Раздел 9 . Модель выпускника ГОУ СОШ №6


Модель выпускника школы – это отражение желаемых и возможных состояний и процессов развития учащегося школы на определенный ступени обучения. Модели выпускников отличаются на разных этапах обучения с учетом естественного психического развития учащегося. Цветные вкладки со схематичным отображением модели выпускника, с целью создания полноценного образа дополняют текстовую информацию. (см. ниже)
I. Учет естественного психического развития
В основу моделирования естественных психических предпосылок развития учащихся ложится периодизация психического развития согласно Эльконину Д.Б. в рамках деятельностного подхода, где деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей.
Каждый психологический возраст учащегося характеризуется показателями:

1. Социальная ситуация развития

2. Ведущая деятельность

3. Основные новообразования
Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.

Ведущая деятельность - критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития. Ее появление и смена естественны при нормальных условиях развития ребенка.

Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования это психологические свойства, которые достигаются человеком в ходе его развития на определенной ступени.
Смена типов деятельности и формирование личностных новообразований детей в зависимости от школьного возраста:
Учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет ос­новную задачу обучения, является ведущей деятельностью младшего школьного возраста. В процессе ее осуществления ребенком происходит интенсивное формирование его интел­лектуальных и познавательных сил. Новообразование – произвольное целеполагание, умение брать на себя ответственность.

  1. Деятельность общения, заключающаяся в построении интимно-личных отношений со сверстниками на основе опре­деленных морально-этических норм, является ведущей для подросткового возраста. Новообразование - социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где занимает место помощника взрослого. Второе новообразование – это интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростка - это результат самостоятельной работы.




  1. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков (старшеклассников). Новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», в т.ч. профессионального образа «Я». Это связан: с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых.


II. Основные компетентности учащегося ГОУ СОШ №6, составляющие его портрет выпускника определенной ступени.
В Программа развития ГОУ СОШ №6 строится на базе компетентностного подхода.

Формулировки ключевых компетенций формулируются на базе общепринятой российской классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.
Одновременно, использование и опра только на эти компетентности выявляют несколько групп противоречий, в том числе:

1. Несоответствие изначальной практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной ориентацией педагогической практики.

2. Отсутствие предметной и возрастной соотнесенности компетентностного подхода.

3. Неясность национально-культурного, социально-политического и, наконец, социально-психологического контекста разработки стандартов и реализации в нем компетентностного подхода.
Поэтому, нами компетентность рассматривается как феномен, укорененный в общественной образовательной практике и отражающий существующий баланс интересов общества (родителей), образовательных учреждений (школ, вузов и пр.) работодателей, а также потребителей (самих учеников).

Сегодня конкурентоспособность  человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Тогда основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных компетенций, которые понятны учителям, учащимся, родителям, работодателям и другим доменам общества.
ГОУ СОШ №6 выделяет следующие компетенции для своих учащихся, которые им необходимо достичь в разной степени на определенной ступени развития :
1. Познавательная компетентность - интеллектуальная зрелость в соответствии с нормами возраста – переход к формально-логическому мышлению, достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения обучения и участия в конкурсах и олимпиадах, развиты память и внимание, сформирован вербальный интеллект и словарный запас, научное мировоззрение, дивергентность мышления.

2. Деловая компетентность проявляется в двух аспектах - «Отношение к делу» – ответственный, созидающий, организованный в пространстве и времени, стремящийся к успеху. «Отношение к вещам» - понимание степени важности материального благополучия личности, семьи, общества, бережливый, экономичный, экологичный, бережно относящийся к культурному наследию.

3. Социальная компетентность - общественно активный, толерантный в межличностных и межкультурных коммуникациях, имеющий дружеские отношения, поведенчески и эмоционально адекватный, отзывчивый, развита эмпатия, уважительный, соблюдающий основные правила этикета и школьного Устава.

4. Личностная компетентность – способный к рефлексии и самоконтролю своего поведения, творчески активный, инициативный, любознательный, с чувством патриотизма, осознающий свои сильные стороны и стороны требующие развития, уверенный в себе.

5. Самообразовательная компетентность - умеющий рассчитывать на свои силы, стремящийся знания применять на практике, умеющий осуществлять самостоятельный поиск нужной информации. 

6. Компетентное отношение к собственному здоровью – спорториентированный, умеющий освобождаться от негативной энергии и нервозности, снимать усталость, умеющий адекватно оценивать риски и последствия своего поведения.
Таким образом, для нас важен результат «на выходе» не то, сколько часов и какое количество предметов человек освоил за время обучения в школе, а какие знания и умения приобрел: умение учиться, коммуникативность, отношение к работе и т.д.
Для каждой ступени развития будет выделена своя область ведущих компетентностей, на которые будет сделан акцент в образовательном процессе в соответствие с естественными условиями развития.
Выпускник начальной школы, 4 класс
Развитые компетентности

  1. Познавательная компетентность

  2. Самообразовательная компетентность


Развивающиеся, потенциальные компетентности

    • Компетентное отношение к собственному здоровью

    • Личностная компетентность

    • Деловая компетентность

    • Социальная компетентность


Выпускник основного звена, 9 класс
Развитые компетентности

  1. Познавательная компетентность

  2. Социальная компетентность




  1. Личностная компетентность

  2. Самообразовательная компетентность


Развивающиеся, потенциальные компетентности

    • Компетентное отношение к собственному здоровью

    • Деловая компетентность


Выпускник старшей школы, 11 класс
Развитые компетентности

  1. Познавательная компетентность

  2. Деловая компетентность

  3. Личностная компетентность

  4. Самообразовательная компетентность

  5. Социальная компетентность

  6. Компетентное отношение к собственному здоровью


III. Возможности дальнейшего развития выпускника
На каждом этапе обучения у учащегося есть выбор дальнейшего образовательного маршрута. Программа ГОУ СОШ №6 выстраивается таким образом, что акцент будет сделан на развитии познавательной компетентности в научно-технической и инженерно-экономической сфере. Гуманитарный аспект образования, в основном иностранные языки, развиваются как базовая составляющая социальной и деловой компетентности. У учащегося всегда есть выбор, который обеспечивается качественным образованием в школе:


  • Продолжение обучения в ГОУ СОШ №6 по инженерно-техническому и естественнонаучному направлениям.

  • Углубленное дополнительное образование по индивидуальному маршруту, в случае активного участия в олимпиадах регионального уровня и выше.

  • Свободный выбор дальнейшего образовательного маршрута в другой школе или гимназии в соответствии со своими интересами и склонностями на территории России и за рубежом.


IV. Средства развития компетентностей

Достижение развития компетентностей – вопрос тонкой ежедневной работы всего педагогического состава ГОУ СОШ №6, который обеспечивает условия в виде:


  • Получения учащимся глубокого уровня знаний по основным предметам в рамках федерального стандарта.

  • Дополнительное образование, в т.ч. школьный компонент знаний ориентируется на предметы инженерно-экономического, технического и естественнонаучного циклов.

  • Дополнительное образование, в т.ч. школьный компонент знаний ориентируется на предметы общегуманитарного цикла, языковой подготовки для формирования гуманитарно-гуманистического мировоззрения и общей культуры выпускника.

  • Специализированная программа воспитания учащихся ГОУ СОШ №6 заключается в развитии личностной, деловой, социальной, самообразовательной компетентностей и компетентного отношения к собственному здоровью.

  • Корпоративная идентичность учащегося школы №6 – это средство развития деловой компетентности как формы моделирования отношений в бизнесе.


Итак, вырисовывается портрет учащегося, заканчивающего одну из ступеней обучения в ГОУ СОШ №6 (см. рисунок ниже)
Выпускник начальной ступени

Созидающая личность, с ориентацией на естественнонаучное познание мира природы и техники. Здоровый ребенок. С хорошим личностным и познавательным потенциалом , имеющий возможность выбирать любой дальнейший образовательный маршрут.
Выпускник 9 класса, основной ступени обучения

Конструктивная, созидающая личность ориентированная на самостоятельный выбор жизненного пути. С хорошо развитыми коммуникативными навыками в области сотрудничества и деловой комуникации в поликультурном сообществе, способный к самообучению, планированию времени, к самостоятельной постановке целей и их достижению. Обладающий навыками инженерно-экономического или научного мышления.
Выпускник 11 класса, абитуриент

Целеустремленная, созидающая личность, ориентированная на построение профессиональной карьеры в области науки или техники. С хорошей базовой научнотехнической, экономической, языковой подготовкой для дальнейшего обучения как в Российских университетах, так и по программам подготовки специалистов зарубежом.
Данная программа согласована с документами, созданными администрацией и работниками ГОУ СОШ №6, которые являются неотъемлемой, составляющей частью Программы развития.

Приложение 1. Программа развития по ОЭР ГОУ СОШ №6 на 2010-2013 гг. «Методика организации образовательной деятельности с использованием технологических ресурсов нового поколения»

Приложение 2. Программа воспитательной работы «Мой мир, моя планета»



С приложениями 1 и 2 можно знакомиться на сайте ГОУ СОШ №6 http://sch6.spb.edu.ru/ или в методическом кабинете ГОУ СОШ № 6.

Приложение 3 Письмо Рособразования от 20.01.2010 «О профориентационной работе в вузах»


страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы: