МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МО

ГОУ СПО МО «ЧЕХОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»


УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора техникума

__________ Дьячкова Е.Н.


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2008 – 2013 гг.


с. Новый Быт

2008 год

АННОТАЦИЯ

Данная программа разработана на основании Концепции воспитательной системы в ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» и отражает основные направления воспитательной деятельности в техникуме, их характеристику.

Составитель:

Юлия Евгеньевна Олисова


Должность:

Заместитель директора по воспитательной работе


Адрес:

Московская область Чеховский район

село Новый Быт

улица Новая дом 4

Директор:

Марина Станиславовна Трубчанинова

Телефон:

8 – 495 – 996 – 07 – 22 секретарь директора

8 – 496 – 724 – 11 – 41 секретарь директора

8 – 496 – 724 – 11 – 43 юрист

8 – 496 – 724 – 15 – 75 учебная часть

Специальности:

260303 «Технология молока и молочных продуктов»

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

261301 «Экспертиза качества потребительских товаров»

Наш девиз:

Профессионализм и культура


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4

2.

Современные Тенденции совершенствования системы воспитания


6

3.

Понятийный аппарат

7

4.

Цели, задачи и принципы программы

8

5.

Функции воспитательной деятельности

9

6.

Ожидаемые результаты

9

7.

Анализ условий воспитательной системы

10

8.

Модель содержания воспитательной






деятельности

12

9.

Основные направления воспитательной деятельности

13

10.

Управление учебно-воспитательной деятельностью

17

11.

Организация социального партнерства

17

12.

Обеспечение реализации программы

18

13.

Заключение

19

14.

Библиография

19

15.

Приложения:







  • Программа воспитания студентов через систему самоуправления







  • Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя







  • Программа о ЗОЖ







  • Локальные акты







  • Перспективный план воспитательной работы







  • План воспитательной работы на год техникума и структурных подразделений







  • Методическое пособие по организации и проведению классного часа




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость;
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
А.С. Макаренко

Для социально-возрастного периода развития студентов техникума характерно развитие мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. В юношеском возрасте решающее значение придаётся динамике «внутренней позиции» формирующейся личности, которая складывается  из того, как молодой человек на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих раннее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определённую структуру его отношений к действительности, к окружающим и к самому себе. Вместе с тем, в образовательном процессе происходит формирование познавательных и профессиональных интересов студента, его способности строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, которые в свою очередь влияют на становление внутренней позиции личности студента.

Техникум, как среднее специальное учебное заведение, являясь важным институтом социализации, продолжает вслед за общеобразовательной школой осуществлять воспитательные воздействия, раскрывающие для студента новые грани общечеловеческих ценностей Жизни, Добра, Истины, Красоты.

Техникум имеет возможность показать студентам пути реализации таких качеств человека как милосердие и сострадание не только в обыденной жизни, но и в профессиональной деятельности.

Техникум как средняя профессиональная школа позволяет представить ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания не только как абстрактный идеал, но и как учебную и практическую деятельность, как процесс становления и самосовершенствования профессионала.

Особый смысл приобретает на этом этапе жизни молодёжи формирование их активной гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании, осознании прав и свобод человека, правовой культуре, правовом поведении, способности к диалогу, к толерантности, ответственности за свои поступки и свой выбор, социальной справедливости.

Для юношей – студентов актуальным остаётся воспитание их как будущих защитников Отечества. И одним из важных направлений воспитательной деятельности в техникуме должно стать создание условий для подготовки к военной службе, для физического развития и занятий спортом, более глубокого  освоения российской культуры в общем контексте мировой культуры, что наполнит конкретным патриотическим содержанием воспитание у них гражданственности.

Такие качества человека как ответственность, целеустремлённость, самостоятельность и др. формируются у студентов техникума в условиях стремительно расширяющего круга их делового и профессионального  общения.

Необходимо учесть, что значительно изменился социально-психологический портрет студенчества – иные моральные критерии, жизненные ориентиры; многие студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, подвержены стрессам и неврозам, порой склонны к антисоциальному поведению.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Система  воспитания техникума опирается на исходные установки, разработанные ведущими учеными в области педагогики и психологии:

  • не должно быть воспитательной работы, должна быть воспитательная деятельность (воспитатель не воспитывает, у него воспитываются);

  • чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность эффективности воспитания;

  • в системе российского образования формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательной практики, личностно-ориентированный подход образования, оптимизация процессов социализации и индивидуализации.


ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Программа – это:

  • совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий;

  • содержание и план действий, работ;

  • изложение основных положений и целей деятельности коллектива, человека.

Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей (преподавателей, классных руководителей, родителей т.д.) и воспитанников (студентов), направленный на достижение поставленной цели.

Система – это некое множество элементов (составных частей), которые обладают присущими только им свойствами, закономерно связаны между собой и составляют определенную целостность, обеспечивают устойчивость и равновесие.

Воспитательная система – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов студенческого сообщества.

Плюрализм – это:

  1. наличие в современном обществе разнородных институтов и организаций, имеющих разнообразные (религиозные, экономические, этнические и культурные) интересы.

  2. идеология, основанная на принципе множественности, опосредствованности социально-политического универсума.

  3. философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания.

  4. система власти, которая основывается на поощрении многообразия и свободной конкуренции между различными общественными элементами;


ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

  • формирование гармонически развитой личности студента – юношей и девушек, готовых и способных полноценно выполнять систему объективных социальных ролей через овладение основами человеческой культуры.

Задачи программы:

  • способствовать развитию познавательных интересов студентов;

  • создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры, закреплением этих норм в их поведении;

  • развивать культуру поведения и общения;

  • развивать творческую активность;

  • способствовать сплочению студенческого коллектива;

  • вовлекать студентов в активную жизнь в социуме и общественных организациях;

  • сохранять существующие и создавать новые традиции в техникуме;

  • повышать методическую и профессиональную культуру участников воспитательного процесса.

Принципы воспитательной работы:

  • Гуманистическая направленность воспитания личности студента – подразумевает объединение детей и взрослых в единый коллектив;

  • Личностно-ориентированное воспитание студента – признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть, стремление сделать его конкурентоспособной личностью;

  • Природосообразность воспитания – этот принцип основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов;

  • Учет возрастных и гендерных особенностей;

  • Дифференциация воспитания – предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических особенностей: этнических, религиозных, исторических, политических взглядов;

  • Уважение к обществу, государству, Конституции, законам;

  • Воспитание ответственности за свои действия, поступки и поведение.


ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        • Развивающая – направлена на стимулирование положительных изменений в личности студента и педагога, развитие педагогического и студенческого коллектива.

        • Интегрирующая – объединение воспитательных действий, создание единой образовательной среды.

        • Регулирующая – упорядочивание образовательных процессов и формирование гармонически развитой личности студента, коллектива студентов и педагогов в целом.

        • Защитная – повышение уровня социальной защищенности студентов и педагогов, ослабление влияния негативных факторов окружающей среды и социума на личность студента и процесс его развития.

        • Корректирующая – педагогически целесообразная коррекция поведенческой модели студента с целью уменьшения негативного влияния на формирование его личности.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    1. Готовность студентов и преподавателей к саморазвитию.

    2. Улучшение психологического климата в микро – и макроколлективе.

    3. Удовлетворенность студентов, преподавателей и родителей результатами обучения в техникуме.

    4. Активизация органов студенческого самоуправления.

    5. Расширение внеурочной деятельности.

    6. Рост профессионализма преподавателей.


АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Организовать процесс воспитания, не принимая во внимание изменения в окружающем мире, невозможно. Эти изменения породили ряд проблем в организации воспитательного процесса, так как коснулись всех уровней воспитания: семью, школу, СПО, ВПО:

  1. Большинство семей занято зарабатыванием денег, карьерой, семейным благополучием и ослабили свое воспитательное воздействие на собственных детей, утратив духовный контакт с ними.

  2. Невысокая заработная плата заставляет преподавателя брать большую нагрузку, что сказывается на его деятельности как классного руководителя. Классный руководитель не имеет возможности уделить много времени студентам, а ведь именно у нем подростки ищут поддержки, когда встречаются с негативными явлениями, с непониманием окружающей действительности. Учебная загруженность преподавателей мешает их творческому и профессиональному росту. Статус преподавателя упал до статуса «делопроизводителя».

Все это приводит к отклонениям в поведении, в психическом развитии подростков. Растет их жестокость, преступность, наркозависимость.

В техникум приходят юноши и девушки в возрасте 15 – 17 лет, имеющие слабое физическое здоровье, нередки случаи хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, внутренних органов, что приводит к частым и длительным пропускам учебных занятий. Студенты первых курсов показывают слабые школьные базовые знания, низкий уровень учебной мотивации, недостаток учебных навыков. У большинства студентов отмечаются снижение общей эрудиции, низкий кругозор, отсутствие интереса к чтению, в целом к познанию. Как следствие этого низкий интерес к своей личности, слабый потенциал развития и в тоже время на фоне всего этого часто наблюдается завышенное самомнение. Наряду с этим в поведении студентов можно отметить бедность духовных потребностей, нравственную незрелость, примитивные формы общения,

отсутствие важнейших навыков культуры поведения. Многие из студентов – из неблагополучных семей, некоторые находятся под опекой или на попечительстве родственников, поэтому педагогам и классным руководителям часто бывает трудно привлечь родных такого студента к воздействию и коррекции личностного развития.

Эти показатели социо-культурного, физического и психического развития студентов необходимо учитывать в планировании и организации учебно-воспитательной работы в группах на каждом курсе и в техникуме в целом.

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Воспитательные фазы цикла

Воспитательные функции педагогического коллектива и их краткая характеристика

1.

Подготовка педагогического коллектива к решению воспитательных задач

Диагностическая: изучение студентов, их воспитанности, условий и среды обитания, его эффективности.

Целевая ориентация – выбор воспитательных задач.

Планирование – разработка перспективного плана, текущего плана на год, планов работ классных руководителей, программ различной направленности.

2.

Подготовка студентов к восприятию воспитательных воздействий, к решению поставленных задач

Организаторская: организационное обеспечение воспитательных воздействий (студенческое самоуправление, секции, кружки, классные часы и пр.), программы воспитания различной направленности, функциональные обязанности работников воспитательной сферы.

Побудительная: формирование у студентов психологической готовности к восприятию.

Коммуникативная: установление со студентами воспитательного контакта (взаимопонимание, доверие, согласие, сотрудничество) и регулирование отношений студентов.

3.

Реализация педагогического замысла в конкретном воспитательном воздействии

Формирующая: перевод целей воспитания в целевую ориентацию студентов, обеспечивающую полноценное освоение и выполнение системы социальных ролей, а именно субъекта:

  • Материальных потребностей;

  • Познания и учения;

  • Самовоспитания;

  • Социума.

4.

Контроль, анализ, оценка и коррекция деятельности

Контрольно-аналитическая и оценочная: контроль, анализ, оценка эффективности воспитательных воздействий. Координация и коррекция – согласование воспитательных воздействий и их коррекция.

5.

Совершенствование деятельности

Совершенствования: творческий поиск педагогическим коллективом новых форм и методов воспитания.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Организация и воспитание коллектива студентов

Цель:

  • Формирование и развитие личности как субъекта коллективных, микрогрупповых и межличностных отношений;

  • Формирование и развитие коммуникативной культуры личности, культуры самоорганизации в системе коллективных отношений;

  • Формирование сплоченного коллектива как основного фактора в укреплении успеваемости и воспитания морального облика каждого студента.

    1. Работа с активом студентов по развитию самоуправления

Цель:

  • Формирование актива техникума, анализ результативности работы актива.

  • Осуществление взаимосвязи с администрацией техникума, группами и родителями.

  • Разработка предложений студенческого самоуправления по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

  • Воспитание ответственности за порученное дело.

    1. Воспитание и развитие личности студента

Цель:

  • Формирование и развитие личности студента как «Я – субъекта».

  • Формирование и развитие начал самовоспитания и саморазвития.

  • Формирование и развитие готовности и способности полноценно выполнять эгосферные роли.

  • Формирование умений самоорганизации свободного времени.

    1. «И в профессию путь покажется многогранным и удивительным»

Цель:

  • Формирование и развитие личности как субъекта познания и учения.

  • Формирование и развитие умений и навыков для самостоятельного усвоения новых знаний, приобретения новых умений, непрерывного самообразования.

  • Формирование и развитие традиций техникума через проведение олимпиад по предметам, конкурсов по специальности.

  • Воспитание культуры делового человека.

  • Удовлетворение образовательных интересов личности, подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена, владеющих соей специальностью.

    1. «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цель:

  • Укрепление здоровья студентов.

  • Повышение их санитарно-гигиенической культуры.

  • Поддержание работоспособности.

  • Пропаганда и внедрение физкультуры и здорового образа жизни.

  • Актуализации потребности студентов в хорошем здоровье, физическом благополучии как средства достижения жизненно важных ценностей: быть красивым, состоятельным, занять положение в обществе и пр.

    1. «Мы против курения, алкоголя и наркотиков!»

Цель:

  • Профилактика вредных привычек: наркомании, табакокурения, алкоголизма.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

    1. «Я родился в России!»

Цель:

  • Формирование и развитие личности как гражданина России, ответственного за судьбу коллектива и будущего своей страны.

  • Формирование и отстаивание традиций, вкусов, привычек, убеждений своего народа и своей страны.

  • Формирование потребности в сохранении памятников культуры, гордости за достижения своего народа и всего человечества.

  • Воспитание любви к своему Отечеству и родному краю, готовности к его защите, воспитание чувства гордости за подвиг старшего поколения.

  • Формирование и развитие правовой культуры студентов, системы правовых знаний.

  • Воспитание студентов в духе моральной ответственности за соблюдение законов, прав и обязанностей граждан.

  • Развитие стереотипов правомерного поведения.

  • Формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.

    1. «Жить по законам истины, добра и красоты»

Цель:

  • Формирование и развитие эстетических вкусов, убеждений и потребностей.

  • Формирование и развитие способности оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

  • Воспитание ответственности за природные ресурсы своей страны и мира.

  • Объяснение студентам незыблемости таких категорий, как добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость.

    1. «Все начинается с семьи…»

Цель:

  • Формирование системы знаний, умений, убеждений, основ семейной культуры личности, необходимой для полноценного выполнения сыновне-дочерней роли, супружеской роли, отцовско-материнской роли.

    1. «Веселье делу не помеха», «Дерзайте! Вы талантливы!»

Цель:

  • Формирование и развитие личности как «Я – субъекта».

  • Организация досуга студентов.

  • Сохранение и развитие традиции.

  • Изучение и развитие способностей студентов.

    1. Работа социального педагога, классного руководителя с социальными группами студентов

Цель:

  • Обеспечение психологического сопровождения личностного и профессионального становления студентов техникума.

  • Осуществление профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания.

  • Социальное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов, из малообеспеченных семей и пр.

  • Работа с детьми из неблагоприятных семей.

  • Консультирование студентов по социально-правовым вопросам.

  • Информирование студентов в сфере пособий и льгот студентов.

  • Помощь студентам с психологическими проблемами.

    1. Работа с проживающими в общежитии

Цель:

  • Выяснение условий проживания и условий для самоподготовки.

  • Помощь в адаптации к проживанию в общежитии.

  • Формирование готовности и способности к достойной жизни в обществе и трудовом коллективе.

  • Предупреждение правонарушений, вредных привычек, других негативных явлений.

  • Воспитание потребности в самообразовании и самовоспитании.

    1. Работа с родителями и преподавателями-предметниками

Цели:

  • Формирование готовности и способности достойной жизни в обществе и трудовом коллективе.

  • Предупреждение правонарушений, вредных привычек, других негативных явлений.

  • Воспитание потребности в самообразовании и самовоспитании.

    1. Методическая работа

Цель:

  • Повышение квалификации (профессиональной компетентности) работников.

  • Ознакомление с новыми взглядами, технологиями и пр. в профессии и образовании.


УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Управление техникумом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, Уставом техникума и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Учредителем техникума является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Приложения:

  • Схема «Управление воспитательной деятельностью»

  • Схема «Структура Совета самоуправления в техникуме»

  • Схема «Структура Совета самоуправления в учебной группе»


ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Положенная в основу современной модели российского образования идея социального партнерства является одним из стратегических направлений перспективного развития техникума.

Многоцелевое устойчивое сотрудничество с разными категориями социальных партнеров строится на основе взаимного сотрудничества и направлено на повышение результатов деятельности техникума потребностям регионального рынка труда, подготовку востребованных конкурентоспособных специалистов для предприятий перерабатывающей отрасли АПК. Социальными партнерами техникума являются: Схема «Структура организации социального партнерства»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В нашем техникуме с 70-летней  историей и прославленными традициями есть все предпосылки для усовершенствования системы воспитательного влияния на студентов.

Сохранены должности заместителя директора по воспитательной работе, председателя методического объединения  классных руководителей, классных руководителей, старост учебных групп, воссоздаются студенческие советы самоуправления, работают спортивные секции, художественная самодеятельность, и др. Для координации их деятельности в помощь заместителю директора техникума введены должности социального педагога, руководителя физического воспитания, воспитателя общежития и пр.

Существует возможность повышения квалификации (по мере финансирования), проводятся обучающие семинары   с классными руководителями, школа молодого классного  руководителя, заседания методического объединения классных руководителей.

Реализация указанных в программе задач осуществляется системно на основе ежегодно утверждаемого директором техникума  плана воспитательной работы через учебный процесс, все виды практик, студенческое самоуправление. Главными средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя и сила техникумовских  традиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу техникума. Воспитание может и должно быть понято как передача опыта от старшего поколения младшему и как взаимодействие преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

Воспитательное воздействие оказывает вся  атмосфера техникума, формируемая всеми сотрудниками техникума.

Программа должна служить основой для планирования воспитательного процесса, конкретных программ, отдельных планов цикловых комиссий, отделений, в подразделениях (спортзал, библиотека, СМИ), общежитиях.

Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер. Поэтому данная программа должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.
БИБЛИОГРАФИЯ

      1. Учебник «Педагогика» под редакцией Л.П. Крившенко. Москва, Проспект, 2010 г.

      2. Справочник заместителя директора по воспитательной работе

      3. Журнал «Классный руководитель»

      4. Справочник классного руководителя

      5. Интернет




страница 1


скачать

Другие похожие работы: