Раздел публичного отчета

ГБОУ СОШ №6 за 2013-2014 учебный год

Деятельность структурного подразделения «Русский музей: виртуальный филиал» на базе медиатеки школы

Исполнитель: Методист программы «Русский музей: виртуальный филиал» К. В. Мироник
Программа «Русский музей: виртуальный филиал» успешно работает на базе школы пять лет и позволяет развивать в учащихся следующие направления воспитания: художественно-эстетическое, гражданско-политическое, патриотическое, нравственное, воспитание жизненного самоопределения, воспитание семейной культуры, толерантное воспитание. Поскольку содержание программы напрямую связано с миром искусства, то многие занятия, проводящиеся с использованием ее ресурсов, так или иначе оказываются приуроченными к школьным программам по литературе, истории, изобразительному искусству и мировой художественной культуре, экономике и русскому языку, - то есть к большей части программ гуманитарного блока. Также постепенно (прошедший год не стал исключением) мы стараемся подключаться к школьным занятиям по математике и физике, создавая уникальные интегрированные уроки (например, проведенное в начале учебного 2013/2014 года занятие «Золотое сечение в пространстве точных наук и мира искусства»). Все они постепенно пополняют имеющуюся в школе базу уроков, целью которых не является прямое изучение биографии и творчества отдельно взятых художников, но формирование у ребенка понимания межпредметных связей, уникальной картины мира, в которой все элементы взаимосвязаны, работают на раскрытие сути друг друга, на дополнение и обогащение внутреннего мира человека.
Приоритетными целями и задачами проведения уроков с использованием ресурсов программы «Русский музей: виртуальный филиал» являются:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


Помимо материала, разбираемого на занятиях (лекционная и практическая форма), ученикам среднего школьного звена предлагается участие в «Творческой мастерской», которая призвана реализовать проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
Старшие классы (9-10) успешно проявили себя в проектной деятельности школы, которая в рамках проектного блока «Арт-Лаборатория» постоянно обращалась к ресурсам программы Русского музея. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в дебатах, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях, а также создание собственных виртуальных экскурсий по Санкт-Петербургу, призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. В школе были проведены несколько выставок фотографии, среди которых две — «Читатель» (второе полугодие) и «Душа и лицо города дождей» (первое полугодие) - имели непосредственной опорой базу программы виртуального филиала. Это не было просто сбором иллюстративного материала, но в основе обеих выставок лежал анализ учащимися весомого количества текстов, форм выставок, проведенных в музеях мира, то есть дети попробовали себя в качестве создателей выставочной площадки со всеми ее законами, правилами, подобрали опорный материал, провели конкурс, разработали оформление собранных снимков, подобрали к ним комментарии из художественной литературы и, помимо представления выставке на школьных стенах, создали виртуальную экскурсию по культуре и тематическим образам.
За первое полугодие 2013/2014 учебного года состоялись запланированные уроки по истории искусства, литературе и истории — с опорой на программу Русского музея. Учащиеся 10 класса, разбирая на занятиях по литературе тему купечества в русской культуре XIX и XX веков, познакомились с весомым иллюстративным материалом, с творчеством художников И. И. Бродского, Б. Кустодиева и А. Рябушкина. Отдельно было проведено три урока для 6, 9 и 10 классов по теме «Жест, взгляд, ирония и сарказм в русском изобразительном искусстве». Здесь, помимо обсуждения жанра карикатуры в рамках журнального и плакатного пространств, была поднята проблема передачи диалога между персонажами художественного произведения в литературе и изобразительном искусстве. Пятые и шестые классы поучаствовали в обсуждении перестройки Летнего сада, познакомились с проектами реконструкции и историей места, с его отражением в поэзии и кинематографе. Для классов начальной школы были выбраны для проведения занятия, тематически связанные с их программами по литературе и окружающему миру - разговоры о декоративно-прикладном искусстве, о русской традиционной игрушке, об устройстве русской избы и о быте деревни на Руси, о сказках и сказителях, о расцвете иллюстративного мира XIX-XX веков, так ярко представленного художниками-мирискусниками.
За второе полугодие текущего года было проведено запланированное количество занятий для группы учащихся начальных классов (за исключением четырех — по причине городских майских праздников и болезни преподавателя), а также 22 урока вне плана (интегрированных с актуальными программами по литературе и мировой художественной культуре) — для учащихся средней школы (5а, 5б, 6а, 6б, 9а и 10а классы). Учащиеся 6а класса посетили выставку Н. Рериха, приуроченную к 140-летию со дня рождения художника, поучаствовали в «Блокадном конкурсе» (создание открыток ветеранам).

С учащимися 10 класса было проведено семь интегрированных уроков (литература и мировая художественная культура), направленных на подготовку к написанию экзаменационного сочинения по литературе. Тематикой большинства занятий стал «Петербургский текст» (литературные прогулки героев Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, В. С. Шефнера, петербургских поэтов серебряного века; адреса литературных издательств рубежа XIX-XX веков и изучение их роли в художественном мире эпохи). Особое внимание было уделено художественному направлению «Мир искусства». С учащимися был проведен урок, посвященный изучению места русской культуры в Европе (дягилевские «Русские сезоны» в Париже, и, как следствие, развитие интереса к русскому балету и моде, финские выставки начала XX века и их отражение в журнальном пространстве, пушкинские торжества и иллюстрации А. Бенуа к поэме «Медный всадник», меценаты и их роль в художественном мире, изменение отношения к оформлению детской литературы, иллюстрации И. Я. Билибина, М. А. Врубеля, братьев Васнецовых)

Медиатека филиала пополнилась четырьмя новыми ресурсами (музейные блоки).

Группа учащихся 9 класса (в сопровождении руководителя ИОЦ) посетила две лекции, посвященные современному искусству, организованные сотрудниками Русского музея, а также с большим интересом приняла участие в экскурсии по литературно-худоджественному Петербургу XIX века.

Краткие отчеты о проведенных мероприятиях можно найти на сайте ГБОУ СОШ №6 в разделе «Медиатека», либо на сайте Государственного Русского Музея (вкладка «События филиала») http://www.virtualrm.spb.ru/ru/virtual/spbschool6 .
Следующий учебный год в ГБОУ СОШ№6 в рамках «четырехлетия стихий» объявлен «Годом Человека». Для искусства место человека в мире — первостепенно. Это и философские мысли каждой эпохи, и соотношение человек-природа, это присутствие личности за произведением искусства, внимание к тем или иным проблемам структуры мира. В целом — это дает возможность развернуть очень серьезный диалог с и между учащимися о значении человека на произведении искусства, за ним и перед ним, что, в свою очередь, дает выход на огромное количество межпредметных тем.

Также в грядущем учебном году (декабрь) структурным подразделением запланирована конференция районного уровня для учителей, целью которой будет обмен опытом на примере работы программы виртуального филиала Русского музея. Мы планируем познакомить педагогов других школ с результатами нашей работы, примерами создания выставочного пространства на базе ГБОУ СОШ№6, обрисовать возможности, предоставленные нам программой Государственного Русского музея для учебного процесса, отразить опыт проведения интегрированных уроков для учащихся разных возрастных групп.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: