случае в основной объем отчета они не входят. Список документов, нормативных и инструктивных материалов и литературы в основной объем отчета не включаются.

  2. Отчет о практике должен содержать:

  • титульный лист (Приложение № 1);

  • задание на учебную практику;

  • оглавление (содержание);

  • основную часть (изложение материала по разделам в соответствии с заданием);

  • приложения;

  • список использованных источников (нормативные документы, специальная литература, результаты исследований и т.п.).

С правилами оформления списка источников студенты могут ознакомиться на диске I: электронной базы документов экономического факультета, доступ к которому имеется с каждого компьютера факультета. (Incoming nc «EC Samba Server (172.20.160.252) / Экономический факультет / Кафедра финансов и кредита / Методички / Оформление списка литературы и Образцы библиографического описания документов)

4) Отчет об учебной экономической практике должен быть набран на
компьютере шрифтом Times New Roman № 14 и правильно оформлен:

  • в оглавлении должны быть указаны все разделы и подразделы отчета и страницы, с которых они начинаются;

  • разделы и подразделы отчета должны быть соответственно выделены в тексте;

  • обязательна сплошная нумерация страниц, таблиц, рисунков и т. д., которая должна соответствовать оглавлению;

Отчет брошюруется в папку.

5) По окончании учебной экономической практики отчет сдается на кафедру для его регистрации. Руководитель практики проверяет и подписывает отчет, дает заключение о полноте и качестве выполнения программы и задания учебной экономической практики и возможности допуска к защите. Защита отчета проводится в установленные сроки после устранения замечаний
руководителя (если таковые имеются).

Защита может проводится публично в учебной группе с презентацией результатов учебной экономической практики и основных разделов отчета или в ходе дискуссии с научным руководителем.

Форма итоговой аттестации для студентов 2 курса – «зачет».

Форма итоговой аттестации для студентов 3 курса – «зачет».

Итоги учебной экономической практики обсуждаются на заседании кафедры.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики


Учебно-методическое и информационное обеспечение практики бакалавра экономики включает в себе учебники и монографии, научные статьи в специализированных периодических изданиях, а также информацию специализированных сайтов по экономике и финансам, официальных сайтов компаний, банков страховых организаций и т.п. Детализированный перечень источников выдает научный руководитель практики в соответствии с выбранным заданием по практике.

12. Материально-техническое обеспечение учебной практики


Необходимая учебная и научная литература для прохождения учебной практики имеется на абонементе и в читальном зале Научной библиотеки ПетрГУ на экономическом факультете.

Экономический факультет оснащен компьютерными классами с выходом в Интернет. Работает локальная сеть ПетрГУ, обеспечивающая доступ к необходимым электронным ресурсам. Информация доступна с любого компьютера, находящегося на факультете.

Для проведения защиты отчетов о прохождении учебной практики используются учебные классы, оснащенные стационарным оборудованием для презентаций, выходом в Интернет и интерактивными досками.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению подготовки 080100/62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит».

Составила методические указания: Ругачева А. В., к.э.н., ст. преподаватель

Задания для прохождения практики составлены преподавателями кафедры Экономической теории и финансов:

Акулова О.В., ст. преподаватель

Кадникова Т.Г., к.э.н., доцент

Мартюкова Е.Г, преподаватель

Павкова Р.А., к.э.н., доцент

Рабогошвили П.С., к.э.н., доцент

Ругачева А.В., к.э.н., ст. преподаватель

Шобей Л.Г., ст. преподаватель

Якушева Т.А., ст. преподаватель

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономической теории и финансов ПетрГУ «____» _____________ 201___ г., протокол №____.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ПетрГУ)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики теории и финансов

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

На тему: «

Студента (ки) ________курса

Группы__________________

Ф. И. О.__________________

Научный руководитель_____

Ф. И. О., должность, степень

г. Петрозаводск

2012


страница 1


скачать

Другие похожие работы: